Сценарий мастер-класса "Технология Цикл Колба на уроке"
Оценка 4.6

Сценарий мастер-класса "Технология Цикл Колба на уроке"

Оценка 4.6
Занимательные материалы +3
doc
технология +1
5 кл—11 кл
01.04.2020
Сценарий мастер-класса "Технология Цикл Колба на уроке"
Данная разработка помогает учителю-предметнику разобраться на примере в том, как применить технологию Цикл Колба при разработке урока. Традиционный алгоритм подготовки урока не позволяет достичь новых образовательных результатов. Целью применения данной технологии является обеспечение на уроке достижение новых образовательных результатов.
Сценарий_Мастерская_Нагорнова_ЕА.doc

 «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».

Джон Дьюи

Сценарий – «Творческая мастерская учителя технологии»

Конструирование урока в 5 классе по теме «Сервировка стола».

 

  1. «Цикл Колба» - на этапе мотивации.
  2. Работа с информационными моделями (стратегии чтения) – на этапе применения знаний в новой ситуации.
  3. На каждом логическом модуле – использование эффективного активного приема.

 

 

1)     Преамбула «Обучать – значит, вдвойне учиться. Жозеф Жубер

Новые образовательные результаты. Новые подходы к организации урока.

¨ Метапредметные, предметные, личностные.

¨ Системно-деятельностный подход.

 

2)     Проблема. Цель. Задачи.

Традиционный алгоритм подготовки урока не позволяет достичь новых образовательных результатов.

Цель: Обеспечить на уроке достижение новых образовательных результатов.

 

Организация урока по ФГОС требует от учителя изменения своего мировоззрения к процессу подготовки урока.

Обучение - совместная деятельность учащегося и учителя, причем львиная доля деятельности учителя приходится как раз на процесс конструирования урока, в результате которого он, учитель тоже учится.

Задачи.

Для достижения новых образовательных результатов и формирования УУД на уроке нужно при конструировании решать следующие задачи:

1)     Использовать алгоритм конструирования урока по ФГОС.

2)     Реализовывать принципы СДП;

3)     Использовать активные педагогические приемы.

 

Алгоритм конструирования урока по ФГОС

1)     Представляю урок в виде логически законченных модулей с четко определенной целью и планируемым результатом.

2)     Исходя из тематики урока, цели модуля,  с учетом возрастных психологических особенностей развития детей, выбираю педагогический прием или технику из банка приемов.

3)     Анализирую полученный сценарий урока с точки зрения системно-деятельностного подхода.

4)     Оцениваю КПД урока, опираясь на принцип идеальности: максимальный эффект учебной деятельности учащихся на уроке при минимальной деятельности учителя.

Принципы СДП:

1.      Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2.      Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3.      Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4.      Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5.      Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6.      Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7.      Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

 

 

3)     Вход в лабораторию. Я приглашаю участников фокус-группы в свою творческую мастерскую «Алгоритм конструирования урока технологии в 5 классе по теме «Сервировка стола к завтраку». Мы вместе пройдем по всем этапам создания урока в роли учителей и попробуем себя на отдельных этапах в роли учеников.

 

1 этап – этап мотивации.

В начале урока, на этапе мотивации использую приём «Нестандартный вход в урок» - виртуальный музей блюд. На экране – картинка.

Скажите, как называется приём пищи, когда подаются следующие блюда (можно подсказать какие приемы пищи бывают: обед, ужин и т.д.).

Почему вы так думаете? (потому что яйца, каши, бутерброды)

Совершенно верно, ведь завтрак составляет 40% от дневной нормы питания, а значит, он должен быть богат белковой пищей (яйца, молоко) и энергодающими злаками (каши).

Недаром русский народ даже в пословицах и поговорках говорит о важности утреннего приема пищи:

¨ Завтрак съешь сам, а обед отдай товарищу

¨ Завтраками свет стоит.

К завтраку нужно относиться очень серьезно, как к тому, что мы едим, так и к тому, как мы едим и в какой обстановке это делаем.

 

2 этап – этап актуализации знаний (имеющихся у учащихся, и имеющегося опыта).

На этом этапе я включаю в урок использование технологии - Цикл Колба (о которой рассказывала на мастер-классе). Цикл Колба – это 4-х этапный цикл обучения через опыт.

