(Практикум)
Иванова Ольга Владимировна
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №358
Московского района
Цели: познакомить родителей с причинами, вызывающими это явление у детей; составить советы, как научить ребенка понимать пагубность лицемерия и узнавать его проявление в жизни.
1 этап. Проблемный.
Знакомство с проблемой.
Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина... На площади ни души... Открытые двери лавок и кабаков глядят на свет божий уныло, как голодные пасти; около них нет даже нищих. — Так ты кусаться, окаянная? — слышит вдруг Очумелов.— Ребята, не пущай ее! Нынче не велено кусаться! Держи! А... а! Слышен собачий визг. Очумелов глядит в сторону и видит: из дровяного склада купца Пичугина, прыгая на трех ногах и оглядываясь, бежит собака. За ней гонится человек в ситцевой крахмальной рубахе и расстегнутой жилетке». Он бежит за ней и, подавшись туловищем вперед, падает на землю и хватает собаку за задние лапы. Слышен вторично собачий визг и крик: «Не пущай!» Из лавок высовываются сонные физиономии, и скоро около дровяного склада, словно из земли выросши, собирается толпа. — Никак беспорядок, ваше благородие!..— говорит городовой. Очумелов делает полуоборот налево и шагает к сборищу. Около самых ворот склада, видит он, стоит вышеописанный человек в расстегнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец. На полупьяном лице его как бы написано: «Ужо я сорву с тебя, шельма!» да и самый палец имеет вид знамения победы. В этом человеке Очумелов узнает золотых дел мастера Хрюкина. В центре толпы, растопырив передние ноги и дрожа всем телом, сидит на земле сам виновник скандала — белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине. В слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса. — По какому это случаю тут? — спрашивает Очумелов, врезываясь в толпу.— Почему тут? Это ты зачем палец?.. Кто кричал? — Иду я, ваше благородие, никого не трогаю...— начинает Хрюкин, кашляя в кулак.— Насчет дров с Митрий Митричем,— и вдруг эта подлая ни с того, ни с сего за палец... Вы меня извините, я человек, который работающий... Работа у меня мелкая. Пущай мне заплатят, потому — я этим пальцем, может, неделю не пошевельну... Этого, ваше благородие, и в законе нет, чтоб от твари терпеть... Ежели каждый будет кусаться, то лучше и не жить на свете... — Гм!.. Хорошо...— говорит Очумелов строго, кашляя и шевеля бровями. — Хорошо... Чья собака? Я этого так не оставлю. Я покажу вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я ему покажу Кузькину мать!.. Елдырин,— обращается надзиратель к городовому,— узнай, чья это собака, и составляй протокол! А собаку истребить надо. Немедля! Она наверное бешеная... Чья это собака, спрашиваю? — Это, кажись, генерала Жигалова! — кричит кто-то из толпы. — Генерала Жигалова? Гм!.. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто... Ужас как жарко! Должно полагать, перед дождем... Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? — обращается Очумелов к Хрюкину.— Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтоб сорвать. Ты ведь... известный народ! Знаю вас, чертей! — Он, ваше благородие, цыгаркой ей в харю для смеха, а она — не будь дура и тяпни... Вздорный человек, ваше благородие! — Врешь кривой! Не видал, так, стало быть, зачем врать? Их благородие умный господин и понимают, ежели кто врет, а кто по совести, как перед богом... А ежели я вру, так пущай мировой рассудит. У него в законе сказано... Нынче все равны... У меня у самого брат в жандармах... ежели хотите знать... — Не рассуждать! — Нет, это не генеральская...— глубокомысленно замечает городовой.— У генерала таких нет. У него всё больше легавые... — Ты это верно знаешь? — Верно, ваше благородие... — Я и сам знаю. У генерала собаки дорогие, породистые, а эта — чёрт знает что! Ни шерсти, ни вида... подлость одна только... И этакую собаку держать?!.. Где же у вас ум? Попадись этакая собака в Петербурге или Москве, то знаете, что было бы? Там не посмотрели бы в закон, а моментально — не дыши! Ты, Хрюкин, пострадал и дела этого так не оставляй... Нужно проучить! Пора... — А может быть, и генеральская...— думает вслух городовой.