Сценарий большой игры для старшеклассников «ЗНАТОКИ КОНСТИТУЦИИ»

  • doc
  • 27.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Методическая разработка.doc

Сценарий большой игры для старшеклассников

«ЗНАТОКИ КОНСТИТУЦИИ»

для 9-11 классов

Цель:

·        способствовать формированию   понимания  структуры   и  основных положений Конституции Российской Федерации

Задачи:

·        воспитание активной  гражданской позиции;

·        способствовать формированию  у  обучающихся представления о правах человека как главной общечеловеческой ценности;

·        формировать у обучающихся  представление о том,  что каждый  человек должен знать свои  права и основные документы, в которых  эти права  закрепляются;

·        развивать творческую активность и побуждать обучающихся к самостоятельному  мышлению;

·        воспитывать уважительное отношение к правам других людей

 

В турнире принимают участие  5 команд  по 5 человек

Каждая команда  имеет своё название. (например: Правоведы, Умники, Знатоки….)

Жюри: учителя истории, права, обществознания

Система оценок: за каждый правильный ответ  5 баллов.

 

1 день

Ведущий:

Из всех   юридических документов  наиболее известны  широкому  кругу  граждан  Конституция. Вряд  ли  вы найдете  человека, который  не слышал бы  о том, что в его государстве есть конституция.

Конституцией гордятся, на них клянутся, ими укрепляют государственную  власть.

Конституция -  это своеобразный  договор  между  народом,  обществом  и властями, государством. Народ стремится  зафиксировать в ней  возможно больше  прав и свобод Власть утверждает такие  формы правления , которые  позволяют  ей успешно  выполнять  врученные  обществом  функции и обеспечить реализацию принципов социальной  справедливости .

Конституция – это основной закон  государства. Она определяет  государственное  устройство, регулирует  образование законодательных  и исполнительных органов  власти, устанавливает   принципы избирательной  системы , фиксирует  права и обязанности граждан.

 Конституция Российской Федерации принята  12 декабря  1993 года.

 

Начинается она словами:

« Мы многонациональный народ Российской Федерации, соединенной общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость  ее  демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и  процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

Просмотр видео ролика «20 лет Конституции»  (от проекта INFOUROK.RU)

 

О Конституции вы узнаете ещё больше в процессе нашей игры.

 

Первое  задание командам «Права и свободы»

У вас на столе  лежит   «Конституция Российской Федерации» и  таблица   за три минуты командам необходимо  выписать из Конституции наибольшее количество статей, в которых говорится о правах и свободах   граждан,  и подписать   какие  права и свободы  гарантирует  эта  статья.

П/н

Статья Конституции

Российской Федерации

Право и свобода, которые она  гарантирует

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Второе  задание командам «Объяснялка»

Каждой команде  будет представлен отрывок из художественного произведения. Команда  должна   объяснить какие права и свободы, согласно Российской Конституции,  были  нарушены.

 

Какие конституционные  права  были  нарушены?

«Сказка  о царе  Салтане …» ( А.С. Пушкин )

…Допьяна гонца  поят

И в суму его  пустую

Суют грамоту  другую-

И привез гонец хмельной

В тот же день приказ такой:

«Царь  велит своим боярам,

Времени не тратя  даром ,

И царицу и приплод

Тайно бросить в бездну  вод.»

         (Ответ: «Нарушение   права  на неприкосновенность частной жизни и права на  личную неприкосновенность.)

 

Какие конституционные  права  были  нарушены?

«Сказка о золотом  петушке» ( А.С. Пушкин )

Молвил царь ему, - что скажешь?

Подь поближе! Что  прикажешь?»-

«Царь! – ответствует мудрец,-

Разочтемся  наконец.

Помнишь? За мою услугу

Обещался мне  как другу,

Волю первую мою

Ты исполнить, как свою.

Подари ж ты мне  девицу

 Шамаханскую царицу..»

Крайне царь  был изумлен.

………………………

Полно,  знаешь ли, кто я?