На первом этапе по этой технологии учащимся предлагается выполнить учебную задачу так, как они умеют, на основе имеющегося у них опыта.

В контексте нашего урока задание будет звучать так:

Ребята, давайте разделимся на 4 команды и попробуем на основе имеющегося у вас жизненного опыта накрыть стол к завтраку. Посуда и подручные материалы вам предлагаются.

Для повышения мотивации и создания интриги задание будет усложнено приёмом «Немое кино», т.е. все действия в командах нужно будет делать молча и пока будет играть музыка тапера за кадром.

Командная работа. Выполнение учебного задания «Накрывание стола к завтраку».

(На отдельном столе принадлежности: салфетки, ложки, вилки, тарелки, стаканы, стикеры с названиями блюд или вырезанные картинки блюд)

 

Переходим к следующему этапу

3 этап – этап анализа проделанной работы (2этап по циклу Колба – рефлексия)

На этом этапе команды должны проанализировать плюсы и минусы приобретенного опыта в формате использования приема «Согласен-не согласен».

Каждая команда анализирует стол, накрытый другой командой и составляет 2 высказывания, начинающиеся словами (раздать заготовки, куда впишут свой текст)

¨ «Мы согласны ……»

¨ «Мы не согласны ……»

 

Итак, мы видим, что у каждой команды есть свое представление о сервировке стола к завтраку, причем они порой противоречат друг другу. А где же истина?

Для получения ответа на все вопросы обратимся к учебнику.

Параграф…, стр….   

 

4 этап – этап получения новых знаний (один из приемов «Стратегии чтения»-ТАГРИС).

На этапе получения новых знаний командам предлагается на основе параграфа учебника и раздаточных материалов выполнить в командах следующую работу

  1. Нарисовать схему расстановки приборов (или подписать приборы).
  2. Нарисовать алгоритм накрывания стола.
  3. Составить таблицу - завтрака (ужина).
  4. Правила поведения за столом.

 

5 этап – этап применения знаний в новой ситуации (творческий) – мини проект – 3 мин.

Этот этап предполагает создание новых команд (в меньшем количестве), в нашем варианте 3 из 4 чел.  И работа организовывается по технологии проектной деятельности в команде.

Все ученики работают сообща над творческих заданием «Сервировать стол к воскресному завтраку семьи (папа, мама, школьник -7 лет) с учетом суточной потребности организма в жирах, белках, углеводах.

R Цель проекта:

Сервированный  к воскресному семейному завтраку стол на 3-х персон,

R  Задачи проекта:

1)      Разработать меню (подбор блюд, расчет по калориям и т.д.)

2)      Оформить меню (красочный буклет)

3)      Сервировать стол (в соответствии с разработанным меню)

В качестве информационных источников выступают разработанные на предыдущем этапе информационные модели (схема, алгоритм и т.д.) и дополнительные иллюстративные материалы.

На выходе учащиеся получат образовательные продукты, которые должны будут презентовать:

¨ Буклет меню

¨ Сервированный стол с элементами дизайнерских решений.

Заключение

Таким образом, для достижения цели своей работы – получения новых образовательных результатов были использованы следующие техники и приёмы:

1)     Нестандартный вход в урок

2)     Цикл Колба

3)     Немое кино

4)     Согласен-не согласен

5)     Стратегии смыслового чтения

6)     Проектная технология

За счет системного использования активных приемов и вовлечения учащихся в разные виды деятельности были реализованы такие принципы системно-деятельностного подхода как:

принцип деятельности, целостности, вариативности, психологической комфортности и творчества.

В заключении приведу слова французского писателя Жозефа Жубера

Обучать - значит вдвойне учиться.

 

 


Технологическая карта

Этап урока (логический модуль)

Применяемая техника, прием

1.                    

Начало урока

Нестандартный вход в урок «Виртуальный музей», см. на экран

(Скажите, как называется приём пищи, когда подаются следующие блюда. Почему?)

Потому что завтрак составляет 40% от дневной нормы питания, а значит, он должен быть богат белковой пищей (яйца, молоко) и энергодающими злаками (каши).

2.                    

Актуализация знаний (имеющегося опыта)

К завтраку нужно относиться очень серьезно, как к тому, что мы едим, так и к тому, как мы едим, в какой обстановке.

