Сценарий кураторского часа посвящённый Дню Победы «Мы победили вместе»

  • doc
  • 08.05.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Классный час «Мы победили вместе» (10 класс).doc

Классный час (9-11 класс)

«Мы победили вместе»

Классный час, посвящённый Дню Победы.

Его задача – создать необходимы эмоциональный настрой, побудить воспитанниц к размышлению о долге, памяти, патриотизме.

Цели: 

§  расширить представление воспитанниц о Великой Отечественной войне;

§  формировать отношение к воинским святыням, воспитывать уважительное отношение к людям старшего поколения;

§  побуждать к изучению истории Великой Отечественной, к сохранению воинских реликвий, к изучению корней своей семьи, рода.

Форма проведения:   час общения

Подготовительная работа:

§  Выбрать чтецов, ведущих, помочь им найти нужную интонацию – спокойное, тихое размышление, без лишнего пафоса;

§  Предложить 2-3 воспитанницам сделать компьютерную презентацию (слайд-фильм) о Великой отечественной войне;

§  Обсудить с преподавателем литературы основные вопросы и написать воспитанницам сочинение, эссе на темы: «Цена победы», «Мы победили вместе»;

§  Оформить стенную газету «Вместе мы победили» ;

§  Подобрать для воспроизведения для создания праздничной атмосферы в классе песни военных лет;

§  Приобрести чайные свечи (20 шт.);

§  Приготовить праздничные бантики из тесьмы, стилизованной под георгиевскую ленту.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, журнальный стол с подносом, свечи.

Оформление: георгиевские ленточки, плакаты, фотографии военных лет, стенгазета « Мы победили вместе», портреты полководцев, изображения военных наград.

 

План классного часа:

1.     Вступительное слово «Одна минута войны».

2.     Интерактивная беседа по теме «Это радость со слезами на глазах».

3.     Трибуна. «Защити Победу».

4.     Минута молчания.

5.     Подведение итогов (рефлексия).

 

Ход классного часа:

§  В классе звучат песни военных лет, все рассаживаются на свои места.

§  В начале классного часа каждая воспитанница зажигает «Свечу Памяти» и устанавливает её на поднос.

§  Группа воспитанниц класса исполняет песню из к/ф «Белорусский вокзал», им подпевают все участницы классного часа.

Вступительное слово «Одна минута войны»

Классный руководитель:       Сейчас, в эти тёплые майские дни, так трудно представить себе взрывы, бомбёжки, атаки, страшные битвы, в которых ковалась главная наша Победа. «Одна на всех, мы за ценой не постоим…» - эта победа, действительно, была «одна на всех». Она объединила людей разных национальностей, религий, верований, старых и молодых, мужчин и женщин в один народ, который поднялся против фашизма и победил его. Цена этой победы была очень высока – миллионы человеческих жизней.

Чтец  :     День Победы. И в огнях салюта

                 Будто гром. Запомните навек,

                 Что в сраженьях каждую минуту,

                 Да, буквально каждую минуту

                 Погибало 10 человек!

                 Как понять и как осмыслить это:

                 Десять крепких, бодрых, молодых,

Полных веры, радости и света

И живых, отчаянно живых!

У любого где-то дом иль хата,

 Где-то сад, река, знакомый смех,

Мать, жена… А если не женатый,

То девчонка – лучшая из всех.

На восьми фронтах моей отчизны

Уносил войны водоворот

Каждую минуту десять жизней,

Значит, каждый час уже шестьсот!..

И вот так четыре горьких года,

День за днём – невероятный счёт!

Ради нашей чести и свободы

Всё сумел и одолел народ. 

 

Классный руководитель:    Четыре горьких года – годы подвигов и страданий. Миллионы человеческих жизней. И вот сообщение о безоговорочной капитуляции гитлеровской Германии. Кадры кинохроники, счастливые лица людей. Радость со слезами на глазах. Таким было ощущение Победы у тех, кто приближал её как мог.

