Классный час (9-11 класс)
«Мы победили вместе»
Классный час, посвящённый Дню Победы.
Его задача – создать необходимы эмоциональный настрой, побудить воспитанниц к размышлению о долге, памяти, патриотизме.
Цели:
§ расширить представление воспитанниц о Великой Отечественной войне;
§ формировать отношение к воинским святыням, воспитывать уважительное отношение к людям старшего поколения;
§ побуждать к изучению истории Великой Отечественной, к сохранению воинских реликвий, к изучению корней своей семьи, рода.
Форма проведения: час общения
Подготовительная работа:
§ Выбрать чтецов, ведущих, помочь им найти нужную интонацию – спокойное, тихое размышление, без лишнего пафоса;
§ Предложить 2-3 воспитанницам сделать компьютерную презентацию (слайд-фильм) о Великой отечественной войне;
§ Обсудить с преподавателем литературы основные вопросы и написать воспитанницам сочинение, эссе на темы: «Цена победы», «Мы победили вместе»;
§ Оформить стенную газету «Вместе мы победили» ;
§ Подобрать для воспроизведения для создания праздничной атмосферы в классе песни военных лет;
§ Приобрести чайные свечи (20 шт.);
§ Приготовить праздничные бантики из тесьмы, стилизованной под георгиевскую ленту.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, журнальный стол с подносом, свечи.
Оформление: георгиевские ленточки, плакаты, фотографии военных лет, стенгазета « Мы победили вместе», портреты полководцев, изображения военных наград.
План классного часа:
1. Вступительное слово «Одна минута войны».
2. Интерактивная беседа по теме «Это радость со слезами на глазах».
3. Трибуна. «Защити Победу».
4. Минута молчания.
5. Подведение итогов (рефлексия).
Ход классного часа:
§ В классе звучат песни военных лет, все рассаживаются на свои места.
§ В начале классного часа каждая воспитанница зажигает «Свечу Памяти» и устанавливает её на поднос.
§ Группа воспитанниц класса исполняет песню из к/ф «Белорусский вокзал», им подпевают все участницы классного часа.
Вступительное слово «Одна минута войны»
Классный руководитель: Сейчас, в эти тёплые майские дни, так трудно представить себе взрывы, бомбёжки, атаки, страшные битвы, в которых ковалась главная наша Победа. «Одна на всех, мы за ценой не постоим…» - эта победа, действительно, была «одна на всех». Она объединила людей разных национальностей, религий, верований, старых и молодых, мужчин и женщин в один народ, который поднялся против фашизма и победил его. Цена этой победы была очень высока – миллионы человеческих жизней.
Чтец : День Победы. И в огнях салюта
Будто гром. Запомните навек,
Что в сраженьях каждую минуту,
Да, буквально каждую минуту
Погибало 10 человек!
Как понять и как осмыслить это:
Десять крепких, бодрых, молодых,
Полных веры, радости и света
И живых, отчаянно живых!
У любого где-то дом иль хата,
Где-то сад, река, знакомый смех,
Мать, жена… А если не женатый,
То девчонка – лучшая из всех.
На восьми фронтах моей отчизны
Уносил войны водоворот
Каждую минуту десять жизней,
Значит, каждый час уже шестьсот!..
И вот так четыре горьких года,
День за днём – невероятный счёт!
Ради нашей чести и свободы
Всё сумел и одолел народ.
Классный руководитель: Четыре горьких года – годы подвигов и страданий. Миллионы человеческих жизней. И вот сообщение о безоговорочной капитуляции гитлеровской Германии. Кадры кинохроники, счастливые лица людей. Радость со слезами на глазах. Таким было ощущение Победы у тех, кто приближал её как мог.
Чтец: Победа. Она не в испепеляющих залпах «катюш», не в бравурных речах вождей и даже не в грохоте победных салютов. Она в полубезумных лицах старух, бредущих в кадрах военной кинохроники с распростёртыми объятьями навстречу врывающимся в село «тридцатьчетвёркам». Она в дорожных стрелках на дорогах Подмосковья, указывающих расстояние до Берлина. Она в восторженном шепоте «Наши!», несущемся вслед над проплывающими над оккупированными территориями бомбардировщиками с красными звёздами на крыльях.
Чтец: Четыре года крови и страха, но, вместе с тем, и четыре года небывалого единения всей нации, сплочённой чем-то гораздо большим, нежели приказ «ни шагу назад». Бой до последнего человека, последнего патрона. Стойкость, заставившая однажды лучшего полководца вермахта Эриха фон Манштейна сказать, что его люди могут воевать с любой армией мира, но они не готовы к массовому самоубийству. Сотни тысяч снарядов, выточенными защитниками Родины, которым приходилось становиться на табурет, чтобы достать до рукояток станков. Последние крошки хлеба, собранные со стола в умирающем от голода Ленинграде. Лавочкин, Поликарпов, Кошкин, Дегтярёв, Шпагин, Ильюшин, десятки других конструкторов, вернувшихся из лагерей и создавших лучшее оружие, перед которым оказалась бессильна прославленная немецкая инженерная мысль.
