Сценарий игровой программы «В поисках цветущего папоротника»
Оценка 4.8

Сценарий игровой программы «В поисках цветущего папоротника»

Оценка 4.8
docx
14.08.2024
Сценарий игровой программы   «В поисках цветущего папоротника»
Игровая программа для детей 5-9 класса
в поисках папоротника сайт..docx

 


Всероссийский детский центр «Алые паруса» г. Евпатория

 

 

 

 

Сценарий игровой программы

 

«В поисках цветущего папоротника»

 

 

 

 

  Автор-составитель: Воспитатель Максименко Татьяна Васильевна

 

 

2024

 

 

Игровая программа «В поисках цветущего папоротника»

 

Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры через традиционные обрядовые праздники, русские народные хороводные игры и малые формы фольклора с использованием современных игровых технологий.

 Задачи:

1. Расширять у детей представления о традициях обрядовых праздниках русского народа.

2. Закрепить у детей знания о русских народных хороводных играх.

3. Формировать потребность в изучении обычаев русского народа.

4. Пробуждать интерес у детей к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю, интерес к русским народным праздникам, традициям.

Методы и приёмы:

Словесные: беседа, рассказ, загадки, вопросы, чтение стихов, легенд.

Наглядные: рассматривание предметов русского народного быта.

Практические: умение играть в русские народные хороводные игры, водить хоровод, петь и т.д.

Предварительная работа:

заучивание наизусть песен, частушек; народные игры.

Предварительная работа:

 1. Просмотр видео материала про праздник Ивана Купала.

 2. Беседа о травах об их назначении, о традициях русского народа, просмотр иллюстраций, чтение познавательной литературы.

3. Чтение русских народных сказок, легенд.

4. Разучивание песни «Во поле берёза стояла», «Валенки», «Во саду ли, в огороде»

 и т.д.

5. Знакомство с малыми формами фольклора: считалки, прибаутки, присказки, частушки, потешки, русские народные игры, хороводные игры.

Оборудование:

Музыкальная колонка, столы, фонограммы песен и хороводов, дерево-берёза, карточки с травами, декорация костра(кегли), маршрутные листы, костюмы, голубой платочек, колокольчик.

Реализация игровой программы.

Мероприятие, представляет собой игровой процесс, длительностью 40-50 минут включающий в себя 8 этапов. В каждом этапе участники получают и выполняют задания, которые переводят их на следующий этап. В итоге участники получают углублённые знания в области культурного наследия нашей родной страны.

Сценарий игровой программы подготовила: Максименко Татьяна Васильевна.

 

Ход мероприятия

Ведущая 1. Здравствуйте, люди добрые! Гости званые и желанные!

Ведущая 2. Собрал нас здесь праздник древности. Праздник летний наш, почитаемый.

Ведущая 1. Праздник огня, воды и матушки Земли!

Будем петь, плясать. На судьбу гадать. Силу обретать.

Ведущая 2: Легенда: Вот такими словами мог начинаться праздник Ивана Купала на Руси. По новому стилю отмечается он 7 июля, а по-старому - 24 июня.

 Ведущая 1.  Купала (Купало) это славянский бог лета, полевых плодов и летних цветов. Его причисляли к знатнейшим богам. Ведь земные плоды более всего служат человеку и составляют его богатство.

Ведущая 2.  В Иванов день существовало много обычаев, связанных с водой, огнем и травами.  В этот день пели, плясали, водили хороводы, плели венки из цветов и пускали их по реке, прыгали через костры, собирали целебные травы, рано на рассвете умывались росой.

Ведущая 1.  Вода - одна из сил природы, стихия, дающая жизнь. Без воды ничто живое не может существовать и развиваться. Купание в водоёме - одно из обязательных действий в празднике Купала.

Ведущая 2.  Огонь - всегда был воплощением могучей силы.

