Сценарий большой игры для старшеклассников
«ЗНАТОКИ КОНСТИТУЦИИ»
для 9-11 классов
Цель:
· способствовать формированию понимания структуры и основных положений Конституции Российской Федерации
Задачи:
· воспитание активной гражданской позиции;
· способствовать формированию у обучающихся представления о правах человека как главной общечеловеческой ценности;
· формировать у обучающихся представление о том, что каждый человек должен знать свои права и основные документы, в которых эти права закрепляются;
· развивать творческую активность и побуждать обучающихся к самостоятельному мышлению;
· воспитывать уважительное отношение к правам других людей
В турнире принимают участие 5 команд по 5 человек
Каждая команда имеет своё название. (например: Правоведы, Умники, Знатоки….)
Жюри: учителя истории, права, обществознания
Система оценок: за каждый правильный ответ 5 баллов.
1 день
Ведущий:
Из всех юридических документов наиболее известны широкому кругу граждан Конституция. Вряд ли вы найдете человека, который не слышал бы о том, что в его государстве есть конституция.
Конституцией гордятся, на них клянутся, ими укрепляют государственную власть.
Конституция - это своеобразный договор между народом, обществом и властями, государством. Народ стремится зафиксировать в ней возможно больше прав и свобод Власть утверждает такие формы правления , которые позволяют ей успешно выполнять врученные обществом функции и обеспечить реализацию принципов социальной справедливости .
Конституция – это основной закон государства. Она определяет государственное устройство, регулирует образование законодательных и исполнительных органов власти, устанавливает принципы избирательной системы , фиксирует права и обязанности граждан.
Конституция Российской Федерации принята 12 декабря 1993 года.
Начинается она словами:
« Мы многонациональный народ Российской Федерации, соединенной общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Просмотр видео ролика «20 лет Конституции» (от проекта INFOUROK.RU)
О Конституции вы узнаете ещё больше в процессе нашей игры.
Первое задание командам «Права и свободы»
У вас на столе лежит «Конституция Российской Федерации» и таблица за три минуты командам необходимо выписать из Конституции наибольшее количество статей, в которых говорится о правах и свободах граждан, и подписать какие права и свободы гарантирует эта статья.
П/н |
Статья Конституции Российской Федерации |
Право и свобода, которые она гарантирует |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Второе задание командам «Объяснялка»
Каждой команде будет представлен отрывок из художественного произведения. Команда должна объяснить какие права и свободы, согласно Российской Конституции, были нарушены.
Какие конституционные права были нарушены?
«Сказка о царе Салтане …» ( А.С. Пушкин )
…Допьяна гонца поят
И в суму его пустую
Суют грамоту другую-
И привез гонец хмельной
В тот же день приказ такой:
«Царь велит своим боярам,
Времени не тратя даром ,
И царицу и приплод
Тайно бросить в бездну вод.»
(Ответ: «Нарушение права на неприкосновенность частной жизни и права на личную неприкосновенность.)
Какие конституционные права были нарушены?
«Сказка о золотом петушке» ( А.С. Пушкин )
Молвил царь ему, - что скажешь?
Подь поближе! Что прикажешь?»-
«Царь! – ответствует мудрец,-
Разочтемся наконец.
Помнишь? За мою услугу
Обещался мне как другу,
Волю первую мою
Ты исполнить, как свою.
Подари ж ты мне девицу
Шамаханскую царицу..»
Крайне царь был изумлен.
………………………
Полно, знаешь ли, кто я?
Попроси ты от меня
Хоть казну, хоть чин боярский,
Хоть коня с конюшни царской,
Хоть пол царства моего!»-
«Не хочу я ничего!
Подари ты мне девицу,
Шамаханскую царицу»,-
Говорит мудрец в ответ.
Плюнул царь:»Так лих же: нет!
Ничего ты не получишь.
Сам себя ты грешник, мучишь;
Убирайся, цел пока!
Оттащите старика!»
