Сценарий литературного вечера «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине…» (по творчеству С.А. Есенина)
Оценка 4.8

Сценарий литературного вечера «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине…» (по творчеству С.А. Есенина)

Оценка 4.8
Мероприятия
docx
русская литература
11 кл
09.04.2020
Сценарий литературного вечера «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине…» (по творчеству С.А. Есенина)
Сценарий литературного вечера
«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине…» (по творчеству С.А. Есенина).docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

 

 

 

Предмет: Русская литература ХХ века.

Тема:  «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине…» (по творчеству С.А. Есенина)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: преподаватель

русского языка и литературы

Даньщикова О.Э.

 

 

 

 

{0A077592-7D48-46DB-BF44-56D177C6D5E4}.jpg

 

                                                                                    Я люблю родину.

                                                                             Я очень люблю родину!

С.А. Есенин

 

         

Форма: литературно-музыкальная композиция

Тема: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине…» (по творчеству С.А. Есенина)

Цели:  заинтересовать учащихся личностью поэта, увлечь поэтическим творчеством Сергея  Александровича Есенина, обратить внимание на глубокую лиричность поэзии, нежную любовь к родине, природе.

Оформление:

·        Портрет Сергея Есенина.

·        Стенд-экспозиция “Родился я с песнями в травном одеяле…”.

·        Выставка творческих работ учащихся.

·        Ноты песен на стихи поэта.

·        Выставка книг о С. Есенине.

·        Гармонь.

·        Букет полевых цветов или ветки березы и клена.

·        Свечи.

Оборудование:

·        Фонограммы песен “Забава”, “Письмо матери” в исполнении

А. Малинина.

·        «Адажио» Т. Альбинони.

·        «Лунный свет из Бергамасской сюиты» К. Дебюсси.

·        Художественный фильм «Сергей Есенин».

·        ПК, экран, проектор, TV, DVD плеер, аудио аппаратура.

Программное обеспечение:

Microsoft office word, Microsoft office Power Point, Microsoft office Publisher

 

Примечание: по ходу мероприятия на экране проецируется презентация к сценарию.

 

 

 

 Звучит фрагмент «Лунный свет» из Бергамасской  сюиты К. Дебюсси.  На экране фотография  С.А.Есенина, цитата:

 

                                                                                    Я люблю родину.

                                                                             Я очень люблю родину!

С.А. Есенин

                                                                       

Ведущий 1: Поэзия С. Есенина - чудесный, прекрасный, неповторимый мир, мир полный любви, любви к родине – стране березового ситца.

 

Ведущий 2:  «Нет поэта без Родины», - говорил С. Есенин.

 

Ведущий 1:  Родина, Россия была для С.Есенина началом всех начал…

 

Ведущий 2:  Даже имя ее он произносил с восхищением:

«Россия… Какое хорошее слово… и «роса», и «сила», и синее что-то»

О Русь – малиновое поле

И синь, упавшая в реку,-

Люблю до радости и боли

Твою  озерную тоску…

 Ведущий 1: Сергей Александрович Есенин родился в селе Константиново Рязанской области, в крестьянской семье. Детство поэта прошло у родителей матери.

  «Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах», - вспоминал он в 1925 году в автобиографии. Эти воспоминания нашли и поэтическое отражение в творчестве:

Худощавый и низкорослый,

Средь мальчишек всегда герой,

Часто, часто с разбитым носом

Приходил я к себе домой…

 

И теперь вот, когда простыла

Этих дней кипятковая вязь,

Беспокойная, дерзкая сила

На поэмы мои пролилась.

 

Золотая словесная груда,

И над каждой строкой без конца

Отражается прежняя удаль

Забияки и сорванца.

Ведущий 2:  В автобиографическом наброске 1916 года  Сергей Есенин писал: «…пробуждение творческих дум началось по сознательной памяти до 8 лет в доме деда... Дед пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресным дням  он рассказывал мне Библию и священную историю». Часто Сергей напивал детские песенки…

 

 Ведущий 1: С. Есенину было только 15 лет, когда он написал стихи:

 

Там, где капустные грядки

Кровавой  водой поливает восход,

Клененочек маленький матке

Зеленое вымя сосет.

 

Ведущий 2:  Однажды на деревенской улице он показал стихи товарищу.

