Аннотация внеклассного мероприятия:
МКОУ «ОШ№5»
Данное мероприятие разработано с целью приобщать детей и взрослых к национальным ценностям удмуртского народа, познакомить с удмуртскими словами, связанными с бытом.
Мероприятие проходит в форме игровой программы с театрализованным представлением. Всю программу ведет сказочный персонаж Лопшо Педунь. Обучающиеся знакомятся с традициями удмуртов, устройством их быта, играют в национальные игры.
Мероприятие сопровождается показом электронной презентации в программе Power Point и проецированием её на экране интерактивной доски.
Методическая разработка внеклассного мероприятия
«В гостях у Лопшо Педуня»
Учитель русского языка и литературы
Л.В.Чернявская
МКОУ «ОШ №5» город Глазов
Внеклассное мероприятие «В гостях у Лопшо Педуня".
Цель: приобщать детей и взрослых к национальным ценностям удмуртского народа, познакомить с удмуртскими словами.
Задачи: содействовать развитию интереса у детей к удмуртской народной культуре; способствовать повышению интереса к языку, запоминанию слов и использованию их в повседневной жизни; развивать эмоциональную сферу у школьников в процессе игровой деятельности, расширение кругозора и представления об окружающем мире;
воспитание любви к родному краю, бережного отношения к природе родного края.
Продолжительность реализации разработки – 35 -45 минут
Средства обучения: фонограммы заставок, интерактивная доска.
Оформление класса:
ü флаги России и Удмуртии;
ü картины с государственной символикой;
ü предметы быта удмуртов, музыкальные инструменты;
ü цветок италмас для разучивания игры;
ü мультимедийный проектор и доска;
ü музыкальное сопровождение;
ü стеллаж с выставкой книг по Удмуртии.
Ход мероприятия.
Под музыку в зал входит Лопшо Педунь.
Лопшо Педунь (Л.) Зечбуресь, пиналъес!
Вы меня узнали?
Тем, кто меня не знает, представлюсь: Я – Лопшо Педунь – родной брат русского Иванушки, двоюродный брат узбекского Хаджи Насреддина и татарского Шурале, дядюшка белорусского Нестера, друг всех веселых людей на Земле!
Поёт на мотив «Ялыки»
Ходит – бродит в нашем крае
Песенка – вещунья.
Эту песню каждый знает
Про Лопшо Педуня.
Говорят: «Педунь тот рыжий».
Говорят: «Седой как лунь».
Говорят: «Он выше крыши!»
А я - вот какой, Педунь!
Лопшо Педунь, Лопшо Педунь!
Известен я во всех местах…
Как хорошо, как хорошо
Что нынче вы у меня в гостях.
Л. Мы собрались сегодня с вами, чтобы рассказать о нашем удмуртском крае, познакомится с героями удмуртских сказок и мифов, подышим воздухом наших лугов и лесов, зайдем в гости в удмуртскую избу, поучим удмуртские слова, поиграем в удмуртские игры и конечно же споем. В конце путешествия мы посмотрим, кто был внимательным.
Ребята, а вы знаете, когда день рождения Удмуртии?
Более 450 лет назад наши предки - удмурты решили жить единой семьей в составе России. День рождения республики мы отмечаем 4 ноября.
Я удмурт,
Нас, удмуртов, немного,
Наша родина невелика.
Но сегодня и наша дорога
Широка, словно Кама – река.
Л. А как красив удмуртский язык. Он богат пословицами и поговорками.
Я буду говорить удмуртскую пословицу, а вы должны назвать аналогичную русскую пословицу.
1. Любишь мед - люби и пчел. (Любишь кататься- люби и саночки возить)
2. Без труда сыт не будешь. (Без труда не выловишь и рыбку из пруда)
3. Как крикнешь, так и эхо отзовется. (Как аукнешь, так и откликнется).
4. Шороха бояться в лес не ходить. (Волков бояться – в лес не ходить).
5. Дерево без ветра не скрипит (Дыма без огня не бывает).
6. Лошадь есть – ездок найдется. (Была бы шея, а хомут найдется)
7.
