Характеристика класса
Характеристика класса может быть представлена следующим образом:
1. Общие сведения о коллективе и история его формирования. Численность учащихся, из них мальчиков и девочек, возрастной состав, когда сформировался коллектив, были ли слияния с другими коллективами, смена классных руководителей, число вновь прибывших учащихся и др.
2. Учебная деятельность. Общая характеристика успеваемости и дисциплины, положительные и отрицательные моменты в учебной работе, отношение к ним актива класса и всего коллектива.
3. Результаты диагностики уровня воспитанности учащихся. Интересы, коммуникативные и организаторские умения, направленность личности.
4. Социальная направленность деятельности коллектива (социальное единство – СОЕ):
а) наличие общей цели деятельности, широта и устойчивость интересов;
б) лидеры и актив класса: характеристика (их направленность личности, инициативность, самостоятельность, требовательность к себе и другим, авторитет среди членов коллектива и на чем он основан и др.); механизм избрания, по каким качествам, наличие в коллективе неформальных лидеров, их влияние на коллектив, взаимодействие с активом класса и др.;
в) наличие «отверженных» в коллективе, возможные причины;
г) характер взаимоотношений внутри класса и с другими классными коллективами: стремление к общению, коллективному труду.
5. Организационное и волевое единство (ОРЕ):
а) наличие органов самоуправления, их действенность;
б) сплоченность (ценностно-ориентационное единство) коллектива: степень единства мнений при решении разнообразных вопросов, единства действий в совместной деятельности, характер решения вопросов взаимопомощи, отношение к ошибкам, влияние неудач на взаимодействие;
в) характер принятия групповых решений: быстрота и легкость в согласовании действий, умение прислушаться к мнению других;
г) способность самостоятельно поставить групповые цели, выбрать способ действия, довести дело до конца, изменить в зависимости от ситуации и условий цели и способ действий и др.;
д) наличие и взаимодействие микрогрупп.
6. Эмоциональное единство (ЭМЕ):
а) психологический климат и настроение коллектива;
б) характер и реагирование на неудачи всего коллектива и отдельных его членов;
в) отношение к критике и самокритике в коллективе;
7. традиции класса.
Составленная таким образом на диагностической основе характеристика позволяет классному руководителю определить весьма конкретные , обоснованные, реально измеряемые цели и задачи воспитательного процесса.
б) характер реагирования на неудачи всего коллектива и отдельных его членов, отношение к негативным проявлениям членов коллектива;
в) отношение к критике и самокритика в коллективе.
7. Традиции класса: наличие и степень устойчивости.
Составленная таким образом на диагностической основе характеристика класса позволяет классному руководителю определить весьма конкретные, обоснованные и реально измеряемые цели и задачи воспитательного процесса.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.