Сценарий мероприятия "Работа над ошибками,или По секрету всему свету"

  • Занимательные материалы
  • Контроль знаний
  • Работа в классе
  • docx
  • 04.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Работа над ошибками, или По секрету всему свету (короткий вариант) Сцена 1. В гостях у Царя. Действующие лица: Гномик Вася, Ваня, Царь, Первый Гонец, Второй Гонец, Желание. На сцене слева стоит трон, справа – ширма, за ней – парта, стул. За партой сидит Ваня. Зрители пока не видят Ваню. Звучит музыка (1): Вступление. На сцене появляется гномик Вася. Гномик Вася. Здравствуйте! Это я, Гномик Вася, из гим¬назического научного общества малышей лицея №9. Некогда в тридевятом царстве, В дружном школьном государстве Жил-был славный мудрый царь, Справедливый государь. На сцене появляется Царь, подходит к трону, садится. Долго он страною правил, Всех учиться он заставил. И однажды захотел Подвести итог всех дел. И во все страны концы Были посланы гонцы: Разузнать и доложить, Хорошо ль в стране той жить. Прибежал один гонец. На сцену выбегает Первый Гонец. Первый Гонец. Что я видел, царь-отец! Много знаний в царстве есть, И чудес на нем не счесть. Русский дети обожают, С интересом изучают. Гномик Вася. Тут вбежал другой гонец. Второй Гонец. Батюшка, наш царь-отец! Подтвердить бы это рад, Да беда пришла в наш град. Ученик вот объявился, Он учиться разленился. Ваней мальчика зовут. Что с ним делать, не поймут. Второй Гонец отодвигает ширму. За партой сидит мальчик Ваня. Гномик Вася. Царь подумал и сказал... Царь. Будем Ване помогать. Надо к нам его позвать. Царь проводит рукой(2) Гномик Вася, Первый Гонец и Второй Гонец убирают ширму. Гонцы уходят со сцены. Ваня оказывается в тридевятом царстве. С удив¬лением смотрит по сторонам. Царь (весело). Ну, здравствуй, здравствуй, Ваня. Наслышан я о тебе. Рассказывай, да все, без утайки! Ваня (грустно). Надоело мне учиться, сложно и не весело совсем. Царь. И чего же ты хочешь? Ваня. Есть у меня одно заветное желание. Только сам я его никак не могу исполнить. Может, вы поможете мне? Царь (с лукавой улыбкой). Помогу, конечно! В нашей стране все желания легко исполняются! Ну-ка, Гномик Вася, открывай наш волшебный ларец со свежими желаниями! Да, чуть было Не забыл. Есть одно условие. Гномик Вася приводит Ванино Желание (Желание накрыто покры-валом). Ваня. Какое условие? Царь. Насколько грамотно ты напишешь свое желание на волшебной доске, такой результат и получишь! Ваня. Да это проще простого! Давайте сюда свою волшебную доску. Гномик Вася дает Ване ручку. Ваня, произнося вслух, пишет. На сце-не снова появляются гонцы и постепенно – по мере того, как Ваня пи¬шет свое желание – снимают покрывало с Желания. Сначала появляется искривленное лицо. Затем скрюченное, замотанное толстой веревкой туловище. (Веревка может быть связана из нескольких разноцветных кусков, с большими узлами, под веревкой – разноцветные лохмотья; на лице – слезы и грязь, волосы взъерошены.) Пока Ваня пишет, Гномик Вася в ужасе хватается за голову. Царь все это время спокоен и весел. Он одобрительно кивает головой, хорошо понимая происходящее. Он знает обо всем, что ждет Ваню, и хочет (как мудрый учитель), чтобы Ваня на собственном опыте понял свои ошибки Ваня. Не хочу учиться, а хочу веселиться: каникулы круглый год, перемена весь день. На волшебной доске написано так: «нихачю учица ахачю висилица коникулы круглый гот пиримена вез ден». Пока Ваня пишет, Желание