Литературная гостиная
«Жизнь и творчество Н.В. Гоголя»
Цель: расширить знания учащихся фактов жизни творчества Н.В. Гоголя; содействовать формированию творческих способностей учащихся; воспитывать желание подробно изучить творчество писателя.
Предварительная работа: прочитать рефераты по творчеству Н.В. Гоголя; провести просмотр произведений; сделать выставку, посвящённую биографии писателя. В актовом зале стоят полукругом столы. Там, где столы размыкаются – импровизированная сцена, стоит небольшая ширма, украшенная фантастическими цветами. На ней эмблема гостиной – лист бумаги с пером и чернильницей.
Ход мероприятия
Выходят ведущие.
Первый ведущий. Добрый вечер, дорогие друзья! Рады вас всех приветствовать сегодня в этом зале, в нашей литературной гостиной. Наша сегодняшняя встреча посвящена великому русскому писателю Николаю Васильевичу Гоголю. Родился Николай Васильевич в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика. Назвали его Николаем в честь чудотворной иконы святого Николая.
Второй ведущий. Гоголь, пожалуй, самый непонятный из всех русских писателей. Его не понимали современники, не понимали и некоторые более поздние исследователи. Еще в нежинском лицее ученики дали ему прозвище "таинственный карла". Если задуматься над причинами подобной репутации, то прежде всего приходит на ум, что "таинственность" Гоголя проистекала, должно быть, из противоречивости его суждений и взглядов. Противоречивость же эта объясняется тем, что он как огня боялся любой односторонности и, соответственно, полагал противоречия чертой самой действительности, самой жизни. "Односторонние люди и притом фанатики — язва для общества, беда той земле и государству, где в руках таких людей очутится какая-либо власть. У них нет никакого смирения христианского и сомнения в себе; они уверены, что весь свет врет и одни они только говорят правду", — так писал он А.Н.Толстому в письме, посвященном театру.
Первый ведущий. В нём созревал могущественный талант, — его чувство и наблюдательность глубоко проникали в жизненные явления, — но его мысль, не останавливаясь на причинах этих явлений, шла дальше. Он рано был исполнен великодушного и благородного стремления к человеческому благу, сочувствия к человеческому страданию; он находил для их выражения возвышенный поэтический язык, глубокий юмор и потрясающие картины.
Второй ведущий. Что же оставил нам этот великий человек? Бесценные сокровища своего таланта (могут называть зрители):
«Мёртвые души»
«Ревизор»
«Женитьба»
«Театральный разъезд»
«Вечера на хуторе близ Диканьки»
«Миргород»
«Петербургские повести»
«Невский проспект»
Первый ведущий. Вся жизнь и даже смерть писателя окружены мистикой. Его произведения уносят читателя в доселе неведомый мир, мир чудес и выдумки.
Второй ведущий. Фантастический писатель. Фантастическая жизнь. Фантастическая смерть…
Первый ведущий. А теперь, начинаем нашу викторину, посвящённую творчеству великого писателя.
Первое задание – «Секрет ромашки»
На столе лежит ромашка. На лепестках зашифровано название деревни, в которой прошло детство Николая Васильевича – ВАСИЛЬЕВКА.
Второе задание – «Занимательный квадрат»
На листке рамка из разноцветных букв, из них 8 одного цвета вразброс. В середине рамки картинка, изображающая звёздное небо, внизу картинки очертания деревеньки. Рисунок подсказывает название произведения сборника, из букв можно составить название деревни, которое присутствует в названии сборника («Вечера на хуторе близ Диканьки»).
Задание третье – «Найдите связь»
Демонстрируются 2 иллюстрации: портрет Н.В. Гоголя и изображение мемориальной доски в Риме. Ученики определяют, что это дом, в котором жил писатель, когда проживал в Италии.
Задание четвёртое – «Прочитай название»
Расшифровав монограмму, можно прочитать название комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
Задание пятое – «Кубик-подсказка»
На каждом из 6 сторон кубика написаны имена героев гоголевских произведений. Нужно назвать эти произведения и коротко пересказать содержание или те моменты, которые касаются названных героев.
Подводятся итоги конкурсов и победителям вручаются книги с произведениями Н.В. Гоголя. Награждение победителей можно провести по номинациям: биограф (лучший знаток биографии писателя), книголюб (лучший знаток произведений), читатель (ученик, который больше всех прочитал и рассказал произведений).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.