В купальскую ночь молодые люди парами прыгали через огонь - таким образом, очищая свою любовь и симпатию, проверяя на прочность свои отношения. Считалось, что, если вслед паре полетят искры, и их руки не разъединятся во время прыжка – значит быть в скором времени свадьбе. Смотрели, ктo выше прыгнет – тот будет счастливее.

Ведущая 1.  Хоровод- символический танец, когда люди танцуют в замкнутом кругу, как единая целостная цепочка, как одно существо исполняют ритуальные движения или песни. Замкнутое кольцо хоровода символизировало также движение солнца, жизнь.

Ведущая 2.  Oдин из cимвoлoв Ивaнoвa дня – цвeтoк Ивaн-дa-Mapья. Цветок Иван-да-марья символизирует союз огня и воды. Пo cтapиннoмy пoвepью, coк, выжaтый из этoгo pacтeния, вoзвpaщaeт cлyx и пoтepянный yм. Можно сорвать цветок Иван-да-Марья и положить в угол дома, тогда в дом не войдет вор, потому что брат с сестрой (то есть Иван и Марья, или желтый и фиолетовый цветки растения) будут разговаривать между собой, а вор подумает, что в доме кто-то есть.

Ведущая 1.   Пo лeгeндe, в нoчь нaкaнyнe Ивaнa Kyпaлы pacцвeтaeт пaпopoтник: из цeнтpa кycтa пoкaзывaeтcя цвeтoчнaя cтpeлкa c бyтoнoм, пoxoжим нa гopячий yгoль,

А poвнo в пoлнoчь нa мгнoвeниe показывается огненный цветок.  Ecли eгo copвaть – можно пpиoбpecти cпocoбнocть видeть клaды зapытыe в зeмлe, пoнимaть язык живoтныx, oбpecти дap пpeдвидeния, пpинимaть любoй oблик и cтaнoвитьcя нeвидимым.

Ведущая 2.  Считается, что тот, ктo примет участие в праздновании дня Ивaнa Купалы, обязательно найдёт cвoe счастье.

Вот и мы сегодня с вами попытаемся найти своё счастья, приняв участие в праздновании Ивана Купала, для этого вам предстоит пройти 8 волшебных  полянок  и выполнить задания.

Маршрутный лист

1 поляна - «Запустить красного петуха!»

2 поляна - «Сбор лекарственных трав». 

3 поляна - «Отгони нечисть».

4 поляна – «Праздничное гадание».

5 поляна - «Что было раньше, что - сейчас»

6 поляна - «Голоса эльфов».

7 поляна - «Народная песня».

8 поляна - «Забытые игры»

 

Ведущая 2: Ребята, вы готовы пройти препятствия и обрести своё счастье?

Дети отвечают: Да, мы готовы!

Ведущая 1: Ребята, помните при выполнении заданий внимательно слушайте друг друга, договаривайтесь о дальнейших действиях. Соблюдайте правила безопасности и культуру речи, помогайте друг-другу!

I поляна

«Запустить красного петуха!»

Ведущий.  Главная особенность Купальской ночи — костры. Вокруг них танцевали, через них прыгали: кто удачнее и выше, тот и будет счастливее. В качестве костров мы предлагаем использовать импровизированный костёр. Вам необходимо взяться парами за руки (мальчик –девочка), и вместе перепрыгнуть   через «костёр» кегли, стараясь не сбить их.

Те, кому не удалось преодолеть костёр, выполняют штрафной прыжок через скакалку (в случае дополнительного прыжка штрафники встают в одну линию и совершают три прыжка через скакалку, которую вращают два игрока.)

Реквизит: кегли, скакалка.

2 поляна

«Сбор лекарственных трав»

Ведущий.  Травы и цветы, собранные и высушенные на Ивана Купалу, берегли, считая их более целебными, нежели собранные в другое время. Ими окуривали больных, боролись с нечистой силой, заваривали чай и т.д.

Вам предстоит отгадать загадки, (траву) и рассказать о ней, зачем она нужна,  что лечит ?