стонет, корчит гримасы, корежится и на-клоняется то в одну, то в другую сторону. Желание (завывая и плача). Не бу-у-у-удееем учи-и-и-ить-ся, бу-у-у-удем весели-и-и-иться, Ва-а-а-анечка! Желание цепляется за Ванину руку и виснет на ней. Ваня (Царю, разочарованно). Разве это мое желание? Я дру¬гое загадывал! Как же я с ним могу веселиться? Царь. Я тебя предупреждал! Что напишешь, то и получишь. Но не печалься, Ваня. Если ты совершишь путешествие по моей стране, то сумеешь исправить все ошибки. Тогда твое желание исполнится так, как ты и хотел. Ваня (решительно). Я эту кашу заварил, мне и расхлебывать! Я готов спасать свое желание! Царь. Будь по-твоему, отправляю тебя в путешествие по мо¬ему царству! А Гномик Вася будет помогать тебе! Звучит музыка (3): «Ничего на свете лучше нету» (муз. Г. Гладкова). Царь уходит. Гонцы убирают трон. Сцена 2. В Фонетике. Действующие лица: Гномик Вася, Ваня, Желание, Гласная, Согласный. На сцене Ваня, Желание, Гномик Вася. Желание все время стонет, охает, висит у Вани на руке. Ваня. И куда же мы идем? Гномик Вася. В Фонетику, там помогут тебе найти ошибки. Ваня. А кто живет в Фонетике? Гномик Вася. Звуки. Ваня. Эй, звуки, я пришел. Выходите, академики! Гномик Вася. Ничего не получится. Их не видно, их мож¬но только услышать. Правда, есть одно заклинание. Желание. Дава-а-а-а-ай, дава-а-а-а-ай колду-у-у-у-уй! Гномик Вася. Транскрипцией нарядись, звук явись! Звучит музыка (2). На сцене появляются звуки Гласная (девочка в красном плаще) и Согласный (мальчик в сине-зеленом плаще). Ваня (показывает на стонущее Желание и грустно говорит). Нам бы ошибки найти да исправить мое Желание, помочь бедолаге. Согласный. Это легко. Мы можем подсказать тебе, что делать! Гласная. Поставь ударение. Желание. Ва-а-а-анечка, выруча-а-ай! Ваня (старательно, с состраданием глядя на Желание). Да, конечно, конечно! Ударение я умею ставить. Ваня расставляет ударение. Желание облегченно вздыхает. Одна ве-жа на шее у него ослабевает, и ему удается ее снять. Гласная. Ваня, подчеркни все безударные гласные, там возможны ошибки. Ваня подчеркивает зеленым цветом все безударные гласные. Согласный. Ай-яй-яй! Сочетания чу и щу пишем только с буквой у! Ваня. Как же я забыл? (Исправляет, Желание немного вы-прямляется.) Согласный. Здесь не хватает буквы – показателя мягкости согласных. У нас такой нет. Отправляйся в Графику. Ребята благодарят Согласного и Гласную. Согласный и Гласная ма-шут Ване и уходят. Желание. Бежи-и-им, Ва-а-аня, а то я все скуко-о-о-ожен-ное. Звучит музыка (3): «Ничего на свете лучше нету» (муз. Г. Гладкова). Ваня, Желание и Гномик Вася бегут, делая круг по сцене. Сцена 3. В Графике. Действующие лица: Гномик Вася, Ваня, Желание, Каллиграф-Кал- лиграфыч. Гномик Вася. Вот мы уже и на месте! Все останавливаются. На сцену выходит Каллиграф-Каллиграфыч. Каллиграф-Каллиграфыч. Чего изволите, уважаемые? Гномик Вася. Здравствуйте, дорогой Каллиграф-Калли¬графыч. Вот, привел к вам ученика. Надо ему спасти своего друга. Помогите нам исправить ошибки! Каллиграф-Каллиграфыч.Какая буква тебе нужна? Ваня. Мягкий знак. Мне надо обозначить мягкость согласных. Каллиграф-Каллиграфыч. Эта буква называется «ерь». Звучит музыка (4): «Утренняя гимнастика» (В. Высоцкий). (Все поют) Желание. До-о-о-олго еще? О-о-о-очень у-у-уж тяжело щне таким скрюченным ходи-и-ить, Ва-а-аня! Гномик Вася. Быстро сказка сказывается, да не быстро дело делается. Идем в Морфологию. Надо узнать, в каких частях речи ты допустил ошибки. Ребята благодарят. Каллиграф-Каллиграфыч прощается и уходит. Сцена 4. В Морфологии. Действующие лица: Гномик Вася, Ваня, Желание, Участковый Морфологин, Полицейские.