Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 7 г. Туймазы
муниципального района Туймазинский район
Республики Башкортостан
Сценарий мастер-класса на тему
«Проектно – исследовательская деятельность».
Выполнила:
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ №7 г.Туймазы
Гимаева Марина Владимировна
Туймазы
2020
Мастер-класс «Проектно – исследовательская деятельность в школе». (Слайд)
Здравствуйте уважаемые коллеги, мы рады приветствовать на нашем мастер-классе.
Я надеюсь, что процесс будет двусторонним и вы, так же как и я, будете активными участниками сегодняшнего занятия.
Позвольте представить вам тему мастер– класса «Проектно – исследовательская деятельность в школе».
В теме «Проектно – исследовательская деятельность» скрываются два понятия "Проект" и "Исследование", которые тесно переплетаются друг с другом.
(Слайд) Проект– работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. (Слайд, щелчок)
Исследовательская работа– работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом.
(Слайд)
Проектно-исследовательская деятельность—деятельность по проектированию собственного исследования , предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Исследование–это лишь этап проектной работы .
(Слайд)
ЦЕЛЬЮ моего мастер класса является рассмотреть особенности реализации проектно – исследовательской деятельности .
(Слайд)
Задачами мастер – класса является
1) рассмотреть структуру проектной деятельности
2) выделить наиболее эффективные приемы создания проекта
3) выработать практический выход проекта
Особенностями мастер – класса – показать основные формы и приемы работы, применяемые в нашей школе в рамках реализации проектно – исследовательской деятельности.
Я предлагаю провести наш мастер - класс по следующему плану: (Слайд)
1.Подготовительная, информационная работа
2. Практическая работа
3. Завершающая часть, рефлексия мастер – класса
Вам было предложено разделится на 2 группы. Каждая группа в процессе мастер- класса должна получить свой проект.
В рамках подготовительно – информационной работы следует выделить структуру проекта. Для этого выполним задание на приведение в соответствие основных этапов и компонентов. Предлагаю взять карточки белого цвета и стрелками соотнести понятие и определение. Время 1 минута.
Этапы проекта
Подготовительный этап |
Определение проблемы и темы исследования Формулирование цели Выдвижение гипотезы Определение объекта и предмета исследования |
Основной (этап сбора данных) |
Сбор данных и контроль в соответствии с программой исследования |
Заключительный |
Анализ полученной информации. Изложение результатов исследования |
Проверка по (Слайду)
Рассмотрев понятие проекта, выработав его структуру, предлагаю нам вместе составить краткосрочный учебный проект.
Создание проекта подразумевает 3 этапа
1 ЭТАП: Подготовительный
2 ЭТАП: Основной (этап сбора данных)
3 ЭТАП: Заключительный
1 ЭТАП: Подготовительный (Слайд)
1) Определение проблемы и темы исследования.
- Для того, чтобы выявить проблему и сформулировать тему, предлагаю просмотреть видеофрагмент.
- Внимание на экран…
ВИДЕО !!!!! (щелчок в центре слайда)
- Поделитесь своими мыслями по поводу проблемы (варианты участников)
Все это говорит о том, что главной задачей всего человечества является охрана окружающей среды - нашего с вами завтра. Сформулируйте тему проекта, тема должна быть проблемной.
Как сохранить….(выслушать ответы и продолжить своё завтра..)
Каждая группа сформулирует тему проекта и запишет на отведенном листе
Тема проекта- ................... |
- Назовите темы своих проектов....... (Слайд)
- Определились с темой, следующий этап: формулирование цели и задач исследования.
2) Одним из заданий по постановке цели предлагаю упражнение «закончи предложение».
Цель проекта- исследовать….. |
Цель проекта- Исследовать проблему загрязнения окружающей среды) (Слайд)
Задачи:
Изучить….. (Изучить проблему загрязнения окружающей среды)
Рассмотреть… (Рассмотреть проблему загрязнения окружающей среды) Создать...(продукт, памятку, брошюру, макет, )
Задачи проекта: Изучить... Рассмотреть… Создать... |
(Слайд)
3) Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения. Поэтому далее учимся выдвигать гипотезу, т. е. строить предположения.
Предлагаю вам выдвинуть гипотезу. Посмотрите на (Слайд) и сформулируйте.
Гипотеза: если....... , то................. |
Гипотеза: если принять меры по охране окружающей среды, то экологическая обстановка вокруг нас улучшится.
4)Для определения следующего компонента вам нужно отгадать загадки и объединить отгадки одним понятием. (объект)
Объект ...................... |
Отгадайте загадки.
Объедините отгадки одним понятием. (Если определили: ПРИРОДА, окружающая среда)
Замените близким по значению словосочетанием (синонимом). (Слайд по отгадке каждый раз щелчок)
1.Ты без него не сможешь жить, ни есть, ни пить, не говорить.
И даже, честно говоря, разжечь не можешь ты огня. (Воздух)
2.Бегу я как по лесенке по камушкам звеня.
Издалека по песенке узнаете меня. (Ручей)
3.В синей чаше алый мяч,
Он и светел и горяч. (Солнце в небе)
4.Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица. (Земля)
Итак, объектом исследования является окружающая среда (Слайд)
5) Из слов следующей песни мы определим Предмет нашего исследования (охрана окружающей среды)
Предмет............... |
(Слайд)
Таким образом, выделив структурные элементы проекта, переходим ко 2 и 3 этапу сбору данных и контролю в соответствии с программой исследования и анализу полученной информации.
Предлагаю остановиться на следующих методах исследования, сегодня у нас есть возможность остановиться на 2.
2 ЭТАП: Основной (этап сбора данных) (Слайд)
1) Теоретический анализ литературы.