Попроси ты от меня

Хоть казну, хоть чин  боярский,

Хоть  коня с конюшни  царской,

Хоть пол  царства моего!»-

«Не хочу я ничего!

Подари ты мне  девицу,

Шамаханскую царицу»,-

Говорит мудрец в ответ.

Плюнул царь:»Так лих же: нет!

Ничего ты не получишь.

Сам себя ты грешник, мучишь;

Убирайся, цел пока!

Оттащите старика!»

Старичок хотел  заспорить,

Но с иным  накладно вздорить;

Царь хватил его жезлом

По лбу; тот упал ничком,

Да и дух вон. – Вся столица  содрогнулась

( Нарушено право на жизнь и личную неприкосновенность, невыполнение  обязательств по договорам ( гражданское  право)

 

Поэма А.С. Пушкина 

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед  народом

Через леса, через моря

Колдун несет богатыря;

В темнице  там царевна  тужит,

А серый волк ей верно  служит

( Нарушено   право  на свободу и личную неприкосновенность)

 

А.С.  Пушкин « Сказка о золотой  рыбке

Вот неделя,  другая проходит,

Еще   пуще старуха  вздурилась;

Опять к рыбке  старика  посылает:

Не хочу быть  столбовою дворянкой,

А хочу быть вольною царицей».

Испугался старик, взмолился:

«Что  ты  баба ,  белены  объелась?

Ни ступить,  ни молвить не умеешь!

Насмешишь  ты целое  царство».

Осердилась  пуще старуха,

По  щеке  ударила  мужа:

« Как  ты смеешь, мужик, спорить  со мною,

 Со мною,  дворянкой  столбовою?

( Нарушено право на  личную неприкосновенность  и оскорбление  действием.)

 

Солнце по   небу  гуляло

И за тучу  забежало.

Глянул  заинька в окно,

Стало  заиньке темно

 

А сороки - белобоки

Поскакали  по полям ,

Закричали  журавлям:

«Горе! Горе! Крокодил

Солнце в небе проглотил!»

Наступила темнота,

Не ходи за ворота:

Кто на улицу попал –

Заблудился и пропал.

 

Плачет серый воробей:

Выйди солнышко скорей!

Нам без солнышка обидно –

В поле зернышка не видно!»

( Нарушено право  на   благоприятную окружающую  среду )

 

Третье  задание командам  «Викторина»

Каждой команде  будут  предложены  вопросы. Время на работу с вопросами 7 мин. 

1. Сколько разделов в Конституции Российской Федерации? ______________________

2. Сколько глав в Конституции? ______________________________________________

3. На сколько лет избирается Президент Российской Федерации? __________________

4. Во сколько лет можно стать Президентом Российской Федерации? _______________

5. Из скольких палат состоит Федеральное Собрание? ____________________________

6. Какую власть осуществляет Правительство Российской Федерации? _____________

__________________________________________________________________________

7. Какого возраста нужно достигнуть гражданину Российской Федерации, чтобы можно было стать судьей? ___________________________________________________

8. Сколько лет должно быть гражданину Российской Федерации, чтобы стать депутатом Государственной Думы? ___________________________________________

9. Кто является единственным источником власти и носителем суверенитета в Российской Федерации? _____________________________________________________

10. Кто осуществляет государственную власть в Российской Федерации? __________________________________________________________________________

11. Какой закон имеет высшую юридическую силу? _____________________________

12. Что подлежит официальному опубликованию? _______________________________

13. С какого возраста гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности? ________________________

14. Что по Конституции Российской Федерации является высшей ценностью? __________________________________________________________________________

15. Сколько статей в Конституции Российской Федерации? _______________________

 

Четвертое  задание командам «Найди нарушения»

Из  детских книг «Золушка»,  «Три поросенка»,  «Красная  шапочка», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»,  «Серая  шейка», которые  находятся у вас на  столах найти примеры:

Ø Нарушения права  на отдых;

Ø Нарушение права на жизнь и личную неприкосновенность;

