Сценарий мероприятия "В гостях у Лопшо Педуня"

  • Мероприятия
  • docx
  • 28.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данное мероприятие разработано с целью приобщать детей и взрослых к национальным ценностям удмуртского народа, познакомить с удмуртскими словами, связанными с бытом. Мероприятие проходит в форме игровой программы с театрализованным представлением. Всю программу ведет сказочный персонаж Лопшо Педунь. Обучающиеся знакомятся с традициями удмуртов, устройством их быта, играют в национальные игры. Мероприятие сопровождается показом электронной презентации в программе Power Point и проецированием её на экране интерактивной доски.
Иконка файла материала Мероприятие В гостях у Лапшо Педуня.docx

Аннотация внеклассного мероприятия

 

МКОУ «ОШ№5»

Данное мероприятие разработано с целью приобщать детей   и взрослых к   национальным ценностям удмуртского народа, познакомить с удмуртскими словами, связанными с бытом.

  Мероприятие проходит в форме игровой программы с театрализованным представлением. Всю программу ведет сказочный персонаж Лопшо Педунь. Обучающиеся знакомятся с традициями удмуртов, устройством их быта, играют в национальные игры.

Мероприятие сопровождается показом электронной презентации в программе Power Point и проецированием её на экране интерактивной доски.

 

 

Методическая разработка внеклассного мероприятия

«В гостях у Лопшо Педуня»

                                               Учитель русского языка и литературы

                                                                                     Л.В.Чернявская

МКОУ «ОШ №5» город Глазов

Внеклассное мероприятие «В гостях у Лопшо Педуня".

 Цель: приобщать детей   и взрослых к   национальным ценностям удмуртского народа,  познакомить  с удмуртскими словами.

Задачи: содействовать развитию интереса у детей к удмуртской народной культуре; способствовать повышению интереса к языку, запоминанию слов и использованию их  в повседневной жизни; развивать эмоциональную сферу у школьников в процессе  игровой деятельности, расширение кругозора и представления об окружающем мире;

воспитание любви к родному краю, бережного отношения к природе родного края.

Продолжительность реализации разработки – 35 -45 минут

Средства обучения:  фонограммы заставок,  интерактивная доска.

Оформление класса:

ü  флаги России и Удмуртии;

ü  картины с государственной символикой;

ü  предметы быта удмуртов, музыкальные инструменты;

ü  цветок италмас для разучивания игры;

ü  мультимедийный проектор и доска;

ü  музыкальное сопровождение;

ü  стеллаж с выставкой книг по Удмуртии.

                                            Ход мероприятия.

                  Под музыку в зал входит Лопшо Педунь.

Лопшо Педунь (Л.) Зечбуресь, пиналъес!

Вы меня узнали?

Тем, кто меня не знает, представлюсь: Я – Лопшо Педунь – родной брат русского Иванушки,  двоюродный брат узбекского Хаджи Насреддина и татарского  Шурале,  дядюшка белорусского Нестера,  друг всех веселых людей на  Земле!

Поёт  на мотив «Ялыки»


Ходит – бродит  в нашем крае

Песенка – вещунья.

Эту песню каждый знает

Про Лопшо Педуня.

 

Говорят: «Педунь  тот рыжий».

Говорят: «Седой как  лунь».

Говорят: «Он выше крыши!»

А я - вот какой, Педунь!


Лопшо Педунь, Лопшо Педунь!

Известен я во всех местах…

Как хорошо,  как хорошо
Что нынче вы у меня в гостях.

Л. Мы собрались сегодня с вами, чтобы рассказать о нашем удмуртском крае,  познакомится с героями удмуртских сказок и мифов, подышим воздухом наших лугов и лесов, зайдем в гости в удмуртскую избу,  поучим удмуртские слова, поиграем в удмуртские игры и конечно же споем. В конце путешествия мы посмотрим, кто был внимательным.

Ребята, а вы знаете, когда день рождения Удмуртии?

Более 450 лет назад наши предки - удмурты решили жить единой семьей в составе России.  День рождения республики мы отмечаем 4 ноября.


Я удмурт,

Нас, удмуртов, немного,

Наша родина невелика.

Но сегодня и наша дорога

Широка, словно Кама – река.


 

Л.  А как красив удмуртский язык. Он богат пословицами и поговорками.

Я буду говорить  удмуртскую пословицу, а вы  должны  назвать аналогичную русскую пословицу.