 

Чтец:  Победа. Она не в испепеляющих залпах «катюш», не в бравурных речах вождей и даже не в грохоте победных салютов. Она в полубезумных лицах старух, бредущих в кадрах военной кинохроники с распростёртыми объятьями навстречу врывающимся в село «тридцатьчетвёркам». Она в дорожных стрелках  на дорогах Подмосковья, указывающих расстояние до Берлина. Она в восторженном шепоте «Наши!», несущемся вслед над проплывающими над оккупированными территориями бомбардировщиками с красными звёздами на крыльях.

 

Чтец:  Четыре года крови и страха, но, вместе с тем, и четыре года небывалого единения всей нации, сплочённой чем-то гораздо большим, нежели приказ «ни шагу назад». Бой до последнего человека, последнего патрона. Стойкость, заставившая однажды лучшего полководца вермахта Эриха фон Манштейна сказать, что его люди могут воевать с любой армией мира, но они не готовы к массовому самоубийству. Сотни тысяч снарядов, выточенными защитниками Родины, которым приходилось становиться на табурет, чтобы достать до рукояток станков. Последние крошки хлеба, собранные со стола в умирающем от голода Ленинграде. Лавочкин, Поликарпов, Кошкин, Дегтярёв, Шпагин, Ильюшин, десятки других конструкторов, вернувшихся из лагерей и создавших лучшее оружие, перед которым оказалась бессильна прославленная немецкая инженерная мысль.

Жуков, Рокоссовский, Конев, Василевский, Кузнецов, одним словом бросавшие в бой огромные армии, -  и неизвестные командиры, поднимавшие в атаку взводы и отделения.

 

Чтец: Можно ли было избежать таких жертв? Почему на первом этапе войны более 5 млн красноармейцев оказались в плену? Сколько тысяч отступающих солдат было расстреляно специальными отрядами НКВД? Споры об этом периодически вспыхивают с новой силой, когда очередной исследователь, потрясая неизвестными ранее документальными свидетельствами, рассказывает «как это было на самом деле». И мы спорим привычно, до хрипоты, ничего не решая, но лишь реализуя свою потребность говорить о той войне. Потому что для нас, игравших в детстве с дедовскими орденами, он жива.

 

Чтец:  Война постепенно уходит вместе с теми, кто видел её воочию. Для большинства россиян Победа является важнейшим событием в нашей истории. Победа – это не обелиск, возведённый в память о великом подвиге, это наша вера в собственные силы. В то, что мы, порой разобщённые, порой циничные, порой бездумно шагающие  в очередное светлое будущее, можем быть сильны и едины. И вновь, как когда-то в 1941 г., встать в полный рост. Не за кремлёвские звёзды и «вождей всех времён и народов», а за то, что нам дорого, за тех, кого любим. За Победу. Одну на всех!

 

           Классный руководитель:  

        Готовясь к нашему классному часу, вы написали свои размышления, сочинения, эссе, где вы отвечаете на эти вопросы. Сегодня, думаю, вам будет интересно, услышать ответы на вопросы: А как ощущаете Победу вы и ваши ровесники – правнуки тех, кто платил за неё своей жизнью?

Примерные ответы:

*    Так же. Как отцы и деды;

*    Ничего не ощущают;

*    Испытывают гордость, волнение;

*    Подшучивают над ветеранами;

*    Радуются выходному дню.

 

 

Классный руководитель:

«Чем была оплачена минута,

каждая прекаждая минута,

 смеем ли мы это забывать»    – спрашивает поэт наших современников. Согласны ли вы с этим? И как лучше отдать долг памяти?

Примерные ответы:

*    Нужно помнить обязательно, это наш долг;

*    Нужно быть благодарным, потому что они победили фашизм;

*    Нужно отдать долг 9 мая, а потом не вспоминать до следующего года;

*    Нужно устраивать концерты, проводить митинги, фестивали;

*    Самое лучшее – это просто в тишине постоять у памятника или могилы, возложить цветы;

*    Самое главное – захоронить всех погибших. В России пока этот долг не выполнен;

*    Нужно, чтобы за могилами ухаживали не энтузиасты, а люди, получающие зарплату.

