Сценарий классного часа "ДЕНЬ ПОБЕДЫ ВОИНОВ КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО НАД НЕМЕЦКИМИ РЫЦАРЯМИ НА ЧУДСКОМ ОЗЕРЕ

Сценарий классного часа "ДЕНЬ ПОБЕДЫ ВОИНОВ КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО НАД НЕМЕЦКИМИ РЫЦАРЯМИ НА ЧУДСКОМ ОЗЕРЕ

docx
13.01.2020
скачать по прямой ссылке

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Учение с увлечением.docx

ДЕНЬ ПОБЕДЫ ВОИНОВ КНЯЗЯ

АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО НАД НЕМЕЦКИМИ РЫЦАРЯМИ

НА ЧУДСКОМ ОЗЕРЕ

(Сценарий классного часа)

Цель: расширить знания учащихся о битве на Чудском озере.

Задачи: через знакомство с дополнительным материалом, работу над сообщением углубить знания учащихся о Ледовом побоище и А.Невском;

формировать у школьников умение рассказывать о битве, о государственном и военном деятеле, пользоваться картой и схемой сражения;

создать условия для воспитания патриотических чувств и уважения к защитникам Отечества.

Оформление.  На доске и на стенах классной комнаты размещаются репродукции картин, посвящённых Александру Невскому; плакаты со стихотворными и прозаическими отрывками, повествующими о его подвигах, высказываниями о патриотизме, о защите Отечества; картины с изображением воинов прошлого и т.д. Начало мероприятия можно украсить звучанием классической музыки (П.И. Чайковский, начало Первого концерта; А. Н. Бородин, начало Второй симфонии; С.С. Прокофьев «Ледовое побоище» и др.). Музыкальное сопровождение желательно использовать и по ходу классного часа.

 

 

План классного часа

1.      Вступительное слово учителя.

2.      Литературный монтаж.

3.      Сообщение учащихся: «Борьба русских земель с иноземными завоевателями»,  «Войско Новгорода Великого», « Ледовое побоище», « Значение битвы на Чудском озере», «Александр Ярославович Невский».

4.      Рассказ учителя «Ледовое побоище и Александр Невский в произведениях литературы и искусства».

5.      Интеллектуальная игра « День победы на Чудском озере».

Ход классного часа

Вступительное слово учителя

-    История России начитывает более тысячи лет, и только триста из них были мирными, остальные семьсот приходятся на военное время. Чтобы мирно жить и трудиться, народам, населявшим Русь, необходимо было постоянно заботиться о своей безопасности, укреплять военную мощь Родины и с оружием в руках отстаивать её независимость. Так было в древности, так остается и в ниши дни. В 1998 году, когда в нашей стране отмечалось 50-летие Победы в Великой Отечественной  войне, Государственная Дума приняла Федеральный закон о днях воинской славы (победных днях) России. Это дни наиболее важных битв и славных побед, которые сыграли решительную роль в истории нашего государства и в которых российские войска снискали себе  почет и уважение современников, и благодарную память потомков. Сегодня наш разговор пойдет о дне воинской славы, посвященном победе воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере, которая была одержана 18 апреля 1242 года по новому стилю, или 5 апреля по старому. 

Литературный монтаж

1-й чтец: Два дня, как Псков потерян нами,

            И видно на сто верст окрест

            Над башней орденское знамя-

            На белом поле черный крест.

2-й чтец: В больших посадничих палатах,

           С кривой усмешкой на устах,

           Сидит ливонец в черных латах

           С крестами в десяти местах. 

3-й чтец: Сидит надменно, как на пире,

Поставив черный шлем в ногах

И по хозяйски растопыря

Ступни в железных башмаках.

4-й чтец: Ему легло, далась победа,

                 Был мор, и глад, и недород.

                 На Новгород напали шведы,

                 Монголы были у ворот.

5-й чтец: Ливонцы в глубь страны прорвались,

                 Дошли до Луги, Тесов пал.

                 Под самый  Новгород, бахвалясь,

                 Ливонский мейстер подступал.

6-й чтец:Вели войну в ливонском духе,

                 Забрали все, что можно взять;

                 Детишки мрут от голодухи,

                 По селам на не чем пахать.

7-й чтец: Ливонцы лезут к нам под кровлю,

                 За каждым прячутся кустом,

                 Где не с мечами, там с торговлей,

                 Где не с торговлей - там с крестом.

8-й чтец: Они ползут. И глуп тот будет,

                  Кто слишком поздно вынет меч,

                  Кто из-за ссор своих забудет

                  Чуму ливонскую пресечь!

 

 

 

 

 

 

 

 

Сообщение учащихся

    Учащиеся выступают с сообщениями по основным вопросам темы.

Саясова Юлия ученица 10 класса рассказала о биографии полководца.

Усманов Дамир учащийся 9 класса подготовил презентацию о сражениях, в которых принимал участие А.Невский.

 

Рассказ учителя

« Ледовое побоище и Александр Невский

В произведениях литературы и искусства»

   Александр Невский знаком каждому, и его имя всегда на слуху, так названы улицы, площади и переулки, а для Санкт-Петербурга он является небесным покровителем. Однако не одно изображение князя не дошло до наших дней, и каждый видит его по-своему. Его образ с древних времен появляется в различных произведениях искусства, и можно лишь вкратце перечислить направления:

Древнерусская литература.

