Сценарий литературно-музыкальной композиции
«Песня в военной шинели»
Ведущий 2: Добрый вечер, дорогие друзья! Сегодня мы собрались, чтобы
поговорить о песне. Поговорить, послушать её и, конечно, спеть.
Ведущий 2: И не просто о песне, а о песне в военной шинели.
Ведущий 1: При слове «песня» что-то особенное происходит в глубине нашей души, не говоря уже о том моменте, когда мы её слушаем и поём.
Ведущий 2: Человек и песня неотделимы друг от друга, они всегда шагают рядом. Василий Соловьев-Седой назвал песню «барометром своего времени». Таким своеобразным барометром стали и песни Великой Отечественной войны. Они сражались вместе с солдатами, были с ними в короткие часы отдыха, звали на подвиг и прославляли его.
Ведущий 2: Песни, которые были созданы в то суровое военное время, пели все: и солдаты, и те, кто трудился в тылу. Люди черпали в песнях того времени душевные силы и оптимизм.
Песня-набат, песня-гнев, песня-призыв – так можно сказать о песне «Священная война». Давайте её послушаем.
Звучит запись песни. На экране мелькают кадры войны. Первый куплет звучит громко, затем постепенно песня становиться тише. На фоне затухающей песни
ведущий 1 говорит: Стихи к песне, которая отозвалась гневом в сердцах миллионов людей, написал поэт В.И. Лебедев-Кумач, а музыку – народный артист СССР А.В. Александров.
Ведущий 2: Интересен тот факт, что «Священная война» была написана меньше, чем за сутки. Поступил заказ на стихи от редактора газеты «Красная звезда». И к утру стихи были готовы.
Ведущий 1: Стихотворение завладело душами и умами людей. Музыку на эти стихи предложил художественный руководитель Краснознаменного ансамбля красноармейской песни и пляски, профессор А.В. Александров. Именно его музыка в сочетании со стихами В.И. Лебедева-Кумача стала музыкальным символом того сурового времени, той священной борьбы.
Ведущий 2: Знаете, когда я слушаю эту песню, то невольно внутренне подтягиваюсь, собираюсь. Я испытываю чувство единства и желание встать в священные ряды борцов.
Ведущий1: А мне кажется, что на огромном бескрайнем море встает грозный девятый вал, который растёт и набирает силу. И несдобровать той нечисти, той темной силе, на которую он обрушиться. Я воспринимаю эту песню как гимн ненависти и мести фашизму.
Ведущий 2: Такие песни, как «Священная война», песни-воины, помогли советскому народу выстоять и одолеть врага.
Ведущий 1: Но были песни и другие. И каждая из них имеет свою интересную и часто захватывающую историю.
Ведущий 2: В довоенном 1939 году на одном из концертов в саду «Эрмитаж» поэт и драматург Я.М.Галицкий отметил одну импровизацию популярного польского эстрадного коллектива «Голубой джаз». Её играл композитор и пианист джаз-оркестра Ежи Петербургский. Мелодия так понравилась Я.Галицкому, что прямо во время концерта он стал рифмовать стихотворные строки. Так родилась известная песня «Синий платочек».
Ведущий 2: Почему она стала так популярна, что в ней особенного? Очаровывает сама мелодия легкого вальса, который остается популярным уже многие годы и который «смеется над всеми модами века». Песня лирична, а потребность людей в лирической песне всегда была велика. Текст и музыка песни гармонично сочетаются.
Ведущий 1: Наряду с военными песнями довоенная лирика обрела второй смысл. Она стала теми дорогими воспоминаниями о мирной жизни, которые каждый советский солдат свято хранил в глубине своего сердца. И каждый сражался за Родину, за свой «синий платочек», за возвращение этого чудесного мирного времени.
Ведущий 2: Давайте послушаем и вместе с Вами споём эту песню. На сцене ученицы 9 класса.
Звучит песня «Синий платочек»
Ведущий 1: Война была жестокой, солдат воевал, но его сердце отказывалось грубеть и ожесточаться. Оно любило и страдало.
Кто сказал, что надо бросить
Песни на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне!
Ведущий 2: Нынче – у нас передышка,
Завтра – вернёмся к боям,
Что ж твоей песни не слышно,
Друг наш, походный баян?
Ведущий 1: Кто сказал, что сердце губит
Свой огонь в бою?
Воин всех вернее любит
Милую свою!
Ведущий 2: Только на фронте проверишь
Лучшие чувства свои,
Только на фронте измеришь
Силу и крепость любви.
