Родительские собрания проводятся с целью обеспечения взаимодействия семьи и школы, что является одним из принципов организации эффективного учебного процесса. Помимо встреч с руководителем классного коллектива, которые собираются 4-5 раз за учебный год, по некоторым вопросам могут организовываться еще и общешкольные родительские собрания.
Выступление областном семинаре
"Семья и школа – два слагаемых успеха".
Если спросить у любого директора школы, что самое сложное и проблемное в
его работе, то без сомнения услышим ответ – это работа с родительским
сообществом. И проблема здесь не в том, чтобы привлечь их в школу, а в том, чтобы
сделать родителей активными субъектами образовательного процесса,
ответственными за качество образования своих детей.
Я вижу здесь два пути решения:
1. Определить наиболее важные (проблемные в ОП) направления взаимодействия
с родительской общественностью.
2. Выбрать самые эффективные и результативные механизмы включения семьи в
образовательный процесс по отработанным направлениям.
В нашем образовательном учреждении определены несколько стратегических
линий партнёрства с родительским сообществом:
управление ОУ;
реализация школьных программ;
опытно – экспериментальная деятельность;
детскородительскоучительская деятельность (спортивнооздоровительная,
досуговая, духовнонравственная, воспитательная, проектная и другие).
Это даёт нам возможность с одной стороны – обеспечить открытость школьной
образовательной среды, её мобильность; с другой – дать родителям возможность
влиять на качество образования собственных детей.
Мы много экспериментировали, применяли традиционные и новые, самые
современные формы совместной жизнедеятельности с семьёй, и постоянно
анализировали, отбирали наиболее действенные и эффективные, и конечно создавали
собственные стратегические линии.
1. Управление ОУ это направление самое значимое, но и самое сложное.
Традиционно родители лишь формально участвуют в управлении. Но нам
удалось вовлечь актив родительского сообщества в этот процесс и возложить на них
ответственность за принимаемые управленческие решения.
У нас действует Управляющий совет (как и в любой другой школе). Но члены
УС
от семей учащихся инициируют проведение: социологических опросов
родителей, конкурсов, социальных проектов, рейдов по проверке библиотеки,
пищеблока, родительских конференций, дебатов и др.
Чтобы активизировать деятельность родительских комитетов в классах, УС
разработал и проводит конкурс "Лучший родительский комитет". Портфолио
родительского комитета (критерии и показатели деятельности) позволило создать в
каждом классе творческое сообщество детей и взрослых и своевременно
корректировать возникшие проблемы в классе.
В школе также функционируют:
Совет по профилактике девиантного поведения учащихся;
Совет по здоровью;
Совет по развитию школьной инфраструктуры.2. Реализация школьных программ.
Этой линии совместной деятельности мы уделяем особое внимание, так как:
1. Родители помогают детям осваивать социальный опыт, социальные роли,
ценностные составляющие личности человека.
2. Это позволяет формировать особый уклад школьной жизни,
обеспечивающий создание социальной среды развития обучающегося
через урочную и внеурочную деятельность.
Наши родители участвуют и ведут одно из направлений по программам:
"Разговор о правильном питании";
"Семья";
"Школа – территория здоровья";
"Шаг в будущее";
"Внутришкольный мониторинг";
"Я – гражданин" и другие.
Кроме того, 4 творческих студии для учащихся начальных классов
организовали и ведут родители учащихся: "Капельки"; "Маски"; "Перекрёсток";
"Волшебная нить".
3. Опытноэксперементальная деятельность.
Это направление новое в нашей работе с родителями, но мы уже
анализируем первые результаты и отмечаем, что оно необходимо.
Реализация проектов:
"Электронный дневник",
"Дистанционная
консультация для родителей", "Школьная жизнь. Родительский взгляд", создание
на школьном сайте страниц для родителей, электронной приёмной, блога
директора школы – всё это даёт возможность создать единое пространство всех
участников ОП информационное пространство, активно использовать его для
формирования информационной культуры родителей, построения позитивного
имиджа ОУ.
4. Детскородительскоучительская деятельность.
Эта линия включает в себя самый широкий спектр форм совместной работы.
Но самой интересной мы считаем – Дни родительской общественности в школе.
Они проходят 1 раз в полугодие и всегда бывают тематические. Например: "Если
в школе интересно…", "Идеальная школа + идеальная семья = Самый лучший
ребёнок", "Здоровым быть здорово" и так далее. Эти дни включают в себя до 810
различных мероприятий с участием родителей, и позволяют в один день побывать
в школе от 200 до 380 родителей.
Традиционными в школе стали:
родительский клуб;
индивидуальные и групповые консультации для родителей;
психологические тренинги;
фотовыставки "В школе поселился ФГОС", "Мои родители тоже были
учениками" и т.д.;
родительские дебаты;
открытый микрофон;
совместные заседания УС и правительства школьной республики и многое
другое.
Всё выше обозначенное мной является хорошей основой для развития
педагогической компетенции родителей в целях содействия социализации
обучающихся в семье и что самое главное для включения родителей в реализацию
ФГОС.