 

Трибуна. «Защити Победу»

 

Классный руководитель:    Уже 65 лет прошло после Великой Отечественной войны. Все эти годы День Победы был самым главным праздником в нашей стране. Никто не смел бросить тень на нашу Победу, никто не смел оскорбить память миллионов погибших. Но всё меньше остаётся свидетелей и очевидцев героических событий, всё труднее дать достойный отпор самодеятельным разоблачителям и правдоискателям. Слышатся уже голоса о «виновности» СССР, о бессмысленности жертв, о том, что нужно было сдаться гитлеровским войскам. Власовцы, бандеровцы, дезертиры, бежавшие с фронта и прочие предатели, оказывается боролись против сталинского режима. А все фронтовики и большинство нашего народа были бессознательной, неполноценной массой, делавшей во время войны не то, что надо было делать. В 1945 г. наши прадеды защитили весь мир от фашизма. Теперь мы должны защитить нашу Победу.

Готовясь к классному часу, три группы наших воспитанниц получили задание развеять наиболее распространённые обвинения в адрес Великой Победы.

Первая группа готовила ответ тем, кто утверждает, что Советский союз победил Гитлера числом. А не воинским умением: на 1 убитого немца якобы приходилось 10 советских людей.

Вторая группа должна была опровергнуть тезис о том, что победили фашистов не советские солдаты, а английские и американские войска, открывшие второй фронт.

Третья группа отвечала тем, кто говорит, что георгиевская ленточка никакого отношения ко Дню Победы не имеет. Это символика русской армии. Слушаем ответы воспитанниц.

 

Примерные ответы:

Первая группа

v На сегодня наиболее полным исследованием по статистике наших потерь является работа группы военных историков под руководством генерал-полковника Г.Ф.Кривошеева. По его исследованиям, соотношение военных потерь СССР и Германии было 1,3 :1. Наши потери больше германских в основном из-за истребления советских военнопленных в фашистских лагерях.

v Немецкий учёны профессор Гельмут Арнтц утверждает, что общая сумма потерь у СССР и Германии приблизительно одинакова – 10 % населения.

v Так что не правы те, кто утверждает, что наши прадеды победили фашистов числом, а не умением

 

             Вторая группа

v В 1941 – 1942 гг. против СССР сражались более 3/4 всех войск Германии, в последующие годы на советско-германском фронте находилось более 2/3 числа соединений вермахта

v После открытия второго фронта против Красной Армии действовало 181,5 немецких дивизий, англо-американским войскам противодействовали 81,5 немецких дивизий

v Красная армия разгромила 507 немецко-фашистских и 100 дивизий её союзников, почти в 3,5 раза больше, чем союзники на всех фронтах Второй мировой войны.

v На советско-германском фронте вооружённые силы Германии понесли более 73% потерь. Здесь уничтожена основная масса военной техники вермахта: более 75% самолётов, 75% танков и штурмовых орудий, 74 % артиллерийских орудий.

v Немецкие данные (не советские) указывают, что более 80% всех военных немецких потерь произошло на восточном немецко-советском фронте и только 20% - от коалиций в составе США, Англия, Франция и ещё все остальные из 47 стран.

v Эти данные убедительно показывают, что наша страна внесла самый весомый вклад в Победу.

