Традиционный урок | Компетентностно-ориентированный урок |
- это ограниченный во времени отрезок учебного процесса, в рамках которого осуществляется передача знаний, умений, навыков, развитие познавательных и творческих способностей учащихся. | - это не только ограниченный во времени отрезок учебного процесса, а законченный в логическом и смысловом отношении отрезок учебного процесса, на котором в процессе активной деятельности происходит усвоение учащимися знаний, умений, навыков, осуществляется саморазвитие и самореализация учащихся. |
Это урок, на котором можно увидеть:
… обучение переносу теоретических знаний по предметам в практическую жизнедеятельность учащегося;
… способы деятельности на уроке являются универсальными, то есть, применимыми к различным предметным областям;
…. освоение учащимся способов работы со знаниями (знания – средство понимания и осмысления, развития смыслов);
… ученик проживает историю открытия явления, то есть воспринимает одномоментно весь необходимый для этого опыт;
… ученик выбирает, пробует, преобразует, создает новое…
Признаки компетентностно-ориентированного урока:
Традиционный урок | Компетентностно-ориентированный урок |
На традиционном уроке легко работать: его организация проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей. | На современном уроке происходит интегрирование материала, используются разнообразные формы построения урока. |
Учитель выступает в роли передатчика знаний. Ученик играет пассивную роль. | Учитель выступает в роли организатора. Ученик играет активную роль. |
Ученик не участвует в конструировании урока. | Ученик участвует в конструировании урока. |
Акцент делается на память, заучивание и повторение. | Акцент делается на самостоятельное добывание знаний. |
Учитель постоянно оценивает знания учеников. | Постоянное применение поощрений и наказаний необязательно. |
Преобладает ориентация на академические (всеохватывающие) образцы формирования знаний. | Формирование знаний происходит по свободной системе. |
Традиционный урок | Компетентностно-ориентированный урок |
Применяется постоянная проверка знаний учеников. | Проверка знаний осуществляется не с такой систематичностью. |
Акцент делается на соревновательность между учениками. | Акцент делается на совместную коллективную работу учеников. |
Обучение происходит в рамках класса. | Обучение не ограничивается только классом. |
Слабый акцент на творческое начало. | Учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся. |
Опора на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний. |
Уроки традиционного обучения
КОУ
Урок «открытия» новых знаний
Урок отработки и рефлексии
Урок общеметодологической направленности
Урок развивающего контроля (построения системы знаний)
Урок изучения новых знаний
Уроки совершенствования ЗУН
Уроки обобщения и систематизации
Уроки контроля и коррекции ЗУН
Типы уроков:
Деятельностная цель:
расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов
формирование способности учащихся к новому способу действия
Содержательная цель:
Урок «открытия» новых знаний
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания.
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
8) Рефлексия (подведение итогов занятия).
Структура урока «открытия» нового знания
Содержательная цель:
закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д.
формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Деятельностная цель:
Урок отработки умений и рефлексии
Структура урока отработки умений и рефлексии
1. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности
2. Этап актуализации и пробного учебного действия
3. Этап локализации индивидуальных затруднений
4. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений
5. Этап реализации построенного проекта
6. Этап обобщения затруднений во внешней речи
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
8. Этап включения в систему знаний и повторения
9. Этап рефлексии деятельности на уроке
Содержательная цель:
построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития и выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий курсов
формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов
Урок общеметодологической направленности
Деятельностная цель:
Структура урока общеметодологической направленности
Этап мотивации.
Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Этап закрепления с проговариванием во внешней речи.
Этап включения изученного в систему знаний.
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Содержательная цель:
контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов
формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции
Деятельностная цель:
Урок развивающего контроля
Структура урока развивающего контроля
1 урок – контрольная работа
Структура урока:
1. Этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности.
2. Этап актуализации и пробного учебного действия.
2 урок – анализ контрольная работы
Структура урока:
3. Этап локализации индивидуальных затруднений
4. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений
5. Этап реализации построенного проекта
6. Этап обобщения затруднений во внешней речи
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
8. Этап решения заданий творческого уровня
9. Этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности
Традиционное обучение
КОУ
2. Проверка выполнения домашнего задания
Цель:
проверка домашнего задания
2. Актуализация и фиксация затруднений в деятельности
Цель:
организация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»;
выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося
Структура урока
Традиционное обучение
КОУ
4.Объяснение нового материала
Учитель сам объясняет новый материал урока.
4.Поиск решения проблемной ситуации
Учитель предлагает материал для наблюдения и систему вопросов.
Новое знание обучающиеся получают в результате самостоятельного исследования
Структура урока
Традиционное обучение
КОУ
5. Первичное закрепление с проговариванием
Цель:
организация усвоения детьми нового способа действий при решении задач с их проговариванием во внешней речи
5. Первичное закрепление
Цель:
организация усвоения обучающимися нового учебного материала
Структура урока
Традиционное обучение
КОУ
Самостоятельная работа
Цель:
выявление качества и уровня ЗУН
Самостоятельная работа с (само) взаимопроверкой
Цель: организация самостоятельного выполнения заданий на новый способ действий и самопроверки решений по эталону;
создание ситуации успеха;
возможность выявления причин ошибок и их исправления.
Структура урока
Традиционное обучение
КОУ
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение
Цель:
включение нового знания в систему знаний;
повторение и закрепление ранее изученного
7. Обобщение и систематизация знаний
Цель:
организация деятельности обучающихся по переводу отдельных знаний и умений в целостные системы внутри учебного предмета и межкурсовые.
Структура урока
Традиционное обучение
КОУ
9.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Цель:
сообщение домашнего задания;
инструктаж по его выполнению
9. Информация о домашнем задании входит в этап рефлексии учебной деятельности
Обязательная часть – задание посильное для каждого ребёнка на вариативной основе и с творческим компонентом;
Необязательная часть
Структура урока
Этапы конструирования урока
Определение темы учебного материала.
Определение дидактической цели темы.
Определение типа урока.
Продумывание структуры урока.
Обеспеченность урока.
Отбор содержания учебного материала.
Выбор методов обучения.
Выбор форм организации педагогической деятельности
Оценка знаний, умений и навыков.
Рефлексия урока.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.