(5) Ваши документики….. ! В а н я. Я Ваня. Участковый Морфологин. А этот несчастный кто? Ваня. Мое желание. Мне спасти его надо. Узнать, какие части речи я написал на волшебной доске. Участковый Морфологин. Вы попали по точному адресу. Я главный специалист по частям речи- Участковый Морфологин. Полицейский 1-й (четко чеканя слова). Итак, приметы имени существительного: это самостоятельная часть речи, которая обозначает предметы и отвечает на вопросы «кто?» и «что?», вот так! Ваня. Нашел! Что? Каникулы, год, перемена, день. Полицейский 2-й. Имя прилагательное – это самостоя¬тельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отве¬чает на вопрос «какой?», вот так! Ваня. И это нашел! Какой? Круглый! Полицейский 3-й. Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопрос «что делать?», вот так! Ваня. Что делать? Учиться, веселиться. Участковый Морфологин. Ты слы¬шишь, что в вопросе? Что делать? Вот и пиши «-ться». (Ваня ис¬правляет.) Это ведь не «виселица», это не существительное. Гла¬гол на -ца не может оканчиваться! Полицейский 1-й. Товарищ участковый, мы обнаружили частицу не, а она пишется раздельно. Союз а – служебная часть речи, не¬обходимая для связи слов в предложении, пишется раздельно. Ваня. А «везь» – это какая часть речи? Полицейский 2-й. Нет такого слова. Мы знаем местоимение «весь»: вся, всю, всё. Звучит музыка (3): «Ничего на свете лучше нету» (муз. Г. Гладкова). Ваня, Желание и Гномик Вася проходят круг по сцене. Гномик Вася. Спешим в Морфемику, разберем слова по составу. Сцена 5. В Морфемике. Действующие лица: Гномик Вася, Ваня, Желание, Дизайнеры- Строители. Ваня. Время не терпит! Моему другу плохо из-за моей лени и неграмотности! Помогите мне разобрать слова на запчасти! Дизайнер-Строитель 1-й. Не на запчасти, а на значимые части. При помощи нас, слово-строителей, мы переделаем эту фразу в более красивую и элегантную. Дизайнер-Строитель 2-й. Выделяем окончания:-у, -ть, -у, -ть, -ы, -ый, -а. Дизайнер-Строитель 1-й. Теперь корень (одновременно выделяет): захочу, неуч, веселящийся, каникулярный, кругленький, менять. Дизайнер-Строитель 2-й. Суффикс-и-, постфикс-ся. Ребята благодарят Дизайнеров-Строителей. Дизайнер-Строи¬тель 1-й указывает ребятам путь и потом машет рукой, прощаясь. Звучит музыка (3): «Ничего на свете лучше нету» (муз. Г. Гладкова). Ваня, Желание и Гномик Вася проходят круг по сцене. Вдруг Ваня оста-навливается и устало садится на стул. Ваня. Сил больше нет! Желание. Ой-ёй-ё-ёй, что же нам де-е-е-елать, Ва-а-а-анечка? Сцена 6. В Орфографии. Действующие лица: Гномик Вася, Ваня, Желание, Старичок Орфограф. Музыка(3). На сцене появляется Старичок Орфограф. Запомни, Ваня, слабые позиции в корне проверяются проверочными словами: хочешь, весело, веселый, годы. Ваня (обращается к Гномику Васе растерянно). Слово «ка¬никулы» не можем проверить... Гномик Вася. Надо спросить у Старичка Орфографа. Он знает этимологию слов. Ваня. Уважаемый! Достопочтенный Старичок Орфограф, подскажите нам, пожалуйста, как проверить слово «каникулы» и узнать, откуда оно произошло. Старичок Орфограф. «Каникулы» – от латинского слова cans – «собака». Детей распускали из школы в жаркое вре¬мя года, когда на небе появлялось созвездие Пса. Какие слова еще вам трудно проверить? Ваня. Слово «погода». Старичок Орфограф. Кстати, «погода» – тоже словар¬ное слово,его нужно запомнить.