Загадки:

 1. Какой цветок носит и женское, и мужское имя? (Иван -да-Марья)

 2. Он сорняк, он цветок, от болезни мне помог. Как присяду на диванчик, вспомню жёлтый... (Одуванчик).

 3. Вкусен чай и ароматен, с ней он лёгок и приятен: Листочки сорваны, помяты. Что ты вдыхаешь? – Запах... (Мяты).

4. Вдоль дорожек его встретишь, Ранки, ссадины излечишь, сорвёшь листочек осторожно. Кто нас излечит? (Подорожник).

5. На лугах, полях растёт цветом розовым цветёт заварить им можно чай. Ты мне быстро отвечай! Что за травка? – (Иван-чай).

Ведущий.   Если загадка отгадана неправильно, участникам предлагается дополнительное задание.

 Перечислить как можно больше лекарственных трав, название которых начинается на букву «П». «М»

 Варианты ответов «П»: полынь, подорожник, папоротник, пижма, пастушья сумка, перечная мята, и др.)

3 поляна

«Отгони нечисть».

Ведущий.  В ночь на Ивана Купала со всех концов собирались злые силы. Чтобы духи не причинили зла, люди держали при себе полынь и чертополох, приносили жертвоприношения в виде еды, а также пытались замести свои следы.

Вам предстоит пробежать дистанцию верхом на метле по 2 участника, пытаясь замести нарисованные мелом следы. В результате пробежки всех участников следы должны исчезнуть полностью.

Реквизит: метла, мел.

 

4 поляна

«Праздничное гадание».

Ведущий.   В ночь на Ивана Купалу были распространены различные гадания. Относились к гаданию легко, как к забаве, в которой можно было дать волю своему воображению и творчеству.

Все желающие могут погадать, но прежде необходимо сложить по одной своей вещи на стол. Выбирая одну из вещей, ведущий попутно достаёт карточку с предсказанием из мешочка. Зачитывает предсказания.

 

Варианты предсказаний:

— обильный обед

— новое знакомство

— необычная поездка

— счастливая находка

— неожиданный подарок

— похвала

— потеря пуговицы

— большое путешествие

— победа в конкурсе

— исполнение мечты

— находка монеты достоинством в 1 копейку

— трата карманных денег

— приглашение к другу на день рождения

— спор с родителями из-за невымытой посуды

— отсутствие денег на сотовом телефоне

— генеральная уборка

— приобретение чего-то ценного

— посещение зоопарка

— захватывающая компьютерная игра

— появление в доме четвероного друга

— сон-предсказание

— прибавление в росте и весе

— шоколадный загар

Реквизит: две коробки, карточки с предсказаниями.

 

 

5 поляна

«Что было раньше, что - сейчас»

Ведущий Детям предлагается карточка с изображением предметов старины и предметов нашего времени.

Задача: Команде необходимо дружно и быстро подобрать к каждому изображению из прошлого карточку с рисунком предмета из настоящего времени.

·              Самовар-чайник

·              Печь-плита

·              Лапти –туфли

·              Чугунок-кастрюля

·              Свеча – лампа

·              Повозка – машина

·              Пенсне – очки

·              Песочные часы – будильник

·              Перо-ручка

·              Лавка- диван

·              Сундук - шкаф

 

6 поляна

«Голоса эльфов».

Ведущий.    В ночь на Ивана Купалу не рекомендуется спать, ибо всякий уснувший лишается удовольствия услышать пение эльфов, которое якобы защищает от нечистой силы на целый год.

Вся команда становится в круг. Выбирается два участника игры: один из них «эльф», ему дается в руки колокольчик, другой участник «человек», ему завязывают глаза. Позванивая в колокольчик, «эльф» перемещается по кругу, а «человек» пытается его поймать. Чем быстрее «человек» поймает «эльфа», тем быстрее в игру вступит следующая пара. Игра проводится три раза.

Реквизит: повязка для глаз, колокольчик.

