Сценарий литературно-музыкальной композиции "Песня в военной шинели"

  • doc
  • 10.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 9Песня в солдатской шинели.doc

Сценарий литературно-музыкальной композиции

 «Песня в военной шинели»

 

Ведущий 2: Добрый вечер, дорогие друзья! Сегодня мы собрались, чтобы

поговорить о песне. Поговорить, послушать её и, конечно, спеть.

 

Ведущий 2: И не просто о песне, а о песне в военной шинели.

 

Ведущий 1: При слове «песня» что-то особенное происходит в глубине нашей души, не говоря уже о том моменте, когда мы её слушаем и поём.

 

Ведущий 2: Человек и песня неотделимы друг от друга, они всегда шагают рядом. Василий Соловьев-Седой назвал песню «барометром своего времени». Таким своеобразным барометром  стали и песни Великой Отечественной войны. Они сражались вместе с солдатами, были с ними в короткие часы отдыха, звали на подвиг и прославляли его.

 

Ведущий 2: Песни, которые были созданы в то суровое военное время, пели все: и солдаты, и те, кто трудился в тылу. Люди черпали в песнях того времени душевные силы и оптимизм.

Песня-набат, песня-гнев, песня-призыв – так можно сказать о песне «Священная война». Давайте её послушаем.

Звучит запись песни. На экране мелькают кадры войны. Первый куплет звучит громко, затем постепенно песня становиться тише. На фоне затухающей  песни

ведущий 1 говорит:  Стихи к песне,  которая отозвалась гневом в сердцах миллионов людей, написал поэт В.И. Лебедев-Кумач, а музыку – народный артист СССР А.В. Александров.

 

Ведущий 2: Интересен тот факт, что «Священная война» была написана меньше, чем за сутки. Поступил заказ на стихи от редактора газеты «Красная звезда». И к утру стихи были готовы.

 

Ведущий 1: Стихотворение завладело душами и умами людей. Музыку на эти стихи предложил художественный руководитель Краснознаменного ансамбля красноармейской песни и пляски, профессор А.В. Александров. Именно его музыка в сочетании со стихами В.И. Лебедева-Кумача стала музыкальным символом того сурового времени, той священной борьбы.

 

Ведущий 2: Знаете, когда я слушаю эту песню, то невольно внутренне подтягиваюсь, собираюсь. Я испытываю чувство единства и желание встать в священные ряды борцов.

 

Ведущий1: А мне кажется, что на огромном бескрайнем море встает грозный девятый вал, который растёт и набирает силу. И несдобровать той нечисти, той темной силе, на которую он обрушиться. Я воспринимаю эту песню как гимн ненависти и мести фашизму.

 

Ведущий 2: Такие песни, как «Священная война», песни-воины, помогли советскому народу выстоять и одолеть врага.

 

Ведущий 1: Но были песни и другие. И каждая из них имеет свою интересную и часто захватывающую историю.

 

Ведущий 2: В довоенном 1939 году на одном из концертов в саду «Эрмитаж» поэт и драматург Я.М.Галицкий отметил одну импровизацию популярного польского эстрадного коллектива «Голубой джаз». Её играл композитор и пианист  джаз-оркестра Ежи Петербургский. Мелодия так понравилась Я.Галицкому, что прямо во время концерта он стал рифмовать стихотворные строки. Так родилась известная песня  «Синий платочек».

 

Ведущий 2: Почему она стала так популярна, что в ней особенного? Очаровывает сама мелодия  легкого вальса, который остается популярным уже многие годы и который «смеется над всеми модами века». Песня лирична, а потребность людей в лирической песне всегда была велика. Текст и музыка песни гармонично сочетаются.

 

Ведущий 1: Наряду с военными песнями довоенная лирика обрела второй смысл. Она стала теми дорогими воспоминаниями о мирной жизни, которые каждый советский солдат свято хранил в глубине своего сердца. И каждый сражался за Родину, за свой «синий платочек», за возвращение этого чудесного мирного времени.

 

Ведущий 2: Давайте послушаем и вместе с Вами споём эту песню. На сцене ученицы 9 класса.

Звучит песня «Синий платочек»

 

Ведущий 1: Война была жестокой, солдат воевал, но его сердце отказывалось грубеть и ожесточаться. Оно любило и страдало.

Кто сказал, что надо бросить

Песни на войне?

После боя сердце просит

Музыки вдвойне!

 

Ведущий 2: Нынче – у нас передышка,

                    Завтра – вернёмся к боям,

                    Что ж твоей песни не слышно,

                    Друг наш, походный баян?

 

Ведущий 1: Кто сказал, что сердце губит

                    Свой огонь в бою?

                    Воин всех вернее любит

                    Милую свою!

 

Ведущий 2: Только на фронте проверишь

                     Лучшие чувства свои,

                    Только на фронте измеришь

                    Силу и крепость любви.