Ø Нарушение  права  на неприкосновенность  частной собственности ;

Ø Нарушение права на неприкосновенность частной жизни;

 

Пятое  задание командам    «Закончи предложения»

1. Статья 2. Человек, его права и свободы являются _____________________________

2. Статья 14. Религиозные объединения отделены от государства и равны __________

__________________________________________________________________________

3. Статья 19.  Все равны перед законом и ______________________________________

4. Статья 21. Достоинства личности охраняется _________________________________

5. Статья 22. Каждый имеет право на свободу и _________________________________

6. Статья 23. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту _____________________________________________________

7. Статья 29. Каждому гарантируется свобода мысли и __________________________

__________________________________________________________________________

8. Статья 41. Каждый имеет право на охрану здоровья и _________________________

9.Статья 46. Каждому гарантируется судебная защита его прав и __________________

__________________________________________________________________________

10. Статья 58. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к _______________________________________________________________

11. Статья 60.  Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с ________________________

__________________________________________________________________________

12. Статья 91. Президент Российской Федерации обладает _______________________

__________________________________________________________________________

13. Статья 95. Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и __________________________________________________________________________

14. Статья 118. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только _______

__________________________________________________________________________

 

Ведущий: Спасибо всем командам за участие в первом дне большой игры. Мы встретимся с вами завтра продолжим игру и услышим ваши проекты. Домашнее задание командам: создать свое государство. Определить  структуру  власти  и полномочия. Определить  какими бы  главными правами  вы бы наделили  своих граждан, чтобы  они   жили  счастливо! Время на защиту вашего проекта будет 10 минут. Для защиты вы можете создать презентацию, видеоролики и т.п. Мы не прощаемся – мы просто ненадолго расстаёмся.

 

2 день

 

Ведущий: Наука  утверждает,  что  всякое человеческое общество – будь то небольшая   группа  или целое  государство   и даже  весь мир народов  и государств -  нуждается  или  как  говорят ученые,  испытывает  потребность  в четкой  организации деятельности  людей. Давно  очень  давно поняли люди громадные  преимущества   порядка  и страшную,  разрушительную   силу   беспорядка.

Действительно, как  тяжело сказываются  на  судьбах людей, ссоры, нетерпимость, перерастающие в   бесконечное   кровопролитие  войн,  революций, междоусобиц. Рушится  все,    что  создавалось долгим  трудом , гибнут  люди, гибнет  природа ,  тянутся  по  земле  бездомные    беженцы ,  разорение  и запустение  надвигаются  туда,  где еще  недавно цвела   мирная жизнь.

          Людям всегда  был  остро  необходим такой  регулятор поведения,  который  помог бы  им  спокойно договариваться   по самым  острым    проблемам,  мирно и справедливо  улаживать  любые  конфликты. И такой  регулятор  был  найден. Мудрость  и  здравый смысл,  присущие человеку, привели  к открытию права,  предназначение которого  как  раз  в  том  и состоит,  чтобы  предотвращать  хаос, конфликты.

          Порядок и справедливость   право  устанавливает  путем  четкого  определения   меры  свободы людей.  Подлинная свобода  состоит в том ,  чтобы  уметь правильно  пользоваться  своими  правами  и уважать права  других  людей.

Все  наши  права  точно  определены  и записаны   в правовых  документах  главным из  которых  для  всех  граждан России  является  Конституция  Российской Федерации

          Напоминаю: Конституция Российской Федерации принята 12 декабря 1993  года. За последние годы в нее были внесены  изменения и дополнения, на принципы  построения нашего государства, основы  конституционного строя и права и свободы  человека и гражданина  остались незыблемы.

Знание Конституции – основного закона  нашей страны,  обязательное   условие становления гражданина  России

 

Сегодня  мы  с  вами  продолжим  выяснять  насколько хорошо  мы знаем  наши  права  и обязанности,  устройство  нашего  государства,    основы  нашего конституционного  строя.

