«Голоса птиц в природе»
Сценарий эколого-реабилитационного урока
Авторы:
Копылова Ольга Николаевна –
учитель биологии
(76olgusha76@mail.ru)
Моисеева Раиса Ивановна –
учитель-дефектолог
(rimoiseeva@list.ru )
Предмет – ознакомление с окружающим миром (итоговый урок)
Тема – «Голоса птиц в природе»
Время реализации урока – 40 минут
Класс – третий
Авторский медиапродукт – презентация 18 слайдов (среда PowerPoint, Adobe Photoshop, Word)
Цель:
создать условия для расширения кругозора обучающихся о роли птиц в природе и жизни человека, привития любви к миру пернатых.
Задачи:
1. учебная – понимать и употреблять речевой материал, используемый для организации образовательного процесса. Через фольклор способствовать накоплению активного лексического словаря, расширению кругозора детей. Формировать умения различать голоса птиц в природе;
2. воспитательная – воспитывать нормы нравственности в доступных ученикам формах. Воспитывать бережное, чуткое отношение к окружающему миру пернатых. Активизировать посильную помощь, выражающуюся в заботе о птицах;
3. развивающая – развивать познавательные процессы, являющиеся основой мышления, на наглядно-практическом материале, через использование компьютерных технологий. Формировать речь как средство мыслительной деятельности; обогащать представления о звуках окружающей действительности - голосах птиц;
4. коррекционная – предупреждение и преодоление вторичных проявлений – следствий первичного дефекта. Использование остаточного и сниженного слуха для формирования произношения; создание межанализаторных условно-рефлекторных связей, слухозрительное восприятие устной речи, активизация речевого слуха.
Оборудование и материал для урока:
презентация (4 раздела урока), магнитофонные записи голосов птиц средней полосы России, речевые таблички со звукоподражаниями голосов птиц, иллюстрации с изображением птиц, простые карандаши, лист бумаги (формат А4) со схемой кроссворда, таблички со словами-действиями: ласточка летает, соловей поёт, воробей чирикает, голубь воркует, дятел стучит, CD-диск с голосами птиц, бубен, экран.
Слуховой словарь:
летает, поёт, чирикает, клюёт, воркует, щебечет, строит, долбит, стучит, охотится, каркает.
МЕДИАПРОДУКТ
I. Среда: программа создания презентаций Microsoft PowerPoint, графический редактор Adobe Photoshop, текстовый редактор Microsoft Word.
II. Продолжительность презентации в виде таблицы 1
№ п/п |
Структурные элементы |
Временная реализация |
№ кадра |
1 |
Организационный момент |
2 минуты |
№1, №2 |
2 |
Целевая установка на тему урока, на неречевые звучания |
2 минуты |
№3 |
3 |
Установка на речевую деятельность. Фольклорная разминка: кроссворд, приговорки, птичьи дразнилки, голоса птиц |
7 минут |
№4, №5, №6, №7 |
4 |
Динамическая пауза |
2 минуты |
№8 |
5 |
Закрепление пройденного материала: а) загадки, в) слова-действия, г) что есть у птицы? д) игра «Угадай, чей голос?»
|
20 минут
|
№9, №10, №11, №12 |
6 |
Экскурсия по галерее «В мире птиц» |
4 минуты |
№13, №14, №15, №16 |
7 |
Итог |
2 минуты |
№17
|
8 |
Задание на дом |
1 минута |
№18 |
III. Схема кадров презентации:
IV. Содержание кадров:
1. Проверка готовности к уроку.
2. Речевое направление.
3. Целевая установка.
4. «Птичий кроссворд».
5. Приговорки.
6. Птичьи дразнилки.
7. Голоса птиц.
8. Динамическая пауза.
9. Загадки.
10. Слова действия.
11. Слова существительные.
12. Игра: «Угадай, чей голос».
13. Экскурсия по галерее №1.
14. Экскурсия по галерее №2.
15. Экскурсия по галерее №3.
16. Экскурсия по галерее №4.
17. Итоговая оценка.
18. Установка на деятельность.
Целесообразность использования медиапродукта на уроке:
1. необходимый материал в существующих учебно-методических пособиях недостаточно освещён (в учебниках нет определённых иллюстраций, схем, текстов);
2. эффективность индивидуального подхода к работе учащихся в процессе всего урока (продуктивная самостоятельная творческая деятельность, развитие интеллектуальных способностей, индивидуальная траектория закрепления материала);
3. повышение эффективности усвоения учебного материала за счёт одновременного изложения учителем необходимых сведений и показ демонстрационных фрагментов;
4. подача нового красочного, иллюстрированного материала через экран монитора активизирует познавательные способности школьников.
