Сценарий праздника «Прощай, Азбука!»
Составитель: Дубинина О.Б.
Ведущий: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые родители, гости! Совсем недавно ребята впервые вошли в класс. Каждый день они знакомились с цифрами, со звуками и буквами. За это время повзрослели, многое узнали и многому научились, испытали первые трудности и научились их преодолевать. Пролетели дни, недели, месяцы напряженного труда, и мы преодолели первую ступеньку на лесенке знаний: научились читать, писать. И вот сегодня у нас с вами необычный праздник – единственный, который никогда не повторится, потому что мы его посвящаем удивительной книге – Азбуке.
Ученик 1: Хороша сегодня школа!
Зал горит огнём!
Мы на праздник наш весёлый
Всех друзей зовём!
Ученик 2: Заходите, проходите,
Путь свободен к празднику.
Приглашаем вместе с нами
Попрощаться с Азбукой!
Ученик 3: С Азбукой я в первый раз
Пришел в свой первый светлый класс.
Я эту книгу полюбил,
Я в ней все буквы изучил,
И как мне радостно сказать:
«Умею я теперь читать!».
Ученик 4: Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам-строчкам шли.
Ах, как много мы узнали,
Ах, как много мы прочли.
Ученик 5: Я ведь в прописи сначала
Только палочки писала,
А теперь в тетрадь гляжу,
Буквы смело вывожу.
Ученик 6: Мы узнали в прописи,
Как писать все буквы,
И узнали, например:
Говорят не «ре», а «эр».
Ученик 7: Научились мы писать
И большие фразы.
Можем мы теперь читать
Сказки и рассказы.
Ученик 8: Нас научила Азбука читать,
Слова на слоги разделять,
Открыла тайны многих книг,
К ней любой из нас привык!
Ученик 9: Сняли
с Азбуки обложку, и закладок нет,
Все взволнованы немножко. В чём секрет?
Дочитали эту книгу мы ещё вчера.
А сегодня нам прощаться с Азбукой пора!
Ученик 10: Впереди
нас ждёт хороших книг немало,
Пускай года пройдут и много-много дней,
Нам Азбука хорошим другом стала,
Мы этот праздник посвящаем ей!
Ведущий: Праздник идет, а самого главного героя нет. Кого ребята? (Азбуки).
Давайте её позовём! (Дети зовут её хором).
Азбука:
Здравствуйте, дети! Спасибо, что вы меня вспомнили и позвали.
Я – Азбука, учу читать,
Меня никак нельзя не знать.
Хоть вы и двадцать первого столетья
дети, Освоили уж
сайты в
Интернете!
Запомните, ничего на свете лучше нету,
Чем прочесть книгу, журнал или газету.
Учитель: Дорогая, Азбука! Мы рады тебя приветствовать на нашем
празднике. Ведь сегодня мы заканчиваем наше
веселое путешествие от А до Я. А я знаю, что на прощание ты нам приготовила
увлекательное путешествие в страну Букволандию.
Азбука: Ребята, прежде чем отправиться в путешествие, вы
должны дать правильный ответ на мои вопросы-загадки. Готовы отвечать?
Чёрные, кривые, от рождения немые.
А как только встанут в ряд, сразу все
заговорят. (Буквы).
Чудесные! Прекрасные! Гласные! Согласные!
Звонкие! Глухие! Разные такие!
Без них нельзя постичь науки! Вы догадались?
Это… (звуки).
Молодцы, ребята! Итак, мы начинаем наше путешествие на волшебном поезде по стране Букволандия.
Машинист Здравствуйте,
ребята! Я машинист весёлого паровозика, на котором мы вместе с
вами отправимся в путешествие. Быстро садитесь все в поезд, и отправимся в
путь с нашей Азбукой.
Учитель В поезд можете садиться,
Этот поезд быстро мчится —
От границы до границы,
По степям до синих гор
На зеленый семафор!
Азбука В школу он спешит сейчас
К нам на праздник, в 1 класс!
Опоздать нельзя на праздник,
Это каждый знает –
Мчится поезд первоклассник,
Скорость набирает.
Машинист
Так садись в счастливый поезд
И помчим от А до Я,
Ребятам объявляется, что поезд отправляется! (свистит) 1 станция «Алфавитово».
( Звучит песенка
паровозика)
Азбука. Итак, первая станция – «Алфавитово». Здесь
живут все буквы родного языка. Каждая в своём домике. А сколько всего букв в
нашем алфавите, кто знает? (33 буквы)
Дети: А
Б В Г Д Е Ё
Знайте место все своё!
Ж З И Й К Л М
Вспоминайте, кто за кем!
Н О П Р С Т У
Стойте дружно все в ряду!
Ф Х Ц Ч Ш и Щ
Размещайтесь не спеша!
Ъ Ы Ь
Стойте рядышком, вот так!
Торопитесь, Э Ю Я!
Вот и в сборе букв семья!
(С.Ф. Жуйков, М.М. Зеленина, Е.Г. Карлсон)
Азбука. Вижу я, что
алфавит вы усвоили хорошо. Молодцы! Хорошо в Алфавитово,
но пора ехать дальше.
(Раздается стук, входит Нехочуха.)
Нехочуха: Пропустите! Разойдитесь!
Я буду жаловаться на вас. Сказала ведь ,что не хочу. Вот пристали. Не хочу в
школу. (Оглядывается по сторонам.) Ой! Куда это я попала?
Учитель: Во-первых, здравствуйте, во-вторых, кто вы такая?
Нехочуха: Вот пристали. Не хочу отвечать. Ничего не хочу.
Учитель: Ребята, кажется, я знаю кто это. А вы догадались? (Нехочуха)
Нехочуха: А вы кто и что тут
делаете?
Учитель: Мы – ученики 1 класса, у нас сегодня праздник. Мы
прощаемся с первой книгой – Азбукой. Но ответь нам, пожалуйста, ты в каком
классе учишься?
Нехочуха: Я нигде не учусь!
Учитель: Как, нигде?! Значит, ты и читать и писать не
умеешь?!
Нехочуха: А зачем мне это надо? Я – Нехочуха! Хе!
Кому сейчас нужны все эти буквы, книги! Вот я понимаю игры …. Или
планшет…Сидишь, а гугл сам всё делает…Так что, ну разве я – не умница, не
молодец??!!!!
Учитель: Но ведь ты
ничего в жизни не добьешься! Без знаний в современном мире никак не обойтись.
Нехочуха: Ничего не знаю и знать ничего не хочу!
Учитель: Стыдно должно быть, Нехочуха! Ну, да ладно. Мы приглашаем тебя на наш праздник: в увлекательное
путешествие по стране Букволандия.
Нехочуха: Зачем мне это нужно? Ничего не хочу.
Азбука. Ребята, мы продолжаем наше путешествие? (Да.)
Нехочуха: Ой, подождите, меня с собой возьмите. (Становится в конец «поезда»)
Машинист
(свистит)
Ребятам объявляется, что поезд отправляется!
И следующая станция «Ребусная».
( Звучит песенка паровозика)
Азбука. Вот мы и прибыли на станцию Ребусная.
Здесь всё зашифровано в картинках, буквах, знаках.
Как нам быть?
Надо ребусы вот эти
Правильно решить.
(Дети решают ребусы. Нехочуха тоже пытается, но у него ничего не получается.)
Нехочуха: У меня голова разболелась от ваших ребусов. Не хочу больше ничего отгадывать.
Учитель: Нехочуха, а ты любишь отдыхать?
Нехочуха: Конечно! Кто же этого не любит?!
Азбука. Тогда мы продолжаем наше путешествие. Готовы? (Да.) Нехочуха, ты с нами? (Да)
Машинист
(свистит)
Ребятам объявляется, что поезд отправляется!
И следующая станция «Отдыхайкино».
( Звучит песенка паровозика)
Появляется станция «Отдыхайкино».
Азбука.
Сейчас мы сможем отдохнуть,
А потом уж дальше в путь.
(Физкультминутка. Нехочуха выполняет упражнения вместе с ребятами.)
Учитель: Отдохнули чуть-чуть и продолжим свой мы путь.
Машинист
(свистит)
Ребятам объявляется, что поезд отправляется!
И следующая станция «Поэтическая».
( Звучит песенка паровозика)
Учитель: Ребята, вот вы и на станции Поэтическая. А вы знаете, кто такой поэт? (Ответы детей)
Азбука.
А у меня вопрос к Нехочухе: что такое рифма?
Нехочуха:
Не знаю.
Азбука.Рифма – это когда
два слова оканчиваются одинаково. Например, утка - шутка, печка - свечка.
Понятно?
Нехочуха: Понятно.
Азбука. А ну-ка, скажи
рифму к слову двойка.
Нехочуха:
Селёдка.
Азбука. Какая же это рифма
– двойка - селёдка? Никакой рифмы нет.
Нехочуха:Почему это? Они
оканчиваются одинаково.
Азбука. Этого мало. Надо
чтобы складно было. Вот послушай: двойка - головомойка, первое сентября
наступило зря.
Нехочуха: Поняла! Поняла!
Доска - тоска, стоишь - молчишь, ничего не говоришь.
Азбука. Ну, вот уже что-то
получается.
Нехочуха: Это что? Мы вот с моим другом Незнайкой сочинили стихи. Я вам сейчас их прочту.
Азбука. Ребята, а вы слушайте внимательно. Я думаю, что нам придется исправлять ошибки в стихах.
Нехочуха (читает, а дети исправляют):
· На виду у детворы крысу красят маляры (крышу) .
· Посмотрите-ка, ребятки, раки выросли на грядке (маки).
· Говорят, один рыбак в речке выловил башмак.
Но зато ему потом на крючок попался дом (сом) .
· Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей (грачей).
Азбука. Какие ребята, молодцы! А тебе, Нехочуха, необходимо учиться.
Машинист
(свистит)
Ребятам объявляется, что поезд отправляется!
И следующая станция «Сказочная».
( Звучит песенка паровозика)
Учитель:
Мы смогли продвинуться вперёд,
Нас волшебный город Сказок
Уже, ребята, ждёт.
Азбука (плачет)
Кто-то в городе Сказок
Нехороший побывал.
Буквы многие украл,
Сказки все перемешал.
Перепутал названья
И героев всех.
Нехочуха (смеется):
Ага. Буратино нос сломали,
У кота сапог украли,
Золушка – жена Кащея,
Стал Незнайка всех умнее,
Вытащил рыбак лягушку,
Серый волк везет старушку.
Достать Дюймовочку не просто –
С Гулливера стала ростом.
Учитель: Нехочуха, это твоих рук дело?
Нехочуха: А что я? Я ничего не знаю и знать не хочу!
Учитель:Как тебе не стыдно, Нехочуха! Ведь каждый герой должен быть в своей сказке. Иначе, это ни к чему хорошему не приведет.
Ребята, вы же знаете сказки? (Да). Давайте все вместе исправим названия сказок.
(Дети исправляют названия сказок)
Азбука: Спасибо, ребята!
"Сказка – ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок".
Чаще сказки вы читайте
И уроки извлекайте.
Если палочкой волшебной
К Нехочухе прикоснетесь,
Победит добро, как в сказке,
Ну, а вы домой вернетесь.
(Вручает волшебную палочку. Дети прикасаются к Нехочухе.)
Нехочуха: Азбука, можно я с тобой буду дружить? Я хочу пойти в 1 класс и научиться всему тому, что знают первоклассники.
Азбука: Конечно, можно! Но нам пора спешить. Герои сказок нам желают доброго пути!
Машинист
(свистит):
Ребятам объявляется, что поезд отправляется!
И станция последняя нас ждет!!!
( Звучит песенка паровозика)
Учитель: Итак, мы подошли к концу нашего маршрута. Последняя станция называется « Прощальная».
Азбука:
Молодцы, первоклассники! Читать научились, подружились, умеете составлять слова и рассказы, хорошо поете и играете. А сейчас наступает грустная и торжественная минута. Я прощаюсь с вами навсегда. Но перед этим я хочу вас наградить.
(Вручает "Удостоверение" и книгу каждому ученику)
Чтение стихов
1.Позади нелегкий труд
Медленного чтения.
Нам сегодня выдают
Удостоверения!
2.В том, что мы Азбуку прочли,
Полный курс наук прошли.
И теперь без передышки
Мы прочтем любые книжки!
3.Смех и слезы, радость и печаль
Довелось нам испытать.
Но стараний наших нам не жаль:
Книги нам легко теперь читать!
4.Если мамы дома нет,
То не стану я скучать.
Я зажгу настольный свет,
Чтобы книжку почитать!
5.В каждом доме, в каждой хате –
В городах и на селе
Начинающий читатель
Держит книгу на столе.
6.Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали б ничего.
7.Книг заветные страницы
Помогают людям жить-
И работать, и учиться,
И Отчизной дорожить.
8.Книга
добрая, живая
Чудеса она творит!
Обо всем на свете знает
И со мною говорит!
9. Сегодня праздник необычный:
Спасибо, азбука, тебе.
Ты столько знаний подарила,
Мы будем помнить о тебе.
10. Мы теперь читаем сами,
Знаем слоги и слова.
Скажем Азбуке: «Спасибо!» -
Расставаться нам пора.
Учитель: А сейчас нашей дорогой Азбуке мы подарим песню
(«Азбука»)
Азбука: Вот и пришла пора проститься.
И, я хочу вам пожелать:
Всегда старательно учиться,
Всегда с охотою трудиться
И Азбуку не забывать!
Нехочуха: Подождите, Азбука! А как же ребята? Что же у них не будет книги для чтения?
Азбука: А это мой сюрприз. Мне пора спешить к другим ребятам, которые не научились читать. Прощайте, ребята!
Звучит музыка. Азбука уходит. Выходит Литературное чтение.
Литературное чтение. Здравствуйте, ребята. Я – Книга для чтения. Наше знакомство я хочу начать с игры. Я задаю вам вопрос, а вы отвечаете «Нет» или «Да».
Азбука дала вам знания,
Они с вами навсегда.
Помнить будете, вы? (Да)
Впереди ребята ждут вас книги,
Знаний принесут вам свет.
Они любят аккуратность.
Будете вы рвать их? (Нет)
Книги многое расскажут,
Не обманут никогда.
Нужно только быть прилежным.
Будете лениться? (Нет)
Будь ты с книгой аккуратен,
Сохрани на много лет.
Не рисуй, не ставь в ней пятен.
Все тебе понятно? (Да)
Прочти книгу с интересом,
В каждой книге есть совет.
Книга станет лучшим другом.
Друга бросите, вы? (Нет)
Знайте, каждая из книжек,
Словно яркая звезда.
Книги знайте и любите.
Будете беречь их? (Да).
Молодцы! Я уверена, что мы с вами подружимся. Но и Азбуку не забывайте. Ведь это первая ваша книга, по ней вы научились читать.
Учитель: Ребята, вы закончили Азбуку. Но наше путешествие на этом не окончено. Из страны Букволандия мы переносимся в страну Литературию. Путешествие это будет, возможно, нелегким, но я уверена увлекательным, интересным и познавательным. Я думаю, что все наши гости желают нашим первоклассникам доброго пути!
(Выступление гостей: директор школы, библиотекарь)
Учитель: Ну, а как же наше путешествие без
родителей!? Уважаемые родители, я выражаю вам благодарность за помощь в
обучении детей грамоте. Без вашей поддержки наши результаты были бы не так
хороши. Хочу пожелать вам терпения в дальнейшем путешествии по стране Знаний
вместе с детьми, ведь вместе всегда легче справляться с трудностями.
Группа учеников:
Спасибо, мамочка, тебе,
За все заботы обо мне.
За то, что в школу я хожу,
За книгу, что в руках держу.
Я эту книгу полюбил,
Я в ней все буквы изучил.
И как мне радостно сказать:
Все вместе. Умею я теперь читать!
Учитель: Ответное слово
предоставляем родителям.
Учитель: Сегодня мы простились сАзбукой, но буквы останутся с нами в каждой книжке, на каждой страничке, в ваших тетрадях, в письмах, открытках, в афишах и на экранах.
Всем спасибо за внимание
За задор и звонкий смех!
За азарт соревнования, обеспечивший успех!
Вот настал момент прощания,
Будет краткой моя речь.
Говорим мы: « До свидания, до счастливых новых встреч!»
(Чаепитие)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.