Старичок хотел заспорить,
Но с иным накладно вздорить;
Царь хватил его жезлом
По лбу; тот упал ничком,
Да и дух вон. – Вся столица содрогнулась
( Нарушено право на жизнь и личную неприкосновенность, невыполнение обязательств по договорам ( гражданское право)
Поэма А.С. Пушкина
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А серый волк ей верно служит
( Нарушено право на свободу и личную неприкосновенность)
А.С. Пушкин « Сказка о золотой рыбке
Вот неделя, другая проходит,
Еще пуще старуха вздурилась;
Опять к рыбке старика посылает:
Не хочу быть столбовою дворянкой,
А хочу быть вольною царицей».
Испугался старик, взмолился:
«Что ты баба , белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь!
Насмешишь ты целое царство».
Осердилась пуще старуха,
По щеке ударила мужа:
« Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?
( Нарушено право на личную неприкосновенность и оскорбление действием.)
Солнце по небу гуляло
И за тучу забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темно
А сороки - белобоки
Поскакали по полям ,
Закричали журавлям:
«Горе! Горе! Крокодил
Солнце в небе проглотил!»
Наступила темнота,
Не ходи за ворота:
Кто на улицу попал –
Заблудился и пропал.
Плачет серый воробей:
Выйди солнышко скорей!
Нам без солнышка обидно –
В поле зернышка не видно!»
( Нарушено право на благоприятную окружающую среду )
Третье задание командам «Викторина»
Каждой команде будут предложены вопросы. Время на работу с вопросами 7 мин.
1. Сколько разделов в Конституции Российской Федерации? ______________________
2. Сколько глав в Конституции? ______________________________________________
3. На сколько лет избирается Президент Российской Федерации? __________________
4. Во сколько лет можно стать Президентом Российской Федерации? _______________
5. Из скольких палат состоит Федеральное Собрание? ____________________________
6. Какую власть осуществляет Правительство Российской Федерации? _____________
__________________________________________________________________________
7. Какого возраста нужно достигнуть гражданину Российской Федерации, чтобы можно было стать судьей? ___________________________________________________
8. Сколько лет должно быть гражданину Российской Федерации, чтобы стать депутатом Государственной Думы? ___________________________________________
9. Кто является единственным источником власти и носителем суверенитета в Российской Федерации? _____________________________________________________
10. Кто осуществляет государственную власть в Российской Федерации? __________________________________________________________________________
11. Какой закон имеет высшую юридическую силу? _____________________________
12. Что подлежит официальному опубликованию? _______________________________
13. С какого возраста гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности? ________________________
14. Что по Конституции Российской Федерации является высшей ценностью? __________________________________________________________________________
15. Сколько статей в Конституции Российской Федерации? _______________________
Четвертое задание командам «Найди нарушения»
Из детских книг «Золушка», «Три поросенка», «Красная шапочка», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Серая шейка», которые находятся у вас на столах найти примеры:
Ø Нарушения права на отдых;
Ø Нарушение права на жизнь и личную неприкосновенность;
Ø Нарушение права на неприкосновенность частной собственности ;
Ø Нарушение права на неприкосновенность частной жизни;
Пятое задание командам «Закончи предложения»
1. Статья 2. Человек, его права и свободы являются _____________________________
2. Статья 14. Религиозные объединения отделены от государства и равны __________
__________________________________________________________________________
3. Статья 19. Все равны перед законом и ______________________________________
4. Статья 21. Достоинства личности охраняется _________________________________
5. Статья 22. Каждый имеет право на свободу и _________________________________
6. Статья 23. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту _____________________________________________________
7. Статья 29. Каждому гарантируется свобода мысли и __________________________
__________________________________________________________________________
8. Статья 41. Каждый имеет право на охрану здоровья и _________________________
9.Статья 46. Каждому гарантируется судебная защита его прав и __________________
__________________________________________________________________________
10. Статья 58. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к _______________________________________________________________
11. Статья 60. Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с ________________________
__________________________________________________________________________
12. Статья 91. Президент Российской Федерации обладает _______________________
__________________________________________________________________________
13. Статья 95. Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и __________________________________________________________________________
14. Статья 118. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только _______
__________________________________________________________________________
Ведущий: Спасибо всем командам за участие в первом дне большой игры. Мы встретимся с вами завтра продолжим игру и услышим ваши проекты. Домашнее задание командам: создать свое государство. Определить структуру власти и полномочия. Определить какими бы главными правами вы бы наделили своих граждан, чтобы они жили счастливо! Время на защиту вашего проекта будет 10 минут. Для защиты вы можете создать презентацию, видеоролики и т.п. Мы не прощаемся – мы просто ненадолго расстаёмся.
