Сценарий квест-игры
«Все мы разные, так что же? Чем то чуточку похожи»
Участники в ходе прохождения квестовых заданий имеют возможность прочувствовать трудности восприятия окружающей среды, ориентировки в
пространстве подобные которым испытывают дети с особенностями в развитии.
Мероприятие направлено на формирование представлений, толерантного
отношения к детям «особенным», «непохожим» на обычных ребят.
Проблема:
Число детей с особенностями развития год от года растет. По данным научного Центра здоровья детей РАМН, около 85% детей имеют отклонения в состоянии здоровья от легкой до тяжелой степени выраженности. Общество, озадаченное проблемой включенности таких детей в образование нашло новый педагогический смысл процесса интеграции детей с ограниченными возможностями - инклюзию (социальное принятие особых детей, включение их на всех этапах в жизнь общества). Поскольку родители имеют полное право в выборе дошкольного учреждения для своего ребенка, то все чаще дети с особенностями развития появляются в массовых группах детских садов. В связи с этим, возник ряд вопросов, которые требуют неординарных подходов в их решении. Как подготовить ребят к принятию особых детей? Посредством, каких технологий формировать такие базовые чувства как сострадание и поддержка.
Задавая себе подобные вопросы мы нашли ответ - погружение в измененную
образовательную среду может способствовать развитию толерантности по
отношению к окружающим.
Целью мероприятия стало формирование представлений у детей старшего
дошкольного возраста, о сверстниках имеющих особенности в развитии, о путях взаимодействия с такими детьми, о проявлении толерантности и возможности принятия «особенных» детей.
Задачи:
ü Расширять представления о детях имеющих особенности в развитии (глухие, слепые, дети с ДЦП);
ü Содействовать формированию компетентностей в плане социального партнерства через организацию образовательной среды;
ü Воспитывать чувство сострадания и принятие непохожего на тебя ребенка.
Новизна:
Квест – форма организации деятельности в ходе, которой дети получают компетентности в плане партнерских взаимоотношений.
Ожидаемый результат:
ü Представления о детях имеющих трудности в развитии (глухие, слепые, дети с ДЦП).
ü Готовность принять ребенка с особенностями в развитии и при необходимости оказать посильную поддержку (эмоционально - психологическую, социально – бытовую).
Ресурсы:
Оборудованные площадки - 4, музыкальный центр, маршрутные листы, бейджики с именами участников.
Предшествующая работа:
Беседа с детьми об «особенных» сверстниках с просмотром видеороликов.
Ход мероприятия
1. Вводная часть
Дети старшего дошкольного возраста входят в зал.
- Сегодня мы с вами собрались вместе, чтобы поближе познакомиться друг с
другом, узнать новое об окружающих нас людях. Как вы думаете, все люди
разные или одинаковые? (Ответы аудитории)
Для того чтобы узнать об этом я приглашаю вас в путешествие. Каждая команда получит маршрутный лист, по которому будет двигаться. Помогать вам будут ваши воспитатели. И так в путь.
Команды расходятся по площадкам согласно составленному плану.
Время работы площадки с командой 10 минут, время перехода на площадку 5
минут.
Основная часть
Площадка № 1 (музыкальный зал)
Руководитель площадки – музыкальный руководитель
Цель работы площадки: Обозначить проблему общения с людьми, имеющими нарушения зрения, и формировать компетентность каждого в умении выстраивать пути взаимодействия и взаимопринятия.
- В жизни нам встречаются люди, у которых нарушено зрение. Что им помогает лучше видеть? (Очки) Но есть слепые люди, которым очки уже не помогают.
Чтобы понять что могут чувствовать эти люди я предлагаю игру.
Игра «Слепой и поводырь»
Дети делятся на пары. Одному из пары завязывают глаза. Второй должен
довести первого до пункта назначения.
Усложнение: помочь игроку с завязанными глазами разложить на столе
предметы.
Материал: косынки для завязывания глаз – 10 штук, игрушки, 4 столика.
Рефлексия:
Что вы чувствовали, когда двигались с завязанными глазами?
Трудно ли было вести товарища? Почему?
Что труднее быть слепым или поводырем?
Как вы думаете, как живется людям, которые не видят? Почему?
Что мы можем сделать для этих людей? (Проводить, взяв за руку. Не смеяться и не дразнить. Проявить заботу и понимание).
Людям, которые не видят, помогает передвигаться палочка, которой они
прощупывают дорогу; близкие люди, заботой о них; специально обученные
собаки – поводыри.
А теперь пора двигаться дальше.
Площадка № 2 (физкультурный зал)
Руководитель площадки – инструктор по ФК
Цель работы площадки: Обозначит проблему общения с людьми, имеющими
нарушения двигательного аппарата, и формировать компетентность каждого в умении выстраивать пути взаимодействия и взаимопринятия.