        «Совершенно неожиданно для меня, - вспоминает он,- стихов у него оказалось довольно много». Кто мог тогда представить, глядя на деревенского паренька в нахлобученной на лоб кепке, что пройдут годы, и он станет великим поэтом России…

 

Ведущий 1: Большую роль в пробуждении творческих способностей и -  шире – в становлении личности Есенина сыграла его мать.

 

Ведущий 2:  Сестра поэта Александра вспоминает: «Наша мать  была…стройна, красива, лучшая песенница на селе, играла на гармони…

С младенческих лет мы слышали от нее прекрасные сказки, которые она рассказывала нам артистически, а подрастая, узнавали, что песни, которые она пела, зачастую были переложенные на музыку стихи Пушкина, Лермонтова, Некрасова и других поэтов».

 

Ведущий 1: И позже, когда сын читал ей свои стихи, «мать, как всегда слушала чтение Сергея с затаенным дыханием… Она отлично понимала и глубоко чувствовала стихи сына и многие из них запоминала…».

 

Ведущий 2:  Именно  ей, в одну из трудных жизненных минут, он пишет знаменитое стихотворение «Письмо матери».

(звучит романс в исполнении А. Малинина «Письмо матери»)

 

Ведущий 1:  К вершинам поэзии Сергей Есенин поднялся  из глубин народной жизни.

         (На экране проецируются фотографии родных мест С. Есенина)

Рязанская земля, «где мужики косили, где сеяли свой хлеб», была страной его детства:

Родился я с песнями в травном одеяле.

Зори меня вешние в радугу свивали.

Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,

Сутемень колдовная счастье мне пророчит.

 

Ведущий 2:  В начале 1914 года С. Есенин впервые получил гонорар за стихи, напечатанные в журнале. Он принес эти деньги отцу, желая расположить его к своим литературным занятиям. Удалось не сразу: отец сначала был настроен против творчества сына.

( демонстрируется отрывок из х/ф «Сергей Есенин» «Разговор с отцом»)

 

Ведущий 1:  В один из дней тоски, после очередной ссоры с отцом, в разгар второго московского лета, на закате, плутая по улочкам, Сергей вышел к затянутому прудику – остаткам городской усадьбы.

 

Ведущий 2:  Стихи пришли сами – новые… В этих строчках не было ни высоких идей, ни благородных стремлений, а было: песня, лето, закат, дальнее озеро…

(чтец-2 читает стихотворение «Выткался на озере …»)

 

Ведущий 1: Для С.Есенина, человека с чуткой душой, каждый закат и рассвет, каждое деревце и травинка, деревушка или святой храм, все приобретало особое значение. А любовь к родине не была просто темой  в его творчестве, не была убеждением, идеей, это было настоящее, сильное, русское чувство.

(звучит стихотворение С. Есенина «Потонула деревня в ухабах…» в исполнении С. Безрукова, фоном – фотографии С. Есенина и родных ему  мест)

 

Ведущий 2: С поздней осени 1913 года С. Есенин работает, явно оглядываясь на А. Блока. Он словно прислушивается  к заочным советам учителя, одевает в «плоть» образ щемящей тоски неисполнимых желаний…

 

Ведущий 1: Словом, по рассуждению самого С. Есенина, у него имелось серьезные основания явиться к А.А. Блоку без приглашения.

 

Ведущий 2:  Он так и сделал. 8 марта 1915 года сел в поезд Москва – Петроград, а 9 –го днем, в полудеревенской «чуйке», с дорожным сундучком, прямо с вокзала…

(демонстрируется отрывок из х/ф «Сергей Есенин» «Приезд к А. Блоку, «Гой, ты Русь моя родная…»)

 

Ведущий 1: Так началась активная литературная деятельность, поэтическая жизнь Сергея Есенина… Его любила публика, молодежь знала его стихи наизусть:

(демонстрируется отрывок их в/ф «Сергей Есенин»  «Есенин выступает для рабочей молодежи»)

 

Ведущий 2:  Да, и костер зари, и плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер – вся красота родного края с годами отлилась в стихи, полные любви к родной земле. И многие строки из его стихотворений давно стали крылатыми:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

 

Ведущий 1: Время С. Есенина – время крутых поворотов в истории России. Чудесные стихи о «стране березового ситца» сменяются тревожными раздумьями поэта о судьбах России.

