Предмет: Русская литература ХХ века.
Тема: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине…» (по творчеству С.А. Есенина)
Автор: преподаватель
русского языка и литературы
Даньщикова О.Э.
Я люблю родину.
Я очень люблю родину!
С.А. Есенин
Форма: литературно-музыкальная композиция
Тема: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине…» (по творчеству С.А. Есенина)
Цели: заинтересовать учащихся личностью поэта, увлечь поэтическим творчеством Сергея Александровича Есенина, обратить внимание на глубокую лиричность поэзии, нежную любовь к родине, природе.
Оформление:
· Портрет Сергея Есенина.
· Стенд-экспозиция “Родился я с песнями в травном одеяле…”.
· Выставка творческих работ учащихся.
· Ноты песен на стихи поэта.
· Выставка книг о С. Есенине.
· Гармонь.
· Букет полевых цветов или ветки березы и клена.
· Свечи.
Оборудование:
· Фонограммы песен “Забава”, “Письмо матери” в исполнении
А. Малинина.
· «Адажио» Т. Альбинони.
· «Лунный свет из Бергамасской сюиты» К. Дебюсси.
· Художественный фильм «Сергей Есенин».
· ПК, экран, проектор, TV, DVD плеер, аудио аппаратура.
Программное обеспечение:
Microsoft office word, Microsoft office Power Point, Microsoft office Publisher
Примечание: по ходу мероприятия на экране проецируется презентация к сценарию.
Звучит фрагмент «Лунный свет» из Бергамасской сюиты К. Дебюсси. На экране фотография С.А.Есенина, цитата:
Я люблю родину.
Я очень люблю родину!
С.А. Есенин
Ведущий 1: Поэзия С. Есенина - чудесный, прекрасный, неповторимый мир, мир полный любви, любви к родине – стране березового ситца.
Ведущий 2: «Нет поэта без Родины», - говорил С. Есенин.
Ведущий 1: Родина, Россия была для С.Есенина началом всех начал…
Ведущий 2: Даже имя ее он произносил с восхищением:
«Россия… Какое хорошее слово… и «роса», и «сила», и синее что-то»
О Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку,-
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску…
Ведущий 1: Сергей Александрович Есенин родился в селе Константиново Рязанской области, в крестьянской семье. Детство поэта прошло у родителей матери.
«Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах», - вспоминал он в 1925 году в автобиографии. Эти воспоминания нашли и поэтическое отражение в творчестве:
Худощавый и низкорослый,
Средь мальчишек всегда герой,
Часто, часто с разбитым носом
Приходил я к себе домой…
И теперь вот, когда простыла
Этих дней кипятковая вязь,
Беспокойная, дерзкая сила
На поэмы мои пролилась.
Золотая словесная груда,
И над каждой строкой без конца
Отражается прежняя удаль
Забияки и сорванца.
Ведущий 2: В автобиографическом наброске 1916 года Сергей Есенин писал: «…пробуждение творческих дум началось по сознательной памяти до 8 лет в доме деда... Дед пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресным дням он рассказывал мне Библию и священную историю». Часто Сергей напивал детские песенки…
Ведущий 1: С. Есенину было только 15 лет, когда он написал стихи:
Там, где капустные грядки
Кровавой водой поливает восход,
Клененочек маленький матке
Зеленое вымя сосет.
Ведущий 2: Однажды на деревенской улице он показал стихи товарищу.
«Совершенно неожиданно для меня, - вспоминает он,- стихов у него оказалось довольно много». Кто мог тогда представить, глядя на деревенского паренька в нахлобученной на лоб кепке, что пройдут годы, и он станет великим поэтом России…
Ведущий 1: Большую роль в пробуждении творческих способностей и - шире – в становлении личности Есенина сыграла его мать.
Ведущий 2: Сестра поэта Александра вспоминает: «Наша мать была…стройна, красива, лучшая песенница на селе, играла на гармони…
С младенческих лет мы слышали от нее прекрасные сказки, которые она рассказывала нам артистически, а подрастая, узнавали, что песни, которые она пела, зачастую были переложенные на музыку стихи Пушкина, Лермонтова, Некрасова и других поэтов».
Ведущий 1: И позже, когда сын читал ей свои стихи, «мать, как всегда слушала чтение Сергея с затаенным дыханием… Она отлично понимала и глубоко чувствовала стихи сына и многие из них запоминала…».
Ведущий 2: Именно ей, в одну из трудных жизненных минут, он пишет знаменитое стихотворение «Письмо матери».
(звучит романс в исполнении А. Малинина «Письмо матери»)
Ведущий 1: К вершинам поэзии Сергей Есенин поднялся из глубин народной жизни.