Л. Наш край называют ещё и песенным краем. Очень красивы удмуртские песни: ласковые и задушевные, весёлые и задорные.
Кырзан котькинлы дуно.
Кырзанэн шулдыр улон.
Песня всем всегда нужна.
Песня в жизни нам важна.
Звучит песня в исполнении детей.
Л. Ребята, а вы хотите побывать у меня в гостях? Я вас приглашаю к себе в дом, покажу свое любимое место в доме. А чтобы попасть ко мне в гости надо произнести заветные слова: одык, кык, куинь!
Типичное поселение — деревня (удм. гурт), располагалось цепочкой вдоль реки или вблизи родников, без улиц, кучевой планировкой (до XIX века). Жилище — наземная бревенчатая постройка, изба (корка́), с холодными сенями. Крыша — двускатная, тесовая, ставилась на самцах, а позже на стропилах. Углы рубились, пазы прокладывались мхом. Зажиточные крестьяне стали ставить в XX веке дома-пятистенки, с зимней и летней половинами, или 2-этажные дома, иногда с каменным низом и деревянным верхом.
В домах находилась глинобитная печь (гур), с подвешенным у северных удмуртов, и вмазанным, как у татар, котлом. По диагонали от печи располагался красный угол, со столом и стулом для главы семьи. По стенам — скамьи и полки. Спали на полатях и на нарах. Двор включал погреб, хлев, навесы, кладовые.
Я очень люблю лежать на печи, а еще вкусно покушать. Ребята, а назовите национальные блюда.
А еще я люблю поиграть.
«Игра с лаптем»
ОПИСАНИЕ. Дети образуют круг.
Водящий за верёвочку крутит лапоть понизу, дети должны перепрыгнуть, не задев его.
ПРАВИЛА. Задевший лапоть – выходит из игры.
Л. Из окон моего дома открывается вид на прекрасный луг! Там растет огромное количество и травянистых, и цветковых растений.
- Какой цветок является символом республики? (Италмас)
- Посмотрите, какой он красивый! Этот цветок занесен в Красную книгу Удмуртии. Его в Удмуртии осталось очень мало. Поэтому не рвите этот цветок, а только любуйтесь его красотой!
А вот про купальницу я вам расскажу легенду. ...Жила-была красавица по имени Италмас. Чтобы не попасть в руки злому колдуну, девушка обернулась цветком купальницы. Так гласит древняя сказка, и удмурты до сих пор называют золотые тугие цветы на лугу - италмасами. Цветок - словно золотоволосая девушка в ярком зеленом платье. У нас за рекой Чепцой растут весной италмасы, но их тоже становится всё меньше и меньше и они уходят от берега все дальше к лесу. Поэтому ребята, нужно как меньше их рвать, а лучше просто ими любоваться, когда они растут.
Удмурты придумали игру с италмасом.
Игра «Италмас».
Дети встают в круг, водящий снаружи с италмасом. Под музыку дети идут в одну сторону, а водящий в другую. Музыка останавливается, водящий просовывает цветок между двумя детьми. Дети разбегаются в разные стороны. Кто первый схватит цветок, тот и водит!
- Давайте вспомним, какие растения кроме италмаса растут у нас в Удмуртии.
"Мать-и-мачеха" , "Подорожник" возле дорог растет, раны залечивает(порезник, ранник), "Ромашка","Клевер" и др..
Многие из них занесены, как и италмас в Красную книгу Удмуртии!
Эти растения нужно тоже беречь и охранять!
Хорошо на лугу, но мы покидаем с вами луг и отправляемся дальше.
Давайте скажем наши заветные слова: одык, кык, куинь!
Вот перед нами лес.
Также как и без цветов, без леса мы не проживем.
Что нам дает лес? (чистый воздух, хорошее настроение, дом для животных и растений, строительные материалы.) Берегите леса-это легкие нашей планеты, планета ими дышит.
Я думаю, что вы знаете как себя вести в лесу?
В лесу много деревьев, вы все их знаете. Я предлагаю вам отгадать загадки, отгадками являются названия деревьев.
1. Клейкие почки, зеленые листочки.
С белой корой расту под горой. (Береза)
2. С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед. (Липа)
3. Что за дерево стоит -
Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)
4. Летом с него снег -
Просто смех!
Снег по городу летает,
Почему же он не тает? (Тополь)
5. Зимой и летом одним цветом. (Ель)
6. У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту в высоту. (Сосна)
7. Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но в отличие от елки,
Опадают те иголки. (Лиственница)
8. В сенокос - горька,
А в мороз - сладка.
Что за ягодка? (Рябина)
Молодцы , знаете растения.
О природе Удмуртии, животных, деревьях, птицах, растениях, написано много книг, стихов (выставка книг).
Писатель Виктор Туганаев написал книгу "Коля знает 50 растений, а ты?" Это рассказ о мальчике Коле, который любит природу, никогда не обижает животных.
Л. Ребята, а знаете ли вы животных Удмуртии и их повадки?
Игра «Угадай, кто я?»
Л. : Молодцы, ребята! Хорошо знаете животных. У всех животных есть
Игра «Хвост»
ОПИСАНИЕ. Дети встают друг за другом по- цепочке, руки на поясе у товарища. «Хвост» цепочки ловит «голову».
ПРАВИЛА. Если «хвост» поймает «голову», то «голова» становится «хвостом».
Мы покидаем лес.
Не забыли заветные слова, которые нас зовут в путь. Хором повторяем: одык, кык,куинь!
Л. Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы.
Ты посмотри по
сторонам
Все это - наше, это - нам:
И горы, и луга:
На сотни верст - леса, поля,
И все - удмуртская земля,
Где ни ступи нога!
- Ребята, почему нашу Удмуртию называют "Край родниковый"? А вы знаете что такое родник, ключ?
- Какая там вода? Да, в водоемах должна быть чистая вода! Вода нужна для всего живого! Воду нужно беречь!
Игра «Водяной»
ОПИСАНИЕ. Очерчивают круг-это пруд или озеро.
Выбирается водящий - водяной. Играющие бегают вокруг озера и повторяют слова:
«Водяного нет, а людей много»
Водяной бегает по кругу и ловит
играющих, которые близко подходят к лини круга. Пойманные остаются в кругу.
Игра продолжается до тех пор, пока не будет поймано большинство игроков.
ПРАВИЛА. Водяной ловит, не выходя за линию круга.
Ловишками становится и те, кого поймали. Они помогают водяным.
Молодцы, ребята! Наше путешествие подошло к концу.
Пусть уходит из мира тревога
Навсегда - на года и века.
Я - удмурт
Нас, удмуртов, немного.
Наша Родина невелика.
Мы побывали с вами на лугу, в лесу, в удмуртской избе. Вспомнили названия деревьев, цветов, животных, увидели предметы, которыми пользовались удмурты, узнали новые удмуртские слова.
Мы думаем, что вы открыли для себя что-то новое?
Сейчас я проверю, какими вы внимательными были во время путешествия!
Ответьте на мои вопросы:
1. О каком празднике нашей Республики мы говорили?
2. Как зовут весельчака в удмуртских сказках?
3. Какой цветок является символом Удмуртии?
4. Какие деревья и растения вы запомнили?
5. Какие слова удмуртские вы запомнили?
Л: Ну, ребятки, какие вы молодцы! Жаль с вами расставаться! Зечь Лу, ребята!
Домашнее задание. Помимо Лопшо в удмуртских мифах и легендах живут и другие герои. О них вы прочитаете в книге "Мифы и легенды удмуртского народа".
Список использованной литературы:
1. Мифы, легенды и сказки удмуртского народа / лит. обраб. Н. П. Кралиной. – Устинов : Удмуртия, 1986. – 206 с.: ил
2. Леонтьев А.К. Лесное чудо. - Ижевск,1978. - 32 с.
3. http://letopisi.ru/index.php/ "Золотой символ Удмуртии - италмас" letopisi.ru
4. http://ru.wikipedia.org wiki Италмас
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.