Структура индивидуальной образовательной программы представляет собой единую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных разделов, каждый из которых имеет свою смысловую нагрузку. Данные разделы в совокупности позволяют обеспечить психолого-педагогическую работу с ребенком с ограниченными возможностями здоровья по различным направлениям.
В первой части даются краткие сведения о ребенке: диагноз, возраст, результаты первичного психолого-педагогического обследования.
Вторая часть раскрывает общие требования к проведению занятий с ребенком, которые ранее были оговорены в совместной беседе с мамой, или иным близким взрослым.
Третья часть – раскрывает содержание коррекционно-восстановительной работы с ребенком, ориентированное на основные линии развития детей в норме: социальную, физическую и познавательную, а также отражает рекомендации для родителей, или близких малыша. Охарактеризуем более подробно каждое направление.
Структура индивидуальной образовательной программы для детей с ОВЗ
Структура индивидуальной образовательной программы представляет собой
единую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных разделов, каждый из которых
имеет свою смысловую нагрузку. Данные разделы в совокупности позволяют обеспечить
психологопедагогическую работу с ребенком с ограниченными возможностями здоровья
по различным направлениям.
В первой части даются краткие сведения о ребенке: диагноз, возраст, результаты
первичного психологопедагогического обследования.
Вторая часть раскрывает общие требования к проведению занятий с ребенком,
которые ранее были оговорены в совместной беседе с мамой, или иным близким взрослым.
В педагогических условиях выделяются правила для проведения занятий с
ребёнком: организация режима занятий, уточнение места проведения занятий и подбор
игрового материала, а также указываются доступные для малыша способы общественного
опыта (совместные действия с взрослым, подражательные способности, действия по
показу, по жестовой инструкции с речевым сопровождением, действия по речевой
инструкции взрослого).
Соответствующее возрасту ребенка способы общения и взаимодействия с
взрослым выстраиваются в совместной деятельности, в общении, в котором большую роль
играют доверительные, доброжелательные отношения: следует уважать личность ребенка,
учитывать его желания и возможности.
Подбор предметов и игрушек для занятий осуществляется с учетом нарушения,
интереса, возможностей и возраста ребенка. Педагог знакомит родителей с дидактическим
и развивающим материалом.
Третья часть – раскрывает содержание коррекционновосстановительной работы с
ребенком, ориентированное на основные линии развития детей в норме: социальную,
физическую и познавательную, а также отражает рекомендации для родителей, или
близких малыша. Охарактеризуем более подробно каждое направление.
Важнейшей задачей психологопедагогической помощи детям раннего возраста с
отклонениями в развитии является их изучение в целях разработки организации и
содержания коррекционного процесса. Этот процесс включает в себя психолого
педагогическое сопровождение родителей и целенаправленную коррекционно
педагогическую работу с ребенком.
Принципы коррекционноразвивающего обучения: единство диагностики и
коррекции отклонений в развитии; эмоциональноличностный подход; учет генетического
хода развития; учет возрастных и индивидуальных особенностей; учет ведущей
деятельности; развивающий подход; принцип поэтапности и последовательности
педагогических и коррекционных действий; комплексность коррекционной работы;
активное привлечение ближайшего окружения ребенка к работе.
Общеразвивающие и коррекционные задачи: развитие возрастных психологических
новообразований, ведущей и типичных видов деятельности, общения со взрослым и
сверстниками. Основные условия реализации задач психологопедагогической помощи:
адекватный характер общения взрослого с ребенком; создание предметноразвивающей
среды и материальнотехнического оснащения; разработка содержания коррекционно
педагогического воздействия, учитывающего характер структуры нарушения и степень его
выраженности; включение родителей в педагогический процесс; включение ребенка в
коллектив сверстников; подготовленный специалист.
К специальным условиям относятся: адекватные способы общения и
взаимодействия взрослого с ребенком; создание предметноразвивающей среды; четкое
выполнение режима дня.
Задачи психологопедагогической помощи детям младенческого возраста:‒ формирование эмоциональноличностного и эмоциональноделового общения;
‒ развитие хватания и манипулятивной деятельности;
‒ развитие движений;
‒ формирование ориентировочноисследовательской деятельности;
‒ развитие зрительнодвигательной координации;
‒ развитие понимания обращенной речи и стимуляция лепета;
‒ формирование навыков в быту и социального поведения;
‒ активизация познавательного интереса к окружающим людям и предметам.
Основными направлениями психологопедагогической помощи в младенческом
возрасте являются: развитие эмоционального общения со взрослым; нормализация тонуса
мышц и моторики артикуляционного аппарата, развитие подвижности органов
артикуляции; стимуляция голосовых реакций, звуковой и речевой активности; коррекция
кормления; развитие сенсорных процессов; развитие речевого дыхания и голоса;
формирование движений руки и действий с предметами; формирование подготовительных
этапов понимания речи.
1.
Лазуренко, С.Б. Содержание коррекционнопедагогической работы с
недоношенными детьми первого полугодия жизни в системе комплексной
реабилитации/ С.Б. Лазуренко // Дефектология. – 2005. №4.
Литература
2.
МихайловаСвирская,
Индивидуализация образования детей
дошкольного возраста. Пособие для педагогов ДОО/ МихайловаСвирская Л.В.
М.: Издательство «Просвещение», 2014. 124с.
Л.В.
3.
МихайловаСвирская, Л.В. Работа с родителями. Пособие для педагогов
ДОО / МихайловаСвирская Л.В. М.:Издательство «Просвещение», 2014. 120с.
4.
Морозова, В.В. Взаимодействие учителялогопеда с воспитателями
дошкольных образовательных организаций/ Морозова В.В. М.: ДетствоПресс,
2014. 96с.