Сценарий мастер-класса «Наличные деньги»
Оглавление
Описание мероприятия
Цель и задачи мероприятия
Краткая характеристика мероприятия
План мероприятия
Технические требования и оформление помещения
Особенности формата
Сценарий мастер-класса «Наличные деньги»
Титульный слайд — представление ведущих
Зачем нужны деньги?
Что такое наличные деньги?
Какие наличные сегодня используются в России?
Памятные и юбилейные монеты и купюры
Расчёт стоимости покупки
Какими купюрами и монетами платить?
Расчёт сдачи
Неприятная ситуация (видео)
Почему нужны чеки?
Отличие фальшивых купюр от настоящих
Неплатежеспособные купюры
Дополните банкноту
Итоги занятия
1. Описание мероприятия
1.1. Цель и задачи мероприятия
Цель: Рассказать школьникам о наличных деньгах, используемых в России, научить правилам расчёта наличными и действиям в ситуациях с повреждёнными или фальшивыми купюрами.
Задачи:
Познакомить с понятием наличных денег, ценностью и функциями чеков.
Научиться считать стоимость покупки и размер сдачи.
Выработать умение отличать фальшивые и неподходящие для платежей купюры.
Продемонстрировать необходимость сохранения чеков и документов о сделках.
1.2. Краткая характеристика мероприятия
Мероприятие представляет собой увлекательный мастер-класс для учеников 5–6 классов, направленный на повышение уровня финансовой грамотности детей. В рамках мероприятия участники узнают основы обращения с наличными средствами, познакомятся с правилами выбора валюты и определения её подлинности.
1.3. План мероприятия
| № | Структура блока | Формат |
| Продолжительность (минуты) ||---|---------------------|--------------|---------------------------|| 1 | Приветствие | Лекция | 5 || 2 | Наличные деньги | Лекция + беседа | 6 || 3 | Расчёты наличными | Интерактив | 7–10 || 4 | Чеки | Лекция + беседа | 4 || 5 | Фальшивые купюры | Видео + лекция | 15 || 6 | Дополнение банкноты | Интерактив | 0–3 || 7 | Итоги | Лекция + беседа | 5 |
Общая продолжительность: 45 минут
1.4. Технические требования и оформление помещения
Необходимое оборудование:
Компьютер
Проектор
Ручки и чистые листы бумаги
Раздаточные материалы (Приложения №2 и №4)
Организация пространства:
Парты сгруппированы квадратами (по 2–3 парты).
Удобство обсуждений в командах или парах.
1.5. Особенности формата
Мастер-класс включает презентации, дискуссии и интерактивные задания. Ведущий активно взаимодействует с участниками, поддерживая диалог и стимулируя активность аудитории.
2. Сценарий мастер-класса «Наличные деньги»
2.1. Титульный слайд — представление ведущих
Добро пожаловать на занятие, посвящённое деньгам!
2.2. Зачем нужны деньги?
Вопрос к аудитории: на что вы обычно тратите деньги? Возможные ответы: покупка еды, развлечений, одежда, связь.
Объяснение принципа зарплаты и способов оплаты товаров и услуг.
2.3. Что такое наличные деньги?
Определение понятия денег и формы наличных средств. Вопрос к аудитории: какими видами наличных денег вы пользуетесь? Примеры ответов: банкноты, монеты, валюта разных стран.
Виды наличных в России: банкноты и монеты.
2.4. Какие наличные сегодня используются в России?
Номиналы российских купюр и монет, включая редкие виды (например, 5 рублей). Примеры новых купюр (200 и 2000 рублей).
2.5. Памятные и юбилейные монеты и купюры
Информация о выпускаемых памятных и юбилейных деньгах, примерах коллекций. Пример: Олимпийская банкнота в честь зимних Олимпийских игр в Сочи.
2.6. Расчёт стоимости покупки
Интерактивное задание: расчёт общей стоимости продуктов.
Пример задачи: Машина хочет купить сыр и молоко. Рассчитайте общую цену покупки. Решение: 450 × 0.3 + 38 × 2 = 211 рублей.
2.7. Какими купюрами и монетами платить?
Практическое задание: выберите подходящие купюры и монеты для покупки стоимостью 394 рубля. Правильный ответ: 2×100+3×50+10+3×5+6×2+7×1=394.
2.8. Расчёт сдачи
Расчёт правильной сдачи при оплате покупки крупной купюрой.
Пример задачи: Ваня подарил маме тюльпаны за 30 рублей. Какова правильная сдача, если отец дал 500 рублей? Решение: 500−450=50 рублей.
2.9. Расчёт сдачи-2
Более сложная задача на вычисление сдачи при ограниченных средствах продавца.
Пример задачи: Мария покупает клубнику и платит 1000 рублей. Какую минимальную сумму она должна доплатить, чтобы получить правильную сдачу? Решение: самая оптимальная сдача — 550 рублей, следовательно, она должна доплатить 30 рублей.
2.10. Зачем нужны чеки?
Разъяснение важности чеков и их роли в подтверждении сделок. Подсказка: законы защиты прав потребителей.
2.11. Неприятная ситуация (видео)
Просмотр ролика о столкновении с фальшивыми деньгами. Обсуждение возможных решений проблем.
2.12. Обсуждение неприятной ситуации
Алгоритм действий при получении фальшивой купюры. Верный ответ: забрать купюру и уйти из магазина, вызвав полицию при необходимости.
2.13. Как отличить фальшивую купюру от настоящей?
Признаки подлинности российских банкнот:
Водяной знак
Микроперфорация
Серебристая полоса
Цветовая смена изображений
Проверка специальным оборудованием
2.14. Неплатежеспособные купюры
Правила принятия и обмена повреждённых купюр. Условия замены купюр в банке.
2.15. Дополните банкноту
Интерактивное задание: размещение элементов на банкноте в правильном порядке.
2.16. Итоги занятия
Обобщение полученных знаний и обсуждение практических применений полученных навыков.
Этот сценарий предназначен для повышения финансовой грамотности младших школьников, помогая детям осознать важность правильного обращения с деньгами и подготовки к самостоятельным финансовым операциям в будущем.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.