Сценарий круглого стола по работе с родителями
«ПОДДЕРЖКА ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ «ЛЭПБУК»
Цель: дать представление родителям об интерактивном пособии «лепбук» и его значимости.
Задачи:
- знакомить родителей с пособием лэпбук
- дать представление о значимости лепбука в организации познавательной деятельности детей;
- привлечь к практическому изготовлению лэпбука.
Актуальной задачей современного дошкольного образования по прежнему остается вопрос формирования у дошкольника инициативности и самостоятельности. Что мы подразумеваем под определением «инициатива»? Инициатива – начинание, форма проявления активности основанное на внутренней мотивации человека.
Так же, инициатива – это взаимодействие субъекта с окружающими его произвольными объектами, свидетельствующее о наличии у него способности с самостоятельности. Инициатива у ребенка выражается в желании включаться в деятельность, применяя при этом волевое усилие. Перед нами стояла задача создать условия, чтобы это усилие стало целенаправленным. Часто у ребенка при наличии инициативы нет цели, желания формируются в формате «хочу рисовать», «хочу вырезать», «хочу играть в лего» – ребенок поглощен процессом, а завершение его определяется исчерпанием материала, или же сменой деятельности. Называние результата работы может по мере завершения процесса, без формирования предварительной цели.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования поддержка детской инициативы формируется как один из базовых принципов дошкольного образования. Она осуществляется посредством разнообразных видов деятельности. Какой он – инициативный дошкольник? Инициативность, как правило, проявляется при условии самостоятельного выбора какого-либо вида деятельности. При этом, ребенок сам ставит и находит решение игровым проблемным ситуациям.
В ФГОС ДО обозначены принципы построения условий развивающей предметно-пространственной среды для возможности свободного выбора ребёнка вида деятельности. В подготовительной к школе группе детская инициатива является одним из важных показателей готовности ребенка к школе. Поэтому, опираясь на зону ближайшего развития в качестве, своим приоритетом мы выделили научение.
В своей деятельности необходимо придерживаться следующих правил:
• Создание проблемных ситуаций, позволяющих каждому дошкольнику показать свои знания, тем самым получать признание у одногруппников и взрослых.
• Обращение к детям с просьбами о помощи – показать свои индивидуальные умение, с просьбой научить его и одногруппников.
• Поощрять чувство радости за результаты своего труда.
• Создавать среду, способствующую развитию творчества детей.
• Вовлекать детей в планирование работы детского сада.
• Создавать условия для самостоятельной деятельности детей по интересам.
Особо ценным проявлением детской инициативы является это самостоятельное создание игр и дидактических пособий. В нашей группе мы, педагоги, совместно с детьми реализовали следующие инновационные технологии: лепбук, геокешинг, адвент-календарь.
Лэпбук, в дословном переводе с английского переводится как «наколенная книга»
В нашем случае лэпбук–это папка с окошками и карманами, которые дают нам возможность располагать любую интересную информацию в виде рисунков, небольших текстов, загадок. Ценность этой книги в том, что воспитанник собирает ее сам, при этом учась систематизировать информацию, панировать свою деятельность и проявлять творческие способности. После изготовления ребенок может в любое удобное время рассматривать изготовленную им книжку, делиться результатом своего труда с друзьями, повторит пройденное.
С чего начать создание лэпбука?
1. Определитесь с темой будущего лэпбука. Тема может быть любая - вулканы, насекомые, планеты, композиторы, художники, фильмы, страны, исторические события.
2. После того, как вы определились с темой, составьте план будущего лэпбука, т. е. какие подтемы вы хотите раскрыть – это и будет содержание наших миникнижечек. Советуем начать с 5-7 пунктов (книжек, но вообще здесь нет ограничений.
3. Для каждой темы выберите подходящую миникнижку.
Что вам понадобится?
- распечатанные шаблоны Лэпбука;
- лист плотной бумаги формата А3 или 2 листа А4;
- ножницы;
- клей;
- цветные карандаши, фломастеры, разноцветные ручки;
- скотч;
- безграничная фантазия.
Предлагаю совместно изготовить Лэпбук.
1. Изготавливаем выкройку нашего лэпбука согласно макету и раскладываем на столе.
Если есть уже готовая прочная папка, вполне можно использовать её как основу
2. Собираем фрагменты папки удобным нам способом, позаботившись о дополнительной защите сгибов от растрескивания и надрывов.
Неплохой вариант — обклеить всю папку самоклеящейся плёнкой
3. Раскладываем на готовой основе все интерактивные элементы помечаем места их расположения карандашом, снимаем. Крепим поочерёдно, используя клей, двухсторонний скотч. Для вращающихся кругов подойдёт и крепление на маленькую катушку либо пуговицу, кнопку. Чтобы карманы не плотно прилегали к фону, а были чуть объёмнее, подклеиваем под них полоски из гофрокартона.
Прозрачные пластиковые конверты — очень удобный и износостойкий вариант, но крепить их надо на специальный клей для пластика
4. Наполняем лэпбук интересным содержанием (игры, рисунки, раскраски, фотографии, короткие тексты согласно теме).
Наполнение лэпбука — самая интересная часть работы
5. Применяем своё творение с пользой и удовольствием.
Смысл создания лэпбуков в том, чтобы малыши охотно пользовались ими, развивая свои способности и закрепляя знания об окружающем мире
Следует дать детям как можно больше участия в изготовлении лэпбука. Дошкольники не справятся только со сборкой основы, остальное им вполне по силам при содействии взрослых. Ещё одно, главное правило лэпбуков: они не должны пылиться на полках «для красоты», их назначение — служить развитию малышей, быть рядом с детьми, радовать из своими возможностями.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.