 

7 поляна  

 «Народная песня».

 

Ведущий. В праздник Ивана Купала везде были слышны песни. Некоторые из них дошли и до наших времён. В них слышны отголоски единения наших предков с природой. Вам предлагается выбрать одну из 4 вариантов песен, и вместе с экипажем спеть ее.

Исполнение русской народной песни. «Во поле берёза стояла». «Валенки». «Во саду ли, в огороде». «Частушки».

 

8 поляна

 

«Забытые игры»

Ведущий. Дети встают в один большой круг, включается музыка, все проговаривают слова (Мой платочек голубой, поиграть хотим с тобой, Ты беги платок по кругу. Выбирай скорее друга) и двигаются по кругу. Участник, который находится за кругом, выбирает себе друга, бросает ему голубой платочек, музыка останавливается, и тот ребёнок у которого остался платочек, называет название 3 народных игры.   Игра повторяется 3 раза.

Хороводная Игра «Платочек голубой»

Мой платочек голубой,

Поиграть хотим с тобой,

Ты беги платок по кругу

Выбирай скорее друга.

 

Хоровод «Во поле берёза стояла»

Ведущая 1. В праздник Ивана Купала тут и там были слышны песни. Некоторые из них дошли и до наших времён. В них слышны отголоски единения наших предков с природой. 

В этот день молодые люди много играли. А особое внимание уделяли берёзке, в этот день ее особо почитали. Люди загадывали желания и завязывали ниточки на берёзе, и мы с вами сделаем то же самое.

Дорогие ребята, гости, мы предлагаем вам, загадать желание и завязать зелёную ниточку на веточке нашей берёзы. Пусть сегодня, ваши желания непременно сбудутся.

Дети и взрослые загадывают желания и привязывают ниточки, после чего все встают в дружный хоровод «Во поле берёза стояла».

Ведущая 2. По легенде той, что прочли мы вам, час прощания предстоит всем нам. Пусть в душе у вас расцветёт добро, да поможет всем лучше стать оно!

Ведущая 1.

Пусть хорошее только сбудется, а плохое все позабудется.

Ведущая 1. До свиданья, гости званые! Гости званые да желанные! Спасибо всем за прекрасный вечер. До новых встреч!

 

Список использованной литературы:

 

1.     Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П. Система патриотического воспитания. Волгоград: Учитель, 2007 г.

2.     Воспитательная система «Маленькие Россияне» Арапова-Пискарева Н.А. М.: Мозаика-синтез, 2004 г.

3.     Гавришова Е.В., Миленко В.М., Квест – приключенческая игра для детей // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2015 г. - №10.

4.     Лопатина А.А., Воспитание нравственных качеств у детей. М.:  Книголюб, 2007г.

5.     Князева, О.Л., «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

6.     Данилюк, А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А., Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А., Тишков. - М.: Просвещение, 2009-24с.

7.     Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники / М.Б. Зацепина Т.В. Антонова. - М.: Мозаика-Синтез, 2005г.-131с.

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Приложения

«Валенки»

 

Валенки, да, валенки, ой

Да не подшиты стареньки

Нельзя валенки носить

Hе в чем к миленькой сходить

Валенки, валенки

Эх, не подшиты стареньки

Валенки, валенки

Ой, да, не подшиты стареньки

Ой, ты Коля, Николай

Сиди дома, не гуляй

Hе ходи на тот конец

Ох, не носи девкам колец

Валенки, валенки

Эх, не подшиты стареньки

Валенки, валенки

Эх, не подшиты стареньки

Чем подарочки носить

Лучше б валенки подшить

Валенки, валенки

Ой, да, не подшиты стареньки

Валенки, валенки

Ой, да, не подшиты стареньки

Суди, люди, суди, бог

Как же я любила

По морозу босиком

К милому ходила

Валенки, валенки

Ой, да, не подшиты стареньки

Валенки, валенки

Ой, да, не подшиты стареньки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Во поле береза стояла»

 

Во поле береза стояла,

Во поле кудрявая стояла.

Люли-люли, стояла,

Люли-люли, стояла.

Некому березу заломати,

Некому кудряву заломати.

Люли-люли, заломати.

Люли-люли, заломати.

Я ж пойду — погуляю,

Белую березу заломаю.

Люли-люли, заломаю,

Люли-люли, заломаю.

Срежу с березы три пруточка,

Сделаю три гудочка.

Люли-люли, три гудочка.

Люли-люли, три гудочка.

Четвертую балалайку,

Четвертую балалайку.

Люли-люли, балалайку,

Люли-люли, балалайку.

Пойду на новые, на сени,

Стану в балалаечку играти.

Люли-люли, играти.

Люли-люли, играти.Стану я старого будити,

Встань ты, мой старый, проснися!

Люли-люли, проснися!

Люли-люли, проснися!Борода седая пробудися!

Вот тебе помои, умойся!

Люли-люли, умойся!

Люли-люли, умойся!

Вот тебе рогожа утрися!

Вот тебе лопата помолися!

Люли-люли, помолися!

Люли-люли, помолися!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Частушки»

 

Поздравляем с днем Купалы,

Будем прыгать над костром!

А сначала приглашаем

Искупаться в водоем!

Пусть огонь, вода очистят,

И роса пусть окропит,

Огнецвет Иван-Купалы

Ярким светом возгорит!

***

 

На Ивана, на Купала

К озеру ходили,

Под задорные частушки

Хоровод водили.

***

Эх, гуляй, народ, гуляй!

Да Купала воспевай.

Будет нам удача в деле

И богатый урожай!

 

По реке плывут венки –

Лютики-цветочки.

Приходите женихи

Свататься до дочки.

***

Как во поле чистом

девушки гуляли,

Лютики-цветочки

с песней собирали.

И плели веночки,

в реченьку бросали.

Чтобы те веночки

судьбы предсказали.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Во саду ли, в огороде»

 

Во саду ли, в огороде

Девица гуляла,

Невеличка, круглоличка,

Румяное личко.

 

За ней ходит, за ней бродит

Удалой молодчик.

Он и звал красну девицу

В сыр бор по груздочки.

Я пойду, пойду с тобою

Ножки приустанут.

Заложи, милой, карету,

Я сяду, поеду.

Если любишь, так и купишь,

Золото колечко,

Золото твое колечко,

Я прижму к сердечку.

 

Не шолохнется милочек,

Стоит у пенечка.

Красну девицу целут,

К сердцу прижимает.

Поживем, моя милая,

В любви хорошенько,

Но, пока же, со годочек,

За один часочек.

Слова и музыка народные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Маршрутный лист

1 поляна - «Запустить красного петуха!»

2 поляна - «Сбор лекарственных трав».

3 поляна - «Отгони нечисть».

4 поляна - «Праздничное гадание».

5 поляна - «Что было раньше, что - сейчас»

6 поляна - «Голоса эльфов».

7 поляна - «Народная песня».

8 поляна - «Забытые игры»

 

 

 

Маршрутный лист

1 поляна - «Запустить красного петуха!»

2 поляна - «Сбор лекарственных трав».

3 поляна - «Отгони нечисть».

4 поляна - «Праздничное гадание».

5 поляна - «Что было раньше, что - сейчас»

6 поляна - «Голоса эльфов».

7 поляна - «Народная песня».

8 поляна - «Забытые игры»

 

 

Маршрутный лист

1 поляна - «Запустить красного петуха!»

2 поляна - «Сбор лекарственных трав».

3 поляна - «Отгони нечисть».

4 поляна - «Праздничное гадание».

5 поляна - «Что было раньше, что - сейчас»

6 поляна - «Голоса эльфов».

7 поляна - «Народная песня».

