Уроки – игры характеризуются такими положительными качествами, как ярко выраженная мотивация деятельности, добровольность участия и подчинения правилам, заинтриговывающая неопределённость исхода и более высокая, по сравнению с обычными уроками, обучающая, развивающая, и воспитательная результативность.
Для использования всех игр в обучении характерна общая структура учебного процесса, включающая четыре этапа
Структура проведения урока – игры.
Уроки – игры характеризуются такими положительными
качествами, как ярко выраженная мотивация деятельности,
добровольность участия и подчинения правилам, заинтриговывающая
неопределённость исхода и более высокая, по сравнению с обычными
уроками, обучающая, развивающая, и воспитательная
результативность.
Для использования всех игр в обучении характерна общая
структура учебного процесса, включающая четыре этапа:
1. Ориентация: учитель представляет тему, даёт
характеристику игры, общий обзор её хода и правил.
2. Подготовка к проведению: ознакомление со сценарием,
распределение ролей, подготовка к их исполнению, обеспечение
процедур управления игрой.
3. Проведение игры: учитель следит за ходом игры,
контролирует последовательность действий, оказывает необходимую
помощь, фиксирует результаты.
4. Обсуждение игры: даётся характеристика выполнения
действий, их восприятие участниками, анализируется положительные
и отрицательные стороны хода игры, возникшие трудности,
обсуждается возможные совершенствования игры, в том числе
изменения её правил.
Конечно, использование игры в обучении связано с рядом
проблем, и прежде всего с меньшей обучающей эффективностью
игры по сравнению с обычной учебной работой, основу которой
составляет учение как вид специальной деятельности учащихся,
направленной на усвоение знаний, формирование умений и навыков.
К тому же далеко не все учителя в достаточной мере знакомы сучебными играми, немаловажной является и проблема обеспечения
дисциплины, должного порядка в ходе игры по причине повышенной
оживлённости, эмоциональности учащихся. Однако глубокая
продуманность учебной цели, обоснованный отбор содержания
учебного материала и обеспечение высокого уровня включенности
всех учащихся в игру, в которой ключевые роли получают не только
сильные в учении, позволяют преодолеть эти и другие проблемы.
В последние десятилетие медленно, но достаточно настойчиво в
школьную практику начали внедряться компьютерные игры.
Эпизодичность использования компьютера на большинстве уроков в
настоящее время вообще создаёт обстановку игры даже в том случае,
если учащиеся работают по обучающим программам. Однако
существуют и специальные игровые программы по различным
учебным предметам: биология, химия и другие.
Особая ценность игры для современного образования заключается
в новых логических конструкциях и их сочетаниях при исследовании
мира возможностей, открытие и освоение которых приносит так
много удовольствия и так важно для постижения вероятностных
процессов в природе и обществе.