1.      Любишь мед - люби и пчел. (Любишь кататься- люби и саночки возить)

2.      Без труда сыт не будешь. (Без труда не выловишь и рыбку из пруда)

3.      Как крикнешь, так и эхо отзовется. (Как аукнешь, так и откликнется).

4.      Шороха бояться в лес не ходить. (Волков бояться – в лес не ходить).

5.      Дерево без ветра не скрипит (Дыма без огня не бывает).

6.      Лошадь есть – ездок найдется. (Была бы шея, а хомут найдется)

7.       

Л. Наш край называют ещё и песенным краем. Очень красивы удмуртские песни: ласковые и задушевные, весёлые и задорные.


Кырзан котькинлы дуно.

Кырзанэн шулдыр улон.

 

Песня всем всегда нужна.

Песня в жизни нам важна.


 

Звучит  песня в исполнении детей.

Л. Ребята, а вы хотите побывать у меня в гостях? Я вас приглашаю к себе в дом, покажу свое любимое место в доме. А чтобы попасть ко мне в гости надо произнести заветные слова: одык, кык, куинь!

Типичное поселение — деревня (удм. гурт), располагалось цепочкой вдоль реки или вблизи родников, без улиц, кучевой планировкой (до XIX века). Жилище — наземная бревенчатая постройка, изба (корка́), с холодными сенями. Крыша — двускатная, тесовая, ставилась на самцах, а позже на стропилах. Углы рубились, пазы прокладывались мхом. Зажиточные крестьяне стали ставить в XX веке дома-пятистенки, с зимней и летней половинами, или 2-этажные дома, иногда с каменным низом и деревянным верхом.

В домах находилась глинобитная печь (гур), с подвешенным у северных удмуртов, и вмазанным, как у татар, котлом. По диагонали от печи располагался красный угол, со столом и стулом для главы семьи. По стенам — скамьи и полки. Спали на полатях и на нарах. Двор включал погреб, хлев, навесы, кладовые.

Я очень люблю лежать на печи, а еще вкусно покушать. Ребята, а назовите национальные блюда.

А еще я люблю поиграть.

«Игра с лаптем»

ОПИСАНИЕ. Дети образуют круг.

Водящий за верёвочку крутит лапоть понизу,  дети должны перепрыгнуть, не задев его.

ПРАВИЛА. Задевший лапоть – выходит из игры.

Л. Из окон моего дома открывается вид на  прекрасный луг! Там растет огромное количество и травянистых, и цветковых растений.

- Какой цветок является символом республики? (Италмас)

- Посмотрите,  какой он красивый! Этот цветок занесен в Красную книгу Удмуртии. Его в Удмуртии осталось очень мало. Поэтому не рвите этот цветок, а только любуйтесь его красотой!

А вот про купальницу я вам расскажу легенду. ...Жила-была красавица по имени Италмас. Чтобы не попасть в руки злому колдуну, девушка обернулась цветком купальницы. Так гласит древняя сказка, и удмурты до сих пор называют золотые тугие цветы на лугу - италмасами. Цветок - словно золотоволосая девушка в ярком зеленом платье. У нас за рекой Чепцой растут весной италмасы, но их тоже становится всё меньше и меньше и они уходят от берега все дальше к лесу. Поэтому ребята, нужно как меньше их рвать, а лучше просто ими любоваться, когда они растут.

Удмурты придумали игру с италмасом.

                                         Игра «Италмас».

Дети встают в круг, водящий снаружи с италмасом.  Под музыку дети идут в одну сторону, а водящий в другую. Музыка останавливается, водящий просовывает цветок между двумя детьми. Дети разбегаются в разные стороны. Кто первый схватит цветок, тот и водит!

- Давайте вспомним, какие растения кроме италмаса растут у нас в Удмуртии.

"Мать-и-мачеха" , "Подорожник" возле дорог растет, раны залечивает(порезник, ранник), "Ромашка","Клевер" и др..

Многие из них занесены, как и италмас в Красную книгу Удмуртии!

Эти растения нужно тоже беречь и охранять!

Хорошо на лугу, но мы покидаем с вами луг и отправляемся дальше.

Давайте скажем наши заветные слова: одык, кык, куинь!

Вот перед нами лес.

Также как и без цветов, без леса мы не проживем.

