Бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования Динской район
«Основная общеобразовательная школа № 7 имени Н. И. Кондратенко»
Краевой конкурс на лучшую разработку
Единого Всекубанского классного часа,
посвящённого празднованию Дня Матери в России.
Сценарий литературно - музыкального часа
«Душу мира - маму береги!..»
4 класс
Автор:
Ефименко Екатерина Евгеньевна, учитель начальных классов БОУООШ№7; МО Динской район, ст. Пластуновская, ул. Базарная 82;
тел. 8(967)6747806; iefimienko85@bk.ru
2015 год
Цель Единого Всекубанского классного часа:
v - провести литературно – музыкальный час воспитательного характера
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
v - формировать коммуникативные УУД, а именно: строить понятные для партнера отношения, договариваться, сотрудничать в группе;
v - развивать умение осознанно воспринимать тексты на слух, анализировать литературные произведения, слушать музыку и отзываться на музыкальное произведение
v - помочь учащимся и их мамам найти путь к сердцу друг друга, наладить душевный контакт; веру в близких людей.
Пояснительная записка
Данная разработка посвящается Дню Матери. Она призвана помочь учителям начальной школы в проведении праздников, литературных часов, устных журналов, посвященных взаимоотношениям родителей и детей. Сценарий составлен с учетом возрастных особенностей младших школьников, их естественного желания конструировать отношения, сотрудничать, самосовершенствоваться, находить ответы на вопросы, касающиеся формированию личности. Час общения носит выраженный воспитательный характер. Литературно – музыкальный час покажет путь к правильному построению отношений с самым близким человеком – мамой. Мероприятие проводится для 4 класса.
Форма проведения – литературно – музыкальный час, который покажет путь к правильному построению отношений с самым близким человеком – мамой.
Для эмоционально-ценностного восприятие информации в классный час включены:
§ отрывок из песни Д. Маликова «С днем рождения, мама»
§ музыка из кинофильма « Мама».
§ песня «Спасибо мамам».
§ стихотворные произведения (стихотворение А. Шайхиева.)
§ старинная горская легенда.
§ слова писателя Н. А. Островского: «Есть прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, - это мать!»
§ презентация в программе Microsoft Office PowerPoint,.
Предварительная работа:
§ распечатать приложения для индивидуальной и групповой работы;
§ дать задание ученикам выучить наизусть стихотворения.
1 блок.
В первом блоке учащиеся совместно с учителем начинают говорить о самом дорогом и близком каждому человеку - о матери.
На данном этапе применяются исследовательские методы.
Учащиеся, используя свои знания, жизненный опыт, дополнительную информацию, представленную в различной форме и отвечают на вопрос:
«Почему так важно говорить об этом именно в их возрасте?»
В результате работы ученики должны задуматься, другими глазами посмотреть на себя и свое поведение по отношению к близкому человеку, чье неповторимое имя – мама.
2 блок.
Во втором блоке организуется групповая работа, которая сплачивает детей, это имеет большое воспитательное значение, способствует дружбе и хорошим отношениям учащихся внутри класса.
Учащиеся рассуждают вместе о том, а не могут ли они сократить минуты грусти, печали, душевных огорчений наших мам? Что же должны сделать дети, чтобы в маминых глазах чаще светилась радость?
В результате работы ученики делают вывод о том, что мама - это тот человек, «на котором держится дом», что любая мама - центр Вселенной по имени Семья. Нужно ценить эту любовь, не знающую преград. Любить и понимать свою маму.
3 блок.
В третьем блоке учащиеся подводят итог, что для каждого ребенка мама- самый главный человек в жизни. Она отдает нам жизнь, всегда любит нас, находится рядом и радуется каждому новому шагу, хорошей отметке и новому достижению
«Дерево любви и нежности», показав
Результатом классного часа для учащихся является составление коллективного коллажа «Дерево любви и нежности» Осмысливая и анализируя коллаж «Дерево любви и нежности», ученики приходят к выводу: «Мама- это самый дорогой, единственный, любимый и неповторимый человек!»
Классный час проводится с использованием информационных технологий. Возможности ИКТ огромны не только в учебно-воспитательном процессе, но и во внеклассной работе с учащимися.
Применение на классном часе мультимедиа позволяет учащимся получить новые знания в увлекательной и визуализированной форме, а учителю сделать процесс познания более интересным, разнообразным.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 блок
Ведущий.
Дорогие ребята! Мы собрались сегодня в необычной обстановке, чтобы поговорить с вами о самом дорогом и близком каждому человеку - о матери.
Почему так важно говорить об этом именно в вашем возрасте? Когда вы, сами того не желая, становитесь подчас неуправляемыми, где - то даже дерзкими, и зачастую своим поведением или каким - то словом огорчаете своих мам. Мне хотелось бы, чтобы литературно – музыкальный час помог вам задуматься, другими глазами посмотреть на себя и свое поведение по отношению к близкому человеку, чье неповторимое имя – мама.
Звучит отрывок из песни Д. Маликова «С днем рождения, мама»
Убавляется звук и звучит стихотворение А. Шайхиева.
Ученик:
О той, кто жизнь дарует и тепло,
Звучащее в напеве колыбельном,
О той, кто нас в терпенье беспредельном
Растит, лелеет, ставит на крыло.
О матери...
Зачем так дни спешат?
Зачем так незаметно
И без спросу
Ей седина вплелась
В густую косу?..
...Дохнуло стужей, горечью утрат...
Летящий с гор, в теснинах гор клубимый,
Речной поток не обратится вспять.
Останешься без матери родимой –
Стократ острей поймешь,
Что значит мать.
Не первым,
Не последним на земле Кричу:
«И кто придумал это?»
Земля и небо не дают ответа,
Зарницы гаснут дальние во мгле...
Родиться стоит
Поздно или рано
Хотя бы для того на этот свет,
Чтоб вымолвить впервые имя «мама»,
Которого священней в мире нет.
Звучит отрывок из песни Д. Маликова «С днем рождения, мама»
Ведущий.
Вам понравилось стихотворение, чем? Какие чувства вы испытали, слушая его? Какие мысли возникли у вас при слушании отрывка из песни? (Ответы ребят)
Нет ничего светлее и бескорыстнее любви матери. С первого дня рождения ребенка мать живет его дыханием, его слезами и улыбками. Мать нужна ребенку. В этом смысл ее жизни. Любовь к своему малышу для нее так же естественна, как цветение садов весной. Как солнце посылает свои лучи, согревая все живое, так и любовь матери согревает ребенка. Мать приобщает дитя к жизни. В его уста она вкладывает родной язык, вобравший богатство разума, мысли и чувства народа. Она наполняет его духовной силой, помогает постичь вечные ценности. Не это ли держит мир?
Я хочу рассказать вам старинную горскую легенду.
«Было у матери трое сыновей. Двое - дети как дети, а третий вырос негодяем. И почему он стал таким, никто не мог объяснить. И хотя третий сын был очень плохим человеком, мать любила и жалела его... И случилось так: после долгого отсутствия негодный сын явился домой... и безобразничал, и обижал мать. В своих бесчинствах он зашел так далеко, что сбежались соседи и стали укорять, срамить его, пытались напомнить, сколько обид мать ему простила. Но не внял негодный сын словам людей, не унялся, а стал грозить, что убьет мать, если соседи не замолчат и не уберутся по своим домам. Никто не поверил ему, никто не мог поверить: как это можно убить родную мать? И не ушли.
Тогда он вбежал в дом и действительно убил мать и, чтобы привести в трепет и покорность всех окружающих, выбежал из дома на улицу с кровоточащим материнским сердцем в руках. Он так торопился, что споткнулся о порог и выронил из окровавленных рук материнское сердце. Сердце упало в придорожную пыль, и оцепеневшие от ужаса, люди услышали, как оно, кровоточащее, сказало тихим голосом матери: «Ты не ушибся, сынок? Тебе не больно?»
Звучит тихая музыка из кинофильма « Мама»
Ведущий:
Какие чувства вы испытали, услышав эту легенду, почему? О чем задумались? Было ли вам страшно, почему? О каком качестве говорят поступки матери, сына? (Ответы детей)
Возвращаясь, открывая двери своего дома, внимательно посмотрите в мамины глаза. Недаром говорят, что глаза - это зеркало души.
- Расскажите, какие глаза у ваших мам?
- Что вы увидели в их глазах?
- А какими чаще всего бывают глаза у ваших мам, грустными или веселыми?
- Какие у мамы руки, а сердце? (Ответы ребят)
У матери самое доброе сердце, в котором никогда не гаснет любовь, самые ласковые руки, которые умеют все. Жизнь матери - это самопожертвование, самозабвение. Эти слова точнее всего характеризуют материнскую любовь.
Гимном жизни звучат слова о матери: «Вся гордость мира от матерей, без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя».
Давайте подумаем вместе, а не можем ли мы сократить минуты грусти, печали, душевных огорчений наших мам? (Ответы детей)
2 блок
Работа в группах: «Анализ ситуаций»
Ведущий:
(Приложение 1)
Послушайте, обсудите ситуацию: как бы вы поступили на месте мамы? Не узнаете ли вы себя в такой ситуации?