Ведущий 2:  Поэт чувствовал необходимость изменений в жизни старой России, и поэтому октябрьскую революцию принял, но принял со своим крестьянским уклоном.

 

Ведущий 1: Жизнь революционной Руси становилась все напряженнее. Аресты друзей, и постоянное разочарование не заставили С. Есенина «отложить» лиру. Поэт продолжает писать, но в стихах звучали разочарование и боль…

 

 

 

Ведущий 2:  Позже В. Маяковский напишет:

 

                                    …Это время-

                                                                 трудновато для пера,

                                  Но скажите

                                                          вы,

                                                               калеки и калекши,

                                  где,

                                          когда,

                                               какой великий выбирал

                                 путь,

                                          чтобы протоптанней

                                                                               и легше?

                                Слово-

                                           полководец

                                                          человеческой силы.

                               Марш!

                                         Чтоб время

                                                           сзади

                                                                    ядрами рвалось,

                              К старым дням

                                                  чтоб ветром

                                                                          относило

                              только

                                              путаницу волос.

                             Для веселия

                                             планета наша

                                                                мало оборудована.

 

                           Надо

                                 вырвать радость

                                                       у грядущих дней.

                           В этой жизни

                                         помереть

                                                        не трудно. 

                           Сделать жизнь

                                              значительно трудней.

 

 Ведущий 1:  При жизни ни С. Есенин, ни В.Маяковский не хотели, да и не могли признать творчество друг друга – слишком разные они были. С.Есенин был, прежде всего, лириком…

 

Ведущий 2:  Поэтому и имеет в истории свое особое место – литературный бой между гигантами русской литературы…

(демонстрируется отрывок из х/ф «Сергей Есенин» «Литературная дуэль В.Маяковского и С. Есенина»)

 

Ведущий 1: Все, что свершилось в России в годы Октября ни с чем несравнимо…

 

Ведущий 2:    Перед многими поэтами встал вопрос: « Куда несет нас рок событий?». Ответить было невозможно. И в стихотворениях появляется «щемящая  боль»…. Боль  о невозвратной и обреченной на гибель старой, родной Руси:

Милый, милый, смешной дуралей,

Ну куда он, куда он гонится?

Неужель он не знает, что живых коней

Победила стальная конница?

 

Ведущий 1: Все чаще появляются строки, полные душевного смятения и тревоги:

Я последний поэт деревни,

Скромен в песнях  дощатый мост.

За прощальной стою обедней

Кадящих листвой берез.

 

Скоро, скоро часы деревянные

Прохрипят мой двенадцатый час.

 

Ведущий 2:  Много поэт передумал и перечувствовал в то время. На смену плодотворному периоду литературной деятельности, на смену радостным, светлым дням его жизни пришла полоса душевного кризиса.

 

Ведущий 1: Еще в феврале 1923 года, будучи в берлине, С. Есенин пишет письмо поэту Кумкову, знакомому по имажинистскому кружку. 

«…тоска смертная, невыносимая, чую себя здесь чужим и ненужным, а как вспомню Россию, вспомню, что там ждет меня, так и  возвращаться не хочется. Почему мне, законному сыну российскому, в своем государстве пасынком быть...».

 

Ведущий 2:  С сентября 1924 года по сентябрь 1925 года С. Есенин жил в основном на Кавказе.

 

Ведущий 1: Словом, С. Есенин скрылся за хребтом Кавказа от московских треволнений не только для того, чтобы рассеяться, отвлечься, отдохнуть, освежить душу грузинским гостеприимством и южным, уже не жарким осенним солнцем, уезжал с надеждой, что именно здесь совладает с «большой эпической темой»:

Чтоб, воротясь опять в Москву,

Я мог прекраснейшей поэмой

Забыть ненужную тоску

И не дружить вовек с богемой.

 

Ведущий 2:  В Грузии и Азербайджане С. Есенин написал десятки лирических стихотворений, несколько поэм.

 «Работается и пишется мне дьявольски хорошо», - сообщал он из Батуми в декабре 1924года.

 

Ведущий 1: Поэт работает над прекраснейшей поэмой о России и революции. Он планировал закончить работу в мае 1925 года, но уже в январе собрав черновики, отправился в Москву.

 

Ведущий 2:  Первое публичное чтение «Анны Снегиной» состоялось весной 1925 года в Москве, в Доме Герцена и обернулось полным провалом. Дело в том, что молодой автор написал не о торжестве советской идеологии, а о погибели веками стоявшего крестьянского мира.

