МУДО «Майнский ЦДТ им. Г.Ф. Кныша»
ОП «Тагайский ЦДТ»
Сценарий экологического мероприятия
«Экологический калейдоскоп»
Педагог д/о: Чербова Екатерина Вячеславовна
-2022г-
Цели: воспитывать чувство любви к природе, уважение ко всему живому, помочь детям осознать свою моральную ответственность за судьбу родной земли, формировать экологическую культуру, способствовать формированию у детей представление о планете Земля как общем доме для всего человечества, где нужно правильно и разумно распоряжаться имеющимися богатствами.
Ход занятия
-Добрый день, ребята!
Люди!
Берегите эти земли, эти воды,
Каждую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
-Ребята, вы, бывали в зоопарке? ОТВЕТ
-Представьте себе, что мы идем по зоопарку, идем от клетки одного животного к другой. С помощью первых букв названий животных вы прочитаете зашифрованное слово, это тема нашего сегодняшнего занятия (показ картинок)
Эфа,
Крокодил,
Обезьяна,
Лиса,
Осел,
Горилла,
Иволга,
Ягуар.
Какое слово вы прочитали? Так вот ребята «ЭЙКОС» - значит дом, «ЛОГОС» - наука. Планета Земля – это дом, в котором мы живем. Чудом из чудес является наша земля, она ни с чем несравнима, величественна, таинственна и удивительна. А вот другие планеты безжизненны. «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы, в лесах, степях, горах разные животные, будем охранять наши леса, степи, горы.
Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – степи, леса и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу, значит охранять Родину». Эти замечательные слова принадлежат истинному патриоту, певцу родной
земли Михаилу Михайловичу Пришвину. Природа это чудо, а человек - ее частица. Природа дает человеку питание, а ветер, солнце, лес, вода доставляют нам общую радость, формируют характер. Люди неразрывно связаны с природой тысячами нитей. От состояния природы зависит жизнь человека. И поэтому «Сохранить природу – значит, сохранить жизнь».
А сейчас мы немного поиграем. Хотите?
(Выбор командиров. Если есть два одинаковых имени, те и командиры команд. Делимся на команды и выбираем двух ребят, они стоят повернувшись спиной к ребятам, по очереди показывая на ребят, спрашиваю «Этого вбираешь?», а он отвечает: «Да» или «Нет». )
Сформировали команды. За правильный ответ команда получает жетон.
Задание №1 «Прогулка по зоопарку»
Ребята, вы много знаете животных? Давайте посмотрим. Вам необходимо написать животных, начинающихся на эти буквы.
(Всей командой вспоминают животных начинающихся на эти буквы и подписывают к этим буквам.)
ФЛОРА (растительный мир)
Ф
Л
О
Р
А
ФАУНА (животный мир)
Ф
А
У
Н
А
Задание №2 «Загадки леса»
У природы очень много загадок, не хватит и всей жизни, чтобы разгадать их. Но ориентироваться в лесу, знать растения, животных, насекомых, безусловно, надо. Итак, загадки леса. (Кто отгадал загадку, рисует ответ)
Что же это за девица,
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (елка)
Клейкие почки
Зеленые листочки
С белою корой стоит под горой
(береза)
Только-только народился
Сразу в шапку превратился (гриб)
Что за дерево стоит
Ветра нет, а вся дрожит? (осина)
Весною зеленела
Летом загорала
Осенью надела
Красивые кораллы (рябина)
Она под осень умирает
И вновь весною оживает.
Коровкам без нее беда
Она им главная еда. (трава)
Задание № 3 «Пернатые друзья»
-Все группы животных интересны, но чаще всего интерес у любителей природы вызывает жизнь и повадки птиц. Очень удивительны перелеты птиц, совершаемые два раза в году.
-А каких птиц по месту жительства знаете вы ребята?
-Какие птицы бывают? (перелетные и оседлые)
-Кто такие оседлые, а кто перелетные вы ребята знаете? (перелетные - улетают, оседлые - зимуют)
-А почему птицы улетают? (Зимой птицам холодно, но особенно они страдают от голода, нет корма, все насекомые попрятались)
-А как мы можем помочь птицам? (Необходимо делать скворечники, птичьи домики, кормушки)
-А теперь давайте все вместе встанем в круг и поиграем. В центре круга встает водящий и говорит такие слова: «Шире, шире, шире круг у меня 500 подруг. Эта, эта, эта, эта! На кого показали указателем, тот отвечает на загадку и имитирует эту птичку.
Днем спит, ночью летает
И прохожих пугает (сова)
Далеко мой стук
Слышится вокруг
Червячкам я враг,
А деревьям друг (дятел)
Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет
Крошки собирает (воробей)
Проживает в странах жарких
А в нежарких в зоопарках
И спесив он и хвастлив
Потому, что хвост красив.
Им любуется он сам
И показывает нам (павлин)
Прячьтесь куры в небе ясно
Темной тенью кружит (ястреб)
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели?
Голосистей и нежней
Кто же это ? (соловей)
По лужку он важно бродит
Из воды сухим выходит
Носит красные ботинки
Дарит мягкие перинки (гусь)
Наша бодрая подружка
Дает нам перьев на подушку
Дает яичек для блинов
Куличей и пирогов. (курица)
Задание № 4 «По дорогам сказок»
-Кто еще живет в лесу?
-Правильно, животные, их так много и каждый со своей тайной. Ребята, а давайте вспомним сказки, в которых герои – животные.
Задание №5 «Кто летает?»
-Ребята, а давайте все вместе поиграем. Сядьте поудобнее и слушайте внимательнее. Я буду называть представителей животного мира, если я назвала тех кто может летать – хлопайте в ладоши и кричите «ДА», если тех кто не летает топайте ногами и кричите «НЕТ».
Бабочка летает? ДА
Стрекоза летает? ДА
Пингвин летает? НЕТ
Крокодил летает? НЕТ
Ласточка летает? ДА
Слон летает? НЕТ
Гусь летает? ДА
Бурундук летает? НЕТ
Сорока летает? ДА
Заяц летает? НЕТ
Задание № 6 «Зеленая аптека»
-В природной кладовой, как в аптеке, можно найти нужные лекарства, но в этой аптеке все без этикеток. Чтобы их получить, нужно хорошо знать и любить природу. К тому же в «зеленой аптеке» надо вести себя так же воспитанно, как и в настоящей.
-Ребята, а как надо вести себя в природе? (ответы ребят)
-А какие лекарственные растения знаете вы? (ответы ребят)
-Ребята, а как называется книга, в которой записаны редкие и исчезающие виды растений и животных? (ответы ребят)
-Верно ребята, но у нас есть не только Красная книга, но и Черная книга.
-Черная книга – это книга, внесены виды растений и животных, которые вымерли и на Земле их уже не будет никогда.
-Красная книга – это книга, в которую заносятся данные о животных и растениях, которые срочно нуждаются в защите человека. Эту книгу учредил Международный союз охраны природы и природных ресурсов в 1966 году. Хранится она в Швейцарском городе Морже. В 1971 году в Красную книгу попал рад животных, обитающих в нашей стране. Это амурский тигр, восточносибирский гепард, белый медведь, аист, журавль и многие другие животные. Многие страны составили свои Красные книги. Есть Красная книга России, есть Красная книга Ульяновской области.
Задание №7 «Большие и маленькие»
-У писателя Евгения Чарушина есть такая книга «Большие и маленькие», в ней рассказывается о животных и их детенышах. Я сейчас буду называть взрослых животных, животных мам, а вы подсказывать, как называются их детеныши.
-Утка-утята, гусь-гусята, чиж-чижата, курица-циплята, зайчиха-зайчата, бобриха-бобрята, лошадь-жеребята, рысь-рысята, волчиха-волчата, лиса- лисята, свинья-поросята, медведица-медвежата, лягушка-лягушата, корова-телята, олениха-оленята.
Задание №8 «Жалоба»
-Я предлагаю вам взять по одному письму. В этих письмах написаны жалобы животных, надо определить, о ком идет речь и какую пользу оно приносит.
1. Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то и камнем бросят или пнут ногой. А за что? Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то.
Не всем же быть красавицами!
А польза от меня людям большая.
(Жаба. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу и они исчезнут)
2. На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим висеть вниз головой. А обижают нас незаслуженно.
(Летучая мышь)
Задание №9 «Цветик – семицветик»
-Ребята, а вы любите цветы? (ответы ребят)
-А вы знаете, что на цветах люди гадают? (ответы ребят) Когда они отрывают лепестки мне очень жалко этот цветочек, ведь он же живой. Давайте-ка лучше поиграем с искусственным цветком, вы не против? (ответы ребят) Этот конкурс у нас будет итоговым и мы с вами закрепим полученные знания. Оторвите по одному листочку и ответьте на следующие вопросы.
· Вспомните песенку, в которой поется о птичках.
· Что нового ты сегодня узнал?
· Назови птицу, начинающуюся на буквы «С»
· Нравятся ли тебе птички? Почему?
· Какие правила поведения в природе ты знаешь?
· Как мы можем помочь птицам зимой
· Что в природе бывает круглым?
· Можно ли обижать животных?
· Какие птицы живут в нашем крае?
· Твое любимое животное? Почему ты его любишь?
· Приходилось ли тебе помогать животным?
Подводим итоги мероприятия
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.