Для того, чтобы провести анализ литературы, поработаем с текстом , который лежит у вас на столах. Ваша задача: прочитать текст , подчеркнуть проблемы, определить главную мысль (природа в опасности) (Слайд)
Охрана Природы Издавна, используя для своих надобностей растения и животных, человек постепенно стал замечать, что там, где были в прошлом густые леса, они стали редеть, что стада диких промысловых животных уменьшились, а некоторые звери совсем исчезли. Человек заметил также, что полноводные реки и источники начали мелеть, а рыба попадается в сети все реже и реже. Птицы покидали привычные гнездовья, и их стаи поредели. Заметно увеличилась сеть оврагов и балок, а губительные черные бури и суховеи стали частыми гостями. Сыпучие пески подступили к селам и засыпали их окраины, нередко вместе с полями. Плодородие почв уменьшилось, и на полях появились сорняки, угнетавшие посевы и уменьшавшие урожай возделываемых растений. Особенно сильные изменения произошли вокруг городов и возникавших промышленных центров. Воздух здесь стал дымным и тяжелым от заводских и фабричных труб. Около шахт возникли высокие терриконы и отвалы пустой горной породы, а также появились обширные свалки различного мусора и отходов. Вода в реках и озерах загрязнилась и стала непригодной для питья. На месте когда-то бывших лугов появились болота и кочки. Главная мысль______________________________________________
|
Таким образом, пришли к выводу, что природа действительно находится в опасности. Для того, чтобы выяснить какие меры по охране окружающей среды осуществляются, чтобы экологическая обстановка вокруг нас улучшилась, можно провести социологический опрос. Обратите внимание на (Слайд)
1.Соцопрос
Примерные вопросы:
- Отчего загрязняется окружающая среда?
- Нужна ли природе помощь человека?
- Почему мы говорим, что природа в опасности?
- Как вы понимаете пословицу «Судьба природы – наша судьба».
Итоги соцопроса позволят нам сделать вывод о том, что большинство людей заинтересованы в охране окружающей среды. Каждый из них осознает, что судьба природы в его руках.
2. А мы сегодня с вами вместо опроса попробуем оценить действия человека по фото из печатного издания. Рассмотрим фото и поместим их под сигналами: зелёный – положительное влияние человека на природу, красный – отрицательное влияние человека на природу.
Зеленый |
Красный
|
- Загрязнение воды заводами, фабриками
- Мусор в лесу
- Костры в лесу
- Очистительные фильтры на трубах
- Посадка деревьев, цветов.
- Уборка мусора
(Слайд)
Вывод
- Чем бы вы могли помочь природе?
Человек загрязняет окружающую среду, истребляет животных и растения, необдуманно совершает такие поступки, о последствии которых ему долгое время приходится жалеть. Нужна ещё и экология души.
3 ЭТАП: Заключительный
По итогам проекта можно подготовить презентацию и практический выход .
Предлагаю сегодня изготовить эмблему нашего проекта- это будет итогом нашей работы.
Найдите шаблоны предметов в конвертах (Земля, люди, цветок, бабочка, Солнце, листок, высказывание.)
Изготовление в группах эмблемы.
Просмотреть и вывесить все 2 проекта .Защита проектов.
Защита - венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, надо защитить публично. В ходе защиты дети учатся излагать добытую информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения.
Рефлексия
Прошу вас продолжить фразу: Почему я здесь?
Я здесь потому, что...
Варианты ответа:
«...хочу познакомиться с коллегами, работающими по той же проблеме, что и я»
«...по требованию администрации школы»
«...хочу повысить свое профессиональное мастерство»
«...хочу...»
Закончить свой мастер-класс хотелось бы притчей.
Однажды мудрец странствовал в поисках смыслов и добрел до реки..
Ни моста, ни лодки не было видно… Возникла проблема – надо переправиться, но как…
Задумался мудрец… Что же сделать? Как связать 2 берега реки? Мудрец закрыл глаза и представил, как он переправился на другой берег и радостно продолжает свой путь.
«Эврика» - сказал мудрец – «Надо сделать лодку, которая приведет меня к моей мечте и решит проблему».
Сел мудрец нарисовал схему лодки, расчеты произвел, план составил… Тут как раз ученики его подоспели и они вместе начали действовать, периодически заглядывая в план, оценивая правильность и исправляя ошибки.
В команде дело шло быстро, и очень скоро лодка была готова! Со всех сторон осмотрели ее путники –нет ли где трещин, потом спустили на воду -плывет! Можно переправляться! УРРРРА!
Не прошло и 15 минут как мудрец и ученики были на другой стороне реки! Проблема решена и можно было дальше странствовать. Эта притча иллюстрирует нам, как надо создавать и реализовывать проекты. Сначала мудрец столкнулся с проблемой и для ее решения наметил цель, составил план, собрал команду и все вместе они успешно воплотили в жизнь этот проект, т.е. построили лодку, на которой перебрались на противоположный берег. И в жизни каждый из нас сталкивается с проблемами очень часто, которые пытается решить более или менее успешно.
Ведь если говорить в целом - проектно-исследовательская деятельность, это деятельность по решению возникшей проблемы, предполагающая создание конкретного продукта.
Все как в притче: есть проблема, и есть то, что хотим получить. И мы разворачиваем деятельность по ее решению - Мы Строим нашу лодку, т. е. создаем проект.
Очень важно научиться договариваться на берегу, а не тогда, когда лодка поплывет.
Надеюсь, что представленный вашему вниманию материал, повысит вашу мотивацию к овладению проектно- исследовательской деятельностью, поможет использовать данную деятельность в вашей работе. Успехов вам! Спасибо за внимание.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.