СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ: «Семейный совет по составлению бюджета»
Оценка 4.9

СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ: «Семейный совет по составлению бюджета»

Оценка 4.9
Мероприятия
docx
обществознание
8 кл—9 кл
24.04.2022
СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ:   «Семейный совет по составлению бюджета»
СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ: «Семейный совет по составлению бюджета»
сценарий мероприятия по финансовой грамотности.docx

СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ:  

«Семейный совет по составлению бюджета»

Урок-игра является заключительным занятием темы «Человек и экономика», призван закрепить у учащихся полученные знания по экономике семьи, такие понятия, как «бюджет», «семейный бюджет», «реальные и номинальные доходы семьи», «личное подсобное хозяйство».

Игровой вариант обобщающего и закрепляющего занятия выбран не случайно. Дети этого возраста еще очень восприимчивы к такой форме работы, к тому же экономика для них – совершенно новый и на первом этапе не очень понятный предмет. Игровые формы позволяют раскрепостить учащихся и вовлечь их в удивительно интересный мир экономики, сделать более насыщенными и увлекательными стартовые шаги в этой области.

Цели:

Образовательные:

сформировать представление учащихся о бюджете семьи как основной категории домашней экономики;

помочь осознать роль заработной платы как основного источника доходов семьи;

определить возможные ресурсы семьи на основе моделирования различных ситуаций;

расширить представление детей о необходимости рационального использования (вложения) денег для получения прибыли;

Развивающие:

продолжить работу по выработке умений самостоятельно применять знания в различных жизненных ситуациях;

развить коммуникативные УУД;

содействовать общему развитию учащихся, развивать мышление;

Воспитательные:

продолжить воспитание у учащихся доброжелательности, уважения к мнению других, чувства ценности семьи и рационального планирования семейного бюджета.

воспитывать нравственные качества, чувства взаимопомощи.

Задачи:

при помощи игровых ситуаций закрепить полученные знания;

закрепить у обучающихся навыки работы в группах, обучить принятию коллективных решений в процессе обсуждения проблемы;

разобраться с потребностями предполагаемой семьи, определить виды расходов и доходов;

разработать стратегии сокращения расходной части бюджета семьи и увеличения его доходной части (на конкретных примерах);

рассмотреть основные способы рационального расходования личных денежных средств.

Методы:

эвристический;

проблемный;

исследовательский.

Вид:  игра с выполнением различных заданий.

Тип:  применение знаний.

Оборудование: раздаточный материал (игровые ситуации, схемы семейных бюджетов, карточки с описанием семей, маршрутные листы, путевые дневники); смайлики; бейджики с фамилиями виртуальных семей.

Участники: 4 команды по 6 человек.

Подготовительный этап:

Изучение темы «Человек и экономика».

Обсудить дома с родителями, как они планируют семейный бюджет, каковы обязательные расходы в семье.

1этап. Организационный - мотивационный

Проверка явки обучающихся. Проверка готовности обучающихся к занятию, создание благоприятной эмоционально-психологической атмосферы.

Ведущий:

 Сегодня на уроке вам понадобятся знания, которые вы получили на уроках математики и обществознания.  Повторим с вами , (Приложение 1.)что относится к обязательным и необязательным расходам. Следующее задание, вам поможет узнать тему сегодняшнего урока и скажите, чем вы будете заниматься на уроке.

 

Работа с карточками (по вариантам)

« Узнай слово».

Т 8200 : 20 = Б 12001 • 40 =(Приложение 2)

Ж 2460 :30 = Е 3112 • 30 =

Ю 11000 : 10 = Д 2310 • 10 =

( Б) 480040; ( Ю) 1100; (Д)23100; (Ж) 82; (Е)93360 (Т) 410

- Что такое бюджет? - Скажите, как называется бюджет, который имеет отношение к семье? Итак, тема урока: «Семейный совет по составлению бюджета»

— Предположите, о чем мы будем говорить.

— На какие вопросы нам предстоит ответить? (Ученики высказывают свои предположения, определяя цели урока.)

 

2 этап. Введение в жизненную ситуацию и постановка практической задачи

Ведущий: Практически у каждого школьника есть карманные деньги. А задумывались ли вы хоть раз над тем, как ими распорядиться? Потратить или положить в копилку? А задумывались ли вы над тем, сколько денег тратят ваши родители на ваше содержание? Вы любите ходить в кино, в кафе, покупать сладости, жевательные резинки и т.д. Вокруг очень много соблазнов для траты денег, причем зачастую бездумной. Поэтому нужно правильно распределять свой бюджет, согласовав его с общим семейным бюджетом. Почему  возникают сложности  при планировании семейного бюджета?

