Протокол родительского собрания №3
ДГ №7 «Арман» г. Актобе
Старшая группа №10 «Карлыгаш»
Количество родителей: 31
Педагоги: Бондарева Т.А., Имангалиева Г.О.
Дата: 19.05.2017г.
Тема: «Общечеловеческие ценности – основа» семейного воспитания.
Цель: способствовать гармонизации детско-родительских взаимоотношений, основанных на нравственно-духовных ценностях.
Задачи:
Методы:
- консультация;
- просмотр видеозаписи фрагментов занятий, раскрывающих ОЧЦ;
- беседа; презентация «Общечеловеческие ценности»;
- «Цветок толерантности».
- листы бумаги и ручки для упражнения «Другой ребенок»;
- краски, кисточки, листы А3 для совместной творческой работы детей и родителей.
План:
1. Раскрытие духовно-нравственной глубины предмета «Самопознание».
2. Просмотр видоеотрывков занятий, для определения ценностей родителями.
3. Презентация на тему «Общечеловеческие ценности».
4. Сущность семейного воспитания.
5. Воспитание толерантности в детях.
6. Упражнение для родителей «Другой ребенок».
7. Творческая работа.
8. Награждение родителей за участие в акциях и конкурсах. Итог.
Итоговое родительское собрание в старшей группе №10 «Карлыгаш» на тему:
«Общечеловеческие ценности – основа» семейного воспитания.
/слайд №1/
«Это время…, когда так много за окном,
но ничего в комнате…»
Народная мудрость
1. Раскрытие духовно-нравственной глубины предмета «Самопознание».
- Уважаемые родители, я рада встречи с вами, спасибо, что вы нашли возможность и пришли на наше родительское собрание. Вам известно, что наша дошкольная гимназия участвует в пилотном проекте по самопознанию уже третий год. Немало сделано за это время. Сегодня я бы хотела раскрыть важность и необходимость духовно-нравственного образования «Самопознание», столь актуального на сегодняшний день для всего мира.
Эпиграфом для начала своего выступления я взяла строки из народной мудрости, а именно - «Это время…, когда так много за окном, но ничего в комнате..»
/слайд №2/
Эти слова заставляют нас задуматься.. «Комната» - внутренний мир человека. Необходимо помочь человеку открыться миру, людям…
Зачастую современное образование нацеливает ребенка на успех в обретении высокого социального статуса и материальных ценностей, но не учит его задумываться о том, какой ценой может быть оплачен успех, принесет ли он ему истинное счастье и что такое истинное счастье человека. Ситуация, сложившаяся в образовательной среде, свидетельствует о девальвации нравственных ценностей, смешение приоритетов в сторону материального благополучия. Стремление к материальному благосостоянию, развитию интеллекта и высокому социальному положению-скорее признак слабости, а не силы. Только проявление хорошего характера и добрые поступки человека являются истиной силой человека. Несмотря на растущие удобства современной цивилизации в мире отсутствуют спокойствие и надежность. Приобретая сумму знаний, но все меньше задумываясь о духовном, о добре и зле, о любви и милосердии, человек не может чувствовать себя счастливым. Какой же найти выход? Следует обратить особое внимание на цели и приоритеты образования. Необходимо направить образовательные процесс на формирование духовно-нравственной личности.
/слайд №3/
Целью интеграции дисциплины «Самопознание» в воспитательный процесс - становление человека совершенного характера, основанного на вечных нравственно-духовных ценностях, живущего в единстве мысли, слова, дела.
Раскрытие нравственно-духовной глубины предмета «Самопознание» невозможно без погружения в духовный опыт цивилизации, в учения великих учителей человечества. Биографии великих людей являются примером ведения совершенной жизни в единстве мысли, слова и дела, а также источником идей и вдохновения. Духовное начало в человеке проявляется как вечные общечеловеческие ценности: Истина, Любовь, Праведное поведение, Покой, Ненасилие.
/слайд №4/
2. Просмотр видоефрагментов занятий, для определения ценностей родителями
Мы предлагаем вашему вниманию фрагменты разных занятий с участием наших детей. Постарайтесь определить, какую ценность мы обсуждаем вместе с ребятами. А также нам интересно знать, сможете ли вы определить, какие качества личности мы стараемся раскрыть в детях в эти моменты.