(На экране проецируются фотографии родных мест С. Есенина)
Рязанская земля, «где мужики косили, где сеяли свой хлеб», была страной его детства:
Родился я с песнями в травном одеяле.
Зори меня вешние в радугу свивали.
Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,
Сутемень колдовная счастье мне пророчит.
Ведущий 2: В начале 1914 года С. Есенин впервые получил гонорар за стихи, напечатанные в журнале. Он принес эти деньги отцу, желая расположить его к своим литературным занятиям. Удалось не сразу: отец сначала был настроен против творчества сына.
( демонстрируется отрывок из х/ф «Сергей Есенин» «Разговор с отцом»)
Ведущий 1: В один из дней тоски, после очередной ссоры с отцом, в разгар второго московского лета, на закате, плутая по улочкам, Сергей вышел к затянутому прудику – остаткам городской усадьбы.
Ведущий 2: Стихи пришли сами – новые… В этих строчках не было ни высоких идей, ни благородных стремлений, а было: песня, лето, закат, дальнее озеро…
(чтец-2 читает стихотворение «Выткался на озере …»)
Ведущий 1: Для С.Есенина, человека с чуткой душой, каждый закат и рассвет, каждое деревце и травинка, деревушка или святой храм, все приобретало особое значение. А любовь к родине не была просто темой в его творчестве, не была убеждением, идеей, это было настоящее, сильное, русское чувство.
(звучит стихотворение С. Есенина «Потонула деревня в ухабах…» в исполнении С. Безрукова, фоном – фотографии С. Есенина и родных ему мест)
Ведущий 2: С поздней осени 1913 года С. Есенин работает, явно оглядываясь на А. Блока. Он словно прислушивается к заочным советам учителя, одевает в «плоть» образ щемящей тоски неисполнимых желаний…
Ведущий 1: Словом, по рассуждению самого С. Есенина, у него имелось серьезные основания явиться к А.А. Блоку без приглашения.
Ведущий 2: Он так и сделал. 8 марта 1915 года сел в поезд Москва – Петроград, а 9 –го днем, в полудеревенской «чуйке», с дорожным сундучком, прямо с вокзала…
(демонстрируется отрывок из х/ф «Сергей Есенин» «Приезд к А. Блоку, «Гой, ты Русь моя родная…»)
Ведущий 1: Так началась активная литературная деятельность, поэтическая жизнь Сергея Есенина… Его любила публика, молодежь знала его стихи наизусть:
(демонстрируется отрывок их в/ф «Сергей Есенин» «Есенин выступает для рабочей молодежи»)
Ведущий 2: Да, и костер зари, и плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер – вся красота родного края с годами отлилась в стихи, полные любви к родной земле. И многие строки из его стихотворений давно стали крылатыми:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
Ведущий 1: Время С. Есенина – время крутых поворотов в истории России. Чудесные стихи о «стране березового ситца» сменяются тревожными раздумьями поэта о судьбах России.
Ведущий 2: Поэт чувствовал необходимость изменений в жизни старой России, и поэтому октябрьскую революцию принял, но принял со своим крестьянским уклоном.
Ведущий 1: Жизнь революционной Руси становилась все напряженнее. Аресты друзей, и постоянное разочарование не заставили С. Есенина «отложить» лиру. Поэт продолжает писать, но в стихах звучали разочарование и боль…
Ведущий 2: Позже В. Маяковский напишет:
…Это время-
трудновато для пера,
Но скажите
вы,
калеки и калекши,
где,
когда,
какой великий выбирал
путь,
чтобы протоптанней
и легше?
Слово-
полководец
человеческой силы.
Марш!
Чтоб время
сзади
ядрами рвалось,
К старым дням
чтоб ветром
относило
только
путаницу волос.
Для веселия
планета наша
мало оборудована.
Надо
вырвать радость
у грядущих дней.
В этой жизни
помереть
не трудно.
Сделать жизнь
значительно трудней.
Ведущий 1: При жизни ни С. Есенин, ни В.Маяковский не хотели, да и не могли признать творчество друг друга – слишком разные они были. С.Есенин был, прежде всего, лириком…
Ведущий 2: Поэтому и имеет в истории свое особое место – литературный бой между гигантами русской литературы…
(демонстрируется отрывок из х/ф «Сергей Есенин» «Литературная дуэль В.Маяковского и С. Есенина»)
Ведущий 1: Все, что свершилось в России в годы Октября ни с чем несравнимо…
Ведущий 2: Перед многими поэтами встал вопрос: « Куда несет нас рок событий?». Ответить было невозможно. И в стихотворениях появляется «щемящая боль»…. Боль о невозвратной и обреченной на гибель старой, родной Руси:
Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?