1. Вова сказал маме, что после уроков ненадолго останется на репетицию спектакля. Но после репетиции он задержался: поиграл немного с ребятами, затем по дороге зашел к товарищу за книгой и заигрался. Когда он пришел домой, то увидел полные страха и отчаяния заплаканные глаза мамы.
2. Мама предупредила Олю, что придет с работы поздно, и попросила ее прибрать в квартире, накормить ужином сестренку и поиграть с ней. Вечером мама вернулась и, войдя в дом, увидела тарарам: вещи были разбросаны, сестренка капризничала, а Оля сердито на нее кричала.
Обсудите ситуацию: что в эту минуту могла переживать мама?
3. Дина требовала, чтобы мама купила ей джинсы, потому что у всех есть, а у нее нет. Мама объяснила, что она не может купить джинсы, у нее нет сейчас денег. Но Дина продолжала требовать, плакала, кричала, что мама ее не любит, не жалеет, потом оделась и ушла, хлопнув дверью.
Обсудите ситуацию: что в этот момент испытала мама?
(Обсуждение в группах, ответы детей)
Ведущий.
Подведите итог своей работе, что же должны сделать мы, чтобы в маминых глазах чаще светилась радость? (Ответы детей)
Ученик:
Отшумит и умчится любая беда,
Как весенней порою грохочущий гром,
Если с вами она, если рядом всегда
Человек, на котором держится дом.
Может быть 33 ей или 73 –
Сколько б ни было ей, возраст тут ни при чем:
В беспокойстве, в делах от зари до зари
Человек, на котором держится дом.
Очень редко, но все же бывает больна,
И тогда все вокруг кувырком, кверху дном.
Потому что она, потому что она –
Человек, на котором держится дом.
Нас куда-то уносит стремительный век.
В суете мы порой забываем о том,
Что она - не фундамент, она - человек,
Человек, на котором держится дом.
Чтобы было и в сердце, и в доме светло,
На ее доброту отвечайте добром.
Пусть всегда ощущает любовь и тепло
Человек, на котором держится дом.
Ведущий.
Кто этот человек – «на котором держится дом»? Как вы считаете, о чьей маме шла речь в этом стихотворении, почему? (Ответы детей)
Верно, любая мама - центр Вселенной по имени Семья. Но умеем ли мы ценить эту любовь, не знающую преград? Умеем ли мы любить и понимать свою маму?
Послушайте песню и подумайте об этом.
Звучит песня «Спасибо мамам» в исполнении группы «Непоседы».
О чем вам рассказала эта песня? Чему она учит? (Ответы детей)
Игра.
Ведущий.
Предлагаю вашему вниманию игру. Попробуем составить собирательный образ мамы. Для этого каждая ваша команда, посовещавшись, ответит на один вопрос: что я больше всего люблю в своей маме?
В каждой группе на столе листы бумаги, на которых дети пишут, что они больше всего любят в своей маме. После того, как дети закончат работу, ведущий зачитывает ответы. (приложение2)
Ведущий.
Поразительно, как совпадают ответы в разных группах! Как вы думаете, почему?
Ведущий обращает внимание на доску, где расположены открытки с фотографиями мам.
На этой доске открытки, которые вы сделали без помощи взрослых самостоятельно. На открытках – портреты ваших мам. Как прекрасен их взгляд, какая забота и преданность в глазах, как громко стучит верное, бесконечно любящее сердце!
На доске плакат, прочитайте вслух, что на нем написано. Как вы понимаете слова писателя Н. А. Островского: «Есть прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, - это мать!»? (Ответы детей даются после предварительного высказывания мнений и обсуждения в группах)
А не бывает ли, ребята, так, что мама вечно должна вам, и вы мучаете ее постоянными требованиями, капризами, обидами? Вспомните и запишите на этот лист, за что обычно сердятся на вас мамы. (Ребята сотрудничают в группах, договариваются, что записать на листах бумаги)(приложение3)
Давайте послушаем ваши ответы, справедливо ли сердятся на вас ваши мамы. (Выслушиваются ответы)
Подведите итог. (Ответы детей). Получается, что мамы сердятся за неряшливость, неопрятность, лень, грубость, несдержанность, нарушение обещания, неумение вести себя. Не кажется ли вам, что это гнев справедливый?
Активная беседа.