Жуков, Рокоссовский, Конев, Василевский, Кузнецов, одним словом бросавшие в бой огромные армии, - и неизвестные командиры, поднимавшие в атаку взводы и отделения.
Чтец: Можно ли было избежать таких жертв? Почему на первом этапе войны более 5 млн красноармейцев оказались в плену? Сколько тысяч отступающих солдат было расстреляно специальными отрядами НКВД? Споры об этом периодически вспыхивают с новой силой, когда очередной исследователь, потрясая неизвестными ранее документальными свидетельствами, рассказывает «как это было на самом деле». И мы спорим привычно, до хрипоты, ничего не решая, но лишь реализуя свою потребность говорить о той войне. Потому что для нас, игравших в детстве с дедовскими орденами, он жива.
Чтец: Война постепенно уходит вместе с теми, кто видел её воочию. Для большинства россиян Победа является важнейшим событием в нашей истории. Победа – это не обелиск, возведённый в память о великом подвиге, это наша вера в собственные силы. В то, что мы, порой разобщённые, порой циничные, порой бездумно шагающие в очередное светлое будущее, можем быть сильны и едины. И вновь, как когда-то в 1941 г., встать в полный рост. Не за кремлёвские звёзды и «вождей всех времён и народов», а за то, что нам дорого, за тех, кого любим. За Победу. Одну на всех!
Классный руководитель:
Готовясь к нашему классному часу, вы написали свои размышления, сочинения, эссе, где вы отвечаете на эти вопросы. Сегодня, думаю, вам будет интересно, услышать ответы на вопросы: А как ощущаете Победу вы и ваши ровесники – правнуки тех, кто платил за неё своей жизнью?
Примерные ответы:
Так же. Как отцы и деды;
Ничего не ощущают;
Испытывают гордость, волнение;
Подшучивают над ветеранами;
Радуются выходному дню.
Классный руководитель:
«Чем была оплачена минута,
каждая прекаждая минута,
смеем ли мы это забывать» – спрашивает поэт наших современников. Согласны ли вы с этим? И как лучше отдать долг памяти?
Примерные ответы:
Нужно помнить обязательно, это наш долг;
Нужно быть благодарным, потому что они победили фашизм;
Нужно отдать долг 9 мая, а потом не вспоминать до следующего года;
Нужно устраивать концерты, проводить митинги, фестивали;
Самое лучшее – это просто в тишине постоять у памятника или могилы, возложить цветы;
Самое главное – захоронить всех погибших. В России пока этот долг не выполнен;
Нужно, чтобы за могилами ухаживали не энтузиасты, а люди, получающие зарплату.
Трибуна. «Защити Победу»
Классный руководитель: Уже 65 лет прошло после Великой Отечественной войны. Все эти годы День Победы был самым главным праздником в нашей стране. Никто не смел бросить тень на нашу Победу, никто не смел оскорбить память миллионов погибших. Но всё меньше остаётся свидетелей и очевидцев героических событий, всё труднее дать достойный отпор самодеятельным разоблачителям и правдоискателям. Слышатся уже голоса о «виновности» СССР, о бессмысленности жертв, о том, что нужно было сдаться гитлеровским войскам. Власовцы, бандеровцы, дезертиры, бежавшие с фронта и прочие предатели, оказывается боролись против сталинского режима. А все фронтовики и большинство нашего народа были бессознательной, неполноценной массой, делавшей во время войны не то, что надо было делать. В 1945 г. наши прадеды защитили весь мир от фашизма. Теперь мы должны защитить нашу Победу.
Готовясь к классному часу, три группы наших воспитанниц получили задание развеять наиболее распространённые обвинения в адрес Великой Победы.
Первая группа готовила ответ тем, кто утверждает, что Советский союз победил Гитлера числом. А не воинским умением: на 1 убитого немца якобы приходилось 10 советских людей.
Вторая группа должна была опровергнуть тезис о том, что победили фашистов не советские солдаты, а английские и американские войска, открывшие второй фронт.
Третья группа отвечала тем, кто говорит, что георгиевская ленточка никакого отношения ко Дню Победы не имеет. Это символика русской армии. Слушаем ответы воспитанниц.
Примерные ответы:
Первая группа
v На сегодня наиболее полным исследованием по статистике наших потерь является работа группы военных историков под руководством генерал-полковника Г.Ф.Кривошеева. По его исследованиям, соотношение военных потерь СССР и Германии было 1,3 :1. Наши потери больше германских в основном из-за истребления советских военнопленных в фашистских лагерях.
v Немецкий учёны профессор Гельмут Арнтц утверждает, что общая сумма потерь у СССР и Германии приблизительно одинакова – 10 % населения.