Дети поют строчки из песни «Полгода плохая погода…» Орфограф:А если в плохую погоду станцевать,то она покажется не такой уж плохой.(7) В а н я. Интересно у вас тут! Кажется, теперь я начинаю понимать, чего я хочу на самом деле. Хочу весело и интересно учиться! Желание (облегченно, потягиваясь и снимая часть веревок). Ах, Ванечка, как же мне хорошо сейчас стало! Гномик Вася. Молодец, Ваня! Если не будешь лениться, А будешь весело учиться, То быстро и легко тогда Умчится всякая беда! Но не останавливайся на достигнутом. Ты еще не все свои ошибки исправил. Желание (жалобно, вспомнив про остальные веревки, кото¬рые еще не сняты). Да у-у-уж, ты постарайся, Ванечка! Ваня (удивленно). Неужели еще не все исправил? Гномик Вася. А теперь отправ¬имся в Синтаксис и Пунктуацию. Ребята благодарят Старичка Орфографа. Ста¬ричок Орфограф машет ребятам рукой и уходит со сцены. Звучит музыка (3): «Ничего на свете лучше нету» (муз. Г. Гладкова). Сцена 7. В Синтаксисе и Пунктуации. Действующие лица: Гномик Вася, Ваня, Желание, Знаки Пре¬пинания. Желание (грустно). Да, судя по моему виду, не скоро нам еще до моего полного освобождения! Ваня (устало и грустно). Прости меня, мой друг Желание! Я не знал... Желание. Что твоя лень и безграмотность... Ваня. Может причинить столько страдания мне и другим. На сцену выходят Знаки Препинания. Знаки Препинания. Здравствуйте! Ваня. Помогите нам! Знаки Препинания исправляют ошибки. Точка. Ваня, запомни! Начало предложения пишется с большой буквы. А в конце предложения ставится точка, или вопросительный знак, или восклицательный знак! Запятая. Не забудь, перед союзом а ста¬вится запятая! Участники спектакля танцуют. (6) Постепенно Желание преображается: снимает оставшиеся веревки, маску и тоже танцует. Сцена 8. Встреча с Царем. Выводы Вани. Действующие лица: Гномик Вася, Ваня, Желание, Царь и остальные участники спектакля. (8)На сцену выходит Царь, собираются остальные участники спектакля. Все радостно смотрят на Ваню. На ¬сцене появляются гонцы. Первый-Гонец. Рад великий мудрый царь, Школограда государь. Второй Гонец. Рада вся его страна. Та, что знаниями полна! Ваня. Как же много я понял за это путешествие! Гномик Вася. Что же ты понял, Ваня? Ваня. Теперь я хочу учиться! Я знаю, что это будет весело и интересно. Потому что я сам так хочу и выбираю! Царь. Ваня, посмотри, как теперь преобразилось твое Жела¬ние, как оно засияло! С такими грамотными, осознанными желаниями ты много хорошего можешь сделать людям. Желание. Так вот какой путь надо было проделать, чтобы осознать и исправить все твои ошибки! Царь. Это путь длиной в четыре года, Ваня. А впереди еще много трудных слов, много лет учебы. Царь. Но ты, Ваня, молодец! За твое старание мы тебя на¬граждаем медалью. . И скажу тебе по секрету... Царь (продолжает). Эта медаль волшебная. Если ты будешь терпеливым и трудолюбивым, то она станет настоящей – золотой! Русский язык (Амина Агаметова) Я люблю свой родной язык! Он понятен для всех, Он певуч. Он,как русский народ,многолик, Как держава наша,могуч. Хочешь – песни,гимны пиши, Хочешь,выскажи боль души. Будто хлеб ржаной,он пахуч, Будто плоть земная,живуч. На совете За круглым столом Разговаривайте на нем. Недвусмысленный и прямой, Он подобен правде самой.
Иконка файла материала Русский яз.Внеур.деят-сть..docx

Работа над ошибками, или По секрету всему свету  (короткий вариант)

Сцена 1. В гостях у Царя.

Действующие лица: Гномик Вася, Ваня, Царь, Первый Гонец, Второй Гонец, Желание.

На сцене слева стоит трон, справа – ширма, за ней – парта, стул. За партой сидит Ваня. Зрители пока не видят Ваню.

Звучит музыка (1): Вступление. На сцене появляется гномик Вася.

Гномик Вася. Здравствуйте! Это я, Гномик Вася, из гим­назического научного общества малышей лицея №9.

Некогда в тридевятом царстве,

В дружном школьном государстве

Жил-был славный мудрый царь,

Справедливый государь.

На сцене появляется Царь, подходит к трону, садится.

Долго он страною правил,

Всех учиться он заставил.

И однажды захотел

Подвести итог всех дел.

И во все страны концы

Были посланы гонцы:

Разузнать и доложить,

Хорошо ль в стране той жить.

Прибежал один гонец.

На сцену выбегает Первый Гонец.

Первый Гонец.

Что я видел, царь-отец!

Много знаний в царстве есть,

И чудес на нем не счесть.

Русский дети обожают,

С интересом изучают.

Гномик Вася.

Тут вбежал другой гонец.

 

Второй Гонец.

Батюшка, наш царь-отец!

Подтвердить бы это рад,

Да беда пришла в наш град.

Ученик вот объявился,

Он учиться разленился.

Ваней мальчика зовут.

Что с ним делать, не поймут.

Второй Гонец отодвигает ширму. За партой сидит мальчик Ваня.

 

Гномик Вася.

Царь подумал и сказал...

         Царь.          Будем Ване помогать.

        Надо к нам его позвать.

Царь проводит рукой(2) Гномик Вася, Первый Гонец и Второй Гонец убирают ширму. Гонцы уходят со сцены. Ваня оказывается в тридевятом царстве. С удив­лением смотрит по сторонам.

Царь (весело). Ну, здравствуй, здравствуй, Ваня. Наслышан я о тебе. Рассказывай, да все, без утайки!

Ваня (грустно). Надоело мне учиться, сложно и не весело совсем.

Царь. И чего же ты хочешь?

Ваня. Есть у меня одно заветное желание. Только сам я его никак не могу исполнить. Может, вы поможете мне?

Царь (с лукавой улыбкой). Помогу, конечно! В нашей стране все желания легко исполняются! Ну-ка, Гномик Вася, открывай наш волшебный ларец со свежими желаниями! Да, чуть было Не забыл. Есть одно условие.

Гномик Вася приводит Ванино Желание (Желание накрыто покры­валом).

Ваня. Какое условие?

Царь. Насколько грамотно ты напишешь свое желание на волшебной доске, такой результат и получишь!

Ваня. Да это проще простого! Давайте сюда свою волшебную доску.

Гномик Вася дает Ване ручку. Ваня, произнося вслух, пишет. На сце­не снова появляются гонцы и постепенно – по мере того, как Ваня пи­шет свое желание – снимают покрывало с Желания. Сначала появляется искривленное лицо. Затем скрюченное, замотанное толстой веревкой туловище. (Веревка может быть связана из нескольких разноцветных кусков, с большими узлами, под веревкой – разноцветные лохмотья; на лице – слезы и грязь, волосы взъерошены.)

Пока Ваня пишет, Гномик Вася в ужасе хватается за голову. Царь все это время спокоен и весел. Он одобрительно кивает головой, хорошо понимая происходящее. Он знает обо всем, что ждет Ваню, и хочет (как мудрый учитель), чтобы Ваня на собственном опыте понял свои ошибки

Ваня. Не хочу учиться, а хочу веселиться: каникулы круглый год, перемена весь день.

На волшебной доске написано так: «нихачю учица ахачю висилица коникулы круглый гот пиримена вез ден».

Пока Ваня пишет, Желание стонет, корчит гримасы, корежится и на­клоняется то в одну, то в другую сторону.

Желание (завывая и плача). Не бу-у-у-удееем учи-и-и-ить-ся, бу-у-у-удем весели-и-и-иться, Ва-а-а-анечка! Желание цепляется за Ванину руку и виснет на ней.

Ваня (Царю, разочарованно). Разве это мое желание? Я дру­гое загадывал! Как же я с ним могу веселиться?

Царь. Я тебя предупреждал! Что напишешь, то и получишь. Но не печалься, Ваня. Если ты совершишь путешествие по моей стране, то сумеешь исправить все ошибки. Тогда твое желание исполнится так, как ты и хотел.

Ваня (решительно). Я эту кашу заварил, мне и расхлебывать! Я готов спасать свое желание!

Царь. Будь по-твоему, отправляю тебя в путешествие по мо­ему царству! А Гномик Вася будет помогать тебе!

Звучит музыка (3): «Ничего на свете лучше нету» (муз. Г. Гладкова). Царь уходит. Гонцы убирают трон.

 

Сцена 2. В Фонетике.

Действующие лица: Гномик Вася, Ваня, Желание, Гласная, Согласный.

На сцене Ваня, Желание, Гномик Вася.

Желание все время стонет, охает, висит у Вани на руке.

Ваня. И куда же мы идем?

Гномик Вася. В Фонетику, там помогут тебе найти ошибки.

Ваня. А кто живет в Фонетике?

Гномик Вася. Звуки.

Ваня. Эй, звуки, я пришел. Выходите, академики!

Гномик Вася. Ничего не получится. Их не видно, их мож­но только услышать. Правда, есть одно заклинание.

Желание. Дава-а-а-а-ай, дава-а-а-а-ай колду-у-у-у-уй!

Гномик Вася. Транскрипцией нарядись, звук явись!

Звучит музыка (2). На сцене появляются звуки Гласная (девочка в красном плаще) и Согласный (мальчик в сине-зеленом плаще).

Ваня (показывает на стонущее Желание и грустно говорит). Нам бы ошибки найти да исправить мое Желание, помочь бедолаге.

Согласный. Это легко. Мы можем подсказать тебе, что делать!

Гласная. Поставь ударение.

Желание. Ва-а-а-анечка, выруча-а-ай!

Ваня (старательно, с состраданием глядя на Желание). Да, конечно, конечно! Ударение я умею ставить.

Ваня расставляет ударение. Желание облегченно вздыхает. Одна ве­жа на шее у него ослабевает, и ему удается ее снять.

Гласная. Ваня, подчеркни все безударные гласные, там возможны ошибки.

Ваня подчеркивает зеленым цветом все безударные гласные.

Согласный. Ай-яй-яй! Сочетания чу и щу пишем только с буквой у!

Ваня. Как же я забыл? (Исправляет, Желание немного вы­прямляется.)

Согласный. Здесь не хватает буквы – показателя  мягкости согласных. У нас такой нет. Отправляйся в Графику.

Ребята благодарят Согласного и Гласную. Согласный и Гласная ма­шут Ване и уходят.

Желание. Бежи-и-им, Ва-а-аня, а то я все скуко-о-о-ожен-ное.

Звучит музыка (3): «Ничего на свете лучше нету» (муз. Г. Гладкова). Ваня, Желание и Гномик Вася бегут, делая круг по сцене.

 

Сцена 3. В Графике.

Действующие лица: Гномик Вася, Ваня, Желание, Каллиграф-Кал-

лиграфыч.

Гномик Вася. Вот мы уже и на месте!

Все останавливаются. На сцену выходит Каллиграф-Каллиграфыч.

Каллиграф-Каллиграфыч. Чего изволите, уважаемые?

Гномик Вася. Здравствуйте, дорогой Каллиграф-Калли­графыч. Вот, привел к вам ученика. Надо ему спасти своего друга. Помогите нам исправить ошибки!

Каллиграф-Каллиграфыч.Какая буква тебе нужна?

Ваня. Мягкий знак. Мне надо обозначить мягкость согласных.

Каллиграф-Каллиграфыч. Эта буква называется «ерь».

Звучит музыка (4): «Утренняя гимнастика» (В. Высоцкий).

(Все поют)

Желание. До-о-о-олго еще? О-о-о-очень у-у-уж тяжело щне таким скрюченным ходи-и-ить, Ва-а-аня!

Гномик Вася. Быстро сказка сказывается, да не быстро дело делается. Идем в Морфологию. Надо узнать, в каких частях речи ты допустил ошибки.