Приходилось ли кому – то из вас просить прощения у мамы? Это легко, почему? А если мама бывает в чем - то не права, иногда, может быть, чересчур вспыльчива, так, может, именно она больше, чем кто-либо, нуждается в вашей снисходительности, любви, понимании, прощении. Как вы думаете? Какими вы хотите видеть отношения между мамой и ребенком, почему? А какие отношения у вас, почему? Что вы могли бы исправить? Что вы можете сделать для своей мамы? (Ответы детей)
Вы уже в том возрасте, когда можете стараться понимать свою маму, стремиться больше знать о ней, чтобы лучше понимать. Вы можете и помочь, и посочувствовать, и подарить им радость. Нужно только захотеть. А захотеть очень важно. Это нужно не только маме, но и вам. Писатель Максим Горький говорил: «Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека». А ведь самое страшное равнодушие - это равнодушие к собственной матери.
3 блок
Итог
Ведущий:
Для каждого ребенка мама- самый главный человек в жизни. Она отдает нам жизнь, всегда любит нас, находится рядом и радуется каждому новому шагу, хорошей отметке и новому достижению.
А мы, в свою очередь, любим маму только за то, что она есть, просто так.
Коллективный коллаж
И в подтверждение своих чувств к самому дорогому человеку – маме, мы все вместе составим коллаж «Дерево любви и нежности.»
К сожалению наше мероприятие подошло к концу. Я еще раз хочу поздравить наших самых дорогих, единственных, любимых и неповторимых мамочек с праздником.
Приложение 1
Информационный лист
Работа в группах: «Анализ ситуаций»
1 группа
Вопрос: послушайте, обсудите ситуацию: как бы вы поступили на месте мамы? Не узнаете ли вы себя в такой ситуации? |
1. Вова сказал маме, что после уроков ненадолго останется на репетицию спектакля. Но после репетиции он задержался: поиграл немного с ребятами, затем по дороге зашел к товарищу за книгой и заигрался. Когда он пришел домой, то увидел полные страха и отчаяния заплаканные глаза мамы. |
2 группа
Вопрос: послушайте, обсудите ситуацию: как бы вы поступили на месте мамы? Не узнаете ли вы себя в такой ситуации? |
2. Мама предупредила Олю, что придет с работы поздно, и попросила ее прибрать в квартире, накормить ужином сестренку и поиграть с ней. Вечером мама вернулась и, войдя в дом, увидела тарарам: вещи были разбросаны, сестренка капризничала, а Оля сердито на нее кричала. |
3 группа
Вопрос: обсудите ситуацию: что в эту минуту могла переживать мама? |
3. Дина требовала, чтобы мама купила ей джинсы, потому что у всех есть, а у нее нет. Мама объяснила, что она не может купить джинсы, у нее нет сейчас денег. Но Дина продолжала требовать, плакала, кричала, что мама ее не любит, не жалеет, потом оделась и ушла, хлопнув дверью. Обсудите ситуацию: что в этот момент испытала мама? |
Приложение 2
Информационный лист
1 группа |
Вопрос: что я больше всего люблю в своей маме? |
Ответ: |
2 группа |
Вопрос: что я больше всего люблю в своей маме? |
Ответ: |
3 группа |
Вопрос: что я больше всего люблю в своей маме? |
Ответ: |
Приложение 3
Информационный лист
1 группа |
Вопрос: за что обычно сердятся на вас мамы? |
Ответ: |
2 группа |
Вопрос: за что обычно сердятся на вас мамы? |
Ответ: |
3 группа |
Вопрос: за что обычно сердятся на вас мамы? |
Ответ: |
Приложение 4
Оформление кабинета
ПЛАКАТ 1
ПЛАКАТ 2
ПЛАКАТ 3
Интернет ресурсы:
http://rosental.ucoz.ru/news/meroprijatie_ko_dnju_materi/2014-12-03-101
http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2013/05/10/prazdnik-ko-dnyu-materi
http://www.klassnye-chasy.ru/klassnyy-chas-den-materi
http://pedsovet.su/load/355-1-0-10050
http://www.uchportal.ru/load/90-1-0-8445
http://apruo.ru/metodicheskie-razrabotki/tematicheskiy-klassniy-chas/229-klassniy-chas-ko-dnyu-materi-glavnoe-slovo-v-lyubom-yazike.html
http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/scenarii-prazdnikov/scenarii-na-den-materi/45879-scenarij-klassnogo-chasa-ko-%E2%80%9Cdnju-materi-v-5-.html
http://учебныепрезентации.рф/file/3157-prezentaciya-ko-dnju-materi-zhenschina-s-rebjonkom-na-rukah.html
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.