Сценарий нравственно-этической беседы "Птицам наша забота"

  • docx
  • 30.05.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Нравственно-этическая беседа «Птицам – нашу заботу» разработана в рамках практико-ориентированного экологического проекта «Милосердие начинается с Малого» для воспитанников группы продленного дня, учеников 1-2 классов с учетом возрастных особенностей детей и режимных моментов ГПД. Беседа направлена на формирование чувств сострадания, милосердия к зимующим птицам нашего города и воспитание осознанного, доброго отношения к природе родного края.
Иконка файла материала МЕТОД разработка Степановой ЕА.docx

Муниципальная бюджетная организация г. Мурманска                       Средняя общеобразовательная школа № 49

 

 

 

Сценарий нравственно-этической беседы

«Птицам – наша забота»

в рамках практико-ориентированного экологического проекта

«Милосердие начинается с малого»

1-2 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Степанова Елена Анатольевна

                                        Воспитатель ГПД

                                                                 МБОУ г. Мурманска СОШ № 49

 

 

 

 

Мурманск 2023

Аннотация

Нравственно-этическая беседа «Птицам – нашу заботу» разработана в рамках практико-ориентированного экологического проекта «Милосердие начинается с Малого» для воспитанников группы продленного дня, учеников 1-2 классов с учетом возрастных особенностей детей и режимных моментов ГПД. Беседа направлена на формирование чувств сострадания, милосердия к зимующим птицам нашего города и воспитание осознанного, доброго отношения к природе родного края.

Для реализации данных задач в ходе беседы применяются следующие методы и приемы:

- использование литературных произведений по теме беседы (художественное  слово);

- анализ ситуаций и установление логических взаимосвязей;

- метод аналогий;

- самораскрытие и самооценка;

- убеждение.

Художественные произведения, фото-  и видеоматериалы, которые используются в беседе, не только способствуют расширению кругозора, но и вызывают у воспитанников эмоции сочувствия, сострадания, мотивируют их на проявление искреннего милосердия по отношению к зимующим птицам.

Беседа «Птицам – наша забота» помогает настроить детей на милосердное отношение к зимующим птицам, вызывает   искреннее беспокойство и тревогу за их судьбу в суровый зимний период, учит культуре общения с природой. 

  Методические материалы проекта найдут практическое применение в начальной школе на уроках окружающего мира, внеклассного чтения, литературного чтения и внеклассных мероприятиях.                                               

 

Пояснительная записка

Нравственно-этическая беседа «Птицам – наша забота»

в рамках практико-ориентированного экологического проекта      

«Милосердие начинается с Малого»

 

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Становление духовно-нравственных ценностей должно начинаться еще в раннем детстве. В этом возрасте в душу ребенка можно и должно вложить утраченные в сегодняшней действительности такие исконно-русские ценности, как милосердие и сострадание.

Духовно-нравственное воспитание неразрывно связано со становлением личности ребенка, с воспитанием доброты, милосердия и ответственного отношения к живой природе. В стремлении помочь живой природе ребенок сможет сохранить чистоту своей души и создать для себя благодатные предпосылки нравственного развития.

Актуальность беседы:

Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. Это самое тяжелое время для зимующих птиц. Перед ними встает жизненно важный вопрос, как прокормиться: доступной пищи становится значительно меньше, а потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм практически недоступен, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

С наступлением холодов в поисках корма синицы, голуби, снегири, воробьи, и многие другие пернатые начинают искать корм вблизи жилых домов. Поэтому мы с детьми и их родителями ежегодно реализуем проект «Милосердие начинается с Малого», началом которого является нравственно-этическая беседа «Птицам – наша забота».

Цель беседы:

Обратить внимание детей на трудное существование птиц зимой. Через понятия «Милосердие», «Доброта» вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим птицам и осознанное желание помогать им.

Задачи:

Формировать обобщенные представления о зимующих птицах.  Понять, чем человек может помочь зимующим птицам.

Ожидаемые результаты:

- Воспитание у детей потребности проявлять сострадание и милосердие к зимующим птицам.

- Мотивация воспитанников к самореализации в познавательной и практической, общественно-полезной, природоохранной деятельности.

- Формирование ответственного отношения к живой природе.

- Создание на пришкольной территории «Птичьей столовой».

Срок проведения: ноябрь.

Участники: дети, посещающие ГПД (7-8 лет), воспитатель группы.

Обоснование выбора формы проведения беседы:

Этическая беседа - это одно из средств духовно-нравственного воспитания, метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон: учителя и ученика. Беседа отличается от рассказа, инструктажа именно тем, что педагог выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества.

 

План проведения нравственно-этической беседы

 «Птицам – нашу заботу»

Цель: обратить внимание детей на трудное существование птиц зимой. Через понятия «Милосердие», «Доброта» вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим птицам и осознанное желание помогать им.

Задачи: формировать обобщенные представления о зимующих птицах.  Понять, чем человек может помочь зимующим птицам.

Материалы и оборудование:

- мультимедийная система;

- карточки-задания для коллективной работы;

- выставка художественных произведений о природе.

Место проведения мероприятия:

- Средняя общеобразовательная школа № 49, группа продленного дня.

Методы и приемы, используемые в ходе беседы:

- использование  литературных  произведений по теме беседы (художественное 

слово);

- анализ ситуаций и установление логических взаимосвязей; 

- метод аналогий;

- самораскрытие и самооценка

- убеждение.

Структура беседы:

1. Введение в тему беседы. Целеполагание.

- Рассмотрите иллюстрации. Какие литературные произведения вы узнали?

         

 

(Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»,  Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»)

- Что объединяет эти иллюстрации? (Ласточка и Серая Шейка в беде, им нужна помощь).

- Какие чувства вы испытываете, глядя на эти иллюстрации? (жалко, хочется помочь: спасти, накормить,  вылечить,  согреть, защитить).

- Готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается. называется в русском языке МИЛОСЕРДИЕ.  Как вы думаете, от каких двух слов произошло это слово? (МИЛОЕ, СЕРДЦЕ).

- Сегодня мы будем говорить с вами о милосердии.

2. Работа с литературными произведениями- стихотворением С.Есенина «Поёт зима - аукает…» [4], отрывком из рассказа В.Бианки «Прячутся» [2].

- первичное прочтение стихотворения педагогом или прослушивание аудиозаписи.

Сергей Есенин

Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.

- Какие картины зимы вы себе представили? (зимний лес, много снега, холодно, птички голодные, воет вьюга и т.д.)

3. Работа с иллюстрациями - погружение в ситуацию, описанную поэтом в   стихотворении.

             

 

- Представьте себя на месте этих воробушков. Что вы чувствуете? (холодно, хочется согреться).

- Птицам зимой холод не страшен, если они сытые.

- Прочтение отрывка из рассказа В. Бианки «Прячутся» [2] педагогом или хорошо читающим учеником.

 « Голодно становится, голодно!
 Холод не так страшен тем животным, у которых кровь горячая, - зверям, птицам. Лишь бы пища была: поел - словно печечку в себе затопил.Но с холодом приходит и голод…»

 - Какое желание возникает у вас, когда вы смотрите на эти фотографии? (желание накормить этих птичек).

4. Работа по группам. Выполнение практических заданий.

Дети делятся на 3 группы.

1 группа: получает комплект фотографий разных птиц. Задание: выбрать фотографии тех птиц, которые остаются зимовать в нашем городе и нуждаются в нашей помощи.

2 группа: получает комплект изображений кормушек разных видов. Задание: выбрать фотографии тех кормушек, которые подходят для подкармливания птиц в зимних условиях.

3 группа: получает комплект изображений разных вариантов корма для подкармливания птиц. Задание: выбрать те варианты корма для птиц, которые можно использовать в зимних условиях.

После обсуждения каждая группа представляет результат своей работы.

4. Вывод.

Чем мы с вами можем помочь зимующим птицам? По силам ли нам это сделать?

Что общего между этими иллюстрациями? (везде видна помощь попавшим в беду и проявление МИЛОСЕРДИЯ).

https://i.pinimg.com/originals/ab/49/a7/ab49a7e3657b161aabc35687d56c5b66.jpg

 

5. Рефлексия.

Выберите те понятия, которые необходимо проявить для помощи птицам:

ДОБРОТА                             СОСТРАДАНИЕ                   ЖАЛОСТЬ

ЖАДНОСТЬ                          ЗАБОТА                                ЛЕНЬ

МИЛОСЕРДИЕ                     ЭГОИЗМ                      БЕЗРАЗЛИЧИЕ

6. Заключение.

Спасибо вам за активную работу и душевный отклик! Я надеюсь, что росточки милосердия в ваших душах будут расти и крепнуть вместе с вашими добрыми делами!

- Закончить нашу беседу я хочу стихотворением   Михаила Глазкова «Поделитесь с птицами едой» [3]:

Поделитесь с птицами едой,
Накрошите хлеба им на блюдце.
Пусть они под вьюжною бедой
Не опустят крылья, не согнуться.

Поделитесь с птицами едой,
Чтоб они, как только снег растает,
Пронеслись над полою водой
До своих гнездовий шумной стаей.

Поделитесь с птицами едой,
С малыми друзьями, земляками,
Если дорожите дружбой той
И сердца в груди у вас не камень.

Поделитесь с птицами едой,
И они отплатят доброй песней.
Ну а с песней жить то интересней,
До ста лет все будешь молодой…

Поделитесь с птицами едой!

 

Список литературы и интернет–источников

1. Бабенко В.Г., Птицы севера России, Москва, «Изобразительное искусство», 1992 г.

2. Бианки В.В. «Прячутся» http://bianki.lit-info.ru/bianki/proza/lesnaya-gazeta/mesyac-proschaniya-s-rodinoj.htm#n7

3. Глазков М.И. «Поделитесь с птицами едой» https://lit.rosuchebnik.ru/proizvedenie-podelites-s-ptitsami-edoy/poslednie/1/

4. Есенин С.А. «Поет зима -  аукает,..» https://rustih.ru/sergej-esenin-poyot-zima-aukaet/

5. Иваницкий В.В. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Птицы. – М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2000 г.

6. Иллюстрации к сказке Г.Х. Андерсена «Дюймовочка»: 1558042764, hqdefault

7. Иллюстрации «Дети у кормушки»: https://fsd.multiurok.ru/html/2017/10/28/s_59f46fe8c73a4/723105_1.jpeg , bloknot-s-rozhdestvom-hristovym-deti-u-kormushki--94479-463427

8. Иллюстрации к рассказу Д.Н. Мамина-Сибиряка «Серая шейка»: http://www.doklad-na-temu.ru/lyudi/mamin-sibiryak.htm

 9. Фотографии птиц: vetki-trava-iney-zima-ptica-6921, https://www.theparagraph.ru/wp-content/uploads/2020/12/tmb_208931_1363.jpg, https://zoo-dom.com.ua/upload/breed/ru/0_45560100_1533711162_foto.jpg, http://st-roll.ru/wp-content/uploads/2012/12/DSC09217.jpg, https://lh3.googleusercontent.com/proxy/MMDerENwwhTWlahckQvJRBxTVn8-7VapKWguoWgVYSk6080inZNsUxPC_NMvBQ0uwIv6XMEqH4K2Z-rPz3ZVZtl4CVSjyZerVFHjdA, http://mtdata.ru/u25/photo0436/20186571154-0/original.jpg, https://i.pinimg.com/originals/8b/c2/68/8bc268a0191cf1cda007f40bdd2bb328.gif


 

Скачано с www.znanio.ru