Ребята благодарят. Каллиграф-Каллиграфыч прощается и уходит.

 

 

Сцена 4. В Морфологии.

        Действующие лица: Гномик Вася, Ваня, Желание, Участковый Морфологин, Полицейские.(5)  Ваши документики….. !

В а н я. Я Ваня.

Участковый Морфологин. А этот несчастный кто?

Ваня. Мое желание. Мне спасти его надо. Узнать, какие части речи я написал на волшебной доске.

Участковый Морфологин. Вы попали по точному адресу. Я главный специалист по частям речи- Участковый Морфологин.

Полицейский 1-й (четко чеканя слова). Итак, приметы имени существительного: это самостоятельная часть речи, которая обозначает предметы и отвечает на вопросы «кто?» и «что?», вот так!

Ваня. Нашел! Что? Каникулы, год, перемена, день.

Полицейский 2-й. Имя прилагательное – это самостоя­тельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отве­чает на вопрос «какой?», вот так!

Ваня. И это нашел! Какой? Круглый!

Полицейский 3-й. Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопрос «что делать?», вот так!

Ваня. Что делать? Учиться, веселиться.

Участковый Морфологин. Ты слы­шишь, что в вопросе? Что делать? Вот и пиши «-ться». (Ваня ис­правляет.) Это ведь не «виселица», это не существительное. Гла­гол на -ца не может оканчиваться!

Полицейский  1-й. Товарищ участковый, мы обнаружили частицу не, а она пишется раздельно.

Союз а – служебная часть речи, не­обходимая для связи слов в предложении, пишется раздельно.

Ваня. А «везь» – это какая часть речи?

  Полицейский  2-й. Нет такого слова. Мы знаем местоимение «весь»: вся, всю, всё.

Звучит музыка (3): «Ничего на свете лучше нету» (муз. Г. Гладкова).

Ваня, Желание и Гномик Вася проходят круг по сцене.

Гномик Вася. Спешим в Морфемику, разберем слова  по составу.

 

 

Сцена 5. В Морфемике.

Действующие лица: Гномик Вася, Ваня, Желание, Дизайнеры- Строители.

Ваня. Время не терпит! Моему другу плохо из-за моей лени  и неграмотности! Помогите мне разобрать слова на запчасти!

Дизайнер-Строитель 1-й. Не на запчасти, а на значимые части.

При помощи нас, слово-строителей, мы переделаем эту фразу в более красивую и элегантную.

Дизайнер-Строитель 2-й. Выделяем окончания:-у,  -ть, -у, -ть, -ы, -ый, -а.

Дизайнер-Строитель 1-й. Теперь корень (одновременно выделяет): захочу, неуч, веселящийся, каникулярный, кругленький, менять.

Дизайнер-Строитель 2-й. Суффикс-и-, постфикс-ся.

            Ребята благодарят Дизайнеров-Строителей. Дизайнер-Строи­тель 1-й указывает ребятам путь и потом машет рукой, прощаясь.

 Звучит музыка (3): «Ничего на свете лучше нету» (муз. Г. Гладкова). Ваня, Желание и Гномик Вася проходят круг по сцене. Вдруг Ваня оста­навливается и устало садится на стул.

Ваня. Сил больше нет!

Желание. Ой-ёй-ё-ёй, что же нам де-е-е-елать, Ва-а-а-анечка?

 

 

 

Сцена 6. В Орфографии.

Действующие лица: Гномик Вася, Ваня, Желание, Старичок Орфограф.

Музыка(3).

На сцене появляется Старичок Орфограф.

Запомни, Ваня, слабые позиции в корне проверяются проверочными словами: хочешь, весело, веселый, годы.

Ваня (обращается к Гномику Васе растерянно). Слово «ка­никулы» не можем проверить...

Гномик Вася. Надо спросить у Старичка Орфографа. Он знает этимологию слов.

Ваня. Уважаемый! Достопочтенный Старичок Орфограф, подскажите нам, пожалуйста, как проверить слово «каникулы» и узнать, откуда оно произошло.

Старичок Орфограф. «Каникулы» – от латинского слова cans – «собака». Детей распускали из школы в жаркое вре­мя года, когда на небе появлялось созвездие Пса. Какие слова еще вам трудно проверить?

Ваня. Слово «погода».

Старичок Орфограф. Кстати, «погода» – тоже словар­ное слово,его нужно запомнить.Дети поют строчки из песни «Полгода плохая погода…»

Орфограф:А если в плохую погоду станцевать,то она покажется не такой уж плохой.(7)

В а н я. Интересно у вас тут! Кажется, теперь я начинаю понимать, чего я хочу на самом деле. Хочу весело и интересно учиться!

Желание (облегченно, потягиваясь и снимая часть веревок).

Ах, Ванечка, как же мне хорошо сейчас стало!

Гномик Вася.

               Молодец, Ваня!

               Если не будешь лениться,

              А будешь весело учиться,

               То быстро и легко тогда

               Умчится всякая беда!

 

Но не останавливайся на достигнутом. Ты еще не все свои ошибки исправил.

Желание (жалобно, вспомнив про остальные веревки, кото­рые еще не сняты). Да у-у-уж, ты постарайся, Ванечка!

Ваня (удивленно). Неужели еще не все исправил?

Гномик Вася. А теперь отправ­имся в Синтаксис и Пунктуацию.

 

Ребята благодарят Старичка Орфографа. Ста­ричок Орфограф машет ребятам рукой и уходит со сцены.

Звучит музыка (3): «Ничего на свете лучше нету» (муз. Г. Гладкова).

 

 

Сцена 7. В Синтаксисе и Пунктуации.

Действующие лица: Гномик Вася, Ваня, Желание, Знаки Пре­пинания.

Желание (грустно). Да, судя по моему виду, не скоро нам еще до моего полного освобождения!

Ваня (устало и грустно). Прости меня, мой друг Желание! Я не знал...

Желание. Что твоя лень и безграмотность...

Ваня. Может причинить столько страдания мне и другим.

На сцену выходят Знаки Препинания.

Знаки Препинания. Здравствуйте!

Ваня. Помогите нам!

Знаки Препинания исправляют ошибки.

Точка. Ваня, запомни! Начало предложения пишется с большой буквы. А в конце предложения ставится точка, или вопросительный знак, или восклицательный знак!

Запятая. Не забудь, перед союзом а ста­вится запятая!

Участники спектакля танцуют. (6) Постепенно Желание преображается: снимает оставшиеся веревки, маску и тоже танцует.

 

       Сцена 8. Встреча с Царем. Выводы Вани.

Действующие лица: Гномик Вася, Ваня, Желание, Царь и остальные участники спектакля.

(8)На сцену выходит Царь, собираются остальные участники спектакля. Все радостно смотрят на Ваню. На ­сцене появляются гонцы.

 

Первый-Гонец.
                        Рад великий мудрый царь,

              Школограда государь.

 

Второй Гонец.

Рада вся его страна. Та, что знаниями полна!

Ваня. Как же много я понял за это путешествие!

Гномик Вася. Что же ты понял, Ваня?

Ваня. Теперь я хочу учиться! Я знаю, что это будет весело и интересно. Потому что я сам так хочу и выбираю!

Царь. Ваня, посмотри, как теперь преобразилось твое Жела­ние, как оно засияло! С такими грамотными, осознанными желаниями ты много хорошего можешь сделать людям.

Желание. Так вот какой путь надо было проделать, чтобы осознать и исправить все твои ошибки!

Царь. Это путь длиной в четыре года, Ваня. А впереди еще много трудных слов, много лет учебы.

Царь. Но ты, Ваня, молодец! За твое старание мы тебя на­граждаем медалью. . И скажу тебе по секрету...

Царь (продолжает). Эта медаль волшебная. Если ты будешь терпеливым и трудолюбивым, то она станет настоящей – золотой!

Русский язык    (Амина Агаметова)

Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех,

Он певуч.

Он,как русский народ,многолик,

Как держава наша,могуч.

Хочешь – песни,гимны пиши,

Хочешь,выскажи боль души.

Будто хлеб ржаной,он пахуч,

Будто плоть земная,живуч.

На совете

За круглым столом

Разговаривайте на нем.

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой.