Сценарий познавательного брей-ринга "Великая Отечественная война: события и факты"
Оценка 4.8

Сценарий познавательного брей-ринга "Великая Отечественная война: события и факты"

Оценка 4.8
Мероприятия
doc
история
7 кл—11 кл
25.05.2020
Сценарий познавательного брей-ринга "Великая Отечественная война: события и факты"
Брей -ринг.doc

 

                                                                                  Автор -    Семина Татьяна Альбертовна,

учитель истории  БОУ «Вашкинская средняя школа»

(с.Липин Бор, Вологодская область)

 

   Интеллектуально –познавательный брей-ринг   

«Великая Отечественная война: события и факты»

 

        Данная разработка – сценарий для внеклассного мероприятия в форме познавательного турнира между командами. Тематика посвящена  событиям и фактам  Великой Отечественной войны, от малоизвестных до общеизвестных.

         Целевая аудитория -  обучающиеся   7-9 классов.

      Как показывает практика, современным детям с их особенностями клипового мышления требуется многократное повторение информации с динамичным чередование форм.  Несмотря на систематическую работу  по патриотическому воспитанию все-таки наблюдается некоторый разрыв между усилиями педагогов  и эффективностью в восприятии  и запоминании  школьниками общеизвестных для старшего поколения фактов.

         Данная разработка  нацелена на организацию активной познавательной деятельности в основе,  которой использована игра-состязание. Ситуативность  в условиях командного состязания способствует  ощущению  самостоятельности в  поиске ответов, так как нет времени для использования дополнительных источников и надо полагаться только на себя и свою команду.       

            Цель внеклассного занятия – создание условий для активной мыслительной деятельности  и расширение представлений об истории Великой Отечественной войны.

          С  учетом того, что данная тема изучается только в 10 классе, многие общеизвестные факты для школьников 7-9 классов  в определенный момент могут быть в разряде малознакомых, что способствует созданию  ситуации коллективной мыслительной деятельности. 

         Эрудиция отдельно взятых участников  или команды в   целом,   обогащает представления  сверстников. Изначально предполагается, что  фрагментарные знания обучающихся,  непременно  должны быть расширены в ходе занятия. В этой связи немаловажны  продуманные комментарии и дополнения ведущего турнира, а также организация работы для сравнительного анализа предполагаемых  ответов с эталоном.

          Неотъемлемой часть является наличие презентации, визуально-иллюстративного материала.

Оборудование:  презентационное оборудование.

 

 

      

                                                             Ход мероприятия.

1.   Организационный этап – разъяснение ведущего о правилах.

         Брей –ринг в буквальном значении - игра, в которой команды отвечают на вопрос, стараясь сделать это быстрее противника.  Известна и одноименная телевизионная игра, по ее правилам побеждает наиболее эрудированная команда.

         Каждый ответ приносит командам определенное количество баллов.   

         Правильные ответы известны только ведущему. Именно он определяет успешность ответов игре,  при необходимости дополняет ответы.  Создается счетная комиссия в составе 3 человек.

 

2.  Актуализация знаний   – разминка   «Блиц-опрос» определяет диапазон командных представлений от незнания к знанию, азартный дух и темп разминки мотивирует к активной мыслительной деятельности и поиску нового знания.  Участвуют по 1 представителю  от команды, правильный ответ –шаг вперед по импровизированной дорожке «незнание –знание», стоимость вопроса -1 балл

 

Примерный перечень вопросов:

- Что означает слово «БлиЦ»?

-Какая связь с началом войны?

- Сколько дней длилась Великая Отечественная война?

-Сколько дней длилась блокада Ленинграда?

- Сколько городов –героев в России?

- Кодовое название плана нападения Германии на СССР?

- Кодовое название плана германского командования, разработанного для взятия Москвы?

- Кто был верховным главнокомандующим войск в годы войны?

- Назовите не менее трех имен военачальников в годы войны.

- Какая битва считается коренным переломом в Великой Отечественной войне?

- По льду какого озера проходила «дорога жизни», снабжающая  продуктами блокадный Ленинград?

- Во время Великой Отечественной войны установку БМ-13 называли «катюшей», а как называли пистолет –пулемет Шпагина сокращенно  «ППШ» (попробуйте догадаться по звучанию)?

- Какой орден  называют солдатским орденом, специально учрежден для рядового и сержантского состава?

-  Орденом Отечественной войны награждались военнослужащие, партизаны и контрразведчики за доблесть в бою, уничтожение вражеской техники, успешные атаки. А летчики получали орден автоматически: стоило только дважды сделать именно это. Что надо было сделать?

- Самое знаменитое стихотворное письмо с фронта.

-  Чем знаменита река Эльба?

- Чем знамениты  Алексей Берест, Михаил Егоров и Мелитон Кантария?

- Что такое «второй фронт»?

- Дата окончания Второй мировой войны и др.

 

3.  Основной этап  состоит из 2 раундов.

Раунд 1.   Построен по телевизионному принципу «Своя игра» (командам предоставляется свобода выбора вопроса). Игровое поле представлено следующими номинациями «Памятники», «Вернисаж», «Голоса», «Числа», «Животные». Сложность вопросов –от 10 до 50.

Раунд 2 «Сложные вопросы за пять минут»- эвристические вопросы.

 

Раунд 1.

               Условия –  команда, первая  по итогам разминочного этапа, выбирает номинацию и «стоимость» вопроса, в случае  неправильного ответа ход передается следующей команде.   Каждая из команд имеет право на дополнение ответов команды –соперника.

 

              Каждый выбранный вопрос  сопровождается иллюстративным материалом.

Номинация «Памятник» -демонстрируются самые известные памятники, посвященные событиям Великой Отечественной войны.

Вопрос на 10 баллов

Название памятника, где находится, какие слова высечены на нем?

Могила Неизвестного солдата в Москве. В  1966 году  у Кремлевской стены был захоронен прах Неизвестного советского воина, павшего в боях под Москвой. В 1967 здесь открыт памятник и зажжен Вечный огонь, доставленный из Ленинграда, с Марсова поля.

Слова: “Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен”- раскрывают основную идею памятника. Авторы – скульптор Н. Томский.

 

Вопрос на 20 баллов

Памятник находится в г.Краснодон. Кому посвящен?

Героям – молодогвардейцам – на площади Молодой гвардии в Краснодоне. Открыт в 1954 году. На цилиндрическом гранитном постаменте – бронзовая группа: комсомольцы- подпольщики, дающие клятву у боевого знамени. Авторы – скульпторы В. Агибалов, В. Мухин, В. Федченко, архитектор А. Сидоренко.

 

Вопрос на 30 баллов

Назовите общепринятое имя солдата, которым называют данный памятник. Где он  находится?

Это железобетонная скульптура, высотой 11,5 метров изображает  советского солдата. Расположен памятник в г.Пловдив (Болгария) Построен в  1957 год по инициативе жителей города. С любовью его называют «Алеша». В песне поется «Стоит над горою Алеша, в Болгарии русский солдат» (на 6 метровом постаменте, виден со всех точек города).

 

Вопрос на 40 баллов

Где находится данный памятник, какому событию посвящен?

Монументальный архитектурно-скульптурный комплекс "Xатынь"
            Авторы: архитекторы Ю. Градов. В. Занкович, Л. Левин, скульптор С. Селиханов (Ленинская премия 1970 г.). Памятник расположен в Минской области на месте сожженной в марте 1943 года белорусской деревни. Сожжены все жители.
      Комплекс, занимает площадь около 50 га, (по  схему бывшей деревни Хатыни).  В центре композиции высится шестиметровая бронзовая скульптура "Непокоренный человек" с убитым ребенком на руках.  Бывшая улица деревни выложена серыми, под цвет пепла, железобетонными плитами. В тех местах, где когда-то стояли хаты, поставлено 26 обелисков, напоминающих печные трубы, опаленные огнем.На трубах-обелисках бронзовые таблички с именами тех, кто здесь родился и жил.   

 

Вопрос на 50 баллов

Какое отношение имеют памятники к понятию «триптих».

        Триптих –  (от греч. Triptyches — тройной, сложенный в трое) — произведение искусства из трех картин, рельефов, скульптур и т. д., объединенных общей идеей, темой или сюжетом.

       Первая его часть расположена в Магнитогорске и называется «Тыл – фронту!».

Вторая часть в Волгограде (ранее Сталинград) и называется «Родина мать зовет!», третья  часть, под названием «Воин-освободитель» находится в Трептов-парке (Берлин, Германия).

         При создании триптиха подразумевалось, что меч, который выковали уральские кузнецы, подняла Родина-мать в Сталинграде, а опустили его советские воины в Берлине, одержав победу в Великой Отечественной войне.

            Статуя «Родина –мать» (скульптор  Е.В. Вучетич, инженер Н.В. Никитин, 1949 год)– одна из самых высоких в мире, занимающая 11-е место в книге рекордов Гиннесса. Ночью монумент освещается прожекторами. Скульптура представляет собой фигуру женщины с поднятым вверх мечом.

           Памятник воину –освободителю в Берлине расположен  на вершине насыпного холма. 13-метровая бронзовая фигура советского солдата левой рукой прижимает к себе спасенного ребенка, а в правой держит меч, острием упирающийся в разрубленную фашистскую свастику.

 

Номинация «Вернисаж»

Вопросы к  картинам, отражающим события Великой Отечественной войны. В ходе ответов обсуждаются детали, зрительные  образы-подсказки.

 

1. Вопрос на 10 баллов

Кто изображен на картинах? (партизаны, дополните, что вы о них знаете?)

 

2. Вопрос на 20 баллов

Определите событие, его  место  и дату (Кривоногов П. «1945»,  9 мая 1945 года, г.Берлин, у стен Рейхстага)

 

3. Вопрос на 30 баллов

Определите событие, его  место  и дату. (Васильев «Парад 1941 года», Москва)

 

4. Вопрос на 40 баллов

     Фрагмент конкретного боя у д. Дубосеково (на подступах к Москве). Если бы была изображена широкомасштабная панорама всего события, то  сколько героев должно быть на картине?

     28 человек задержали  немцев на подступах к Москве, у д.Дубосеково, по штату  должно было быть 162 человека, и к 16 декабря в стою было около 120 человек. Откуда же взялось число 28?  Дело в том, что накануне боя из числа самых стойких и самых метких бойцов была создана специальная группа истребителей танков в количестве около 30 человек, командовать которой было поручено 30-летнему политруку Василию Клочкову. Перед началом боя Политрук Клочков посмотрел на солдат и сказал -«Тридцать танков, друзья! Наверное, помирать нам здесь придётся во славу Родины. Отступать нам некуда - позади Москва». Когда после гибели героев (выжили только 3) списки восстанавливали, то сосчитали 29 человек, одного вычеркнули, так как сочли предателем, он попал в плен. Панфиловцы – входили в соединение, которым командовал генерал Панфилов.

      Созвучно имя художника В. Е. Памфилов — яркий представитель  батальной живописи, автор многих известных батальных полотен, посвященных Великой Отечественной войне, среди них одна из самых известных картин — «Знамя Победы» над рейхстагом, «Подвиг гвардейцев панфиловцев», «Подвиг Александра Матросова», «Героическая оборона гарнизона» и др.

 

5. Вопрос на 50 баллов

         На слайде представлены картины А. Дайнека «Оборона Москвы» и Кукрыныксы  «Военная Москва».   Назовите названия,  выделенных элементов картины.

         Аэростаты (иногда путают с дирижаблями) – выполнял функцию противовоздушной обороны. Они использовались  качестве заграждения: опасаясь столкновения с тросами и обшивкой аэростатов, немецкие самолеты были вынуждены подниматься выше, что снижало точность бомбометания.

       Отличие: Аэростат - не пилотируемый воздушный шар, на тросах зависал в воздухе; дирижабль - пилотируемый, направляемый   двигателем и воздушным  винтом, металлический.   Дирижабли использовались  при патрулировании  местности, транспортировке крупногабаритных грузов, начальной подготовки парашютистов и др.

        Противотанковый ёж — простейшее заграждение, представляющее собой объёмные шестиконечные звёзды. При наезде танка на ежа последний начинал перекатываться, постепенно приподнимая танк над землёй. При попытке съехать с ежа назад, танк часто оказывался неспособным сделать это. «Шестиконечную  звёздочку» предложил Михаил Гориккер, генерал-майор инженерных войск.

      Ежи менее эффективны, чем минные заграждения, зато их можно в больших количествах изготавливать из подручных материалов без применения высоких технологий и легко перебрасывать с одного участка на другой, что особенно ценно в военное время. На Ленинградском шоссе Москвы стоит памятник в виде трёх ежей — так отмечен рубеж, до которого дошли немцы в 1941 году.

 

 

Номинация «Голос»-  звучит фрагмент звукового файла, одновременно команды знакомятся с текстом вопроса на слайде, при ответе демонстрируются портреты обладателей голоса.

 

1.Вопрос на 10 баллов

        За время блокады Ленинграда обладателем этого голоса было  дано свыше 500 концертов для солдат, за что была вручена   медаль «За оборону Ленинграда». Песни были настолько популярны и значимы, что  9 мая 1945 года  еще был вручен орден Красной Звезды ( Клавдия Шульженко)

 

2. Вопрос на 20 баллов

      Его настоящее  имя Лазарь Иосифович Вайсбейн, родился в Одессе в  1895 г.  Стал очень известным артистом.  Во время Великой Отечественной войны  на средства своего джаз-оркестра «построил» три самолета, названные с разрешения Сталина «Веселые ребята». Кто это? (Леонид Утесов)

 

3.Вопрос на 30 баллов

Фрагмент выступления, чей голос? ( Молотов, выступление по радио).

 

4. Вопрос на 40 баллов

        Гитлер считал его своим главным врагом в СССР.  За его голову он объявил награду в 250 тысяч немецких марок. Советские власти тщательно охраняли обладателя этого голоса, а через прессу запускалась дезинформация о его внешности. Многие его не видели, но отлично знали его голос. (Левитан)

              Сводки и сообщения Левитана во время Великой Отечественной войны не записывались. Только в 1950-х годах была организована специальная их запись для истории.

 

 

5. Вопрос на 50 баллов

      Эта французская певица выступала в лагерях для военнопленных на территории Германии, после концертов фотографировалась на память с военнопленными и немецкими офицерами. Затем в Париже лица военнопленных вырезали и вклеивали в фальшивые документы.

       Затем артистке оставалось лишь  вернуться в лагерь с повторным визитом и тайно провести паспорта, с которыми некоторым пленным удавалось бежать. (Эдит Пиаф)

 

 

Номинация «Животные»

  1. Какая связь данной немецкой техники с животными?

Немцы любили давать звериные имена своим конструкциям. Тигры, пантеры, бизоны, слоны, носороги и т.д.

  1. Почему на Параде Победы 24 июня 1945 года одно животное  несли на руках на сталинской шинели? Кого и почему?

 Во время Второй мировой войны разминировать объекты сапёрам активно помогали дрессированные собаки. Одна из них по кличке Джульбарс обнаружила при разминировании участков в европейских странах в последний год войны 7468 мин и более 150 снарядов. Незадолго до Парада Победы в Москве 24 июня Джульбарс получил ранение и не мог пройти в составе школы военных собак. Тогда Сталин приказал нести пса по Красной площади на своей шинели.

         Дополнение к ответу

На войне служило более 60 000 собак. Собаки-связисты доставили примерно 200 000 боевых донесений. В области санитарии собаки вывозили с поля боя примерно 700 000  тяжелораненых. Собаки-саперы разминировали примерно 303  города и населенных пунктов,  обезвредили более 4,0 млн.  единиц фугасов и вражеских мин.

 3. Два представителя этих животных дошли до Берлина. Именно им установлен памятник в Астраханской области, где был сформирован стрелковый корпус, в котором они служили. Назовите их.

          В 1942 году немецкие войска подступали к Волге. Для подвоза боеприпасов, горючего и продуктов на фронт не хватало техники и лошадей. Нужен был транспорт для отправки раненых в госпиталь. Для этих целей было решено использовать верблюдов, было отловлено более сотни диких животных.

         Боевой расчёт сержанта Григория Нестерова довёл свою пушку до самого Берлина и не поменял верблюдов на технику. Их звали по разным источникам Яшка (Машка) и Мишка. Бок о бок с людьми они прошли тысячи километров до самого Берлина.

       После капитуляции Германии экзотические животные оказались в центре внимания и были  «демобилизованы»   в московский зоопарк.

4. Этот зверь был взят на довольствие солдатами польской армии, согласно легенде в битве при Монте –Кассино в Италии этот зверь помогал артиллеристам  разгружать ящики с боеприпасами, и даже подносил их во время боя. Изображение этого процесса 22-я рота сделала своей новой эмблемой, неофициальным талисманом и даже зачислили в состав польской роты, воевавшей в годы 2 мировой войны. Назовите животное.

         Войтек (1942—1963) — сирийский бурый медведь, найденный польскими солдатами в Иране. Лакомился фруктами, медом и пивом. Солдаты воспринимали Войтека не как «домашнее животное», а в первую очередь — как боевого товарища.

        Солдаты научили  медведя  отдавать честь старшим по званию и бороться с людьми (иногда с тремя-четырьмя одновременно), не причиняя им никакого вреда и точно зная, когда нужно остановиться.

         Чтобы получить возможность попасть на британский военно-транспортный корабль, который отбывал из Египта, Войтек был официально призван в польскую армию и числился в составе 22-й роты снабжения артиллерии II корпуса. Польские солдаты рассказывали, что однажды он подошёл к грузовику, встал на задние лапы и вытянул вперёд передние. Офицер подал Войтеку ящик, тот взял его и понёс, после чего стал самостоятельно подходить к грузовику и брать всё новые ящики.

5.«Кот в мешке»  ( черный ящик)

       Во время Второй Мировой войны нескольких немецких агентов разоблачили из-за маленькой детали. Шпионы были очень тщательно подготовлены и обладали безукоризненно подделанными советскими паспортами. Однако была одна деталь в паспортах, которая выдала шпионов. Она находится в ящике.

    Ответ: Скрепка.  Скрепки паспортов были сделаны из нержавеющей стали, и при проверке сразу было заметно отсутствие характерной для советских документов ржавчины в местах скрепления страниц. По этой же причине в период Холодной войны был пойман не один американский шпион.

 

Номинация «Числа»

 

1.Какое число близко к реальным потерям Советского Союза в Великой Отечественной войне?

 -  7 млн. человек   - 20 млн. человек   -  43 млн. человек

 

       После завершения войны  цифру 7 миллионов человек погибших была определена Сталиным, без реальных подсчетов. При Хрущеве  эта цифра возросла до «более 20 миллионов».

Реальное  исследование потерь началось лишь в конце 1980-х годов. Тогда уже начали говорить о почти 30 миллионах.

         Согласно оценке российского публициста Бориса Соколова, общие людские потери СССР в 1939-1945 гг. - 43 млн. 448 тыс. человек, а общее число погибших в рядах Советских Вооруженных Сил в 1941-1945 гг. - 26,4 млн. человек (из них 4 млн. человек погибли в плену).

      Если верить его данным, то соотношение потерь бойцов Красной Армии и Вермахта на Восточном фронте достигает 10:1. Однако вопрос о количестве погибших до сих пор остается открытым, и вряд ли на него когда-нибудь смогут дать окончательный ответ.

       Если посмотреть статистику, то из соотношения 10*1 советских военных погибло восемьдесят миллионов человек и двадцать шесть мирных граждан. В конечном счете, уничтожено семьдесят процентов населения всего СССР.

 

2.  Сколько героев повторили  подвиг Александра Панкратова?

- менее 100 человек  - более 100 человек

- более 1000 человек   - более 10000 человек

        Первым, кто пошел на амбразуру, стал младший политрук танковой роты Александр Панкратов. 24 августа 1941 года в боях за оборону Новгорода Панкратов закрыл собой вражеский пулемет, что позволило красноармейцам без потерь занять плацдарм. В целом же, до «распиаренного» Александра Матросова, аналогичный подвиг совершили 58 человек. Всего таких героев было более 400 человек.

 

3. Сколько женщин в годы войны получили звание «Герой Советского Союза»?

- менее 100 человек  - более 100 человек

- более 1000 человек   - более 10000 человек

       В целом  на фронте в разные периоды с оружием в руках сражались  до 1 миллиона представительниц слабого пола, из них,  80 тысяч были  офицерами.   Из женщин-добровольцев было сформировано 3 авиационных полка: 46-й гвардейский ночной бомбардировочный (воительниц из этого подразделения немцы называли «ночными ведьмами»), 125-й гвардейский бомбардировочный, 586-й истребительный полк ПВО. Также были созданы отдельная женская добровольческая стрелковая бригада и отдельный женский запасной полк, женская рота моряков.

    Героев Советского Союза – 87 человек.

 

4.Что это за данные  о войне  выражены в  числах 1710 и  более 70 000?

 1710 городов и более 70 тысяч деревень, 32 тысячи заводов и фабрик. Общая стоимость этих разрушений 128 миллиардов долларов. Для сравнения, ущерб во Второй мировой войне для Франции составил 21 миллиард, Польши - 20 миллиардов.

 

5.            Выдержка из приказа «…. Ни шагу назад! Таким теперь должен быть наш главный призыв…. Мы должны установить в нашей армии строжайший порядок и железную дисциплину….Паникеры и трусы должны истребляться на месте. Командиры,  отступающие с боевой позиции без приказа свыше, являются предателями Родины…»  Назовите номер и дату приказа.

           Приказ № 227 от 28.07.1942 года. Также вводились   штрафные части из числа провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости и  заградительные отряды в составе армий.

 

 

       Раунд 2   «Сложные вопросы за 5 минут» (распределение вопросов по жребию)

 

       Начало раунда  предваряет   вопросы к болельщикам « Верите ли вы?»

 

 1.Что  во время  Второй мировой войны   Гитлер воевал на стороне СССР? (ДА)

       В Великой Отечественной войне принимал участие красноармеец-пулеметчик Семен Константинович Гитлер, еврей по национальности. Сохранился наградной лист, согласно которому Гитлер был представлен к медали «За боевые заслуги» за совершение подвига. Правда, в базе данных «Подвиг народа» сообщается, что медалью «За отвагу» награжден Семен Константинович Гитлев – случайно или намеренно была изменена фамилия, неизвестно.

 

2. Что война Советского Союза с Германией официально закончилась в 1955 году? (ДА)

          В течение 10 лет после Дня Победы Советский Союз формально находился в состоянии войны с Германией. Вышло так, что, приняв капитуляцию немецкого командования, Советский Союз решил не подписывать мир с Германией, и тем самым остался с ней в состоянии войны. И лишь 25 января 1955 года Президиум Верховного Совета СССР издал указ «О прекращении состояния войны между Советским Союзом и Германией», тем самым юридически оформив окончание боевых действий.

 

3. Что к окончанию Великой Отечественной войны не было вручено около трех миллионов наград? (ДА)

      Причина -высокая ротация личного состава (кого-то перевели, кого-то – в лазарет, а многие погибали),  банальная нехватка самих орденов и медалей ( их не успевали выпускать).

      Сразу после войны Главное управление кадров Министерства обороны, архивные службы, военкоматы начали активно заниматься розыском награжденных. К 1956 году было вручено около миллиона наград. Затем розыск, по сути, прекратился. Выдавали только в случае обращения граждан. За последующие десятилетия было вручено еще порядка полумиллиона орденов и медалей. Однако оставшиеся 400 тысяч орденов вряд ли уже когда-нибудь найдут своих героев: настоящих ветеранов уже практически не осталось в живых.

 

4. Верите ли вы, что в Париже имя «Сталинград» носят площадь, бульвар и одна из станций метро? (ДА)

       Во многих странах, в том числе во Франции, Великобритании, Бельгии, Италии и ряде других стран именем Сталинградской битвы есть   улицы, скверы, площади названы именем Сталинградской битвы.

 

5. Верите ли Вы, что подлинное Знамя Победы ежегодно выносят на парад 9 мая в Москве? (НЕТ)

        Используется  дубликат, который с абсолютной точностью повторяет подлинник Знамени Победы. Он выставлен в стеклянной витрине и давно воспринимается в качестве настоящего Знамени Победы. И копия  стареет точно так же, как  героическое полотнище.

 

6.Во время Великой Отечественной войны колонна немцев всё же смогла пройти по улицам Москвы. (ДА) Что же это была за колонна?

 

7.Верите ли Вы, что граффити (надписи, автографы солдат дошедших до Берлина) на стенах Рейхстага, никогда не смывались? (НЕТ)

       Несмотря на попытки некоторых политических партий провести решение о ликвидации  надписей, надписи сохраняются и по сегодняшний день, как дань памяти подвигу советских солдат. Но сохранились не все надписи, а лишь их часть красноармейских автографов. После объединения двух Германии в 1990 году было принято решение перенести объединенный парламент в Рейхстаг. В  ходе реконструкции здания надписи на наружных стенах были стерты, оставили несколько фрагментов в галерее вокруг зала пленарных заседаний и на первом этаже - общей длиной около 100 метров. Часть автографов по уникальной технологии были перенесены на внутренние стены здания.

 

8. Верите ли Вы, что  движение двухсотников, трехсотников, тысячников - это движение партизан, которые собирали отряды  по 200,300 и 1000 человек? (НЕТ)

        Движение,  возникшее на промышленных предприятиях СССР? Название зависит от  инициативы рабочих, которые брали на себя обязательство выполнять нормы на 200,300 и более процентов.

 

9. Верите ли Вы, что один из  эпизодов  известной комедии  в «Операции «Ы»» был снят Гайдаем на основе личного военного  опыта?(ДА)

 

      Леонид Гайдай был призван в армию в 1942 году и сначала служил в Монголии, где объезжал лошадей для фронта. Однажды в часть приехал военком для набора пополнения в действующую армию. На вопрос офицера: «Кто в артиллерию?» – Гайдай ответил: «Я!». Так же он отвечал на другие вопросы: «Кто в кавалерию?», «Во флот?», «В разведку?», чем вызвал недовольство начальника. «Да подождите вы, Гайдай, – сказал военком, – Дайте огласить весь список». Позже режиссер адаптировал этот эпизод для фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика».

 

Вопросы и  ответы в Раунде «Сложные вопросы за 5 минут»

 

1.      Вы сценарист-директор концертов для фронта или госпиталя. Продумайте программу для концерта весны 1943 года (не менее 5 номеров).

       За пять военных лет около 4 тысяч фронтовых агитбригад дали свыше полутора миллионов концертов в зоне боевых действий, 42 тысячи  актеров выступали для поддержания боевого духа, а за гибель артистов фашисты назначали награду. Трудно поверить, что в 1942 году в армии проходили смотр художественной самодеятельности, 320 номеров было показано на его заключительном концерте». С концертными бригадами выступали:

-  ансамбль песни и пляски Военно-Морского флота под рук. Мурадели.

- солисты Большого театра И. Козловский, С. Лемешев,

-  исполнители русских, лирических эстрадных песен и романсов - Л. Русланова, К. Шульженко, Г. Виноградов.

-  эстрадно-джазовые оркестры (популярных в то время как исполнителей вальсов, танго и фокстрота)

Песенный репертуар:

 «В землянке» К.Я. Листова и А.А. Суркова,

«Темная ночь» Н.В. Богословского и В. И. Агатова,

 «В лесу прифронтовом» М.И. Блантера и М.В. Исаковского,

 «Вечер на рейде» В.П. Соловьева-Седого и А.Д. Чуркина.,

«Священная война» Александрова,

  «Шумел сурово брянский лес» была создана композитором С.А. Кацем на стихи А.В. Софронова «Катюша» Блантер

«Ой туманы мои, растуманы» В.Г. Захарова и Исаковского в стиле протяжных русских песен, юмористические «Вася-Василек» А.Г. Новикова и С.Я. Алымова,

«На солнечной поляночке», «Соловьи» Соловьева-Седого и А.И. Фатьянова.

 

2.      «Приготовьте» обед для ленинградской семьи из 3-х человек в блокадную зиму?

        Кусочек  хлеба стал с этого времени основным средством поддержания жизни (рабочая норма 250 грамм, остальным 125 грамм.   Из этого кусочка хлеба ленинградцы делали несколько сухариков, которые распределяли на весь день. Один-два таких сухарика да кружка горячей воды — вот из чего в основном состояли в самые голодные дни завтрак, обед и ужин населения осажденного города.

         Другие продукты, которые полагались по карточкам, население получало нерегулярно,  а то и вовсе не получало из-за отсутствия их в городе. За неимением мяса, крупы, жиров и сахара иногда выдавало по карточкам студень, картофельный крахмал, яичный порошок,  соевый кефир, белковые дрожжи, казеиновый клей, морскую капусту и желудевое кофе.

         Голод  толкал людей искать и находить пищу там, где раньше они не могли себе даже представить. Чтобы притупить мучительный голод, люди ели касторку, вазелин, глицерин, столярный клей, охотились за собаками, кошками и птицами. Когда весной на старых липах только прорезались зеленые листочки,  потом ели цветы липы, а потом семена. В первую зиму на прежних колхозных полях собирали кочерыжки от капусты,  мороженую картошку.

 

Из воспоминаний блокадников:

 «На месте разбомбленных продуктовых складов  от пожара сахар расплавился, и земля пропиталась сладким сиропом. Мы копали пропитанную сахаром землю и, сколько хватало сил, уносили домой.  Землю растворяли в воде (вода в квартирах в то время еще была), земля оседала, вода отстаивалась, и получалась сладковатая, коричневая жидкость, похожая на кофе. Этот раствор заливали в самовар и кипятили. Этот “кофе” был чуть сладкий и теплый, но, главное, в нем был натуральный сахар.

 

Суп из жмыха

        Жмых отходы от производства  подсолнечного масла,  в нем было много даже не размолотой шелухи семечек. Отходы эти были спрессованы в плитки, крепкие как камень. Чтобы получить подобие муки, надо было этот нарубить топором куски и натереть  на терке. “Муку” кипятили с водой, и получалась тягучая, как клейстер похлебка. Купить жмых было не просто.

 

Котлеты из папье-маше

«Переплеты этих книг были из папье-маше — это спрессованная бумага грязно-песчаного цвета толщиной три-четыре миллиметра. Отделяли обложку от книги, резали на мелкие кусочки и клали в кастрюлю с водой. В воде они находились несколько часов, а когда бумага разбухала, из нее отжимали лишнюю воду и в эту массу всыпали немножко “муки” из жмыха.  Полученную “муку” всыпали в размокшую бумагу, размешивали ее и “фарш” готов.

Лепили котлеты и обваливали в той же “муке”, клали на горячую поверхность буржуйки и воображали, что поджариваем котлеты. Ох! как трудно было проглотить кусочек такой котлеты. Держу, держу во рту, а проглотить никак не могу, но глотать надо — это была единственная еда на день, не считая паечки хлеба»

 

Желе из столярного клея

В блокадном Ленинграде на рынке можно было купить столярный клей. Плитка столярного клея была похожа на 100-граммовую шоколадную, только цвет ее был серо-мышиный. Эту плитку клали в воду, она находилась в ней более суток. Когда она размокала, в этой же воде ее начинали варить, все время помешивая. Мама туда добавляла разные специи: лавровый лист, перец, гвоздику… Специи почти у всех хозяек всегда были. Готовое варево разливали по тарелкам, и получалось желе чудесного янтарного цвета.

Когда я в первый раз съела это желе, то чуть не плясала от радости и все время говорила: «Мы теперь не умрем, мы теперь не умрем!» Ели мы это желе недели две, потом я сказала: «Пусть лучше я умру, но больше я этот клей есть не буду».

 

      После соответствующей переработки в пищу пошел технический жир, ученые изучали возможность получения пищевого масла из различных лакокрасочных продуктов и отходов.. Пищевые жиры научились извлекать из технических сортов мыла. Работники Научно-исследовательского института жиров приготовили для нужд хлебопекарной промышленности специальные эмульсии, которые позволили хлебозаводам сберегать ежемесячно до 100 т растительного масла. В институте организовали также производство рыбьего жира.

 

3.      По каким деталям можно идентифицировать останки солдата ВОВ?

 «Война не окончена, пока не похоронен последний солдат», – эта крылатая фраза, которую произнес великий русский полководец Суворов, поэтому спустя 70 лет до сих пор продолжается поиск и захоронение солдат. Работа поисковиков очень кропотливая и сложная, при этом  только 1/10 часть найденных останков опознаются, в единичных случаях  находят родственников.

 

       По специальному медальону. Было как минимум четыре типа смертных медальона. В виде футляра с накручивающейся крышкой из жести, эбонита, разных металлов, даже из гильз.  Без футляра с ушком и без, жестяные, костяные и деревянные.

    

      Медальон обр. 1941 г.

      Приказом  НКО СССР № 138 от 15.03.41 г. было   введено "Положение о персональном учете потерь и погребении погибшего личного состава Красной Армии в военное время" и новые медальоны в виде эбонитового пенала с вкладышем на пергаментной бумаге в двух экземплярах. На бланке вкладыша, в соответствующие графы, солдат вписывал:

      - фамилия, имя, отчество

      - год рождения

      - воинское звание

      - уроженец - республика, край, область, город, район, с/совет, деревня

      - данные о семье: адрес, Ф.И.О. жены, ближайшего родственника

      - каким РВК призван (районный военкомат)

      - группа крови  (от I до IV)

      Указывать наименование воинской части запрещалось. Встречаются суррогатные бланки на различной бумаге, куда писарь от руки  вносил необходимые графы, либо заполнял весь медальон со слов бойца (среди солдат было много неграмотных)

       Но использовались не всегда. Более того, среди солдат бытовало суеверие, заполнишь вкладыш - убьют. Нередко медальоны просто выкидывали. В самих капсулах  носили иголки, спички, махорку.

     Введены в 1925 году, отменены в  ноябре 1942 г.(Приказ НКО № 376 "О снятии медальонов со снабжения Красной Армии"). Это привело к увеличению числа пропавших без вести военнослужащих из-за невозможности установления личности погибшего.

          По  северо- западу поисковиками найдены несколько  тысяч солдат Красной и Советской армий, а заполненные вкладыши медальонов было лишь у 300 с небольшим.

 

       По номеру медали, документа (красноармейской книжки, выдавались в замен военного билета) – сложно, так как истлели, применяют компьютерное сканирование.

 

 

4. А знаете ли вы, что за первые 30 дней войны Московский Кремль «исчез» с лица Москвы? Фашистские летчики  были немало удивлены тем, что их карты врут, и они не могут обнаружить Кремль, летая над Москвой. Кремль был замаскирован. Представьте  план маскировки.

 

          Все дело в том, что по плану маскировки звезды на башнях и кресты на соборах зачехлили, а купола соборов покрасили в черный цвет. По всему периметру Кремлевской стены построили трехмерные макеты жилых построек, за ними не просматривались зубцы. Часть Красной и Манежной площади и Александровский сад заполнились фанерными декорациями домов.

          Мавзолей стал трехэтажным, а от Боровицких ворот до Спасских насыпали песчаную дорогу, изображавшую шоссе. Если раньше светло-желтые фасады кремлевских зданий отличались своей яркостью, то теперь они стали «как все» – грязно-серыми, крышам тоже

                 5. Почему Исаакиевский собор почти не пострадал в войне?

 За годы Великой Отечественной войны Исаакиевский собор ни разу не был подвергнут прямому артобстрелу – только однажды снаряд попал в западный угол собора. По предположениям военных, причина в том, что немцы использовали самый высокий купол города как ориентир для пристрелки. Неизвестно, руководствовалось ли этим предположением руководство города, когда решило спрятать в подвале собора ценности из других музеев, которые не успели вывезти до начала блокады. Но в результате и здание, и ценности благополучно сохранились.

 

                6. Как уничтожать танки с помощью молотка?

 В 1940 году англичане, опасаясь возможного сухопутного вторжения немцев и многократного их превосходства в танках, искали все возможные способы противостоять им. В одной из инструкций ополченцам для борьбы с танками рекомендовалось использовать молоток или топор. Бойцу следовало выбрать возвышение, например дерево или второй этаж здания, и там поджидать вражескую машину, а затем спрыгнуть на нее и начать бить молотком по башне. И когда оттуда покажется голова удивленного немца, бросить внутрь танка гранату..

 

             7. Сколько Дней победы праздновала наша страна?

        Праздник официально –день когда он является выходным. Так случилось, что  «самый главный» сегодня праздник отмечался не всегда.

С 1948 года являлся рабочим днём (взамен выходным было сделано 1 января, которое с 1930 не было выходным днём). Впервые широко был отпразднован в СССР лишь спустя почти два десятилетия - в юбилейном 1965 году. Тогда же День Победы вновь стал нерабочим.

         

8.  Какой популярный газированный напиток был создан немцами в период Второй мировой войны?

          В начале Второй мировой войны немецкая фабрика по розливу Кока-Колы лишилась поставок ингредиентов из США. Тогда немцы приняли решение производить другой напиток из отходов пищевого производства – яблочного жмыха и молочной сыворотки.

 

         Назвали новый напиток  «Фанта» (сокращение от слова «фантазия»).

        Директор этого завода Макс Кейт  после войны  связался с головной компанией, Кока-Кола восстановила свою собственность над фабрикой и не стала отказываться от нового напитка, уже успевшего завоевать популярность.

 

 

4.      Заключительный этап

 

      Рефлексия

     Брей-ринг- игра для любознательных, а любознательным всегда интересны новые и  ранее неизвестные факты. Были ли сегодня для вас, неожиданные вопросы и  малоизвестные факты?

     Несмотря на несколько необычные представленные номинации, факты и события войны в целом очень страшные, они заставляют содрогнуться каждого.

       На уроках истории, на классных часах ваши учителя рассказывают о тяжелых боях, потерях и жертвах войны, о мужестве и героизме нашего народа. Разговор о войне – это всегда серьезный разговор. И очень надеемся, что ни у кого нет никаких сомнений о величии нашей победы, об особенности Дня победы для каждого россиянина.

 

        Подведение итогов

 

 

 

 



Автор - Семина Татьяна Альбертовна, учитель истории

Автор - Семина Татьяна Альбертовна, учитель истории

Участвуют по 1 представителю от команды, правильный ответ –шаг вперед по импровизированной дорожке «незнание –знание», стоимость вопроса -1 балл

Участвуют по 1 представителю от команды, правильный ответ –шаг вперед по импровизированной дорожке «незнание –знание», стоимость вопроса -1 балл

Могила Неизвестного солдата в

Могила Неизвестного солдата в

Скульптура представляет собой фигуру женщины с поднятым вверх мечом

Скульптура представляет собой фигуру женщины с поднятым вверх мечом

Отличие: Аэростат - не пилотируемый воздушный шар, на тросах зависал в воздухе; дирижабль - пилотируемый, направляемый двигателем и воздушным винтом, металлический

Отличие: Аэростат - не пилотируемый воздушный шар, на тросах зависал в воздухе; дирижабль - пилотируемый, направляемый двигателем и воздушным винтом, металлический

Затем в Париже лица военнопленных вырезали и вклеивали в фальшивые документы

Затем в Париже лица военнопленных вырезали и вклеивали в фальшивые документы

II корпуса. Польские солдаты рассказывали, что однажды он подошёл к грузовику, встал на задние лапы и вытянул вперёд передние

II корпуса. Польские солдаты рассказывали, что однажды он подошёл к грузовику, встал на задние лапы и вытянул вперёд передние

ПВО. Также были созданы отдельная женская добровольческая стрелковая бригада и отдельный женский запасной полк, женская рота моряков

ПВО. Также были созданы отдельная женская добровольческая стрелковая бригада и отдельный женский запасной полк, женская рота моряков

За последующие десятилетия было вручено еще порядка полумиллиона орденов и медалей

За последующие десятилетия было вручено еще порядка полумиллиона орденов и медалей

Вы сценарист-директор концертов для фронта или госпиталя

Вы сценарист-директор концертов для фронта или госпиталя

Этот раствор заливали в самовар и кипятили

Этот раствор заливали в самовар и кипятили

По специальному медальону. Было как минимум четыре типа смертных медальона

По специальному медальону. Было как минимум четыре типа смертных медальона

За годы Великой Отечественной войны

За годы Великой Отечественной войны

Сценарий познавательного брей-ринга "Великая Отечественная война: события и факты"

Сценарий познавательного брей-ринга "Великая Отечественная война: события и факты"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.05.2020