Структура мастер-класса как фактор компетентностного подхода в системе дополнительного образования
(Из опыта работы п.д.о первой квалификационной категории Новоточиной И.Н)
Компетентносный подход в дополнительном образовании детей это его ориентация на получение конкретных результатов решения задач личностного развития учащихся через освоение дополнительной образовательной программ.
Введение компетентностного подхода в учебный процесс требует серьезных изменений и в содержании образования, и в осуществлении учебного процесса, и в практике работы педагога. Для формирования ключевых компетентностей необходимо выбрать такую технологию обучения, при которой обучающийся большую часть времени работал бы самостоятельно и учился планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом.
Требования к технике проведения урока:
1. Урок должен быть эмоциональный.
2. Темы и ритм урока должен быть оптимальным.
3. Полный контакт учителя и учащихся.
4. Атмосфера доброжелательности и активного творческого труда.
5. Смена видов деятельности.
6. Обеспечение активного учения каждого ученика
Ещё А.Ф. Дистервег говорил, что «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить», а для этого он (хороший учитель) должен сам обладать педагогической компетентностью: т.е. быть – предприимчивым, ответственным, коммуникабельным, творческим, самостоятельным человеком, способным видеть и решать проблемы автономно и в группах, готовый и способный постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте, работать в команде, владеть методиками диагностики своего предмета и психологического развития детей, быть культурным и привлекательным.
Ключевые компетенции необходимы в любом виде деятельности и связаны с успехом личности
Я хочу поделиться опытом формирования и развития продуктивной компетенции учащихся на кружковых занятиях объединения «Природа и фантазия», в ходе которых создаются различные творческие работы, проекты. Уровень сформированности продуктивных компетенций учащихся в кружковой деятельности характеризуют результаты участия в конкурсах различного уровня и выбор будущей профессии по своим компетенциям. Мои учащиеся участвуют в конкурсах творчества, часто побеждают, а после школы поступают учиться по своим направлениям дизайна.
Мастер-класс - это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи. Мастер-класс - это форма занятия, в которой сконцентрированы такие характеристики: вызов традиционной педагогике, личность педагога с новым мышлением, не сообщение знаний, а способ самостоятельного их построения с помощью всех участников занятия, плюрализм мнений и др.
Мастер-класс имеет определенную структуру:
· теоретическую часть;
· показ или демонстрацию технологии процесса;
· практическую часть – создание продукта;
· презентацию продукта (афиширование);
· выводы (рефлексию).
На основе структуры мастер-класса строится алгоритм его проведения.
Согласно ему педагог-мастер: · определяет задачи, формулирует проблемную ситуацию; · представляет участникам мастер-класса технологию; · формирует рабочие творческие группы; · организует самостоятельную практическую работу педагогов.
Самый ответственный момент – это тщательная подготовка к мастер-классу, которая также осуществляется в несколько этапов. Пример подготовки и проведения мастер-класса. Рассмотрим один из вариантов подготовки и проведения мастер-класса.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ МАСТЕР-КЛАССА
«ДЕКОРАТИВНАЯ ПОДВЕСКА»
Это итоговое мероприятие, в рамках которого обучающиеся (педагоги) изготавливают подвеску из деревянного кольца диаметром 5-6 см, и предлагают варианты их декорирования, используя различные природные материалы: джут, косточки и семена различных растений.
Структура мероприятия включает три части:
- общую организационную,
- основную практическую
- заключительную (презентацию полученных продуктов).
1. Начнём с подготовки основы для будущей подвески. Это деревянное (можно пластмассовое) кольцо от старых гардин. Нанесём на него полимерный клей и обмотаем ровными рядами верёвки (джут). Сразу делаем петлю за которую будет крепиться подвеска на шнурке.
2. Основа готова. Перейдём к декорированию. (Демонстрируется образец). Из предложенных материалов предлагается украсить подвеску. У каждого участника должен получиться свой собственный дизайн.
3. Наши подвески готовы. Необходимо закрепить их на шкурке и дать немного просохнуть.
Для итоговой части каждого мастер-класса отводится определенный сектор. Педагог, который проводит обучение в мастерской, заранее подготавливает пространство для игровой презентации в соответствии с темой и сюжетом игры. Практическая часть мастер-класса проводится в разных помещениях. Их мастера выбирают и подготавливают заранее. В мастерской в течение 20–40 минут (в зависимости от сложности технологии) педагоги знакомятся с процессом изготовления той или иной подвески и сами пробуют создать авторский продукт.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.