Сценарий нравственно-этической беседы "Птицам наша забота"
Оценка 4.9

Сценарий нравственно-этической беседы "Птицам наша забота"

Оценка 4.9
docx
воспитательная работа
1 кл
30.05.2023
Сценарий нравственно-этической беседы "Птицам наша забота"
Нравственно-этическая беседа «Птицам – нашу заботу» разработана в рамках практико-ориентированного экологического проекта «Милосердие начинается с Малого» для воспитанников группы продленного дня, учеников 1-2 классов с учетом возрастных особенностей детей и режимных моментов ГПД. Беседа направлена на формирование чувств сострадания, милосердия к зимующим птицам нашего города и воспитание осознанного, доброго отношения к природе родного края.
МЕТОД разработка Степановой ЕА.docx

Муниципальная бюджетная организация г. Мурманска                       Средняя общеобразовательная школа № 49

 

 

 

Сценарий нравственно-этической беседы

«Птицам – наша забота»

в рамках практико-ориентированного экологического проекта

«Милосердие начинается с малого»

1-2 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Степанова Елена Анатольевна

                                        Воспитатель ГПД

                                                                 МБОУ г. Мурманска СОШ № 49

 

 

 

 

Мурманск 2023

Аннотация

Нравственно-этическая беседа «Птицам – нашу заботу» разработана в рамках практико-ориентированного экологического проекта «Милосердие начинается с Малого» для воспитанников группы продленного дня, учеников 1-2 классов с учетом возрастных особенностей детей и режимных моментов ГПД. Беседа направлена на формирование чувств сострадания, милосердия к зимующим птицам нашего города и воспитание осознанного, доброго отношения к природе родного края.

Для реализации данных задач в ходе беседы применяются следующие методы и приемы:

- использование литературных произведений по теме беседы (художественное  слово);

- анализ ситуаций и установление логических взаимосвязей;

- метод аналогий;

- самораскрытие и самооценка;

- убеждение.

Художественные произведения, фото-  и видеоматериалы, которые используются в беседе, не только способствуют расширению кругозора, но и вызывают у воспитанников эмоции сочувствия, сострадания, мотивируют их на проявление искреннего милосердия по отношению к зимующим птицам.

Беседа «Птицам – наша забота» помогает настроить детей на милосердное отношение к зимующим птицам, вызывает   искреннее беспокойство и тревогу за их судьбу в суровый зимний период, учит культуре общения с природой. 

  Методические материалы проекта найдут практическое применение в начальной школе на уроках окружающего мира, внеклассного чтения, литературного чтения и внеклассных мероприятиях.                                               

 

Пояснительная записка

Нравственно-этическая беседа «Птицам – наша забота»

в рамках практико-ориентированного экологического проекта      

«Милосердие начинается с Малого»

 

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Становление духовно-нравственных ценностей должно начинаться еще в раннем детстве. В этом возрасте в душу ребенка можно и должно вложить утраченные в сегодняшней действительности такие исконно-русские ценности, как милосердие и сострадание.

Духовно-нравственное воспитание неразрывно связано со становлением личности ребенка, с воспитанием доброты, милосердия и ответственного отношения к живой природе. В стремлении помочь живой природе ребенок сможет сохранить чистоту своей души и создать для себя благодатные предпосылки нравственного развития.

Актуальность беседы:

Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. Это самое тяжелое время для зимующих птиц. Перед ними встает жизненно важный вопрос, как прокормиться: доступной пищи становится значительно меньше, а потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм практически недоступен, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

С наступлением холодов в поисках корма синицы, голуби, снегири, воробьи, и многие другие пернатые начинают искать корм вблизи жилых домов. Поэтому мы с детьми и их родителями ежегодно реализуем проект «Милосердие начинается с Малого», началом которого является нравственно-этическая беседа «Птицам – наша забота».

Цель беседы:

Обратить внимание детей на трудное существование птиц зимой. Через понятия «Милосердие», «Доброта» вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим птицам и осознанное желание помогать им.

Задачи:

Формировать обобщенные представления о зимующих птицах.  Понять, чем человек может помочь зимующим птицам.

Ожидаемые результаты:

- Воспитание у детей потребности проявлять сострадание и милосердие к зимующим птицам.

- Мотивация воспитанников к самореализации в познавательной и практической, общественно-полезной, природоохранной деятельности.

- Формирование ответственного отношения к живой природе.

- Создание на пришкольной территории «Птичьей столовой».

Срок проведения: ноябрь.