8 поляна - «Забытые игры»

 

 

 

 

 

Поляна

«Сбор лекарственных трав»

 

Загадки:

 1. Какой цветок носит и женское, и мужское имя? (Иван -да-Марья)

 2. Он сорняк, он цветок, от болезни мне помог. Как присяду на диванчик, вспомню жёлтый... (Одуванчик).

 3. Вкусен чай и ароматен, с ней он лёгок и приятен: Листочки сорваны, помяты. Что ты вдыхаешь? – Запах... (Мяты)

4. Вдоль дорожек его встретишь, Ранки, ссадины излечишь, Сорвешь листочек осторожно. Кто нас излечит? (Подорожник)

5. На лугах, полях растёт цветом розовым цветёт заварить им можно чай. Ты мне быстро отвечай! Что за травка? – (Иван-чай).

 Если загадка отгадана неправильно, участникам предлагается дополнительное задание.

 Перечислить как можно больше лекарственных трав, название которых начинается на букву «М», «П», «Р»

 Варианты ответов «П»: полынь, подорожник, папоротник, пижма, пастушья сумка, перечная мята, и др.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Праздничное гадание»

 

 В ночь на Ивана Купалу были распространены различные гадания. Относились к гаданию легко, как к забаве, в которой можно было дать волю своему воображению и творчеству.

Все желающие могут погадать, но прежде необходимо сложить по одной своей вещи на стол. Выбирая одну из вещей, ведущая попутно достаёт карточку с предсказанием из мешочка. Зачитывает предсказания.

Варианты предсказаний:

— обильный обед

— новое знакомство

— необычная поездка

— счастливая находка

— неожиданный подарок

— похвала

— потеря пуговицы

— большое путешествие

— победа в конкурсе

— исполнение мечты

— находка монеты достоинством в 1 копейку

— трата карманных денег

— приглашение к другу на день рождения

— спор с родителями из-за невымытой посуды

— отсутствие денег на сотовом телефоне

— генеральная уборка

— приобретение чего-то ценного

— посещение зоопарка

— захватывающая компьютерная игра

— появление в доме четвероного друга (собака)

— сон-предсказание

— прибавление в росте и весе

— шоколадный загар


 

Всероссийский детский центр «Алые паруса» г

Всероссийский детский центр «Алые паруса» г

Игровая программа «В поисках цветущего папоротника»

Игровая программа «В поисках цветущего папоротника»

Ведущая 2: Легенда: Вот такими словами мог начинаться праздник

Ведущая 2: Легенда: Вот такими словами мог начинаться праздник

Ведущая 2 : Ребята, вы готовы пройти препятствия и обрести своё счастье?

Ведущая 2 : Ребята, вы готовы пройти препятствия и обрести своё счастье?

Вам предстоит пробежать дистанцию верхом на метле по 2 участника, пытаясь замести нарисованные мелом следы

Вам предстоит пробежать дистанцию верхом на метле по 2 участника, пытаясь замести нарисованные мелом следы

Самовар-чайник ·

Самовар-чайник ·

Выбирай скорее друга. Хоровод «Во поле берёза стояла»

Выбирай скорее друга. Хоровод «Во поле берёза стояла»

Приложения «Валенки» Валенки, да, валенки, ой

Приложения «Валенки» Валенки, да, валенки, ой

Во поле береза стояла» Во поле береза стояла,

Во поле береза стояла» Во поле береза стояла,

Частушки» Поздравляем с днем

Частушки» Поздравляем с днем

Во саду ли, в огороде» Во саду ли, в огороде

Во саду ли, в огороде» Во саду ли, в огороде

Маршрутный лист 1 поляна - «Запустить красного петуха!» 2 поляна - «Сбор лекарственных трав»

Маршрутный лист 1 поляна - «Запустить красного петуха!» 2 поляна - «Сбор лекарственных трав»

Поляна «Сбор лекарственных трав»

Поляна «Сбор лекарственных трав»

Праздничное гадание» В ночь на

Праздничное гадание» В ночь на
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.08.2024