Сценарий проведения игровой программы «Сохраним биологическое разнообразие родного края»
Пояснительная записка
Сценарий игровой программы «Сохраним биологическое разнообразие родного края» составлен для учащихся общеобразовательных учреждений, учащихся любой формы обучения в возрасте от 8 до12 лет.
ЦЕЛЬЮ игровой программы является создание условий для формирования у детей основ экологической культуры.
Игровая программа предполагает решение следующих ЗАДАЧ:
-формирование и развитие потребности детей к освоению основ экологических знаний;
-привлечение детей города, к практической природоохранной деятельности;
-развитие эмоционально-чувственного общения детей с природой и творчеством;
-сохранение биологического разнообразия родного края».
Игровая программа «Сохраним биологическое разнообразие родного края» может быть проведена как отдельное мероприятие. Отдельные задания могут быть использованы для заполнения пауз при проведении праздников и игр.
Данная игровая программа может быть использована педагогами, как в учреждениях дополнительного образования, так и в образовательных учреждениях других типов, а также при работе с детьми, посещающих оздоровительные лагеря.
Ход игровой программы
Оформление зала: на сцене название игровой программы «Сохраним биологическое разнообразие родного края»
Оборудование: компьютер, проектор, экран для отражения счета играющих команд.
Ведущий: Здравствуйте, ребята!
Ведущий: «По сей день множество людей не осознаёт, до какой степени мы разрушили мир, в котором обитаем. Мы ведём себя словно малолетние дети, оставленные без присмотра в бесподобном, изумительном саду, и медленно, но верно, превращаем его в бесплодную пустыню с помощью ядов, пил, серпов и огнестрельного оружия. Вполне возможно, что за последние недели с лица земли исчезла ещё одна рептилия, ещё одно растение. Я надеюсь, что это не так, но я точно знаю, что чьи-то дни уже сочтены». Эти горькие слова, к которым нельзя не прислушаться, написаны английским натуралистом Д. Дарреллом.
К несчастью до сих пор живёт в людях понятие: человек – царь природы, завоеватель, покоритель. Взять у природы как можно больше – вот главная задача. А зачем? Нужно ли воевать с природой, покорять её.
Не все люди, которые осваивают те или иные природные ресурсы, умеют правильно экологически мыслить. Нередко сиюминутная выгода в глазах хозяйственников заслоняет не такие уж далёкие последствия.
От нас с вами зависит то, каким будет, наш край через пятьдесят или триста лет. Станет ли он знойной пустыней, оденется ли в бетонную рубашку, или же человек научится жить с природой в полном согласии, осторожно пользуясь благами, которые она даёт, но в то же время и чутко реагируя на её нужды.
Итак, каждый из нас может любить, беречь, ценить природу. Но невозможна любовь без знания. Именно с этой целью мы проводим нашу встречу. В ходе сегодняшней весёлой игры на серьёзные темы мы вспомним основные экологические понятия, закрепим полученные на уроках экологические знания. А потом вы смело можете делать для себя открытия, общаясь с природой, подкреплять знания в конкретных естественных условиях.
Задание 1. «Экологический бумеранг»
Ведущий: называет примеры влияния человека на природу.
-В городском парке осенью сжигают опавшие листья…
-В окрестностях города создали полигон для захоронения радиоактивных отходов…
-Загрязнение воды стоками животноводческих ферм и скотооткормочных комплексов…
Команды: выявляют экологические последствия указанных действий.
Задание 2. «Экомячик»: передают друг другу мяч
Ведущий:
«Ты катись наш экомячик,
Долго-долго по рукам,
У кого остался мячик,
Тот сейчас расскажет нам…».
Тот, у кого остался мячик, отвечает на вопросы.
Ведущий: задает вопросы
1.Если в нашем промышленном городе удалить все зелёные насаждения. К чему это может привести?
2.Долгое время у нас в стране поощрялась охота на волков, и за каждого убитого зверя выдавали премию. Затем охоту полностью запретили. В настоящее время в ряде районов этот запрет вновь снят и часть волков разрешено отстреливать. Как Вы думаете, чем можно объяснить такую «непоследовательность» в распоряжениях природоохранительных органов?