Участники: дети, посещающие ГПД (7-8 лет), воспитатель группы.

Обоснование выбора формы проведения беседы:

Этическая беседа - это одно из средств духовно-нравственного воспитания, метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон: учителя и ученика. Беседа отличается от рассказа, инструктажа именно тем, что педагог выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества.

 

План проведения нравственно-этической беседы

 «Птицам – нашу заботу»

Цель: обратить внимание детей на трудное существование птиц зимой. Через понятия «Милосердие», «Доброта» вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим птицам и осознанное желание помогать им.

Задачи: формировать обобщенные представления о зимующих птицах.  Понять, чем человек может помочь зимующим птицам.

Материалы и оборудование:

- мультимедийная система;

- карточки-задания для коллективной работы;

- выставка художественных произведений о природе.

Место проведения мероприятия:

- Средняя общеобразовательная школа № 49, группа продленного дня.

Методы и приемы, используемые в ходе беседы:

- использование  литературных  произведений по теме беседы (художественное 

слово);

- анализ ситуаций и установление логических взаимосвязей; 

- метод аналогий;

- самораскрытие и самооценка

- убеждение.

Структура беседы:

1. Введение в тему беседы. Целеполагание.

- Рассмотрите иллюстрации. Какие литературные произведения вы узнали?

         

 

(Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»,  Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»)

- Что объединяет эти иллюстрации? (Ласточка и Серая Шейка в беде, им нужна помощь).

- Какие чувства вы испытываете, глядя на эти иллюстрации? (жалко, хочется помочь: спасти, накормить,  вылечить,  согреть, защитить).

- Готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается. называется в русском языке МИЛОСЕРДИЕ.  Как вы думаете, от каких двух слов произошло это слово? (МИЛОЕ, СЕРДЦЕ).

- Сегодня мы будем говорить с вами о милосердии.

2. Работа с литературными произведениями- стихотворением С.Есенина «Поёт зима - аукает…» [4], отрывком из рассказа В.Бианки «Прячутся» [2].

- первичное прочтение стихотворения педагогом или прослушивание аудиозаписи.

Сергей Есенин

Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.

- Какие картины зимы вы себе представили? (зимний лес, много снега, холодно, птички голодные, воет вьюга и т.д.)

3. Работа с иллюстрациями - погружение в ситуацию, описанную поэтом в   стихотворении.

             

 

- Представьте себя на месте этих воробушков. Что вы чувствуете? (холодно, хочется согреться).

- Птицам зимой холод не страшен, если они сытые.

- Прочтение отрывка из рассказа В. Бианки «Прячутся» [2] педагогом или хорошо читающим учеником.

 « Голодно становится, голодно!
 Холод не так страшен тем животным, у которых кровь горячая, - зверям, птицам. Лишь бы пища была: поел - словно печечку в себе затопил.Но с холодом приходит и голод…»

 - Какое желание возникает у вас, когда вы смотрите на эти фотографии? (желание накормить этих птичек).

4. Работа по группам. Выполнение практических заданий.

Дети делятся на 3 группы.

1 группа: получает комплект фотографий разных птиц. Задание: выбрать фотографии тех птиц, которые остаются зимовать в нашем городе и нуждаются в нашей помощи.

2 группа: получает комплект изображений кормушек разных видов. Задание: выбрать фотографии тех кормушек, которые подходят для подкармливания птиц в зимних условиях.

3 группа: получает комплект изображений разных вариантов корма для подкармливания птиц. Задание: выбрать те варианты корма для птиц, которые можно использовать в зимних условиях.

После обсуждения каждая группа представляет результат своей работы.

4. Вывод.

Чем мы с вами можем помочь зимующим птицам? По силам ли нам это сделать?

Что общего между этими иллюстрациями? (везде видна помощь попавшим в беду и проявление МИЛОСЕРДИЯ).

https://i.pinimg.com/originals/ab/49/a7/ab49a7e3657b161aabc35687d56c5b66.jpg

 

5. Рефлексия.

Выберите те понятия, которые необходимо проявить для помощи птицам:

ДОБРОТА                             СОСТРАДАНИЕ                   ЖАЛОСТЬ

ЖАДНОСТЬ                          ЗАБОТА                                ЛЕНЬ

МИЛОСЕРДИЕ                     ЭГОИЗМ                      БЕЗРАЗЛИЧИЕ

6. Заключение.

Спасибо вам за активную работу и душевный отклик! Я надеюсь, что росточки милосердия в ваших душах будут расти и крепнуть вместе с вашими добрыми делами!