 (просмотр фрагмента мультфильма(1.30-2.30) «Азбука денег тетушки Совы - Семейный бюджет»)

(Обсуждение ролика.)

Вы уже многое узнали о том, что такое деньги, какие функции они выполняют. Узнали, что такое бюджет семьи и как его контролировать.

А сегодня мы попробуем применить ваши знания на практике, поиграв в игру «Семейный совет по составлению бюджета»». Для этого мы разобьемся на группы (семьи). Каждая семья получит свои карточки. Каждой семье предстоит выполнять задании, за которые они могут заработать монеты и сложить в свой кошелёк. За каждое верно выполненное  задание 5 монет.

Деление на группы: Ведущий предлагает каждому участнику игры выбрать карточку определенного цвета. Так как предполагается участие в игре 4-х команд, то соответственно все карточки разделены на 4 цвета и перемешаны. После этого ведущий предлагает объединиться командам по цветам.

Ведущий сообщает, что участники объединились в «семьи». Каждая «семья» состоит из 6 человек. Затем участники в группах самостоятельно распределяют игровые роли (мама, папа, бабушка, 3 детей). Затем путем жеребьевки получают карточки с данными для их виртуальных семей. Ведущий определяет правила игры, которые следует соблюдать.

3 этап. Постановка и решение учебных задач, решение практической задачи

Цель: повышение финансовой грамотности обучающихся посредством обобщения полученных знаний по модулю «Семейный бюджет» и применение их в условиях игры.

Учебные задачи:

 - закрепление и  обобщение  базовых знаний по модулю ««Семейный бюджет»;

- сформировать умения определять основные способы получения денег и рационального распределения расходов.

Правила игры:

Семья должна быть дружной.

При принятии решения учитывается мнение каждого члена семьи.

Все вопросы решаются с учетом большинства голосов.

Учитывая данные, полученные каждой «семьей», по ходу игры необходимо составить бюджет семьи, т.е. планирование предстоящих расходов на 1 месяц, исходя из общей суммы предполагаемых доходов и заполнить путевой дневник.

Каждая «семья» получает маршрутный лист и отправляется по собственному маршруту. Маршруты выстроены так, чтобы все команды встретились на последнем приключении. На каждом этапе стоит координатор. Его задача – объяснить задание, если необходимо – помочь, подвести результат.

 

Данные для группы № 1

Семья А (Алексеевых)

 

 

Данные для группы № 2

Семья Б (Борисовых)

 

Данные для группы № 3

Семья В (Васильевых)

Данные для группы №

ЗАДАНИЯ МАРШРУТНОГО ЛИСТА

ЗАДАНИЕ 1.

Выберите правильный вариант ответа и составьте бюджет вашей семьи, используя представленные ниже данные:

Семейный бюджет – это:
1) заработная плата родителей;
2) совокупность доходов и расходов семьи;
3) совокупность всех доходов семьи;
4) совокупность всех расходов семьи;

Карточка игры

1

Питание

20 тыс. руб.

2

Подработка детей.

6 тыс. руб.

3

Заработная плата мамы

19 тыс. руб.

4

Проезд в общественном транспорте

3 тыс. руб.

5

Покупка ботинок для папы

5 тыс. руб.

6

Пенсия бабушки

12 тыс. руб.

7

Заработная плата папы

31 тыс. руб.

8

Выплаты по кредиту (с процентами)

25 тыс. руб.

9

Сдача второй квартиры в аренду

15 тыс. руб.

10

Продажа ягод и овощей с дачного участка

3 тыс. руб.

11

Коммунальные услуги

???тыс.руб.

12

Пенсия дедушки

13 тыс. руб.

13

Отдых и развлечения

3 тыс. руб.

14

Текущие хозяйственные нужды

2 тыс. руб.

15

Лекарства

2 тыс. руб.

16

Возврат долга друзьям

3 тыс. руб.

17

Подарки

5 тыс. руб.

18

Подработка папы

10 тыс. руб.

19

Ремонт холодильника

3 тыс. руб.

20

Карманные деньги детей

2 тыс. руб.

21

Штраф

5 тыс. руб.

22

Стипендия студента

3 тыс. руб.

23

Пособие на ребёнка

9 тыс. руб.

24

Заработная плата бабушки

8 тыс.руб.

25

Заработная плата дедушки

10 тыс.руб.

26

Заработная плата дочери

24 тыс. руб.

27

Проценты от вклада в банке

3 тыс. руб

28

Аренда съёмного жилья

10 тыс.руб.

 

Семейный бюджет _________________за месяц.

 

Доходы

Расходы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего:

 

 

Сбережения:                                                                                                                                                 

Стоимость коммунальных услуг определяется при выполнении задания №2.