3.В водоём (не большой по размерам) с окружающих его полей с дождями и талым снегом смываются удобрения, ядохимикаты. Сделайте экологический прогноз возможных последствий этого явления.
4.В Черноисточинском пруду – самом большом пруду в нашей области, за последние годы возросла интенсивность «цветения воды». Каковы причины этого явления? Почему в местах сильного «цветения» наблюдается массовая гибель рыбы?
Задание 3. «Слушай, не зевай»
Ведущий: Прослушав стихотворение, найти описание всех цепей питания.
«Свирепый волк с кормящею волчат
Волчицею – гроза невинных стад;
Орёл, стремясь из-под небес стрелою,
Грозит голубке смертью злою;
Голубка ж, как овца, должна,
Кормясь, губить ростки и семена.
Охотнице-сове, средь ночи тёмной,
Не жаль певца любви и неги томной,
А соловей съедает светляка,
Не посмотрев на прелесть огонька.
Светляк же, ночи светоч оживлённый,
Вползая вверх, цветок съедает сонный». Э. Дарвин
Задание 4. Прослушав, стихотворение, определить тип взаимоотношений между организмами.
Ведущий:
«Злой овод в теле лошади, быка,
Оленя поселяет червяка;
Червь роется, грызёт под тёмной кожей
И, выросши, на свет выходит божий.
Наездник окрылённый, чтоб запас
Питательный потомству предоставить,
Спешит, вонзая жало много раз,
Им гусениц побольше пробуравить;
Найдя в приёмной матери приют,
Личинки плоть её живую жрут».
Э. Дарвин
Задание 5. «Есть проблема»
Ведущий:
Укажите цветом, что к чему приводит.
БРАКОНЬЕРСТВО
|
ОБМЕЛЕНИЕ РЕК
|
ВЫБРОС ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ АВТОМОБИЛЯМИ
|
ИСЧЕЗНОВЕНИЕ ВИДОВ ЖИВОТНЫХ |
ЗАГОТОВКА ДРЕВЕСИНЫ
|
ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОЗДУХА
|
ВЫРУБКА ЛЕСА ПО БЕРЕГАМ РЕК |
УМЕНЬШЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА ЛЕСОВ НА ЗЕМЛЕ
|
Задание 6. «Если я приду в лесок ».
Ведущий: Сейчас мы проверим, как вы знаете
правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду
в лесок ». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать,
если я буду поступать хорошо, говорим "да", если плохо, то все вместе
кричим "нет"!
-Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)
-Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)
-Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)
-Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да)
-Если разведу костер, а тушить не буду? (нет)
-Если сильно насорю, а убрать забуду? (нет)
-Если мусор уберу, банку закопаю? (да)
Задание 7. «Береги и охраняй!»
Посмотрите на страницы:
Здесь растения и птицы,
Насекомые и звери –
Кто знаком с ними, проверим:
Постарайтесь отобрать
Тех, что нужно охранять.
Из фото представителей живой природы нужно выбрать тех, которые являются охраняемыми в нашем Уральском крае.
Ведущий: Так будем же беречь нашу Землю и свой родной край. Земля - шар, движущийся в пустынном космосе, она напоминает космический корабль в бесконечном путешествии. У него нет базы, на которую можно вернуться для ремонта, чтобы пополнить запасы и избавиться от отходов. Человек, являясь членом этого корабля, стал причиной возникших на его борту проблем. В частности быстрый рост численности населения создает тяжелую нагрузку на все системы и одновременно снижает их продуктивность из-за загрязнения и переэксплуатации. В результате развития экономики, несовершенных технологий, природных и антропогенных аварий и катастроф возникает экологическая опасность - угроза разрушения среды обитания человека и связанных с ним живых организмов. Следствием этого является нарушение способности организмов и систем приспосабливаться к новым условиям существования и как результат этого их гибель. Сегодня экологические проблемы должны быть признаны проблемами номер один на земле.
Использованная литература
1. Куришкина Л.А. Экологический букварь. – Смоленск: СОИИУ, 1994.
2. Козлова Т.А., Мягкова А.Н., Сонин Н.И. Экология России. Дидактические материалы. – М.: АО МДС, 1996.
3.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.