 

Шестое  задание командам «Главы Конституции»

В данном задании рассматриваются 7 из 9 глав Конституции, командам по каждой главе задаются 5 вопросов. Одновременно с речью  ведущего  вопросы   появляются  на  экране.

 

Глава  1  Конституции Российской  Федерации называется «Основы  конституционного строя».  В ней    дается   всесторонняя   характеристика  нашего государства как демократического,  правового, федеративного,  с республиканской формой  правления.

                                                                                                                       

·        Что является  высшим   непосредственным   выражением  власти   народа.

     (референдум и свободные  выборы)

 

·        Перечислите  кто и что осуществляет  государственную власть  в Российской  Федерации?

     (Президент    Российской     Федерации, Федеральное  собрание,

      Правительство  Российской        Федерации,  суды Российской     Федерации )

 

·        Что обозначает провозглашенный  в  ст. 14   Конституции   Российской Федерации светский  характер государства ?

     (это  значит, что  никакая  религия не  может  быть установлена  в

      качестве  государственной  религии. Религиозные  объединения   отделены 

      от  государства  и равны  перед законом.)

 

·        Что  по  Конституции Российской Федерации является  высшей ценностью государства?

     (человек,  его  права  и свободы )

 

·        Могут  ли  в России  применяться   неопубликованные  законы  и другие      

      нормативно – правовые акты, затрагивающие  права,   свободы   и обязанности     

      человека  и гражданина?           (нет)

 

Глава 2  Конституции   посвящена  правам и свободам  человека и  гражданина

·        Почему  основные  права и свободы  человека  неотчуждаемы.

    (потому,  что  принадлежат  ему от  рождения)

 

·        Какие  три  основных   естественных  права  человека  изложены в  ст.20,  22,  23  Конституции  Российской  Федерации

    (право на  жизнь, на  свободу и личную  неприкосновенность)

 

·        Какое  из  естественных  прав  граждан  нарушает    требование   администраций  о  прописке  по  месту  жительства?

    (право  свободно  передвигаться и выбирать  место  жительства)

 

·        Перечислите  политические права граждан  Российской Федерации?

(участвовать в управлении  делами  государства, право на  объединение  в  партии профессиональные  союзы,  право  собираться    мирно    без  оружия   на  митинги, демонстрации,  право  обращаться  в государственные                              учреждения)

 

 

·        Статья   43  Конституции Российской  Федерации  гласит,  что   каждый  имеет  право  на  образование.  Чем  гарантируется    это  право  для  каждого.

     (общедоступностью и бесплатностью основного общего,  среднего

     образования)

 

Глава 3  Конституции  посвящена территориальному  устройству  нашего  государства и называется  «Федеративное  устройство»

 

·        Территория  Российской  Федерации включает в себя  территорию ее субъектов, внутренние  воды и территориальное  море,  воздушное  пространство  над  ними.   На  каких  условиях  могут  быть  изменены  границы  между  субъектами    Российской  Федерации?

(только с их взаимного согласия)

 

·        Возможно ли  установление  таможенных   границ,  пошлин, сборов  на      

     территории   Российской  Федерации между  субъектами?       (нет)

 

·        Могут  ли законы  и иные  нормативные   правовые   акты  Субъектов Российской  Федерации  противоречить федеральным  законам.    (нет)

 

·        Какие  два  города  Российской  Федерации имеют федеральное значение и являются  самостоятельными  субъектами?      (Москва, Санкт – Петербург)

 

·         Какой язык   считается  государственным   на  всей  ее территории?

     (русский)

 

Глава 4  Конституции   Российской  Федерации  называется: «Президент Российской  Федерации», в ней  записаны порядок  избрания Президента, его  полномочия и порядок отрешения  от  должности.

·        Кто  может  быть  избран  Президентом  Российской  Федерации?

     (гражданин  Российской  Федерации  не моложе 35 лет, проживающий в    

     России  не  менее  10  лет)

 

·        С какого момента,   вновь  избранный,  Президент  может  приступить к исполнению  своих  обязанностей  с момента когда  объявят результаты  выборов и вручат  мандат   или с момента  принесения  присяги?

