Структура урока с детьми с ОВЗ

  • docx
  • 28.10.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Структура урока с детьми с ОВЗ.docx

"Структура урока (занятия) с детьми с ОВЗ"

Этапы урока по ФГОС

Структура урока усвоения новых знаний:

1.     Организационный этап.

2.     Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3.     Актуализация знаний.

4.     Первичное усвоение новых знаний.

5.     Первичная проверка понимания

6.     Первичное закрепление.

7.     Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8.     Рефлексия (подведение итогов занятия)

Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

1.     Организационный этап.

2.     Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

3.     Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4.     Первичное закрепление
в знакомой ситуации (типовые)
в изменённой ситуации (конструктивные)

5.     Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

6.     Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

7.     Рефлексия (подведение итогов занятия)

Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)

1.     Организационный этап.

2.     Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

3.     Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4.     Актуализация знаний.
с целью подготовки к контрольному уроку
с целью подготовки к изучению новой темы

5.     Применение знаний и умений в новой ситуации

6.     Обобщение и систематизация знаний

7.     Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8.     Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9.     Рефлексия (подведение итогов занятия)

Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

1.     Организационный этап.

2.     Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3.     Актуализация знаний.

4.     Обобщение и систематизация знаний
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

5.     Применение знаний и умений в новой ситуации

6.     Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7.     Рефлексия (подведение итогов занятия)

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

Структура урока контроля знаний и умений

1.     Организационный этап.

2.     Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3.     Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).
Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура

4.     Рефлексия (подведение итогов занятия)

Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.

1.     Организационный этап.

2.     Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3.     Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.

4.     Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

5.     Рефлексия (подведение итогов занятия)

Структура комбинированного урока.

1.     Организационный этап.

2.     Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3.     Актуализация знаний.

4.     Первичное усвоение новых знаний.

5.     Первичная проверка понимания

6.     Первичное закрепление

7.     Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8.     Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9.     Рефлексия (подведение итогов занятия)

Расшифровка категорий ОВЗ в образовании


Педагогическая расшифровка видов ОВЗ изложена в Федеральном Законе об образовании РФ. Он описывает специфику категорий «особых» школьников и специальные условия для получения образования каждой из них. Особенности развития диагностируются ППМК. К ним относятся нарушения зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития (ЗПР), нарушения интеллектуального развития, расстройство поведения и общения, в том числе РАС и СДВГ, комплексные нарушения развития.

КАДРОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Учитель – дефектолог (логопед, сурдопедагог, тифлопедагог)

  • Обследование детей, выявление потребностей и объем в коррекционной работе
  • Составление индивидуального плана занятий
  • Проведение индивидуальных и групповых занятий (развитие мышления, тренировка зрительной и слуховой функции, памяти, расширение словаря ребенка и т.д.)
  • Консультирование и работа с другими педагогами
  • Методическая помощь учителю инклюзивного класса (форма учебной работы вне класса, приемы обучения для успешного освоения материала)
  • Консультирование родителей по организации занятий во внешкольное время

Педагог – психолог

  • Выявляет особенности ребенка, характер взаимодействия со сверстниками, родителями 
  • Готовит социальную среду, в которой будет обучаться ребенок с ОВЗ (разъясняет другим детям и педагогическому коллективу об особенностях детей с ВОЗ) 
  • Помогает учителю и другим педагогам наладить контакт с родителями ребенка с ОВЗ и родителями детей без нарушений, подобрать приемы взаимодействия друг с другом ØПроводит консультации педагогов, родителей, тьютеров 
  • Проводит занятия в сенсорной комнате (комнате психологической разгрузки)

Социальный педагог

  • Контроль за соблюдение прав любого ребенка, обучающегося в школе 
  • Выявляет потребности ребенка и семьи в социальной поддержке, в адаптации ребенка к школе 
  • Взаимодействует с органами социальной защиты, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования 
  • Помощь родителям ребенка с ОВЗ в адаптации к школе, в среде других родителей 
  • Способствует социализации, информированию об инклюзивном образовании в учебном заведении

Тьютор

  • Специалист непосредственного сопровождения ребенка с ОВЗ в течение всего учебного дня (как во время уроков, так и в свободное время) 
  • Основная задача – помощь всем участникам процесса (ребенок, родитель, учитель) адаптироваться в формировании учебных навыков, навыков адаптивного поведения
  • Взаимодействие с учителем в процессе обучения, социализации детей, работы с родителями ребенка

Учитель

  • Основной специалист, осуществляющий психолого – педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ, его семьи и других специалистов 
  • Необходима специальная подготовка учителя к ведению инклюзивного класса 
  • Учитель в инклюзивном классе должен быть активным, подхватывающим новые технологии и методики

 

 

ОВЗ по ФГОС

Виды ОВЗ по ФГОС определены в соответствии с вариантами адаптированных основных образовательных программ (АООП) для учеников.

  • глухие, 4 варианта АООП НОО
  • слабослышащие, 3 варианта
  • слепые, 4 варианта
  • слабовидящие, 3 варианта
  • с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА), 4 варианта
  • с задержкой психического развития (ЗПР), 3 варианта
  • с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), 3 варианта с расстройствами аутического спектра (РАС), 4 варианта
  • с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 2 варианта(3)