 

ЗАДАНИЕ 2

Квитанция за услуги ЖКХ

Семья Алексеевых

Наименование платежа

Цена услуги

Количество потребленных единиц

Сумма к оплате

Газ

4, 2 руб.

102

 

Свет

3,7 руб.

425

 

Вода

6,05 руб.

11

 

Вывоз мусора

40 руб/чел

 

 

Итого:

 

 

Квитанция за услуги ЖКХ

Семья Борисовых

Наименование платежа

Цена услуги

Количество потребленных единиц

Сумма к оплате

Газ

4, 2 руб.

89

 

Свет

3,7 руб.

318

 

Вода

6,05 руб.

13

 

Вывоз мусора

40 руб/чел

 

 

Итого:

 

 

Квитанция за услуги ЖКХ

Семья Васильевых

Наименование платежа

Цена услуги

Количество потребленных единиц

Сумма к оплате

Газ

4, 2 руб.

131

 

Свет

3,7 руб.

280

 

Вода

6,05 руб.

8

 

Вывоз мусора

40 руб/чел

 

 

Итого:

 

 

Квитанция за услуги ЖКХ

Семья Григорьевых

Наименование платежа

Цена услуги

Количество потребленных единиц

Сумма к оплате

Газ

4, 2 руб.

113

 

Свет

3,7 руб.

367

 

Вода

6,05 руб.

15

 

Вывоз мусора

40 руб/чел

 

 

Итого:

 

 

ЗАДАНИЕ 3.

 

Рассчитайте расходы семьи,

используя Карточку игры

Семейный бюджет ___________________за год.

 

Доходы

Расходы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего:

 

 

Сбережения:                                                                                                                                                 

 

Укажите, какой тип бюджета у каждой семьи:

доходы > расходов = ПРОФИЦИТНЫЙ БЮДЖЕТ
доходы < расходов = ДЕФИЦИТНЫЙ БЮДЖЕТ
доходы = расходам  = СБАЛАНСИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ

Подведение итогов игры путем подсчёта заработанных монет каждой семьёй.

Выставление оценок.

4.Рефлексия

Ученикам предлагается выполнить задание в интерактивной форме на распределение доходов и  расходов семьи, с учетом различных жизненных ситуаций.  (Приложение 3)

Далее предлагается  нашим участникам – семьям оценить слаженность работы своей семьи.

- Мы поработали слаженно, дружно, успешно – желтая карточка - кошелек.

- У нас не всегда была слаженная работа в семье – синяя карточка – кошелек.

- К сожалению, нам не удалось поработать дружно – красная карточка – кошелек.

- Почему вы подняли именно эту карточку?

 

5. Домашнее задание

Предлагается разгадать кроссворд, используя полученные на уроке  знания (работа с тематическим кроссвордом). 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Кроссворд на тему "Семейный бюджет"

 

 

По горизонтали

2. издержки, затраты на необходимые покупки и услуги

7. средства на содержание детей, взимаемые с отца или с матери

9. по нему можно узнать цену товара в магазине, с помощью специального устройства

 

По вертикали

1. общая сумма денег, зарабатываемых или получаемых людьми за определенный период

3. социальное пособие по уходу за ребенком

4. Схема доходов семьи, сообщества, области, государства

5. плата работнику за труд

6. регулярная финансовая помощь учащимся средних-специальных и высших учебных заведений

8. доход от бизнеса

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ: «Семейный совет по составлению бюджета»

СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ: «Семейный совет по составлению бюджета»

Методы: эвристический; проблемный; исследовательский

Методы: эвристический; проблемный; исследовательский

Вы любите ходить в кино, в кафе, покупать сладости, жевательные резинки и т

Вы любите ходить в кино, в кафе, покупать сладости, жевательные резинки и т

Все вопросы решаются с учетом большинства голосов

Все вопросы решаются с учетом большинства голосов

Данные для группы № 3 Семья

Данные для группы № 3 Семья

Данные для группы № ЗАДАНИЯ

Данные для группы № ЗАДАНИЯ

Коммунальные услуги ???тыс

Коммунальные услуги ???тыс

Сбережения:

Сбережения:

Семья Григорьевых Наименование платежа

Семья Григорьевых Наименование платежа

Ученикам предлагается выполнить задание в интерактивной форме на распределение доходов и расходов семьи, с учетом различных жизненных ситуаций

Ученикам предлагается выполнить задание в интерактивной форме на распределение доходов и расходов семьи, с учетом различных жизненных ситуаций

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Кроссворд на тему "Семейный бюджет"

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Кроссворд на тему "Семейный бюджет"

СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ: «Семейный совет по составлению бюджета»

СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ:   «Семейный совет по составлению бюджета»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2022