Муниципальная бюджетная организация г. Мурманска Средняя общеобразовательная школа № 49
Сценарий нравственно-этической беседы
«Птицам – наша забота»
в рамках практико-ориентированного экологического проекта
«Милосердие начинается с малого»
1-2 класс
Автор: Степанова Елена Анатольевна
Воспитатель ГПД
МБОУ г. Мурманска СОШ № 49
Мурманск 2023
Аннотация
Нравственно-этическая беседа «Птицам – нашу заботу» разработана в рамках практико-ориентированного экологического проекта «Милосердие начинается с Малого» для воспитанников группы продленного дня, учеников 1-2 классов с учетом возрастных особенностей детей и режимных моментов ГПД. Беседа направлена на формирование чувств сострадания, милосердия к зимующим птицам нашего города и воспитание осознанного, доброго отношения к природе родного края.
Для реализации данных задач в ходе беседы применяются следующие методы и приемы:
- использование литературных произведений по теме беседы (художественное слово);
- анализ ситуаций и установление логических взаимосвязей;
- метод аналогий;
- самораскрытие и самооценка;
- убеждение.
Художественные произведения, фото- и видеоматериалы, которые используются в беседе, не только способствуют расширению кругозора, но и вызывают у воспитанников эмоции сочувствия, сострадания, мотивируют их на проявление искреннего милосердия по отношению к зимующим птицам.
Беседа «Птицам – наша забота» помогает настроить детей на милосердное отношение к зимующим птицам, вызывает искреннее беспокойство и тревогу за их судьбу в суровый зимний период, учит культуре общения с природой.
Методические материалы проекта найдут практическое применение в начальной школе на уроках окружающего мира, внеклассного чтения, литературного чтения и внеклассных мероприятиях.
Пояснительная записка
Нравственно-этическая беседа «Птицам – наша забота»
в рамках практико-ориентированного экологического проекта
«Милосердие начинается с Малого»
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Становление духовно-нравственных ценностей должно начинаться еще в раннем детстве. В этом возрасте в душу ребенка можно и должно вложить утраченные в сегодняшней действительности такие исконно-русские ценности, как милосердие и сострадание.
Духовно-нравственное воспитание неразрывно связано со становлением личности ребенка, с воспитанием доброты, милосердия и ответственного отношения к живой природе. В стремлении помочь живой природе ребенок сможет сохранить чистоту своей души и создать для себя благодатные предпосылки нравственного развития.
Актуальность беседы:
Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. Это самое тяжелое время для зимующих птиц. Перед ними встает жизненно важный вопрос, как прокормиться: доступной пищи становится значительно меньше, а потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм практически недоступен, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.
С наступлением холодов в поисках корма синицы, голуби, снегири, воробьи, и многие другие пернатые начинают искать корм вблизи жилых домов. Поэтому мы с детьми и их родителями ежегодно реализуем проект «Милосердие начинается с Малого», началом которого является нравственно-этическая беседа «Птицам – наша забота».
Цель беседы:
Обратить внимание детей на трудное существование птиц зимой. Через понятия «Милосердие», «Доброта» вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим птицам и осознанное желание помогать им.
Задачи:
Формировать обобщенные представления о зимующих птицах. Понять, чем человек может помочь зимующим птицам.
Ожидаемые результаты:
- Воспитание у детей потребности проявлять сострадание и милосердие к зимующим птицам.
- Мотивация воспитанников к самореализации в познавательной и практической, общественно-полезной, природоохранной деятельности.
- Формирование ответственного отношения к живой природе.
- Создание на пришкольной территории «Птичьей столовой».
Срок проведения: ноябрь.
Участники: дети, посещающие ГПД (7-8 лет), воспитатель группы.
Обоснование выбора формы проведения беседы:
Этическая беседа - это одно из средств духовно-нравственного воспитания, метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон: учителя и ученика. Беседа отличается от рассказа, инструктажа именно тем, что педагог выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества.
План проведения нравственно-этической беседы
«Птицам – нашу заботу»
Цель: обратить внимание детей на трудное существование птиц зимой. Через понятия «Милосердие», «Доброта» вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим птицам и осознанное желание помогать им.
Задачи: формировать обобщенные представления о зимующих птицах. Понять, чем человек может помочь зимующим птицам.
Материалы и оборудование:
- мультимедийная система;
- карточки-задания для коллективной работы;
- выставка художественных произведений о природе.
Место проведения мероприятия:
- Средняя общеобразовательная школа № 49, группа продленного дня.
Методы и приемы, используемые в ходе беседы:
- использование литературных произведений по теме беседы (художественное
слово);
- анализ ситуаций и установление логических взаимосвязей;
- метод аналогий;
- самораскрытие и самооценка
- убеждение.
Структура беседы:
1. Введение в тему беседы. Целеполагание.
- Рассмотрите иллюстрации. Какие литературные произведения вы узнали?
(Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»)
- Что объединяет эти иллюстрации? (Ласточка и Серая Шейка в беде, им нужна помощь).
- Какие чувства вы испытываете, глядя на эти иллюстрации? (жалко, хочется помочь: спасти, накормить, вылечить, согреть, защитить).
- Готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается. называется в русском языке МИЛОСЕРДИЕ. Как вы думаете, от каких двух слов произошло это слово? (МИЛОЕ, СЕРДЦЕ).
- Сегодня мы будем говорить с вами о милосердии.
2. Работа с литературными произведениями- стихотворением С.Есенина «Поёт зима - аукает…» [4], отрывком из рассказа В.Бианки «Прячутся» [2].
- первичное прочтение стихотворения педагогом или прослушивание аудиозаписи.
Сергей Есенин
Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
- Какие картины зимы вы себе представили? (зимний лес, много снега, холодно, птички голодные, воет вьюга и т.д.)
3. Работа с иллюстрациями - погружение в ситуацию, описанную поэтом в стихотворении.
- Представьте себя на месте этих воробушков. Что вы чувствуете? (холодно, хочется согреться).
- Птицам зимой холод не страшен, если они сытые.
- Прочтение отрывка из рассказа В. Бианки «Прячутся» [2] педагогом или хорошо читающим учеником.
« Голодно становится, голодно!
Холод не так страшен тем животным, у которых кровь горячая, - зверям,
птицам. Лишь бы пища была: поел - словно печечку в себе затопил.Но с холодом
приходит и голод…»
- Какое желание возникает у вас, когда вы смотрите на эти фотографии? (желание накормить этих птичек).
4. Работа по группам. Выполнение практических заданий.
Дети делятся на 3 группы.
1 группа: получает комплект фотографий разных птиц. Задание: выбрать фотографии тех птиц, которые остаются зимовать в нашем городе и нуждаются в нашей помощи.
2 группа: получает комплект изображений кормушек разных видов. Задание: выбрать фотографии тех кормушек, которые подходят для подкармливания птиц в зимних условиях.
3 группа: получает комплект изображений разных вариантов корма для подкармливания птиц. Задание: выбрать те варианты корма для птиц, которые можно использовать в зимних условиях.
После обсуждения каждая группа представляет результат своей работы.
4. Вывод.
Чем мы с вами можем помочь зимующим птицам? По силам ли нам это сделать?
Что общего между этими иллюстрациями? (везде видна помощь попавшим в беду и проявление МИЛОСЕРДИЯ).
5. Рефлексия.
Выберите те понятия, которые необходимо проявить для помощи птицам:
ДОБРОТА СОСТРАДАНИЕ ЖАЛОСТЬ
ЖАДНОСТЬ ЗАБОТА ЛЕНЬ
МИЛОСЕРДИЕ ЭГОИЗМ БЕЗРАЗЛИЧИЕ
6. Заключение.
Спасибо вам за активную работу и душевный отклик! Я надеюсь, что росточки милосердия в ваших душах будут расти и крепнуть вместе с вашими добрыми делами!
- Закончить нашу беседу я хочу стихотворением Михаила Глазкова «Поделитесь с птицами едой» [3]:
Поделитесь с птицами
едой,
Накрошите хлеба им на блюдце.
Пусть они под вьюжною бедой
Не опустят крылья, не согнуться.
Поделитесь с птицами
едой,
Чтоб они, как только снег растает,
Пронеслись над полою водой
До своих гнездовий шумной стаей.
Поделитесь с птицами
едой,
С малыми друзьями, земляками,
Если дорожите дружбой той
И сердца в груди у вас не камень.
Поделитесь с птицами
едой,
И они отплатят доброй песней.
Ну а с песней жить то интересней,
До ста лет все будешь молодой…
Поделитесь с птицами едой!
Список литературы и интернет–источников
1. Бабенко В.Г., Птицы севера России, Москва, «Изобразительное искусство», 1992 г.
2. Бианки В.В. «Прячутся» http://bianki.lit-info.ru/bianki/proza/lesnaya-gazeta/mesyac-proschaniya-s-rodinoj.htm#n7
3. Глазков М.И. «Поделитесь с птицами едой» https://lit.rosuchebnik.ru/proizvedenie-podelites-s-ptitsami-edoy/poslednie/1/
4. Есенин С.А. «Поет зима - аукает,..» https://rustih.ru/sergej-esenin-poyot-zima-aukaet/
5. Иваницкий В.В. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Птицы. – М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2000 г.
6. Иллюстрации к сказке Г.Х. Андерсена «Дюймовочка»: 1558042764, hqdefault
7. Иллюстрации «Дети у кормушки»: https://fsd.multiurok.ru/html/2017/10/28/s_59f46fe8c73a4/723105_1.jpeg , bloknot-s-rozhdestvom-hristovym-deti-u-kormushki--94479-463427
8. Иллюстрации к рассказу Д.Н. Мамина-Сибиряка «Серая шейка»: http://www.doklad-na-temu.ru/lyudi/mamin-sibiryak.htm
9. Фотографии птиц: vetki-trava-iney-zima-ptica-6921, https://www.theparagraph.ru/wp-content/uploads/2020/12/tmb_208931_1363.jpg, https://zoo-dom.com.ua/upload/breed/ru/0_45560100_1533711162_foto.jpg, http://st-roll.ru/wp-content/uploads/2012/12/DSC09217.jpg, https://lh3.googleusercontent.com/proxy/MMDerENwwhTWlahckQvJRBxTVn8-7VapKWguoWgVYSk6080inZNsUxPC_NMvBQ0uwIv6XMEqH4K2Z-rPz3ZVZtl4CVSjyZerVFHjdA, http://mtdata.ru/u25/photo0436/20186571154-0/original.jpg, https://i.pinimg.com/originals/8b/c2/68/8bc268a0191cf1cda007f40bdd2bb328.gif
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.