 

Ведущий 1: К своему несчастью, С. Есенин давно понял, что революция – это не духовное преображение, а национальная трагедия.

В письме к Лившиц он писал: «Идет совершенно не тот социализм… Тесно в нем всему живому…»

 

Ведущий 2:  Известно, что например, не вечере памяти Блока, он выкрикнул деятелям пролеткультуры: «Это вы, пролетарские писатели, убили Блока!»

 

Ведущий 1: Понятно, как трудно пришлось поэту в это время. Приближалась роковая дата. Все складывалось не так, терзала боль разочарований и потерь, но на что-то он  еще надеялся...

 

Ведущий 2:  Готовился к выходу сборник его сочинений. Он очень хотел его увидеть.

 

Ведущий 1: Но  ночью 27 декабря в Ленинграде, в гостинице «Англетер», поэт ушел из жизни. Покончил ли он с собой или это было преднамеренное убийство?- нет пока точного ответа на этот вопрос. Возможно, пройдут еще годы, и правда о страшной ночи будет известна. Сегодня, по праву, существуют две версии. И нам лишь остается делать выводы и ждать…

 

Ведущий 2:  Известно, что  в ту роковую ночь С. Есенин написал свое прощальное стихотворение:

До свиданья, друг мой, до свиданья.

Милый мой,

Ты у меня в груди.

Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки и слова,

Не грусти и не печаль бровей,-

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.

 

 

 

(звучит «Адажио»)

Ведущий 1:  «Поэзия С. Есенина, - писал Алексей Толстой, - есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души».

 

Ведущий 2:  Эти сокровища и в наши дни, и в дни грядущие будут согревать души читателей.

 

Ведущий 1: За личной судьбой поэта стоит время, эпоха – история России, история наша, нашей синеокой родины.

(музыка громче, на экране проецируются фотографии поэта, выключатся свет, горят свечи)

 

 

  

 

 Рекомендуемая литература:

1.Астафьев В. П. Из книги “Затеси” / ЛШ №2, 1989 г.

2.Есенин С.А. Собрание сочинений в 2 т. – М.: Сов. Россия: Современник, 1999 г.

3. Жизнь и творчество С. Есенина// материалы для выставки. – М.: “Детская   литература” 1984 г.

4. Марченко А.М. поэтический мир Есенина. – М.: Сов. писатель, 1989 г.

5. Марченко А. М. Сергей Есенин. – М.: «АСТ – ПРЕСС КНИГА», 2005 г.

6. Кузнецов В.И. Есенин. Казнь после убийства. – СПб.: Издательский Дом «Нева», 2006 г.

 

                                                          

 


 

Предмет: Русская литература ХХ века

Предмет: Русская литература ХХ века

Я люблю родину.

Я люблю родину.

Форма: литературно-музыкальная композиция

Форма: литературно-музыкальная композиция

Звучит фрагмент «Лунный свет» из

Звучит фрагмент «Лунный свет» из

И теперь вот, когда простыла

И теперь вот, когда простыла

Ведущий 2: Сестра поэта Александра вспоминает: «Наша мать была…стройна, красива, лучшая песенница на селе, играла на гармони…

Ведущий 2: Сестра поэта Александра вспоминает: «Наша мать была…стройна, красива, лучшая песенница на селе, играла на гармони…

Сергей Есенин» «Разговор с отцом»)

Сергей Есенин» «Разговор с отцом»)

Ведущий 1: Так началась активная литературная деятельность, поэтическая жизнь

Ведущий 1: Так началась активная литературная деятельность, поэтическая жизнь

Ведущий 2: Позже В. Маяковский напишет: …Это время- трудновато для пера,

Ведущий 2: Позже В. Маяковский напишет: …Это время- трудновато для пера,

Ведущий 1: При жизни ни С.

Ведущий 1: При жизни ни С.

Ведущий 2: Много поэт передумал и перечувствовал в то время

Ведущий 2: Много поэт передумал и перечувствовал в то время

Ведущий 1: Поэт работает над прекраснейшей поэмой о

Ведущий 1: Поэт работает над прекраснейшей поэмой о

Ведущий 2: Известно, что в ту роковую ночь

Ведущий 2: Известно, что в ту роковую ночь

Рекомендуемая литература: 1

Рекомендуемая литература: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2020