- Закончить нашу беседу я хочу стихотворением   Михаила Глазкова «Поделитесь с птицами едой» [3]:

Поделитесь с птицами едой,
Накрошите хлеба им на блюдце.
Пусть они под вьюжною бедой
Не опустят крылья, не согнуться.

Поделитесь с птицами едой,
Чтоб они, как только снег растает,
Пронеслись над полою водой
До своих гнездовий шумной стаей.

Поделитесь с птицами едой,
С малыми друзьями, земляками,
Если дорожите дружбой той
И сердца в груди у вас не камень.

Поделитесь с птицами едой,
И они отплатят доброй песней.
Ну а с песней жить то интересней,
До ста лет все будешь молодой…

Поделитесь с птицами едой!

 

Список литературы и интернет–источников

1. Бабенко В.Г., Птицы севера России, Москва, «Изобразительное искусство», 1992 г.

2. Бианки В.В. «Прячутся» http://bianki.lit-info.ru/bianki/proza/lesnaya-gazeta/mesyac-proschaniya-s-rodinoj.htm#n7

3. Глазков М.И. «Поделитесь с птицами едой» https://lit.rosuchebnik.ru/proizvedenie-podelites-s-ptitsami-edoy/poslednie/1/

4. Есенин С.А. «Поет зима -  аукает,..» https://rustih.ru/sergej-esenin-poyot-zima-aukaet/

5. Иваницкий В.В. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Птицы. – М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2000 г.

6. Иллюстрации к сказке Г.Х. Андерсена «Дюймовочка»: 1558042764, hqdefault

7. Иллюстрации «Дети у кормушки»: https://fsd.multiurok.ru/html/2017/10/28/s_59f46fe8c73a4/723105_1.jpeg , bloknot-s-rozhdestvom-hristovym-deti-u-kormushki--94479-463427

8. Иллюстрации к рассказу Д.Н. Мамина-Сибиряка «Серая шейка»: http://www.doklad-na-temu.ru/lyudi/mamin-sibiryak.htm

 9. Фотографии птиц: vetki-trava-iney-zima-ptica-6921, https://www.theparagraph.ru/wp-content/uploads/2020/12/tmb_208931_1363.jpg, https://zoo-dom.com.ua/upload/breed/ru/0_45560100_1533711162_foto.jpg, http://st-roll.ru/wp-content/uploads/2012/12/DSC09217.jpg, https://lh3.googleusercontent.com/proxy/MMDerENwwhTWlahckQvJRBxTVn8-7VapKWguoWgVYSk6080inZNsUxPC_NMvBQ0uwIv6XMEqH4K2Z-rPz3ZVZtl4CVSjyZerVFHjdA, http://mtdata.ru/u25/photo0436/20186571154-0/original.jpg, https://i.pinimg.com/originals/8b/c2/68/8bc268a0191cf1cda007f40bdd2bb328.gif


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальная бюджетная организация г

Муниципальная бюджетная организация г

Аннотация Нравственно-этическая беседа «Птицам – нашу заботу» разработана в рамках практико-ориентированного экологического проекта «Милосердие начинается с

Аннотация Нравственно-этическая беседа «Птицам – нашу заботу» разработана в рамках практико-ориентированного экологического проекта «Милосердие начинается с

Нравственно-этическая беседа «Птицам – наша забота» в рамках практико-ориентированного экологического проекта «Милосердие начинается с

Нравственно-этическая беседа «Птицам – наша забота» в рамках практико-ориентированного экологического проекта «Милосердие начинается с

Поэтому мы с детьми и их родителями ежегодно реализуем проект «Милосердие начинается с

Поэтому мы с детьми и их родителями ежегодно реализуем проект «Милосердие начинается с

Цель: обратить внимание детей на трудное существование птиц зимой

Цель: обратить внимание детей на трудное существование птиц зимой

Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»,

Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»,

Ковром шелковым стелется, Но больно холодна

Ковром шелковым стелется, Но больно холодна

Птицам зимой холод не страшен, если они сытые

Птицам зимой холод не страшен, если они сытые

Рефлексия. Выберите те понятия, которые необходимо проявить для помощи птицам:

Рефлексия. Выберите те понятия, которые необходимо проявить для помощи птицам:

Поделитесь с птицами едой, Накрошите хлеба им на блюдце

Поделитесь с птицами едой, Накрошите хлеба им на блюдце

Есенин С.А. «Поет зима - аукает,

Есенин С.А. «Поет зима - аукает,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2023