Вы все смотрите телевизор и, наверное, знаете историю двух девочек Зиты и
Гиты. Кто-нибудь слышал? Это особенные девочки. Так в жизни бывает, что
рождается два человека сросшихся. У них могут быть общими части тела, органы и из - за этого им тяжело живется. Врачи научились делать операции для того чтоб разъединить таких людей и дать им возможность жить такой же жизнью как мы с вами. Игра «Сиамские близнецы» поможет почувствовать нам, как не просто живется таким людям. Для игры выберите себе партнера.
Игра «Сиамские близнецы»
Дети делятся на пары и становятся боком друг к другу, обхватывая за талию. Внутренние ноги (правая – левая) связываются веревочкой. Задача игроков дойти до места назначения шагая внутренней парой ног в унисон.
Усложнение: движение пар начинается с четырех сторон. При таком движении важно парам не столкнуться друг с другом
Материал: веревочки 10 штук.
Рефлексия:
Одному передвигаться труднее, чем вдвоем?
А если один хочет идти, а другой хочет полежать, то, как быть? Близнецы могут поссориться, но для того чтобы жить им приходиться договариваться.
Чаще нам встречаются люди, которые ходят с трудом или вообще не ходят. Что мы можем сделать для этих людей? (Уступить дорогу. Не смеяться и не дразнить. Проявить заботу и понимание).
Людям, которые двигаются с трудом, помогают близкие люди, заботой о них;
специально оборудованные коляски. Пора двигаться дальше. Нас ждет следующая станция.
Площадка № 3 (старшая группа)
Руководитель площадки – учитель логопед
Цель работы площадки: Обозначит проблему общения с людьми, имеющими
нарушения речевого аппарата, и формировать компетентность каждого в умении выстраивать пути взаимодействия и взаимопринятия.
В наш детский сад ходят дети, которые затрудняются выговаривать звуки.
Научиться им помогают специальные учителя – логопеды. Бывает и так, что люди вообще не могут говорить. Они общаются жестами. Как вы думаете, как следует вести себя, если встречаются такие люди. Например, в автобусе? (Не смеяться и не дразнить). Сейчас мы попробуем с вами пообщаться жестами.
Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»
Дети загадывают действие и показывают его. Ведущий отгадывает то, что показывают дети.
Усложнение: «Пойми меня» взрослый загадывает предмет, не называя его,
объясняет, используя описание.
Рефлексия:
Что труднее показывать или отгадывать?
Когда показываешь о чем надо помнить? (Важно чтоб человек тебя понял)
Что мы можем сделать для этих людей? (Не смеяться и не дразнить. Проявить заботу и понимание).
Пора нас ждет следующая станция.
Площадка № 4 (подготовительная к школе группа)
Руководитель площадки – воспитатель подготовительной к школе
Группы
Цель работы площадки: Обозначит значимость каждого не зависимо от его
особенностей внешности, национальной принадлежности. Формировать компетентность каждого в умении выстраивать пути взаимодействия и взаимопринятия.
Мы все разные: мальчики и девочки, взрослые и дети, высокие и низкие, русские и не русские. А для чего мы друг другу нужны? Для чего нужны мальчики?
Девочки? Взрослые? Дети? Чтобы лучше понимать, друг друга предлагаю
разобраться, что нужно мальчикам и что нужно девочкам (взрослым и детям)
Аппликация «Из чего сделаны…»
Из множества выбрать нужные картинки и приклеить их на фигуру мальчика либо девочки, взрослого или ребенка.
Материал: Контур на полуватмане мальчика, девочки, взрослого, ребенка;
необходимые картинки предметов в коробочке, клеящие карандаши.
Рефлексия:
Кто нужнее: мальчики или девочки, взрослые или дети?
Может ли быть мальчик другом девочке, а девочка подругой мальчика?
Для чего надо дружить?
Наше путешествие подходит к концу. Пора возвращаться в зал.
3. Заключительная часть.
Площадка проведения (музыкальный зал).
Материал: волшебная палочка, музыка.
Заключительная часть проходит в форме рефлексии. Это упражнение может выполняться как устно, так и письменно с помощью педагогов. Для письменного выполнения предлагается заполнить общую таблицу, в которой
обозначены вопросы.
- Сегодня вы были великими путешественниками. Что вы узнали путешествуя?
Что поняли? О чем задумались? Что для себя решили? (Ответы детей).
Таблица 1
узнали |
поняли |
задумались |
решили |
|
|
|
|
- Мы все разные, так что же? Чем то чуточку похожи. А чем? (Ответы детей).
Предлагаю закончить наше путешествие веселым танцем ведь так здорово
быть разными и одинаковыми.
Дети танцуют под веселую музыку, а затем расходятся по группам.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.