3. Презентация на тему «Общечеловеческие ценности».
/слайд №5/
Истина –это первозданная природа человека. Она не ограничена пределами времени в прошлом, настоящем и будущем. Истина подразумевает выявление подлинной сути и причины вещей и поступков, а также правдивость, верность словам и обещаниям. Опыт-величайший учитель истины, и совершенство в истине может быть достигнуто только через слияние с жизнью идеалов правды, долга, покоя, добра и любви.
/слайд №6/
Праведное поведение - это верность своим обязательствам, внутренняя культура, и цель ее-благо и для себя, и для всего, что нас окружает. Это окружение, которое не преследует личных интересов и не ожидает никаких выгод и похвал, оно открывает человеку дорогу к источнику внутреннего покоя и радости.
/слайд №7/
Покой – спокойное состояние ума, которое не подвержено воздействию временных печалей и радостей, неудач и побед. Это ощущение внутреннего умиротворения и покоя.
/лайд №8/
Любовь-это гармония тела, разума и души. Любовь тела-это страстность, любовь ума-это сочувствие. Любовь души-это внутренне умиротворение. Любовь выражается через чувства матери и ребенка (материнская любовь), между мужем и женой (влечение), между родственниками и близкими (привязанность), существует еще чистая любовь ко всему, что нас окружает. Такая любовь отдает и прощает, она проникнута духом жертвенности и отрешена от личного «я», то есть священна.
/слайд №9/
Ненасилие – это поведение, основанное на сострадании ко всем живым существам, на контроле над чувствами, внутреннем покое, терпимости, истине, любви ко всему. Ненасилие-это не причинение обиды и вреда ни единому живому существу ни мыслью, ни словом, ни делом.
/слайд №10/
4. Сущность семейного воспитания
Воспитание - навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни.
Нравственность - правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил поведения.
Духовно-нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности заключаются в семье. Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.
Итак, семья - ребёнок - нравственность - вот цепочка, интересующая нас.
Чувства - движущая сила стремления к цели. Если человек кого-нибудь любит, то хочет доставить ему радость.
Чувства - источник вдохновения, радости, задора в интересной работе.
Чувства - источник силы. Любовь к человеку может вести к самоотверженному труду, к мужеству, героизму, бесстрашию.
Чувства - действенные помощники воспитания. Запрет, менторство, морализаторство далеко не так доходчивы, как сердечность, искренность и ласка. Холодная строгость в воспитании вызывает у ребёнка отчуждение, которое может перерасти в притворство, лицемерие и обман».
/слайд №11/
Рациональный, или умственный, уровень содержит моральные знания - понятия о смысле жизни и счастье, добре и зле, чести, достоинстве, долге. Кроме понятий, к моральным знаниям относятся также принципы, идеалы, нормы поведения, моральные оценки.
Для возникновения духовно-нравственной потребности ребёнка необходима моральная среда. Такой средой должен быть добрый мир семейного или иного окружения, наполненный Любовью.
/слайд №12/
/слайд №13/
5. Воспитание толерантности в детям
Мир невозможен без диалога, взаимопонимания, содружества, согласия, компромисса. Моделью для взаимоотношений людей, народов и стран в современном мире призвана стать толерантность.
К сожалению, некоторые черты современного мира характеризуются жестокостью, насилием, разобщенностью, нетерпимостью. И действительно, многие происходящие вокруг нас социальные и политические события вызывают глубокое чувство тревоги. А как хочется верить, что обязательно придет помощь, если вдруг станет плохо на улице, что идти в одиночестве вечером домой или открыть дверь незнакомцу – это безопасно. Но еще больше хотелось бы, чтобы наши дети, и наши внуки с самого раннего возраста не испытывали чувства недоверия и нетерпимости по отношению к окружающим. Поэтому в последнее время все чаще и чаще возникают разговоры о толерантном мире, то есть мире без насилия и жестокости; мире, в котором самой главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность.
Сегодня задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребёнка, а это, в первую семья.
Бесспорно, что первые уроки нравственности ребенок получает от родителей., чтобы воспитать ребенка толерантным, необходимо учитывать то, что дети – зеркало отношений и характеров родителей. Поэтому для начала необходимо самим относиться к своему ребенку толерантно.
