Структура методологического знания ( уровни и подходы )
Оценка 4.6
Презентации учебные
ppt
психологическая работа +2
Взрослым
26.12.2018
Философский уровень – составляют общие принципы познания и категориальный строй науки в целом.
Общенаучный уровень – представляет собой теоретические концепции, применяемые ко всем или большинству научных дисциплин.
Конкретно-научный уровень – включает совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине.
Технологический уровень – составляют методика и техника исследования, обеспечивающие получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку.
0.09.ppt
Структура методологического знания ( уровни и подходы )
СТРУКТУРА
МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО
ЗНАНИЯ
( УРОВНИ И ПОДХОДЫ )
Структура методологического знания ( уровни и подходы )
МЕТОДОЛОГИЯ -
• Учение о методе научного познания и
преобразования мира.
• Учение о принципах построения,
формах и способах научно-
познавательной деятельности.
Структура методологического знания ( уровни и подходы )
МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
СТРУКТУРА
(Э.Г. ЮДИН):
• Философский уровень – составляют общие
принципы познания и категориальный строй науки
в целом.
• Общенаучный уровень – представляет собой
теоретические концепции, применяемые ко всем
или большинству научных дисциплин.
• Конкретно-научный уровень – включает
совокупность методов, принципов исследования и
процедур, применяемых в той или иной
специальной научной дисциплине.
• Технологический уровень – составляют методика
и техника исследования, обеспечивающие
получение достоверного эмпирического материала
и его первичную обработку.
Структура методологического знания ( уровни и подходы )
Уровень философской методологии
представляет собой философские знания, полученные
при помощи методов философии разрабатываемые
обычно профессиональными философами.
Философия выполняет двоякую методологическую роль:
«во-первых, осуществляет конструктивную критику
научного знания с точки зрения условий и границ его
применения, адекватности его методологического
фундамента и общих тенденций его развития.
Во-вторых, философия дает мировоззренческую
интерпретацию результатов науки. Философская
методология, становясь неотъемлемой частью
мировоззрения психолога, определяет постановку им
исследовательских и практических задач, задает
наиболее существенные мировоззренческие
предпосылки для видения той реальности, с которой
имеет дело психолог.
Структура методологического знания ( уровни и подходы )
Уровень общенаучных общенаучных
принципов и форм исследования
Как отмечают В.П. Зинченко и С. Д. Смирнов,
получил развитие лишь в XX в. К нему относятся
содержательные научные концепции (например,
концепция ноосферы В.И. Вернадского),
универсальные концептуальные системы
(тектология А. А. Богданова, общая теория
систем Л. фон Берталанфи) и некоторые
современные общенаучно-методологические
подходы (синергетика Г. Хакена, концепция
автопоэзиса У. Матураны и Ф. Варелы, теория
диссипативных структур И.Р. Пригожина),
Методологию системного проектирования Г. П.
Щедровицкого также можно отнести к данному
уровню.
Структура методологического знания ( уровни и подходы )
Уровень конкретно-научной
методологии
применяется к конкретной науке и
специфическим для нее познавательным
задачам. Методология этого уровня
разрабатывается прежде всего
специалистами в данной области знания.
На этом уровне методологических
исследований философские и
общенаучные принципы конкретизируются
и преобразуются применительно к данной
науке и той реальности, которую она
изучает.
Структура методологического знания ( уровни и подходы )
Уровень методики и техники
исследования
связан с исследовательской практикой. Он
представляет собой нормы и требования к
приемам ведения исследовательской
практической работы. В психологии к нему
относятся нормы проведения
экспериментально-психологических
исследований классификации видов
эксперимента, требования к разработке
психодиагностических методов и их.
Структура методологического знания ( уровни и подходы )
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ПОДХОДЫ
Структура методологического знания ( уровни и подходы )
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
• обязывает исследователя рассматривать
психические явления как систему, не
сводимую к простой сумме ее частей
(сумма частей больше целого, т. е. свойства
системы шире, чем совокупность свойств ее
частей);
Структура методологического знания ( уровни и подходы )
ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ
ПОДХОД
• к пониманию человеческой психики
составляет общеметодологическую основу
психологии и признает единство внешней
(материальной) и внутренней (психической)
деятельности, социальную
обусловленность развития психики и
сознание как высший этап ее развития;
Структура методологического знания ( уровни и подходы )
ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД
• требует проведения исследований с
учетом индивидуально-
психологических особенностей
человека;
Структура методологического знания ( уровни и подходы )
НОМОТЕТИЧЕСКИЙ И
ИДЕОГРАФИЧЕСКИЙ
ПОДХОДЫ
• направлен на выявление различного
рода обобщений в психической
жизни субъектов;
• наоборот, нацелен на описание
единичного, уникального в психике
человека.
Структура методологического знания ( уровни и подходы )
ВЕРОЯТНОСТНЫЙ ПОДХОД
• к решению задачи прогнозирования
поведения индивида базируется на
информации, полученной
статистическими методами;
Структура методологического знания ( уровни и подходы )
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.