Сценарий игры-квеста для учащихся 8-9 классов
«Знатоки права»
Мутагарова Наталья Александровна,
социальный педагог
Цель: формирование правовой культуры учащихся через проигрывание ситуаций и повторение основных правами и свобод человека, обобщение начальных правовых знаний у несовершеннолетних.
Задачи:
1. Закрепить, посредством игры, полученные на уроках, классных часах, внеклассных мероприятиях начальные правовые знания.
2. Формировать представление о значимости правовых знаний в повседневной жизни;
3. Развивать самостоятельность и критичность суждений об основных сферах жизни общества; защите прав человека.
4. Воспитывать у учащихся уважение к закону, формировать правовую культуру.
Тип игры: правовой квест (квест – интеллектуальный сюжетный вид игр, проходящий в помещении, на улицах города или за его пределами).
Описание игры:
· в игре принимают участие две-четыре команды по 6-7 человек, которые получают карту маршрута (маршрут одинаковый, но очередность остановок разная, старт и финал – общий), состоящую из нескольких остановок;
· направление маршрута зашифровано в виде правовых загадок, на каждой остановке команды должны решить правовую ситуацию.
Необходимые условия:
· остановки находятся на расстоянии друг от друга;
· маршрут продуман так, чтобы команды не попали одновременно на одну и ту же остановку;
· на каждой остановке находятся помощники, которые дают задания командам;
· у команд не должно быть с собой никакой литературы, шпаргалок, мобильных телефонов;
· команду сопровождает наблюдатель, который не вмешивается в ход игры, но следит за тем, чтобы команды не нарушали правила, за что в конце игры могут быть предусмотрены какие-нибудь штрафы.
Материально-техническое обеспечение:
· фотоаппарат, распечатки с заданиями для команд, сувениры – блокноты, грамоты, благодарственные письма.
Жюри
В состав жюри входят участник школьного клуб «Подросток» - ученик 7-8 класса, руководитель кафедры общественных наук, заместитель директора, курирующий воспитательную работу, учитель обществознания.
Команды участников приглашаются в кабинет социально-психологической службы, где им объясняют правила игры-квеста, объявляют членов жюри, время проведения и выдают каждой команде протоколы игры.
План игры-квеста:
1. Приветствие.
2. Определение маршрута.
3. Подсказки-направления по маршруту.
4. Ситуации на остановках (задания).
5. Финал.
6. Подведение итогов.
Ход игры
1. Маршруты
1 маршрут |
2 маршрут |
Кабинет социально-психологической службы (№ 48). Получение маршрута |
|
1. Библиотека |
1. 1 этаж, школьный музей |
2. Кабинет права (№ 3) |
2. Двор школы |
3. Спортивный зал |
3. Столовая |
4. 1 этаж, школьный музей |
4. Кабинет права (№ 3) |
5. Двор школы |
5. Корпус начальной школы |
6. Столовая |
6. Спортивный зал |
7. Корпус начальной школы |
7. Библиотека |
Малый зал |
2. Подсказки-направления по маршруту
Библиотека
Место, где на основе статьи 35 Федерального закона об образовании вам в бесплатное пользование выдают школьное имущество.
Кабинет права
Должны знать и взрослые и дети о правах, что защищают нас на свете. А в каком кабинете мы изучаем все о своих правах?
1 этаж, школьный музей
Здесь хранится богатый фонд учебно-наглядных пособий и прочих предметов, собранных силами учеников и учителей - биографии, истории, раритетные фотографии и предметы.
Столовая
Основным нормативно-правовым документом на данной территории является Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей».
Начальная школа
К четырём прибавить два,
По слогам читать слова
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Двор школы
Данная территория стала эффективным средством формирования экологической культуры учащихся, становления их нового гражданского сознания.
Спортивный зал
Куда бежать вам вместе всем
«Быстрее, выше и сильнее!»,
Найдешь, как только поскорее
Прочтешь названье министерства.
(Министерство физкультуры и спорта Российской Федерации).
3. Ситуации на остановках
Библиотека
Первое задание
Как только команда входит в библиотеку.
Помощник: Тише. В библиотеке надо соблюдать тишину, чтобы не мешать тем, кто читает, выбирает книги или готовится к занятиям. Вам необходимо составить как можно больше слов из предложенных.
Второе задание
Из предложенных анаграмм составить слова.
Кабинет права
В кабинете разыгрывается сценка. Ученик спорит с учителем, отвлекая его от работы:
Ученик: - А я имею право!
Учитель: Иван, ты мешаешь мне работать.
Ученик: А в статье 13 Конвенции о правах ребенка написано, что я имею право свободно выражать свое мнение.
Учитель: А что написано во второй части этой статьи ты знаешь?
Ученик: смотрит растерянно, показывает на вошедших: а вот они знают, что написано во второй части статьи о праве ребенка на свободное выражение своего мнения?
Ответ команды.
Ученик, выслушав ответ: а вот я еще прочитал в статье 15, что имею право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний. Мы уже и объявление сделали в интернете с друзьями, что на следующей неделе хотим на стадионе провести флешмоб против наркотиков. Уже 50 человек откликнулись. Но в статье я прочитал, что могут быть какие-то ограничения. Так имеем мы с друзьями право на свободу мирных собраний или нет?
Ответ команды.
Спортивный зал
Команда входит в зал.
Помощник: Ребята, давайте проверим, насколько вы информированы в вопросах спорта и ЗОЖ. В жизни каждому полезны знания, а с ними и спорт. И поэтому предложим вам вопросы спортивной викторины.
Музей
Как только команда появилась в музее, к ней подходит помощник и дает:
Первое задание
Назовите обязанности, закрепленные в Конституции Российской Федерации.
Ответ команд. Номера статей не обязательно, главное их перечислить.
Второе задание
Распределите права и обязанности школьников.
Школьный двор
Командам нужно исключить лишнее слово и объяснить свой выбор:
1. Увольнение, арест, штраф, лишение специального звания.
2. Лишение свободы, выговор, заключение под стражу, смертная казнь.
Столовая
Игра «Да» или «нет»?
Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны – «Нет». Аргументируйте свой ответ.
1) Флаг Российской Федерации может быть поднят во время торжественных мероприятий, проводимых предприятиями, учреждениями и организациями, а также во время семейных торжеств.
2) С 14 лет без согласия ребенка нельзя изменить его имя, отечество и фамилию.
3) Народы России, несмотря на различия в языках, религии, обычаях и быте, тесно связаны общностью исторических судеб.
4) Отличительной чертой человека является способность добывать пищу.
5) Детство считается самым беззаботным периодом в жизни человека, потому что взрослые предоставляют ребенку полную самостоятельность в поступках.
Начальная школа
Мы с вами на территории начальной школы, а здесь еще любят играть, читать сказки, поэтому и вам задание – сказочное.
Перед вами имена сказочных героев и названия прав человека. Вы должны привести в соответствие имена сказочных героев и права, которые были нарушены в отношении их.
Ответы.
4. Финал
За правильно выполненное здание на каждой остановке команда получает кодовую букву, за выполненное с ошибкой – зашифрованную букву. Назначение кодовых букв – тоже сюрприз для команд. Буквы необходимо сложить с название кабинета, куда необходимо прибыть для завершения игры.
5. Подведение итогов и награждение
Награждаются грамотами команды-победители на отдельных этапах и в общем зачете. Остальным командам-участникам игры-квеста вручаются благодарности.
Литература:
1. Конвенция о правах ребенка. http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon
2. Конституция Российской Федерации. http://www.constitution.ru/
3. Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ (ред. от 07.06.2017) «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях. http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-19062004-n-54-fz-o/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.