    

     

 

 Третья группа

v Георгиевская лента – двухцветная лента к ордену Святого Георгия, Георгиевскому кресту, ордену Славы, Георгиевской медали и медали «За победу над Германией», которая вошла в советскую наградную систему под названием «Гвардейской ленты» как особого знака отличия. Цвета ленты – чёрный и оранжевый – означают «дым и пламень» и являются знаком личной доблести солдата на поле боя.

v Георгиевская ленточка связана с орденом Георгия Победоносца. А святой великомученик Георгий считается покровителем и защитником православного воинства. Символично, что в 1945г. День Святой Пасхи (6 мая) совпал с днём празднования памяти святого великомученика Георгия. И именно в этот день над Рейхстагом было поднято Знамя Победы. В этом совпадении верующие люди видят знак Божиего Промысла.

v «В один день с полководческим орденом «Победа» появилась почётнейшая награда – орден Славы трёх степеней. Его могли быть удостоены солдаты, сержанты и старшины, а также младшие лейтенанты в авиации, за личный подвиг в боевой обстановке, причём награждение проводилось последовательно – сначала третьей степенью, затем второй, и, наконец, первой степенью. И основания для награждения, и сам порядок выдачи награды (по степеням) очень напоминают статут солдатского Георгиевского креста дореволюционного времени. Более того, даже ленточка ордена славы была сознательно взята художником Н.И.Москалёвым чёрно-оранжевая, Георгиевская» 

v Так что георгиевская ленточка имеет самое непосредственное отношение к великой Отечественной войне. К тому же подчёркивает связь с традициями российских воинов.

 

Классный руководитель:  Всегда, во все времена, правда ходит по земле тенью за ложью. Всегда, во все времена найдутся подлецы и герои, смельчаки и трусы, глупцы и мудрецы. Продажность и беспринципность так же стары, как благодарность и милосердие. И не первый и не последний раз Россия вскармливает предателей и получает пощёчины от тех, кому была матерью. Отвечая на подобные обвинения, автор книги о Г.К.Жукове известный военный историк, который бывал в гостях у воспитанниц нашего Пансиона, Махмут Гареев пишет: «Невозможно требовать от каждого человека, чтобы он был патриотом, но если Родина для него чужая, то видимо, можно и нужно рассчитывать, на самую элементарную гражданственность…»

 

 

Минута молчания

Классный руководитель:  «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой». 9 мая – день всенародной памяти. В этот день в каждой семье вспоминают своих героев, в православных храмах проходят поминальные службы о воинах, павших на полях сражений. Это древняя русская традиция – в дни памяти называть имена погибших. Вспомните и вы имена тех, кто погиб, приближая этот день – День Победы.

 

Прошу всех встать. Объявляется Минута молчания.

 (Все встают)

 

Классный руководитель: Прошу садиться. «Ради нашей чести и свободы» - вот за что боролись и погибали защитники Родины. И если мы забудем их имена, если не сохраним уважения к их памяти, мы утратим и честь и свободу.

 

Чтец:  Навстречу раскатам

           ревущего грома

мы в бой поднимались

светло и сурово.

На наших знаменах

              начертано

                     слово:

Победа!

Победа!!

Во имя Отчизны —

              победа!

Во имя живущих —

              победа!

Во имя грядущих —

              победа!

Войну

мы должны сокрушить.

И не было гордости

                 выше,

и не было доблести

                 выше —

ведь кроме

желания выжить

есть еще

мужество жить!

 

 

Звучит фонограмма песни в исполнении Людмилы Зыкиной «Поклонимся великим тем годам!» (1 куплет)

 

Использованная литература:

1.     Дуров В.А. Русские и советские боевые нарады. М.: Государственный ордена Ленина исторический музей, 1977.

2.     Гареев М.А. Маршал Жуков. Величие и уникальность полководческого искусства. М.: Уфа, 1996

3.     Итоги второй мировой войны: Сборник статей. М.: Иностранная литература, 1957.

4.     Кривошеев Г.Ф. Некоторые новые данные анализа сил и потерь на советско-германском фронте // Доклад на заседании Ассоциации историков Второй мировой войны 29.12.1998 г.

5.     Классные часы: 11 класс/ Авт-сост.  Давыдова А.В.-М.: ВАКО, 2009


6.