2 день
Ведущий: Наука утверждает, что всякое человеческое общество – будь то небольшая группа или целое государство и даже весь мир народов и государств - нуждается или как говорят ученые, испытывает потребность в четкой организации деятельности людей. Давно очень давно поняли люди громадные преимущества порядка и страшную, разрушительную силу беспорядка.
Действительно, как тяжело сказываются на судьбах людей, ссоры, нетерпимость, перерастающие в бесконечное кровопролитие войн, революций, междоусобиц. Рушится все, что создавалось долгим трудом , гибнут люди, гибнет природа , тянутся по земле бездомные беженцы , разорение и запустение надвигаются туда, где еще недавно цвела мирная жизнь.
Людям всегда был остро необходим такой регулятор поведения, который помог бы им спокойно договариваться по самым острым проблемам, мирно и справедливо улаживать любые конфликты. И такой регулятор был найден. Мудрость и здравый смысл, присущие человеку, привели к открытию права, предназначение которого как раз в том и состоит, чтобы предотвращать хаос, конфликты.
Порядок и справедливость право устанавливает путем четкого определения меры свободы людей. Подлинная свобода состоит в том , чтобы уметь правильно пользоваться своими правами и уважать права других людей.
Все наши права точно определены и записаны в правовых документах главным из которых для всех граждан России является Конституция Российской Федерации
Напоминаю: Конституция Российской Федерации принята 12 декабря 1993 года. За последние годы в нее были внесены изменения и дополнения, на принципы построения нашего государства, основы конституционного строя и права и свободы человека и гражданина остались незыблемы.
Знание Конституции – основного закона нашей страны, обязательное условие становления гражданина России
Сегодня мы с вами продолжим выяснять насколько хорошо мы знаем наши права и обязанности, устройство нашего государства, основы нашего конституционного строя.
Шестое задание командам «Главы Конституции»
В данном задании рассматриваются 7 из 9 глав Конституции, командам по каждой главе задаются 5 вопросов. Одновременно с речью ведущего вопросы появляются на экране.
Глава 1 Конституции Российской Федерации называется «Основы конституционного строя». В ней дается всесторонняя характеристика нашего государства как демократического, правового, федеративного, с республиканской формой правления.
· Что является высшим непосредственным выражением власти народа.
(референдум и свободные выборы)
· Перечислите кто и что осуществляет государственную власть в Российской Федерации?
(Президент Российской Федерации, Федеральное собрание,
Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации )
· Что обозначает провозглашенный в ст. 14 Конституции Российской Федерации светский характер государства ?
(это значит, что никакая религия не может быть установлена в
качестве государственной религии. Религиозные объединения отделены
от государства и равны перед законом.)
· Что по Конституции Российской Федерации является высшей ценностью государства?
(человек, его права и свободы )
· Могут ли в России применяться неопубликованные законы и другие
нормативно – правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности
человека и гражданина? (нет)
Глава 2 Конституции посвящена правам и свободам человека и гражданина
· Почему основные права и свободы человека неотчуждаемы.
(потому, что принадлежат ему от рождения)
· Какие три основных естественных права человека изложены в ст.20, 22, 23 Конституции Российской Федерации
(право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность)
· Какое из естественных прав граждан нарушает требование администраций о прописке по месту жительства?
(право свободно передвигаться и выбирать место жительства)
· Перечислите политические права граждан Российской Федерации?
(участвовать в управлении делами государства, право на объединение в партии профессиональные союзы, право собираться мирно без оружия на митинги, демонстрации, право обращаться в государственные учреждения)
· Статья 43 Конституции Российской Федерации гласит, что каждый имеет право на образование. Чем гарантируется это право для каждого.
(общедоступностью и бесплатностью основного общего, среднего
образования)
Глава 3 Конституции посвящена территориальному устройству нашего государства и называется «Федеративное устройство»
· Территория Российской Федерации включает в себя территорию ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. На каких условиях могут быть изменены границы между субъектами Российской Федерации?
(только с их взаимного согласия)
· Возможно ли установление таможенных границ, пошлин, сборов на
территории Российской Федерации между субъектами? (нет)
· Могут ли законы и иные нормативные правовые акты Субъектов Российской Федерации противоречить федеральным законам. (нет)
· Какие два города Российской Федерации имеют федеральное значение и являются самостоятельными субъектами? (Москва, Санкт – Петербург)
· Какой язык считается государственным на всей ее территории?
(русский)
Глава 4 Конституции Российской Федерации называется: «Президент Российской Федерации», в ней записаны порядок избрания Президента, его полномочия и порядок отрешения от должности.
· Кто может быть избран Президентом Российской Федерации?
(гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, проживающий в
России не менее 10 лет)
· С какого момента, вновь избранный, Президент может приступить к исполнению своих обязанностей с момента когда объявят результаты выборов и вручат мандат или с момента принесения присяги?
(с момента принесения им присяги)
· Кто является верховным главнокомандующим Вооруженными Силами
Российской Федерации? (Президент)
· Какой властный орган страны может отрешить Президента от власти?
(Совет Федерации - высшая палата парламента)
· На какой срок избирается Президент Российской Федерации?
(на 4 года)
Глава 5 Конституции Российской Федерации называется: «Федеральное Собрание»
· Какое название носит парламент Российской Федерации ?
(Федеральное Собрание)
· С какого возраста гражданин Российской Федерации может избираться в
Государственную Думу? (с 21 года)
· Как совместно или раздельно проходят заседания Совета Федерации и
Государственной Думы? (раздельно)
· Из какого количества депутатов состоит Государственная Дума?
(450 депутатов)
· Кем может быть распущена Государственная Дума? (Президентом)
6 глава Конституции «Правительство Российской Федерации»
· Какую власть в Российском государстве осуществляет правительство?
(исполнительную)
· Кем назначается Председатель Правительства Российской Федерации?
(Президентом с согласия Государственной Думы )
· Если избран новый президент Российского государства, что должно сделать Правительство? (сложить свои полномочия)
· Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению на какой части территории Российской Федерации? (на всей территории)
· Кто может принять решение об отставке Правительства?
(Президент или само Правительство)
Глава в Конституции Российской Федерации называется «Судебная власть»
· Разбирательство в суде согласно Конституции Российской Федерации открытое или закрытое? (открытое)
· Из какого количества судей состоит Конституционный Суд?
(из 19 судей)
· Разрешается ли заочное разбирательство в судах уголовных дел?
(нет)
· Какой суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам?
(Верховный Суд Российской Федерации)
· Кем назначается и освобождается от должности Генеральный прокурор Российской федерации? (Советом Федерации по представлению Президента)
Последние две главы Конституции Российской Федерации посвящены местному самоуправлению, конституционным поправкам и пересмотру конституции
Седьмое задание командам «Окунёмся в историю»
Слово конституция – латинского происхождения означает установление, устроение.
Конституции имеют все демократические государства современности, но появились они в разное время и в разные века.
Конституция какой страны является первой писаной Конституцией в мире:
А) Франция
Б) США 1787г.
В) Италия
Расставьте по порядку создание Конституций в таких странах как:
А) Польша (3)
Б) США (1)
В) Франция (2)
В какой развитой демократической стране нет Конституции, а есть отдельные конституционные ( государственные) акты:
А) Германия
Б) Бельгия
В) Великобритания
Первая Конституция Советской России, принятая в июле 1918 года состояла из двух частей. Первой частью явилась Декларация. Как она называлась?
А) Декларация независимости
Б) Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа
В) Декларация о политических и культурных правах
Размышляя в конце жизни о том, в чем же действительно заключается его слава Наполеон Бонапарт пришел к выводу, что это не 40 сражений, которые он выиграл. Чем же гордился Наполеон больше своих военных побед?
Кто является автором Конституции США?
А) Джорж Вашингтон
Б) Томас Джеферсон
В) Бенджамин Франклин
Сколько конституций было принято в России с 1917 года?
А) две
Б) четыре
В) восемь
Сколько Конституций было принято в США со времени объявления независимости:
А) одна
Б) две
В) четыре
Когда была принята предпоследняя Конституция России ?
А)1965
Б)1975
В)1978
Восьмое задание командам «Восстанови истину»
Даны неправильные предложения, рядом напиши правильно
1. Российская Федерация – Россия есть тоталитарное государство с монархической формой правления. ________________________________________________________
2. Достоинство личности охраняется самой личностью, а не государством.
_________________________________________________________________________
3. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок не более 72 часов. __________________________________________________________________________
4. Граждане Российской Федерации не имеют права собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования. __________________________________________________________________________
5. Право частной собственности охраняется гражданином. __________________________________________________________________________
6. Гражданин Российской Федерации может быть выслан за пределы Российской Федерации и может быть выдан другому государству.
__________________________________________________________________________
7. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, имеет обратную силу. __________________________________________________________________________
8. Только избранные люди имеют право на свободу и личную неприкосновенность. __________________________________________________________________________
9. В Российской Федерации признается идеологическое единство.
__________________________________________________________________________
10. Совет Федерации и Государственная Дума заседают совместно.
__________________________________________________________________________
Девятое задание командам «Вставь нужные слова»
Ст. 71. В ведении Совета Федерации находятся:
1. принятие и _______________ Конституции Российской Федерации и федеральных _______________________________________________, контроль за их соблюдением;
2. федеративное __________________________ и территория Российской Федерации;
3. регулирование и _____________________ прав и ________ человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации и защита ___________________ национальных меньшинств;
4. установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной ________________________ , порядка их организации и ________________; формирование федеральных органов государственной __________________________;
5. федеральная государственная собственность и ___________________________ ею;
6. установление основ федеральной политики и федеральные программы в _________________ государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального ___________________________ Российской Федерации;
7. установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное _______________________ , денежная эмиссия, основы целевой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
8.внешняя политика и ________________________ отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы _______________ и мира;
9. федеральная государственная ______________________________________________;
10. государственные награды и почетные __________________ Российской Федерации.
Десятое задание командам «Домашнее задание»
Вашим домашним заданием было: создать свое государство. Определить структуру власти и полномочия. Определить какими бы главными правами вы бы наделили своих граждан, что бы они жили счастливо! Начинаем защиту проектов.
Идёт защита проектов.
Жюри подводит итоги.
Музыкальная пауза. Песня о России.
Просмотр фрагментов фильма «Жемчужины России: Золотое кольцо» (http://www.youtube.com/watch?v=FyOI5xgSFNk)
НАГРАЖДЕНИЕ.
Использованные материалы:
http://www.youtube.com/watch?v=FyOI5xgSFNk
http://www.youtube.com/watch?v=wdp836EAiD4
Л.Л. Кочергина «История. Обществознание», внеклассные мероприятия, Волгоград 2007 год;
Н. Ф. Ромашина «Внеклассные мероприятия по гуманитарно-правовому воспитанию» 5-10 классы, М. 2008 год;
И.В. Синова «Государственные праздники России», Санкт-Петербург 2007 год.
Президент России – гражданам школьного возраста [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.uznay-prezidenta.ru/
Смоленский, М. Б. Основы права : учеб. пособие для сред. спец. учеб. заведений / М. Б. Смоленский ; рец.: Л. В. Акопов, М. В. Мархгейм. – Изд. 6-е, испр. и доп. – Ростов н/Д : Феникс, 2013.
Цветкова, Нина Витальевна. Я имею право : литературный час по правовым вопросам / Н. Цветкова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2007. – №10.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.