     (с момента  принесения  им присяги)

 

·        Кто является  верховным  главнокомандующим   Вооруженными  Силами         

     Российской  Федерации?      (Президент)

 

·        Какой    властный  орган  страны  может  отрешить  Президента  от  власти?

(Совет  Федерации - высшая  палата  парламента)

 

·        На  какой  срок  избирается Президент  Российской  Федерации?

     (на 4 года)

Глава  5 Конституции Российской  Федерации называется: «Федеральное  Собрание» 

·        Какое  название  носит  парламент  Российской  Федерации ?

     (Федеральное  Собрание)

 

·        С какого      возраста  гражданин    Российской  Федерации может избираться в   

    Государственную  Думу?     (с 21 года)

 

·        Как совместно  или  раздельно   проходят  заседания  Совета  Федерации и

     Государственной  Думы?   (раздельно)

 

·        Из  какого количества  депутатов  состоит  Государственная Дума?

     (450 депутатов)

 

·        Кем может быть  распущена  Государственная  Дума?  (Президентом)

 

6 глава Конституции «Правительство Российской  Федерации»

·          Какую власть в   Российском  государстве осуществляет  правительство?

       (исполнительную)

 

·        Кем  назначается    Председатель Правительства  Российской  Федерации?

    (Президентом  с согласия  Государственной  Думы )

 

·        Если  избран  новый  президент  Российского  государства,  что  должно  сделать Правительство?  (сложить свои полномочия)

 

·        Постановления и распоряжения  Правительства  Российской  Федерации обязательны  к исполнению  на   какой   части  территории Российской Федерации? (на  всей  территории)

 

·        Кто  может  принять решение  об отставке Правительства?

    (Президент  или  само  Правительство)

 

Глава  в Конституции Российской  Федерации  называется «Судебная власть»

 

·        Разбирательство в суде  согласно  Конституции Российской  Федерации открытое или  закрытое?  (открытое)

 

·        Из  какого  количества судей  состоит  Конституционный  Суд?

     (из 19 судей)

 

·        Разрешается  ли  заочное  разбирательство в судах уголовных  дел?

     (нет)

 

·        Какой  суд  является   высшим  судебным  органом   по  гражданским, уголовным, административным  и иным делам?

     (Верховный  Суд  Российской  Федерации)

 

·        Кем назначается  и освобождается  от должности  Генеральный  прокурор Российской  федерации?  (Советом  Федерации по представлению  Президента)

 

Последние  две  главы  Конституции Российской Федерации посвящены   местному  самоуправлению,  конституционным  поправкам и пересмотру  конституции

 

Седьмое  задание командам «Окунёмся в историю»

 

Слово конституция – латинского происхождения означает  установление, устроение.

Конституции имеют все  демократические государства  современности, но появились  они  в разное время и в разные  века.

 

Конституция какой страны  является первой писаной Конституцией в мире:

А) Франция

Б) США 1787г.                                                                                                    

В) Италия                       

 

Расставьте по порядку создание Конституций в таких странах как:

А) Польша  (3)

Б) США       (1)

В) Франция (2)

 

В какой развитой  демократической стране  нет  Конституции, а есть отдельные конституционные  ( государственные)  акты:

А) Германия

Б) Бельгия

В) Великобритания     

     

Первая  Конституция  Советской  России, принятая в июле 1918  года  состояла  из двух  частей. Первой частью  явилась  Декларация. Как она  называлась?

А) Декларация независимости

Б) Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа

В) Декларация  о политических и культурных  правах

 

Размышляя в конце жизни  о том, в чем же действительно заключается  его слава   Наполеон Бонапарт  пришел к выводу, что это не 40 сражений, которые  он выиграл. Чем  же гордился    Наполеон больше своих  военных  побед?

Ответ: «Кодекс Наполеона» 1804 год

 

Кто является  автором   Конституции США?

А) Джорж Вашингтон

Б) Томас  Джеферсон

В) Бенджамин  Франклин     

 

Сколько конституций было принято в России с 1917 года?

А) две

Б) четыре

В) восемь                       

 

Сколько Конституций было принято в США со времени  объявления  независимости:

А) одна

Б) две

В) четыре                      

 

Когда была принята предпоследняя Конституция России ?

А)1965

Б)1975

В)1978                       

 

Восьмое  задание командам «Восстанови истину»

Даны неправильные предложения, рядом напиши правильно

 

1. Российская Федерация – Россия есть тоталитарное государство  с монархической формой правления. ________________________________________________________

2. Достоинство личности охраняется самой личностью, а не государством.

_________________________________________________________________________

3. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок не более 72 часов. __________________________________________________________________________

4. Граждане Российской Федерации не имеют права собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования. __________________________________________________________________________

5. Право частной собственности охраняется гражданином. __________________________________________________________________________

6. Гражданин Российской Федерации может быть выслан за пределы Российской Федерации и может быть выдан другому государству.

__________________________________________________________________________

7. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, имеет обратную силу. __________________________________________________________________________

8. Только избранные люди имеют право на свободу и личную неприкосновенность. __________________________________________________________________________

9. В Российской Федерации признается идеологическое единство.

__________________________________________________________________________

10. Совет Федерации и Государственная Дума заседают совместно.

__________________________________________________________________________

 

 

Девятое задание командам «Вставь нужные слова»

Ст. 71. В ведении Совета Федерации находятся:

1. принятие и  _______________ Конституции Российской Федерации и федеральных  _______________________________________________, контроль за их соблюдением;

2. федеративное __________________________ и территория Российской Федерации;

3. регулирование и _____________________ прав и ________ человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации и защита ___________________ национальных меньшинств;

4. установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной ________________________ , порядка их организации и ________________; формирование федеральных органов государственной __________________________;

5.  федеральная государственная собственность и ___________________________ ею;

6. установление основ федеральной политики и федеральные программы в _________________  государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального ___________________________ Российской Федерации;

7.  установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное _______________________ , денежная эмиссия, основы целевой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

8.внешняя политика и ________________________ отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы  _______________ и мира;

9. федеральная государственная ______________________________________________;

10. государственные награды и почетные __________________ Российской Федерации.

 

 

Десятое  задание командам «Домашнее задание»

Вашим домашним заданием было: создать свое государство. Определить  структуру  власти  и полномочия. Определить  какими бы  главными правами  вы бы наделили  своих граждан, что бы  они   жили  счастливо! Начинаем защиту проектов.

 

Идёт защита проектов.

 

Жюри  подводит итоги.

 

Музыкальная  пауза. Песня о России.

 

Просмотр фрагментов фильма «Жемчужины России: Золотое кольцо» (http://www.youtube.com/watch?v=FyOI5xgSFNk)

         

     НАГРАЖДЕНИЕ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованные материалы:

http://www.youtube.com/watch?v=FyOI5xgSFNk

http://www.youtube.com/watch?v=wdp836EAiD4

Л.Л. Кочергина «История. Обществознание», внеклассные мероприятия, Волгоград 2007 год;

Н. Ф. Ромашина «Внеклассные мероприятия по гуманитарно-правовому воспитанию» 5-10 классы, М. 2008 год;

И.В. Синова «Государственные праздники России», Санкт-Петербург 2007 год.

Президент России – гражданам школьного возраста [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.uznay-prezidenta.ru/

Смоленский, М. Б. Основы права : учеб. пособие для сред. спец. учеб. заведений / М. Б. Смоленский ; рец.: Л. В. Акопов, М. В. Мархгейм. – Изд. 6-е, испр. и доп. – Ростов н/Д : Феникс, 2013. 

Цветкова, Нина Витальевна. Я имею право : литературный час по правовым вопросам / Н. Цветкова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2007. – №10.

 

 


Скачано с www.znanio.ru