Ведущий 1: Все чаще появляются строки, полные душевного смятения и тревоги:
Я последний поэт деревни,
Скромен в песнях дощатый мост.
За прощальной стою обедней
Кадящих листвой берез.
Скоро, скоро часы деревянные
Прохрипят мой двенадцатый час.
Ведущий 2: Много поэт передумал и перечувствовал в то время. На смену плодотворному периоду литературной деятельности, на смену радостным, светлым дням его жизни пришла полоса душевного кризиса.
Ведущий 1: Еще в феврале 1923 года, будучи в берлине, С. Есенин пишет письмо поэту Кумкову, знакомому по имажинистскому кружку.
«…тоска смертная, невыносимая, чую себя здесь чужим и ненужным, а как вспомню Россию, вспомню, что там ждет меня, так и возвращаться не хочется. Почему мне, законному сыну российскому, в своем государстве пасынком быть...».
Ведущий 2: С сентября 1924 года по сентябрь 1925 года С. Есенин жил в основном на Кавказе.
Ведущий 1: Словом, С. Есенин скрылся за хребтом Кавказа от московских треволнений не только для того, чтобы рассеяться, отвлечься, отдохнуть, освежить душу грузинским гостеприимством и южным, уже не жарким осенним солнцем, уезжал с надеждой, что именно здесь совладает с «большой эпической темой»:
Чтоб, воротясь опять в Москву,
Я мог прекраснейшей поэмой
Забыть ненужную тоску
И не дружить вовек с богемой.
Ведущий 2: В Грузии и Азербайджане С. Есенин написал десятки лирических стихотворений, несколько поэм.
«Работается и пишется мне дьявольски хорошо», - сообщал он из Батуми в декабре 1924года.
Ведущий 1: Поэт работает над прекраснейшей поэмой о России и революции. Он планировал закончить работу в мае 1925 года, но уже в январе собрав черновики, отправился в Москву.
Ведущий 2: Первое публичное чтение «Анны Снегиной» состоялось весной 1925 года в Москве, в Доме Герцена и обернулось полным провалом. Дело в том, что молодой автор написал не о торжестве советской идеологии, а о погибели веками стоявшего крестьянского мира.
Ведущий 1: К своему несчастью, С. Есенин давно понял, что революция – это не духовное преображение, а национальная трагедия.
В письме к Лившиц он писал: «Идет совершенно не тот социализм… Тесно в нем всему живому…»
Ведущий 2: Известно, что например, не вечере памяти Блока, он выкрикнул деятелям пролеткультуры: «Это вы, пролетарские писатели, убили Блока!»
Ведущий 1: Понятно, как трудно пришлось поэту в это время. Приближалась роковая дата. Все складывалось не так, терзала боль разочарований и потерь, но на что-то он еще надеялся...
Ведущий 2: Готовился к выходу сборник его сочинений. Он очень хотел его увидеть.
Ведущий 1: Но ночью 27 декабря в Ленинграде, в гостинице «Англетер», поэт ушел из жизни. Покончил ли он с собой или это было преднамеренное убийство?- нет пока точного ответа на этот вопрос. Возможно, пройдут еще годы, и правда о страшной ночи будет известна. Сегодня, по праву, существуют две версии. И нам лишь остается делать выводы и ждать…
Ведущий 2: Известно, что в ту роковую ночь С. Есенин написал свое прощальное стихотворение:
До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой,
Ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки и слова,
Не грусти и не печаль бровей,-
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
(звучит «Адажио»)
Ведущий 1: «Поэзия С. Есенина, - писал Алексей Толстой, - есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души».
Ведущий 2: Эти сокровища и в наши дни, и в дни грядущие будут согревать души читателей.
Ведущий 1: За личной судьбой поэта стоит время, эпоха – история России, история наша, нашей синеокой родины.
(музыка громче, на экране проецируются фотографии поэта, выключатся свет, горят свечи)
Рекомендуемая литература:
1.Астафьев В. П. Из книги “Затеси” / ЛШ №2, 1989 г.
2.Есенин С.А. Собрание сочинений в 2 т. – М.: Сов. Россия: Современник, 1999 г.
3. Жизнь и творчество С. Есенина// материалы для выставки. – М.: “Детская литература” 1984 г.
4. Марченко А.М. поэтический мир Есенина. – М.: Сов. писатель, 1989 г.
5. Марченко А. М. Сергей Есенин. – М.: «АСТ – ПРЕСС КНИГА», 2005 г.
6. Кузнецов В.И. Есенин. Казнь после убийства. – СПб.: Издательский Дом «Нева», 2006 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.