Во-первых, не обижать его.
Во-вторых, выслушивать его мнение и считаться с ним.
В-третьих, уметь прощать обиды и просить прощения у ребенка. Это самый сложный момент, но в то же время и самый важный, поскольку у детей обостренное чувство справедливости.
В-четвертых, уметь договариваться без ссор и разрушительных конфликтов. Под словосочетанием «разрушительный конфликт» подразумевается противостояние, которое наносит «противнику» ущерб, моральный или физический. Разумеется, что в повседневной жизни невозможно избежать противоречий интересов, желаний и мнений. Задача – обратить конфликт в конструктивный, вызвав ребенка к разговору о возникших противоречиях и к совместному принятию компромиссных решений.
В-пятых, нельзя унижать достоинство ребенка – игнорировать его, проявлять неуважение к его увлечениям и т.п.
В-шестых, не стоит заставлять ребенка с помощью силы делать то, что хочется вам.
Предлагаю вашему вниманию «Цветок толерантности». Давайте обсудим справедливость или ошибочность представленных качеств личности толерантного человека.
/слайд №14/
Главные методы воспитания в семье — это пример, общие с родителями занятия, беседы, поддержка подростка в разных делах, в решении проблем, привлечение его в разные виды деятельности в семье и вне ее.
Ребенок осваивает социальные связи и роли в мире; становясь старше, он все больше ориентируется на ровесников и социальные институты. Родители, давая ему относительную свободу, должны быть надежным тылом для него, создавать у него чувство уверенности в трудной ситуации. Воспитывать толерантность в семье — значит прививать уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.
/Слайд №15/
6. Упражнение для родителей : «Другой ребенок».
Каждому родитель выдается бумажная шапочка с надписью. Надписи: «Я заикаюсь», «Я плохо говорю по-русски», « Я вся в веснушках», «Я ношу вещи старшей сестры», «У меня смуглая кожа и темные волосы», «Я меньше всех в группе».
Ведущий: Мы не будем демонстрировать интолерантное поведение, нетерпимость к вам. Но я даю минуту, ровно одну минуту, для того, чтобы вы представили себя маленьким ребенком, который прожил на свете всего пять лет, и о котором все думают только то, что написано на вашей шапочке. Время пошло….
Спустя минуту ведущий говорит: «Прислушайтесь к своему внутреннему состоянию. Покажите его с помощью карточки. А теперь мы поучимся толерантности. Мы увидим в другом, непохожем на нас человеке его особенную ценность. Например: «Этот ребенок шепелявит…Зато он прекрасно бегает»
Ведущий по очереди называет качества, написанные на шапочках, а родители предлагают альтернативные, позитивные варианты. Когда каждому «другому» ребенку будет дана положительная характеристика «зато…»
Уважаемые родители. Только вы можете научить детей принимать других людей не как чужих и враждебных, а как других и интересных. А мы вам в этом поможем.
/слайд №16/
7. Арт-терапия «Солнце в ладонях».
Творческая работа «В каких проявлениях Любви нуждаются дети».
Сейчас мы поработаем творчески.
Давайте обсудим и найдем общие ответы на вопрос: «Кем для меня является мой ребенок?». И так как в большинстве мнения сошлись на определении что ваш ребенок – это солнышко, предлагаю вам нарисовать основу солнышка – круг, а с помощью ладошек вашего ребенка, окрашенных разноцветными красками, изобразить лучики вашего солнца.
/слайд №17/
Посмотрите, Ваши солнышки, как настоящие, щедро дарят нам свое тепло, Любовь, ласку, не выбирая для этого место и время. Так и мы, родители, должны любить своих детей, без каких-либо на то условий, просто так, безусловно. Неоспоримо, что если в основе взаимоотношений родителей и детей отсутствует Любовь, все остальное покоится на непрочной основе: страхе, угнетении, подчинении. Для безболезненных, полноценных детско – родительских отношений важна, прежде всего, Любовь безоговорочная, способная проявляться во всех искренних взаимоотношениях.
/слайд №18/
8. Награждение родителей, активно участвовавших в жизни группы, конкурсах, грамотами, дипломами, сертификатами, благодарностями.
/слайд №19/
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.