План урока: Таблица 2
№ п/п |
Структурные элементы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Время |
1 |
Организационный момент. Проверка готовности к уроку. Приветствие, установка режима усиления
|
Проверка готовности к уроку. -Здравствуйте! -Добрый день!
|
Восприятие речевого материала на слухозрительной, слуховой основе
|
2 минуты |
-Как вы меня слышите? |
-Я слышу вас хорошо |
|||
-Какая сегодня погода? |
-Сегодня пасмурно |
|||
-Птицы – наши друзья! -Ты в окошко посмотри, прилетели снегири. -Перепёлка перепелят прятала от ребят. - Кукушка кукушонку купила капюшон |
Проговаривают услышанный речевой материал |
|||
2 |
Целевая установка на тему урока
Установка на неречевые звучания |
Сообщение темы урока, цели урока |
Восприятие темы, разъяснений учителя |
2 минуты |
Организовывает прослушивание детьми голосов птиц в природе |
Дети слушают магнитофонную запись с голосами птиц в природе |
|||
3
|
Установка на речевую деятельность: фольклорная разминка
Различение изолированных слов
|
Предлагает решить кроссворд, вспомнить приговорки, птичьи дразнилки, голоса птиц |
Дети, ориентируясь на экран монитора, вспоминают русский народный фольклор |
7 минут |
Работает за экраном
|
Дети воспринимают материал на слуховой основе |
|||
-Слушайте внимательно (свистит, кукует, трещит, чирикает, воркует, кричит) |
|
|||
- Повторите.
|
Повторяют свист, кукование, треск, чириканье, воркование, крик |
|||
-Чьи голоса вы повторили? |
-Мы повторили голоса птиц |
|||
Проверка знаний учащихся, полученных ранее
|
-Послушайте звуки, запишите их составное слово: (п, т, и, ц, ы).
|
Воспринимают на слух слово «Птицы». Показывают знания, отвечают на поставленные вопросы. |
||
- Какое слово получилось? |
-Птицы |
|||
- Что вы слышали? |
- Голос кукушки |
|||
- Как поет кукушка? |
Прерывисто: ку-ку-ку. |
|||
-Определите, кто это? |
-Сорока |
|||
- Как кричит сорока? |
-Трещит: тр-тр-тр |
|||
-Чей голос сейчас вы слышали?
|
Вороны -Она каркает: кар-кар-кар, резко, грубо |
|||
-Кто пел сейчас? |
-Голубь |
|||
-Как поёт голубь? |
-Голубь воркует: вр-вр-вр |
|||
4 |
Динамическая пауза |
Корректировка, наглядный показ скачущего воробья и шагающей цапли. Образец педагога для подражания |
Выполняют упраж-нение, ориентируясь на изображение картинок. Выполняют движения, подражая педагогу, ориентируются на звуки бубна |
2 минуты |
5 |
Закрепление пройденного материала:
|
Проверка знаний, умений и навыков. Проверка уровня лексического словаря. Наблюдение, помощь учащимся |
Показ знаний, умений и навыков. Поиск необходимого речевого материала. Показ уровня словарного запаса |
20 минут |
а) загадки |
Загадывает детям загадки |
Отгадывают загадки |
||
б) слова-действия
|
Предлагает подобрать нужные глаголы
|
Подбирают слова-действия: кукушка кукует, сорока трещит, голубь воркует. дятел стучит, филин ухает, воробей чирикает, ворона каркает |
||
в) что есть у птицы?
|
Направляет внимание детей на поиск существительных |
определяют и называют части тела птицы |
||
г) игра «Угадай, чей голос?» |
Активизирует слуховое восприятие детей |
Ориентируются на слух, показывают нужную картинку |
||
6 |
Экскурсия по галерее «В мире птиц». Установка на восприятие новой слуховой, зрительной и речевой информации |
Организует прослушивание голосов птиц, показ слайдов с изображением птиц средней полосы России
|
Дети воспринимают новую информацию слухозрительно, считывают с экрана названия птиц, слушают голоса птиц |
4 минуты |
7 |
Итог |
Активизирует речевую деятельность детей, формирует грамматический строй речи |
Отвечают на поставленные вопросы, сознательно пользуются вербальными средствами общения |
2 минуты |
8 |
Задание на дом |
Разъяснение объёма работы на дом
|
Запись в дневнике |
1 минута |
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Проверка готовности к уроку (слайд №1)
(ученики воспринимают информацию на слуховой основе)
-Здравствуйте!