Художественная литература.

 Изобразительное искусство.

 Кинематограф.

Скульптура.

    Образ Александра Невского в искусстве встречается повсеместно, и в живописи ему уделено немало внимания. Одна часть художников создавала его портреты и изображала во время сражений, другая предпочла воплотить образ святого, которому сегодня преклоняются многие верующие. Первое появление в русской живописи запечатлено в виде миниатюры о Ледовом побоище в летописи. Его образ представлен  не только церковной музыкой, но и музыкой композиторской, не только иконами, но и картинами художников; написаны романы, поэмы, стихотворения, поставлены памятники, сняты кинофильмы.

(презентация)

Интеллектуальная игра

«День победы на чудском озере»

Учащиеся образуют две команды.

Для интеллектуальной игры предлагаются следующие задания.

I. Тесты.

1. Битва на Чудском озере состоялась:

а) 5 апреля 1237 года; б) 5 апреля 1240 года; в) 5 апреля 1242 года.

Ответ:в)5 апреля 1242 года.

2.День воинской славы, посвящённой битве на Чудском озере, отмечается:

а) 5 апреля; б)18 апреля; в) 21 апреля

Ответ: б) 18 апреля.

3. Даты жизни Александра Невского:

а) 1220-1260; б) 1223-1263; в) 1220-1263

Ответ: в) 1220-1263.

4. День памяти Александра Невского:

а) 17ноября; б) 6 декабря; в) 5 апреля

Ответ: б) 6 декабря.

5.Отцом Александра Невского был князь:

а) Андрей Владимирович; б) Ярослав Всеволодович; в) Юрий Всеволодович.

Ответ: б) Ярослав Всеволодович

6.Князь Александр Невский был причислен православной церковью к лику святых:

а) в 1547 году при Иване IV; б) в 1647 году при Алексее Михайловиче; в) в 1710 году при Петре IV.

Ответ: а) в 1547 году при Иване IV.

7.В 1237 году в Ливонский орден объединились рыцари:

а) Тевтонского и ливонского орденов; б) орденов меченосцев и Тевтонского; в) орденов меченосцев и ливонского.

Ответ: б) орденов меченосцев и Тевтонского

8. Александр Невский родился:

а) в Переяславле-Залесском; б) в Городце; в) в Новгороде.

Ответ: а) в Переяславле-Залесском

9. Орден Александра Невского во время Великой Отечественной войны был учрежден:

а) в 1941 году; б) в 1942 году; в) в 1943 году.

Ответ: б) в 1942 году

II. Найдите ошибки в тесте внесите исправления.

На голубом и мокроватом

Чудском потрескавшемся льду

В тысяча двести сорок пятом

От Рождества Христа году 1,

Во вторник 2, пятого апреля,

Час славы воинской пробил-

Князь Александр Петрович 3 Невский

Разгром ливонцам учинил.

Ответ: 1)битва состоялась в 1242-м году, а не в 1245 году от Рождества Христова; 2) битва состоялась не во вторник, а в субботу; 3) князь не Александр Петрович, а Александр Ярославович.

III. Исключите лишнее слово.

Оружие Ледовитого побоища: лук, пищаль, меч, топот, копье.

Ответ: лишнее слово «пищаль», так как это огнестрельное оружие, а в XIII веке на Руси оно ещё не использовалось.

IV. Продолжите предложение.

В результате победы на Чудском озере продвижение на восток немецких рыцарей было временно остановлено, но…

Ответ:…окончательно опасность агрессии крестоносцев ликвидирована не была, так как Ливонский орден пользовался поддержкой папы римского. Александр Невский для борьбы с рыцарями должен был искать союза с Золотой Ордой.

V. Подведение итогов на лучшего знатока.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.Бегунов А.И. От кольчуги до мундира. М.: Просвещение, 1993.

2.Бушуев С.В., Миронов Г.Е. История государства Российского. М.: Книжная палата, 1991.Кн.1.

3.Виппер Р.Ю.Краткий учебник истории Средних веков. М.: Школа-Пресс, 1993.Вып.2.

4. Греков И.Б., Шахмагонов Ф.Ф. Мир истории: Русские земли в XIII-XVвеках. М. :Молодая гвардия, 1986.

5.Житее Александра Неского //Пламенное слово. М.: Московский рабочий, 1978.

6. Нижегородцы-кавалеры ордена Александра Невского. Н. Новгород: Изд-во ННГУ,1999.

7. О начальных этапах развития русского воинского искусства/Под ред. Д.В. Панкова. М.: Воениздат, 1951.

8.Ордена и медали СССР. М.: Воениздат,1974.

9.Пашуто В.Т.Александр Невский. М.: Молодая гвардия,1975.

10. Полководцы России/ Сост. Е. И. Кильсеев. Н. Новгород: Изд-во « Нижний Новгород»,1995.

11.Симонов К. Стихотворения и поэмы. Л.: Советский писатель, 1990.

12. Советская историческая энциклопедия. Т. 1,8. М.: Советская энциклопедия, 1961; 1965.

13. Хитров М. Святый Благоверный князь Александр Ярославич Невский. М., 1893.

 

 

 

 

 

Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)