v Так что не правы те, кто утверждает, что наши прадеды победили фашистов числом, а не умением
Вторая группа
v В 1941 – 1942 гг. против СССР сражались более 3/4 всех войск Германии, в последующие годы на советско-германском фронте находилось более 2/3 числа соединений вермахта
v После открытия второго фронта против Красной Армии действовало 181,5 немецких дивизий, англо-американским войскам противодействовали 81,5 немецких дивизий
v Красная армия разгромила 507 немецко-фашистских и 100 дивизий её союзников, почти в 3,5 раза больше, чем союзники на всех фронтах Второй мировой войны.
v На советско-германском фронте вооружённые силы Германии понесли более 73% потерь. Здесь уничтожена основная масса военной техники вермахта: более 75% самолётов, 75% танков и штурмовых орудий, 74 % артиллерийских орудий.
v Немецкие данные (не советские) указывают, что более 80% всех военных немецких потерь произошло на восточном немецко-советском фронте и только 20% - от коалиций в составе США, Англия, Франция и ещё все остальные из 47 стран.
v Эти данные убедительно показывают, что наша страна внесла самый весомый вклад в Победу.
Третья группа
v Георгиевская лента – двухцветная лента к ордену Святого Георгия, Георгиевскому кресту, ордену Славы, Георгиевской медали и медали «За победу над Германией», которая вошла в советскую наградную систему под названием «Гвардейской ленты» как особого знака отличия. Цвета ленты – чёрный и оранжевый – означают «дым и пламень» и являются знаком личной доблести солдата на поле боя.
v Георгиевская ленточка связана с орденом Георгия Победоносца. А святой великомученик Георгий считается покровителем и защитником православного воинства. Символично, что в 1945г. День Святой Пасхи (6 мая) совпал с днём празднования памяти святого великомученика Георгия. И именно в этот день над Рейхстагом было поднято Знамя Победы. В этом совпадении верующие люди видят знак Божиего Промысла.
v «В один день с полководческим орденом «Победа» появилась почётнейшая награда – орден Славы трёх степеней. Его могли быть удостоены солдаты, сержанты и старшины, а также младшие лейтенанты в авиации, за личный подвиг в боевой обстановке, причём награждение проводилось последовательно – сначала третьей степенью, затем второй, и, наконец, первой степенью. И основания для награждения, и сам порядок выдачи награды (по степеням) очень напоминают статут солдатского Георгиевского креста дореволюционного времени. Более того, даже ленточка ордена славы была сознательно взята художником Н.И.Москалёвым чёрно-оранжевая, Георгиевская»
v Так что георгиевская ленточка имеет самое непосредственное отношение к великой Отечественной войне. К тому же подчёркивает связь с традициями российских воинов.
Классный руководитель: Всегда, во все времена, правда ходит по земле тенью за ложью. Всегда, во все времена найдутся подлецы и герои, смельчаки и трусы, глупцы и мудрецы. Продажность и беспринципность так же стары, как благодарность и милосердие. И не первый и не последний раз Россия вскармливает предателей и получает пощёчины от тех, кому была матерью. Отвечая на подобные обвинения, автор книги о Г.К.Жукове известный военный историк, который бывал в гостях у воспитанниц нашего Пансиона, Махмут Гареев пишет: «Невозможно требовать от каждого человека, чтобы он был патриотом, но если Родина для него чужая, то видимо, можно и нужно рассчитывать, на самую элементарную гражданственность…»
Минута молчания
Классный руководитель: «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой». 9 мая – день всенародной памяти. В этот день в каждой семье вспоминают своих героев, в православных храмах проходят поминальные службы о воинах, павших на полях сражений. Это древняя русская традиция – в дни памяти называть имена погибших. Вспомните и вы имена тех, кто погиб, приближая этот день – День Победы.
Прошу всех встать. Объявляется Минута молчания.
(Все встают)
Классный руководитель: Прошу садиться. «Ради нашей чести и свободы» - вот за что боролись и погибали защитники Родины. И если мы забудем их имена, если не сохраним уважения к их памяти, мы утратим и честь и свободу.
Чтец: Навстречу раскатам
ревущего грома
мы в бой поднимались
светло и сурово.
На наших знаменах
начертано
слово:
Победа!
Победа!!
Во имя Отчизны —
победа!
Во имя живущих —
победа!
Во имя грядущих —
победа!
Войну
мы должны сокрушить.
И не было гордости
выше,
и не было доблести
выше —
ведь кроме
желания выжить
есть еще
мужество жить!
Звучит фонограмма песни в исполнении Людмилы Зыкиной «Поклонимся великим тем годам!» (1 куплет)
Использованная литература:
1. Дуров В.А. Русские и советские боевые нарады. М.: Государственный ордена Ленина исторический музей, 1977.
2. Гареев М.А. Маршал Жуков. Величие и уникальность полководческого искусства. М.: Уфа, 1996
3. Итоги второй мировой войны: Сборник статей. М.: Иностранная литература, 1957.
4. Кривошеев Г.Ф. Некоторые новые данные анализа сил и потерь на советско-германском фронте // Доклад на заседании Ассоциации историков Второй мировой войны 29.12.1998 г.
5. Классные часы: 11 класс/ Авт-сост. Давыдова А.В.-М.: ВАКО, 2009
6.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.