-Добрый день!
-Как вы меня слышите?
-Какая сегодня погода?
-Погода сегодня пасмурная.
-Птицы – наши друзья!
-Ты в окошко посмотри, прилетели снегири.
-Птицы клюют корм.
-Перепёлка перепелят прятала от ребят.
- Кукушка кукушонку купила капюшон.
(далее дети воспринимают информацию на слухозрительной основе)
Речевое направление (слайд №2)
Лес – основное место обитания птиц. В любое время года больше всего пернатых встречается в лесу. Там птицы находят себе пищу, строят гнезда, откладывают яйца и выводят птенцов. Густые ветви деревьев надежно скрывают птиц от врагов и защищают от неблагоприятных погодных условий. Лес всегда наполнен голосами разных птиц.
2. ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА НА ТЕМУ УРОКА
Установка на неречевые звучания (слайд №3)
-Тема нашего урока: «Голоса птиц в природе».
Сегодня мы с вами будем говорить о птицах. Вы вспомните всё, что знаете о птицах. А ещё мы отправимся на экскурсию, где вы познакомитесь с другими птицами, которых вы не видели никогда. Слушайте внимательно, говорите правильно, ведь правильную речь приятно слышать.
Я предлагаю вам послушать голоса птиц в природе.
(организация прослушивания детьми голосов птиц в природе)
3. УСТАНОВКА НА РЕЧЕВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (слайд №4)
- Вы любите разгадывать кроссворды? Предлагаю вашему вниманию «Птичий кроссворд». Птицы разные, а называются все на одну и туже букву. Ориентируйтесь на подсказку-картинку, желаю удачи!
(на экране монитора высвечивается слово «Птичий кроссворд», дети называют слово, если верно, то клетки кроссворда заполняются нужными буквами)
(на экране монитора высвечивается слово «Приговорки», дети считывают)
(слайд №5)
- Курли, курли, курли,
Летят, летят журавли!
Курлы-си, курлы-си, курлы-си,
По Руси, по Руси, по Руси!
-Ики, ики, ики, ики –
Крики! Крики! Крики!
Икли, икли, икли –
Журавли, журавли, журавли!
(на экране высвечивается слово «Птичьи дразнилки», дети считывают)
(слайд №6)
-Слушайте внимательно.
(педагог «уходит» за экран. Опознавание изолированных слов. За экраном педагог имитирует голоса птиц. Кукует, трещит, чирикает, воркует, кричит, дети повторяют)
-Чьи голоса вы повторили?
-Мы повторили голоса птиц.
-Послушайте звуки, запишите их составное слово: (п, т, и, ц, ы) (слайд №7)
-Какое слово получилось?
-Птицы.
- Что вы слышали?
-Голос кукушки.
- Как поет кукушка?
- Прерывисто: ку-ку-ку.
-Определите, кто это?
-Сорока.
- Как кричит сорока?
-Трещит: тр-тр-тр
-Чей голос сейчас вы слышали?
-Вороны.
-Она каркает: кар-кар-кар, резко, грубо.
-Кто пел сейчас?
- Голубь.
-Как поёт голубь?
- Голубь воркует: вр-вр-вр
- Сейчас зима, птицам голодно и холодно. Ребята, как надо заботиться о птицах?
(произвольные ответы детей)
4. ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА (слайд №8)
- А сейчас мы поиграем. Игра называется «Цапли и воробушки».
- Цапля ходит медленно, высоко поднимает ноги, а воробей прыгает быстро.
(дети определяют темп звучания бубна; выполняют действия согласно темпу звучания бубна; игра проводится три раза)
5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА (слайд №9)
- Вы любите отгадывать загадки?
- Да!
- Слушайте внимательно.
- Примостилась на суку, раздалось в лесу: «Ку-ку!». (кукушка)
- Села у окошка, потрещать немножко: «Тр-тр-тр!».
Повертелась как бес, улетела в лес. (сорока)
- Птица мира, прилетай, мы с тобою встретим май!