Что нам дает лес? (чистый воздух, хорошее настроение, дом для животных и растений, строительные материалы.)  Берегите леса-это легкие нашей планеты, планета ими дышит.

Я думаю, что вы знаете как себя вести в лесу?

В лесу много деревьев, вы все их знаете. Я предлагаю вам отгадать загадки, отгадками являются названия деревьев.


1. Клейкие почки, зеленые листочки.
С белой корой расту под горой. (Береза)

2. С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед. (Липа)

3. Что за дерево стоит -
Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)

4. Летом с него снег -
Просто смех!
Снег по городу летает,
Почему же он не тает? (Тополь)

5. Зимой и летом одним цветом. (Ель)

6. У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту в высоту. (Сосна)

7. Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но в отличие от елки,
Опадают те иголки. (Лиственница)

8. В сенокос - горька,
А в мороз - сладка.
Что за ягодка? (Рябина)


Молодцы , знаете растения.

О природе Удмуртии, животных, деревьях, птицах, растениях, написано много книг, стихов (выставка книг).

Писатель Виктор Туганаев написал книгу "Коля знает 50 растений, а ты?" Это рассказ о мальчике Коле, который любит природу, никогда не обижает животных.

Л. Ребята, а знаете ли вы животных Удмуртии и их повадки?

Игра «Угадай, кто я?»

Л. : Молодцы, ребята!  Хорошо знаете животных. У всех животных есть

Игра «Хвост»

ОПИСАНИЕ. Дети встают друг за другом по- цепочке, руки на поясе у товарища. «Хвост» цепочки ловит «голову».

ПРАВИЛА. Если «хвост» поймает «голову», то «голова»  становится «хвостом».

Мы покидаем лес.

Не забыли заветные слова, которые нас зовут в путь. Хором повторяем: одык, кык,куинь!


Л. Как велика моя земля, 
Как широки просторы!
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы.

Ты посмотри по сторонам
Все это - наше, это - нам:
И горы, и луга:
На сотни верст - леса, поля,
И все - удмуртская земля,
Где ни ступи нога!


- Ребята, почему нашу Удмуртию называют "Край родниковый"? А вы знаете что такое родник, ключ?

- Какая там вода? Да, в водоемах должна быть чистая вода! Вода нужна для всего живого! Воду нужно беречь!

Игра «Водяной»
ОПИСАНИЕ. Очерчивают круг-это пруд или озеро. Выбирается водящий - водяной. Играющие бегают вокруг озера и повторяют слова: «Водяного нет, а людей много»
Водяной бегает по кругу и ловит играющих, которые близко подходят к лини круга. Пойманные остаются в кругу. Игра продолжается до тех пор, пока не будет поймано большинство игроков.
ПРАВИЛА. Водяной ловит, не выходя за линию круга. Ловишками становится и те, кого поймали. Они помогают водяным.

Молодцы, ребята! Наше путешествие подошло к концу.

Пусть уходит из мира тревога
Навсегда - на года и века.
Я - удмурт
Нас, удмуртов, немного.
Наша Родина невелика.

Мы побывали с вами на лугу, в лесу, в удмуртской  избе. Вспомнили названия деревьев, цветов, животных, увидели предметы, которыми пользовались удмурты, узнали новые удмуртские слова.

Мы думаем, что вы открыли для себя что-то новое?

Сейчас я проверю, какими вы внимательными были во время путешествия!

Ответьте на мои вопросы:

1.      О каком празднике нашей Республики мы говорили?

2.      Как зовут весельчака в удмуртских сказках?

3.      Какой цветок является символом Удмуртии?

4.      Какие деревья и растения вы запомнили?

5.      Какие слова удмуртские вы запомнили?

Л: Ну, ребятки, какие вы молодцы! Жаль с вами расставаться! Зечь Лу, ребята!

 Домашнее задание.  Помимо Лопшо в удмуртских мифах и легендах живут и другие герои.  О них вы   прочитаете  в книге "Мифы и легенды удмуртского народа".

Список использованной литературы:

1.      Мифы, легенды и сказки удмуртского народа / лит. обраб. Н. П. Кралиной. – Устинов : Удмуртия, 1986. – 206 с.: ил

2.      Леонтьев А.К.  Лесное чудо. - Ижевск,1978. - 32 с.

3.      http://letopisi.ru/index.php/ "Золотой символ Удмуртии - италмас" letopisi.ru

4.      http://ru.wikipedia.org  wiki Италмас

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru