Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 «Земляничная поляна»
Воспитатель: Малкина Ирина Сергеевна
Сценарий квест-игры по формированию культурно-гигиенических навыков «Королевство чистоты» для детей старшего дошкольного возраста.
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию квест-игру для детей старшего дошкольного возраста. В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии. Интерес к этому виду образовательных технологий связан с признанием педагогическим сообществом роли и возможностей детской игры в решении задач разностороннего развития и воспитания детей на этапе дошкольного детства. Квест (англ. quest, или приключенческая игра (англ. adventure game). Квест - это игры, в которых игроку необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки и т. д. Такую игру можно проводить как в помещении, или группе помещений (перемещаясь из группы в музыкальный или спортивный зал, бассейн и в другие помещения детского сада, так и на улице. Квест – это командная игра. Идея игры проста – команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию. Эта квест-игра по формированию культурно-гигиенических навыков, направленная на создание интереса и положительного отношения к соблюдению чистоты тела, вещей, работе в коллективе и желание помочь другим. Данный материал может использоваться другими педагогами.
Цель: формировать у детей положительное отношение к чистоте
Задачи: - воспитательные: воспитывать положительное отношение к предметам личной гигиены и вызывать желание соблюдать опрятность внешнего вида
- развивающие: развивать наблюдательность, внимание, быстроту реакции; развивать самостоятельность, сообразительность; развивать умение работать парами, в подгруппах, команде
- образовательные: продолжать формировать у детей положительное отношение к соблюдению культурно-гигиенических навыков и поддержанию чистоты тела; закреплять знания о предметах гигиены
Демонстрационный материал: видеоролик, доска с картинками, различные атрибуты для игры с препятствиями
Раздаточный материал: чудо-коробка с предметами внутри, полотенца и носовые платки, картинки с изображение последовательности мытья рук, волшебный пакет, средства гигиены
Методические приемы: введение в ситуацию, диалог, действия по инструкции, выработка коллективных решений, анализ ситуаций, рефлексия.
Ход игры:
- Ребята мне сегодня на электронную почту пришло видео. Оно меня очень огорчило. Просмотрев еще раз запись, я поняла, что мне без вас не справиться и не решить проблему, о которой говорилось в этом видео. Вы согласны со мной посмотреть это видео и помочь? (ответы детей) (Просмотр видеозаписи на ноутбуке). В видео Фея Чистоты просит помощи о спасении жителей ее волшебной страны) (Приложение №1)
- Дети, что же случилось у Феи Чистоты? (ответы детей)
- Кто все перепутал в волшебной стране Феи? (ответы детей)
- Как мы поможем Фее? (ответы детей)
- Конечно, нам надо все исправить. А что же надо для этого сделать? (ответы детей)
-Для того, что бы все исправить необходимо, найти предметы, которые помогут жителям королевства «Чистоты». А что бы их найти, нужны подсказки. Вы готовы начать наши поиски? (ответы детей)
- Что бы наши поиски были продуктивными, нам надо стать единым целым. Как это сделать? (ответы детей)
-Нам нужно объединиться в команду и дать ей название. (предложения детей)
-Фея говорила, что у нее будут подсказки. Вы первую подсказку знаете? (ответы детей)
- Первая подсказка была в видео. Фея о ней говорила уже почти шёпотом, потому что боялась, что слуги злой колдуньи за ней наблюдают. Что была за подсказка? (ответы детей)
- Начинаем наш путь. Куда отправляемся? (ответы детей)
- Что будем искать? (ответы детей)
- Замечательно. Коробку мы отыскали. Надо отгадать загадку и тогда мы узнаем, что будем доставать из коробки. (дети отгадывают, о чем говорится в загадке)
Ускользает как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится.
Гладко, душисто, моет чисто,
Нужно, чтоб у каждого было,
Что, ребята?
(мыло)
-Да, это мыло. А как же нам достать из коробки, в ней только маленькое отверстие, крышки нет? (ответы детей)
- Молодцы, хорошо придумали. Кто будет доставать мыло из коробки? (ответы детей)
- Давайте, чтобы у нас было шансов найти следующую подсказку, каждый сможет попытаться ее найти. Согласны? Или у вас есть другие предложения? (ответы детей) (Дети поочереди достают предметы, соответствующие по форме бруску мыла на ощупь. Когда все бруски мыла будут извлечены из коробки, необходимо отыскать подсказку)
-Ребята, вы такие ловкие. Давайте теперь найдем подсказку. Где же она может быть? (ответы детей)
- Подсказка внутри упаковки мыла. Давайте я вам помогу прочитать подсказку. (чтение подсказки) (Приложение №2)
- Вы отгадали, о чем речь? (ответы детей)
- Куда мы теперь будем держать направление? (ответы детей)
- Подождите, ребята. А как вы думаете, мыло необходимо брать с собой? (ответы детей)
- А зачем? (ответы детей)- Безусловно. Мыло поможет жителям вымыть руки, лицо, тело. Давайте мыло поместим во что-нибудь, для удобства его переноса и хранения. Ваши предложения? (ответы детей)
- Ваши варианты хорошие. Можно я вам предложу вот эту корзинку? (ответы детей) (Дети переходят в групповую комнату)
- Вот мы и в группе. Какое задание нам необходимо выполнить? (ответы детей)
- Напомните, пожалуйста, о чем говорилось в подсказке? (ответы детей) (По необходимости читается подсказка еще раз)
- Вы хорошо умеете отгадывать загадки. Но ведь проще простого отыскать в групповой комнате полотенца и носовые платки. Ведь Фея просила с определенными признаками. Какими? (ответы детей)
- Ей нужны определённой расцветки. Все готовы начать поиски? (ответы детей)
- Какие у вас будут предложения по поиску? (ответы детей)
- Предлагаю сначала вам отыскать все полотенца и носовые платки, а потом отбирать их по определенным признакам. И наверняка в каком-нибудь полотенце или платке найдем следующую подсказку. (Дети находят полотенца и платки, которые спрятаны в групповой комнате и классифицируют их по указанным признакам в подсказке)
- Молодцы. Справились с этим заданием. И полотенца с платками нашли и новую подсказку. Зачем же Фее полотенца и платки? (ответы детей)
- Полотенца и носовые платки нужны для вытирания лица, рук и тела. Поэтому их забираем с собой в корзине. Время продолжает идти. Переходим к подсказке. Прочитаем ее. (Рассматривание плана выхода в общий коридор детского сада) (Приложение 3)
- Давайте обсудим подсказку. О чем говориться в подсказке? (ответы детей)
- В это раз Фея успела оставить в подсказке только направление, в котором необходимо двигаться для выполнения задания, а само задание как мы узнаем? (ответы детей)
- Начнем следующий этап поиска. Отправляемся в путь. (Дети выходят в коридор. На магнитной доске, размещенной на стене, видят картинки)
- Что же это за картинки? (ответы детей)
-Это картинки-схемы для последовательности мытья рук. Как вам кажется, правильно ли они расположены? (ответы детей)
- Они расположены не в той последовательности. Расположите их верно. (дети выполняют задание)
- Предлагаю скрепить части в целое. А как вы думаете, пригодится ли нам эта схема? (ответы детей)
- Конечно, пригодится. По этой схеме, жители страны «Чистюли» смогут вспомнить в какой последовательности мыть руки. Но, что же получается, мы задание выполнили, а подсказки нет? (ответы детей)
- Посмотрите, осталась лишняя картинка. Как вы думаете, может это очередная подсказка Феи?
- Вы очень смекалистые дети. Догадались еще раз внимательно присмотреться и найти в камине следующую подсказку. Какая же следующая подсказка? (ответы детей)
- Давайте проверим ваше предложение. (Отправляемся в выбранном направлении с детьми.) (Входим в музыкальный зал)
- В зале никого нет. Посмотрите на полу стрелки. Значит мы шли в правильном направлении. Предлагаю пойти в направлении стрелок. В зале расставлены разные атрибуты. Зачем же эти модули, кегли, дуги? (ответы детей)
- А еще что нам Фея оставила? (ответы детей)
- Целая коробка средств гигиены. Давайте перечислим их. (Дети перечисляют названия средств и их применение. На дне коробки дети находят записку от Феи.) (Приложение № 5)
- Это наверно подсказка. Давайте ее прочтем. (чтение записки)
- Теперь вы поняли, что необходимо сделать? (ответы детей)
- Ну что ж, раз это завершающее задание, надо быстро и ловко его выполнить, чтобы на конец Фея могла спасти свое королевство. Давайте обсудим очередность выполнения задания. (обсуждение)
- А ка же нам поступить, ведь все хотят быть первыми в выполнении задания? (ответы детей)
- Я предлагаю поступить так. Каждый будет брать по одному средству гигиены и преодолевая препятствия переносить из корзины в волшебный пакет.
- Выбрали мы с вами очередность выполнения задания. Давайте приступать, поторопимся, чтобы успеть помочь. Я в вас верю. (Дети, преодолевая препятствия, складывают в волшебный пакет средства гигиены)
- Какие же вы быстрые. Молодцы, Все средства гигиены собрали в волшебный пакет. А, что еще можно добавить в этот пакет? (ответы детей)
-Хорошо еще будет положить те предметы, которые мы складывали в корзинку во время выполнения всех заданий. (дети кладут в пакет предметы из корзинки)
- Ребята, это же было последнее задание? (ответы детей) Так как это было завершающее задание, необходимо Фее передать волшебный пакет. Но как? (ответы детей)
- Может быть, мы возьмем с собой пакет в группу, запишем для Феи видео, на котором мы сообщим ей, где оставим пакет и как выполняли ее задания. Фея же, как то нам прислала видео по электронной почте. Вот и мы просто запишем запись и с помощью волшебства она к ней доставится. Вы согласны? (ответы детей)
- Тогда будем возвращаться в группу. Ребята, а что бы наша запись была качественная, нам необходимо всю информацию, которую мы собираемся отправить, проговорить.
- С чего началось наше приключение? (ответы детей)
- Какое было первое задание и какую получили подсказку? (ответы детей)
- Что вы можете сказать о втором задании и найденной в нем подсказке? (ответы детей)
- А на третьем задании, что вы делали? (ответы детей)
- А последнее задание и его итоги, каковы? (ответы детей)
- А какой этап нашего путешествия вам больше всего понравился? (ответы детей)
- А какое задание оказалось для вас самым сложным? (ответы детей)
- Ребята, а какие вы можете сделать выводы по завершению нашей приключенческой игры? (ответы детей)
- Замечательно. Я очень рада, что вы в очередной раз убедились, в том, что без соблюдения личной гигиены мы будем грязными, неопрятными и вообще все нас будут сторониться.
-Ну, вот мы проговорили все, о чем скажем Фее. Возвращаемся в группу, записываем видео, прячем пакет и ждем результатов. (Дети возвращаются, делают запись, прячут пакет. А через некоторое время получают видео, в котором, Фея благодарит за помощь)
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение №1
Текст видеообращения Феи.
Здравствуйте. Я Фея королевства «Чистоты». Помогите кто-нибудь! Злая Фея погрузила мое королевство «Чистоты» в грязь. Все мои жители забыли, как мыть руки, лицо. Ходят не расчесанные, неопрятные, не чистят зубы. Все мое королевство погружается во тьму. Злая Фея забрала все предметы гигиены из королевства. Надежда у меня только на вас. Я успела отправить вам последние средства гигиены для нашей страны в ваш мир. Но пришлось их раскладывать в разных местах, так как очень торопилась и чтобы злая Фея не смогла их обнаружить. Пожалуйста, отыщите их и предайте мне. Торопитесь. Чуть не забыла. Чтобы вам найти все средства гигиены вам придется потрудиться. Они размещены в разных местах. На каждое последующее, правильно выполненное задание вы будите получать подсказки для дальнейших поисков. Подсказки могут быть в виде пословиц, поговорок, загадок, картинок, схем, в выполнении каких-либо физических упражнений. Первое средство я оставила вам в приемной комнате.
Приложение №2
Следующее задание вас ждет в групповой комнате.
Есть у каждого в квартире,
И побольше. И пошире.
После ванны, после душа,
Вас обнимет и просушит.
(полотенце)
Должен быть всегда в кармане
У Надюши, Бори, Тани,
Тети Веры, дяди Пети,
И у всех людей на свете.
Без него никак нельзя!
Надо брать с собой, друзья,
В театр, парк иль на каток
Чистый….
(носовой платок)
Я не зря выбрала именно эти загадки. Полотенца и носовые платки я разместила по всей групповой комнате и необходимо будет найти подходящие по описанию. Полотенца нужны будут белые с синими цветами и белые с красными цветами. И сложить их в определенной последовательности: чередуя, снизу белые с синими цветами, сверху белые с красными цветами.
Носовых платков нужно найти 5 с оранжевой каёмочкой для девочек и столько же с голубой каёмочкой для мальчиков. Разложить их, чередуя цвета.
Приложение №3
Третья подсказка заключается в план – схеме выхода из групповой комнаты в общий коридор детского сада.
Приложение №4
В камине спрятана схема пути в музыкальный зал, обозначенная с помощью знаков.
Приложение № 5
Это ваше последнее задание. Оно будет наверно самым сложным, на мой взгляд. Вам необходимо перенести средства гигиены из контейнера в волшебный пакет. Но нужно будет это вам делать, преодолевая препятствия. В обход нельзя, на вас подействую чары злой Феи. Все зависит от вашей ловкости. И я надеюсь, вы найдете способ мне передать все найденные вами предметы.
Приложение № 6
Текст благодарности Феи
Здравствуйте. Спасибо вам большое за помощь. Я знала, что помощь мне придет. Спасибо вам ребята! Я рада, что вы смогли расшифровать мои подсказки и найти нужные нам так предметы гигиены. Ваши знания и умения вернули в мое королевство чистоту и порядок. Теперь мои жители по-прежнему чистые, опрятные и радостные. А злая Фея сама от злости превратилась в мыльные пузыри. Главное сами не забывайте соблюдать правила гигиены, напоминайте о них другим.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.