Ты присядешь на окошко, поворкуешь нам немножко: «Вр-вр-вр!». (голубь)
- Я по дереву стучу, я жучка поймать хочу.
Тук да тук, тук да тук, раздаётся громкий стук. (дятел)
- У неё глаза как плошки, днём не видит даже крошки.
Только ночка наступает, на охоту вылетает. (сова)
- Эта птичка- невеличка: «Чик-чирик, чик-чирик!»
По двору шныряет, крошки собирает. (воробей)
- Целый день летает смело, каркать ей не надоело. (ворона)
- Загадки отгадали, молодцы! А теперь выполним такое задание. К каждому слову надо подобрать глагол, который отображает крик той или иной птицы. (слайд №10)
(на экране монитора высвечиваются слова, к которым дети подбирают слова-действия, а затем имитируют звуки, издаваемые птицами)
- Молодцы, с заданием справились. А сейчас вспомним, что есть у любой птицы? (слайд №11)
(на экране монитора стрелки указывают на определённую часть тела птицы; если дети называют правильно, то высвечивается слово)
- Молодцы, с заданием справились. А сейчас поиграем.
Игра: «Угадай, чей голос!» (слайд №12)
- Приглашаю к экрану желающего ребёнка, который встаёт лицом к детям, спиной к экрану. Указкой показываю на птицу, изображённую на экране монитора, любой из сидящих детей имитирует крик показанной птицы, вышедший к экрану ребёнок должен отгадать, какая птица кричит? Затем ситуация меняется.
(на столе учителя лежат картинки с изображением птиц. Они перевернуты рисунком вниз. Ребенок выбирает любую картинку и подражает голосу птицы, остальные угадывают. После чего ребёнок показывает всем данную картинку)
6. ЭКСКУРСИЯ ПО ГАЛЛЕРЕЕ (слайды №13, 14, 15, 16)
- Вначале урока я вам обещала, что мы отправимся на экскурсию, где вы познакомитесь с другими птицами. Все готовы? И так, отправляемся на экскурсию.
(на слайдах, представленных вниманию детей, показаны птицы средней полосы России, дети рассматривают, читают названия, делятся впечатлениями, обмениваются мнением)
7. ИТОГ (слайд №17)
(на экране монитора появляются слова: голоса птиц, игры, скороговорки, приговорки, дразнилки, загадки, экскурсия, которые помогут детям последовательно дать правильные ответы на вопросы педагога)
- Ребята, вам понравился урок?
- Чем мы занимались на уроке?
- Что нового вы узнали?
- Какие птицы охотятся ночью?
- Все сегодня работали активно, молодцы!
- Старались говорить правильно, понятно.
- Голос какой птицы понравился вам больше?
- Какая птица больше всего вам понравилась?
8. ЗАДАНИЕ НА ДОМ (слайд №18)
(организация окончания урока; на слайде изображены сказочные птицы автора Е. Антоненкова, дети рассматривают, получают инструкцию)
- Посмотрите, какую птицу нарисовал художник. Задание такое. Дома нарисуйте птицу. Это может быть сказочная птица, может быть одна из увиденных вами в галерее, кто-то захочет нарисовать зимующую птицу – выбор за вами. Рисовать можно фломастерами, акварельными красками, гуашью, мелками. Ваши работы украсят альбом, поэтому, пожалуйста, постарайтесь нарисовать красиво. Желаю удачи. Всем спасибо! Урок закончен.
ЛИТЕРАТУРА
1. Раз, два, три, четыре, пять, мы с тобой идём играть: Рус. дет. игровой фольклор: Кн. для учителя и учащихся / Сост. М.Ю. Новицкая, Г.М. Науменко. – М.: Просвещение, 1995. – 224 с.
2. Большой атлас природы России. – М.: Эгмонт Россия Лтд.,2005. – 644 с.
3. Энциклопедия для детей. Птицы и звери / Глав. ред. В.А. Володин, вед ред. Г.Е. Вильчик. - М.: - Аванта+, 2002. – 448 с.: ил.
4. Лукина Н.А. Никкинен И.И. Научи меня слышать (Развитие слухового восприятия, внимания и памяти). – СПб.: «Паритет», 2003. – 112 с.
5. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. / Сост., авт. вступ. ст., коммент. и слов Ю.Г. Круглов. – М.: Просвещение, 1990. – 335 с.: ил.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.