Ведущие уходят. Звучит песня «Смуглянка».
Ведущий 2: Песню для Вас исполнили ученики 9 класса Сосновский Алексей и Елисеева Валерия. Спасибо за Вашу поддержку.
Ведущий 1: Знаете ли Вы какое имя было самое известное и популярное в годы войны? Кстати, сейчас оно не менее современно. Правильно, Катюша!
Ведущий 2: Трудно найти на нашей планете страну, где бы не знали песню «Катюша» на слова Исаковского и музыку Блантера.
В годы Великой Отечественной войны «Катюша» воевала на фронте и в партизанском краю.
Ведущий 1: «Катюшами» на фронте стали называть реактивные миномёты – грозное для врагов оружие того времени. Больше того – вся гитлеровская армия дрожала при слове «Катюша». «Катюшу» пели и за рубежом нашей Родины.
Ведущий 2: В Италии партизаны, боровшиеся с фашизмом, сделали «Катюшу» своим гимном
Ведущий 1: В Болгарии «Катюшу» считали партизанским гимном.
Ведущий 2: Во Франции песня была широко известна в рядах бойцов сопротивления.
Ведущий 1: В США после войны «Катюшу» пели негры на хлопковых плантациях.
Ведущий 2: Песня стала поистине всенародной, более того, интернациональной.
Ведущий 1: Давайте на сегодняшней встрече споем вместе эту нежную лирическую песню «Мечта».
Ведущий 2: Спасибо! Песню мы исполнили дружно.
Ведущий 1: Песни военных лет… Иной раз задумываешься, за что их так любят в народе, за что берегут, как святыню хранят?
Ведущий 2: Должно быть, не только за простоту и душевность, мелодичность и красоту поэтического и музыкального языка!
Ведущий 2: Безусловно, и это всё важно, но главное их достоинство – стойкий оптимизм, неиссякаемая вера в добро, в известные человеческие ценности, за которые люди шли на подвиг и смерть.
Ведущий 1: И мы можем с полной уверенностью
сказать, что песни помогли выжить в той страшной войне, помогли приблизить День
Победы.
Ведущий 2: Он пришел широким, твердым шагом,
День, когда утих последний гром,
День, когда над взорванным рейхстагом
Стяг победы полыхнул огнем.
Ведущий 1: Тех событий вестник непременный,
Майский ветер обежал страну
И швырнул на каждую антенну
Радостную радиоволну.
Ведущий 2: И, в домах не в силах оставаться
От таких волнующих вестей,
Люди выходили обниматься
На просторы гулких площадей.
Ведущий 1: Что-то пели, плакали, кричали,
Незнакомый сразу близким стал.
Всех военных не щадя качали:
Все равно, солдат иль генерал!
Ведущий 2: Вот она, высокая минута:
Музыка, букеты свежих роз…
И в огнях победного салюта
Искорки людских счастливых слез…
Ведущие уходят. Звучит песня «Вальс Победы».
Ведущий 2: Как и многие другие песни о Победе, эта песня написана после войны, в память о войне, о великом Дне Победы…
Ведущий 1: Мы хотим, чтобы все песни военных лет люди помнили, знали и любили, но пели их только под мирным небом.
На сцену тихонько поднимаются первоклассники с рисунками в руках и становятся полукругом. В это время ведущие говорят:
Ведущий 2: Войны не хотим мы нигде, никогда
Пусть мир будет в мире везде и всегда
Ведущий 1: Пусть птицы щебечут, и пчёлы гудят,
И дети на мирное небо глядят
Ведущий 2: Пусть мирное солнышко утром встает
И мирных людей на работу зовёт.
Ведущий 1: Пусть дети повсюду встречают рассвет
Улыбкой ясной и спокойной.
Давайте же скажем все вместе
Все: Нет!
Ведущий 2: Нет грабительским войнам!
Первокассники: - Я нарисую яркое солнце
- Я нарисую синее небо
- Я нарисую свет в оконце
- Я нарисую колосья хлеба
- Мы нарисуем осенние листья
- Школу
- Ручей
- Друзей беспокойных
- И зачеркнём нашей общей кистью
Все: Выстрелы, взрывы, огонь и войны
Ведущий 1: Поднимите рисунки выше,
Чтобы все их видеть могли,
Чтобы всем был сегодня слышен
Голос юных граждан Земли.
Дети поднимают рисунки, выходит хор. Песня «Пусть всегда будет солнце!»
ПОЮТ ВСЕ!!!!!!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.