«Сценарий мастер-класса «Наличные деньги» для учащихся 5–6 классов»

  • docx
  • 24.04.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Сценарий мастер-класса «Наличные деньги».docx

Сценарий мастер-класса «Наличные деньги»

Оглавление

Описание мероприятия

Цель и задачи мероприятия

Краткая характеристика мероприятия

План мероприятия

Технические требования и оформление помещения

Особенности формата

Сценарий мастер-класса «Наличные деньги»

Титульный слайд — представление ведущих

Зачем нужны деньги?

Что такое наличные деньги?

Какие наличные сегодня используются в России?

Памятные и юбилейные монеты и купюры

Расчёт стоимости покупки

Какими купюрами и монетами платить?

Расчёт сдачи

Неприятная ситуация (видео)

Почему нужны чеки?

Отличие фальшивых купюр от настоящих

Неплатежеспособные купюры

Дополните банкноту

Итоги занятия


1. Описание мероприятия

1.1. Цель и задачи мероприятия

Цель: Рассказать школьникам о наличных деньгах, используемых в России, научить правилам расчёта наличными и действиям в ситуациях с повреждёнными или фальшивыми купюрами.

Задачи:

Познакомить с понятием наличных денег, ценностью и функциями чеков.

Научиться считать стоимость покупки и размер сдачи.

Выработать умение отличать фальшивые и неподходящие для платежей купюры.

Продемонстрировать необходимость сохранения чеков и документов о сделках.

1.2. Краткая характеристика мероприятия

Мероприятие представляет собой увлекательный мастер-класс для учеников 5–6 классов, направленный на повышение уровня финансовой грамотности детей. В рамках мероприятия участники узнают основы обращения с наличными средствами, познакомятся с правилами выбора валюты и определения её подлинности.

1.3. План мероприятия

| № | Структура блока      | Формат       |

| Продолжительность (минуты) ||---|---------------------|--------------|---------------------------|| 1 | Приветствие          | Лекция       | 5                         || 2 | Наличные деньги      | Лекция + беседа | 6                         || 3 | Расчёты наличными    | Интерактив   | 7–10                      || 4 | Чеки                 | Лекция + беседа | 4                         || 5 | Фальшивые купюры     | Видео + лекция | 15                        || 6 | Дополнение банкноты   | Интерактив   | 0–3                       || 7 | Итоги                | Лекция + беседа | 5                         |

Общая продолжительность: 45 минут

1.4. Технические требования и оформление помещения

Необходимое оборудование:

Компьютер

Проектор

Ручки и чистые листы бумаги

Раздаточные материалы (Приложения №2 и №4)

Организация пространства:

Парты сгруппированы квадратами (по 2–3 парты).

Удобство обсуждений в командах или парах.

1.5. Особенности формата

Мастер-класс включает презентации, дискуссии и интерактивные задания. Ведущий активно взаимодействует с участниками, поддерживая диалог и стимулируя активность аудитории.


2. Сценарий мастер-класса «Наличные деньги»

2.1. Титульный слайд — представление ведущих

Добро пожаловать на занятие, посвящённое деньгам!

2.2. Зачем нужны деньги?

Вопрос к аудитории: на что вы обычно тратите деньги? Возможные ответы: покупка еды, развлечений, одежда, связь.

Объяснение принципа зарплаты и способов оплаты товаров и услуг.

2.3. Что такое наличные деньги?

Определение понятия денег и формы наличных средств. Вопрос к аудитории: какими видами наличных денег вы пользуетесь? Примеры ответов: банкноты, монеты, валюта разных стран.

Виды наличных в России: банкноты и монеты.

2.4. Какие наличные сегодня используются в России?

Номиналы российских купюр и монет, включая редкие виды (например, 5 рублей). Примеры новых купюр (200 и 2000 рублей).

2.5. Памятные и юбилейные монеты и купюры

Информация о выпускаемых памятных и юбилейных деньгах, примерах коллекций. Пример: Олимпийская банкнота в честь зимних Олимпийских игр в Сочи.

2.6. Расчёт стоимости покупки

Интерактивное задание: расчёт общей стоимости продуктов.

Пример задачи: Машина хочет купить сыр и молоко. Рассчитайте общую цену покупки. Решение: 450 × 0.3 + 38 × 2 = 211 рублей.

2.7. Какими купюрами и монетами платить?

Практическое задание: выберите подходящие купюры и монеты для покупки стоимостью 394 рубля. Правильный ответ: 2×100+3×50+10+3×5+6×2+7×1=394.

2.8. Расчёт сдачи

Расчёт правильной сдачи при оплате покупки крупной купюрой.

Пример задачи: Ваня подарил маме тюльпаны за 30 рублей. Какова правильная сдача, если отец дал 500 рублей? Решение: 500−450=50 рублей.

2.9. Расчёт сдачи-2

Более сложная задача на вычисление сдачи при ограниченных средствах продавца.

Пример задачи: Мария покупает клубнику и платит 1000 рублей. Какую минимальную сумму она должна доплатить, чтобы получить правильную сдачу? Решение: самая оптимальная сдача — 550 рублей, следовательно, она должна доплатить 30 рублей.

2.10. Зачем нужны чеки?

Разъяснение важности чеков и их роли в подтверждении сделок. Подсказка: законы защиты прав потребителей.

2.11. Неприятная ситуация (видео)

Просмотр ролика о столкновении с фальшивыми деньгами. Обсуждение возможных решений проблем.

2.12. Обсуждение неприятной ситуации

Алгоритм действий при получении фальшивой купюры. Верный ответ: забрать купюру и уйти из магазина, вызвав полицию при необходимости.

2.13. Как отличить фальшивую купюру от настоящей?

Признаки подлинности российских банкнот:

Водяной знак

Микроперфорация

Серебристая полоса

Цветовая смена изображений

Проверка специальным оборудованием

2.14. Неплатежеспособные купюры

Правила принятия и обмена повреждённых купюр. Условия замены купюр в банке.

2.15. Дополните банкноту

Интерактивное задание: размещение элементов на банкноте в правильном порядке.

2.16. Итоги занятия

Обобщение полученных знаний и обсуждение практических применений полученных навыков.


Этот сценарий предназначен для повышения финансовой грамотности младших школьников, помогая детям осознать важность правильного обращения с деньгами и подготовки к самостоятельным финансовым операциям в будущем.


 

Посмотрите также