¨  Завтрак съешь сам, а обед отдай товарищу

¨  Завтраками свет стоит.

 

Давайте попробуем на основе имеющегося у вас жизненного опыта накрыть стол к завтраку с помощью имеющихся подручных материалов.

Командная работа. Выполнение учебного задания «Накрывание стола к завтраку».

Прием «Немое кино». Всё делают молча. Тапер. Музыка за кадром.

(на отдельном столе принадлежности: салфетки, ложки, вилки, тарелки, стаканы, стикеры с названиями блюд или вырезанные картинки)

3.                    

Анализ проделанной работы

Приём «Согласен-не согласен»

 

Каждая команда анализирует стол, накрытый другой командой и составляет 2 высказывания, начинающиеся словами (раздать заготовки, куда впишут свой текст)

«Мы согласны, что……»

«Мы не согласны, что……»

Итак, мы видим, что у каждой команды есть свое представление о сервировке стола к завтраку, причем они порой противоречат друг другу. А где же истина?

Для получения ответа на все вопросы обратимся к учебнику.

Параграф…, стр….   

4.                    

Этап получения новых знаний

Командная работа - 4 команды

Прием «ТАГРИС» (стратегии работы с текстом)

На этапе получения новых знаний командам предлагается на основе параграфа учебника и раздаточных материалов выполнить следующую работу

  1. Нарисовать схему расстановки приборов (или подписать приборы).
  2. Нарисовать алгоритм накрывания стола.
  3. Составить таблицу - завтрака (ужина).
  4. Правила поведения за столом.

Предлагается самим разработать (3) модели источников необходимой по теме информации на основе параграфа учебника, пользуясь следующей классификацией ТАГРИС

Таблицы

Алгоритмы

Рисунки (репродукции Виртуального музея)

Графики

Инструкции

Схемы

Дать заготовки (таблиц, схем, алгоритмов, сетка меню и т.д.)

5.                    

Применение знаний в новой ситуации

Командная работа – все вместе

Сервировать стол к завтраку для школьника 7 лет с учетом суточной потребности…..

 


Тематический ряд рисунков


Диаграмма

«Соотношение дневных норм питания»

 


Схема

«Сервировка стола к завтраку»

Подписать используемые приборы


Таблица

«Перечень рекомендуемых блюд на завтрак»

Вид блюда

Наименование

1

Горячее блюдо

 

2

 

3

 

4

Горячий напиток

 

5

 

6

 

7

 

8

Холодное блюдо

 

9

 

10

 

11

 

12

 

13

Десерт, выпечка

 

14

 

15

 

16

 


Правила

«Как вести себя за столом»

 

 

 

  1. ___________________________________________________

 

  1. ___________________________________________________

 

  1. ___________________________________________________

 

  1. ___________________________________________________

 

  1. ___________________________________________________

 

  1. ___________________________________________________

 

  1. ___________________________________________________

 

  1. ___________________________________________________

 

  1. ___________________________________________________

 

  1. ___________________________________________________

 

___________________________________________________
Алгоритм

«Сервировка стола к завтраку»

 

1.                     Накройте стол скатертью.

2.                     Расставьте тарелки.

3.                     Разложите столовые приборы.

4.                     Поставьте стеклянную посуду.

5.                     Разложите салфетки.

6.                     Расставьте приборы со специями, вазы с цветами и т.д.


Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра»

Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра»

Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы)…

Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы)…

Мы согласны ……» ¨ «Мы не согласны ……»

Мы согласны ……» ¨ «Мы не согласны ……»

Технологическая карта №

Технологическая карта №

Тематический ряд рисунков

Тематический ряд рисунков

Диаграмма «Соотношение дневных норм питания»

Диаграмма «Соотношение дневных норм питания»

Схема «Сервировка стола к завтраку»

Схема «Сервировка стола к завтраку»

Таблица «Перечень рекомендуемых блюд на завтрак» №

Таблица «Перечень рекомендуемых блюд на завтрак» №

Правила «Как вести себя за столом» ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________

Правила «Как вести себя за столом» ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________

Алгоритм «Сервировка стола к завтраку» 1

Алгоритм «Сервировка стола к завтраку» 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2020