 

Ведущие уходят.      Звучит песня «Смуглянка».

 

Ведущий 2: Песню для Вас исполнили ученики 9 класса Сосновский Алексей и Елисеева Валерия. Спасибо за Вашу поддержку.

 

Ведущий 1: Знаете ли Вы какое имя было самое известное и популярное в годы войны? Кстати, сейчас оно не менее современно. Правильно, Катюша!

 

Ведущий 2: Трудно найти на нашей планете страну, где бы не знали песню «Катюша» на слова Исаковского и музыку Блантера.

В годы Великой Отечественной войны «Катюша» воевала на фронте и в партизанском краю.

 

 Ведущий 1: «Катюшами» на фронте стали называть реактивные миномёты – грозное для врагов оружие того времени. Больше того – вся гитлеровская армия дрожала при слове «Катюша».  «Катюшу» пели и за рубежом нашей Родины.

 

Ведущий 2: В Италии партизаны, боровшиеся с фашизмом, сделали «Катюшу» своим гимном

 

 Ведущий 1: В Болгарии «Катюшу» считали партизанским гимном.

 

Ведущий 2: Во Франции песня была широко известна в рядах бойцов сопротивления.

 

Ведущий 1: В США после войны «Катюшу» пели негры на хлопковых плантациях.

 

 Ведущий 2: Песня стала поистине всенародной, более того, интернациональной.

 

Ведущий 1: Давайте на сегодняшней встрече споем вместе эту нежную лирическую песню «Мечта».

 

Ведущий 2: Спасибо! Песню мы исполнили дружно.

 

Ведущий 1: Песни военных лет… Иной раз задумываешься, за что их так любят в народе, за что берегут, как святыню хранят?

 

Ведущий 2: Должно быть, не только за простоту и душевность, мелодичность и красоту поэтического и музыкального языка!

 

Ведущий 2: Безусловно, и это всё важно, но главное их достоинство – стойкий оптимизм, неиссякаемая вера в добро, в известные человеческие ценности, за которые люди шли на подвиг и смерть.

 

Ведущий 1: И мы можем с полной уверенностью сказать, что песни помогли выжить в той страшной войне, помогли приблизить День Победы.

Ведущий 2: Он  пришел широким, твердым шагом,
                    День, когда утих последний гром,
                    День, когда над взорванным рейхстагом
                    Стяг победы полыхнул огнем.

 

Ведущий 1: Тех событий вестник непременный,
                    Майский ветер обежал страну
                    И швырнул на каждую антенну
                    Радостную радиоволну.

 

Ведущий 2: И, в домах не в силах оставаться
                    От таких волнующих вестей,
                   Люди выходили обниматься
                   На просторы гулких площадей.

 

 Ведущий 1:  Что-то пели, плакали, кричали,
                      Незнакомый сразу близким стал.
                      Всех военных не щадя качали:
                      Все равно, солдат иль генерал!

 

Ведущий 2: Вот она, высокая минута:
                    Музыка, букеты свежих роз…
                    И в огнях победного салюта
                    Искорки людских счастливых слез…



Ведущие уходят. Звучит песня «Вальс Победы».

 

 

Ведущий 2: Как и многие другие песни о Победе, эта песня написана после войны, в память о войне, о великом Дне Победы…

 

Ведущий 1: Мы хотим, чтобы все песни военных лет люди помнили, знали и любили, но пели их только под мирным небом.

 

На сцену тихонько поднимаются первоклассники с рисунками в руках и становятся полукругом. В это время ведущие говорят:

 

Ведущий 2: Войны не хотим мы нигде, никогда

                    Пусть мир будет в мире везде и всегда

 

Ведущий 1: Пусть птицы щебечут, и пчёлы гудят,

                     И дети на мирное небо глядят

 

Ведущий 2: Пусть мирное солнышко утром встает

                    И мирных людей на работу зовёт.

 

Ведущий 1: Пусть дети повсюду встречают рассвет

                   Улыбкой ясной и спокойной.

                   Давайте же скажем все вместе

 

Все: Нет!

 

Ведущий 2: Нет грабительским войнам!

 

Первокассники:  -  Я нарисую яркое солнце

-         Я нарисую синее небо

-         Я нарисую свет в оконце

-         Я нарисую колосья хлеба

-         Мы нарисуем осенние листья

-         Школу

-         Ручей

-         Друзей беспокойных

-         И зачеркнём нашей общей кистью

 

Все: Выстрелы, взрывы, огонь и войны

 

Ведущий 1: Поднимите рисунки выше,

                    Чтобы все их видеть могли,

                    Чтобы всем был сегодня слышен

                    Голос юных граждан Земли.

 

Дети поднимают рисунки, выходит хор. Песня «Пусть всегда будет солнце!»

 

ПОЮТ   ВСЕ!!!!!!