— На морде у ней не написано... Намедни во дворе у него такую видел. — Вестимо, генеральская! — говорит голос из толпы. — Гм!.. Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто... Что-то ветром подуло... Знобит... Ты отведешь ее к генералу и спросишь там. Скажешь, что я нашел и прислал... И скажи, чтобы ее не выпускали на улицу... Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить. Собака — нежная тварь... А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять! Сам виноват!.. — Повар генеральский идет, его спросим... Эй, Прохор! Поди-ка, милый, сюда! Погляди на собаку... Ваша? — Выдумал! Этаких у нас отродясь не бывало! — И спрашивать тут долго нечего,— говорит Очумелов.— Она бродячая! Нечего тут долго разговаривать... Ежели сказал, что бродячая, стало быть и бродячая... Истребить, вот и всё. — Это не наша,— продолжает Прохор.— Это генералова брата, что намеднись приехал. Наш не охотник до борзых. Брат ихний охоч... — Да разве братец ихний приехали? Владимир Иваныч? — спрашивает Очумелов, и всё лицо его заливается улыбкой умиления.— Ишь ты, господи! А я и не знал! Погостить приехали? — В гости... — Ишь ты, господи... Соскучились по братце... А я ведь и не знал! Так это ихняя собачка? Очень рад... Возьми ее... Собачонка ничего себе... Шустрая такая... Цап этого за палец! Ха-ха-ха... Ну, чего дрожишь? Ррр... Рр... Сердится, шельма... цуцык этакий... Прохор зовет собаку и идет с ней от дровяного склада... Толпа хохочет над Хрюкиным. — Я еще доберусь до тебя! — грозит ему Очумелов и, запахиваясь в шинель, продолжает свой путь по базарной площади. https://ilibrary.ru/text/463/p.1/index.html
Почему Чехов назвал свой рассказ «Хамелеон»?
Как можно назвать поведение надзирателя Очумелова?
Рассказ написан в 1884 году. Актуален ли он в наше время?
Вот я и предлагаю поговорить сегодня о лицемерии. Слайд 1
2 этап. Теоретический.
А что такое лицемерие? Слайд 2
В словаре В.Даля «лицемерный – притворный, где зло скрывается под личиной добра, порок под видом добродетели». Личина же – «накладная рожа, харя, маска, то есть ложный, притворный вид, лукавое притворство».
«Лицемерие – поведение, которое таит в себе неискренность, злонамеренность, прикрытую притворным чистосердечием, добродетелью».
Какие же синонимы можно подобрать к слову «лицемерие»?
Слайд 3 Синонимы: двуличие, притворство, лукавство, двуличность, двоедушие, двурушничество, лесть, криводушие, лживость, двойственность, двоемыслие, неискренность, ханжество.
Прочитайте несколько высказываний о лицемерии Слайд 4
·
Лицемеры — это такой сорт людей, которые делают вид, что гладят
тебя, в то время как вытирают о тебя свои грязные руки.
Джулиана Вильсон
· Лицемерие начинается с того момента, когда является намерение не добро делать, а показать только себя делающим добро. Святитель Феофан
· Лучше явный враг, нежели подлый льстец и лицемер: такой безобразит человечество. Петр I Великий
· Я могу не говорить того, что я думаю, но это вовсе не значит, что я должен говорить то, что думаю. В первом случае это благоразумие, во втором - лицемерие. Вильгельм Либкнехт
· Паутина притворяется, что ловит росинки, — а сама ловит мух. Рабиндранат Тагор
3 этап. Эмоциональный
Послушайте сказку «Вежливый Цветок» Слайд 5
Неизвестно откуда, сильный ветер принес крохотное желтое
семя. Оно упало среди травы и полевых цветов, а через некоторое время из земли
появился маленький зеленый росток.
– Разрешите мне, пожалуйста, и дальше расти вместе с вами и получать силу от
солнечных лучей, – обратился он к растениям, росшим вокруг него. – Я долго
летел, а теперь мне хочется отдохнуть, как следует пустить корни и вырасти.
Травинки и цветы не стали возражать: – Пускай себе растет вежливый незнакомец,
земли на всех хватит.
Они немного потеснились, и солнечные лучи стали кормить и давать силы
маленькому ростку. Вскоре на лесной поляне вырос красивый и очень необычный
цветок. Он еще не успел раскрыть лепестки, а пчелы уже нетерпеливо жужжа,
кружились рядом.
– Ах, как он приятно пахнет, этот новенький, – жужжали они, – когда же он
раскроет свои лепестки и угостит нас нектаром?
Но Цветок не торопился раскрываться, а ждал, когда его корни как следует
врастут в землю и укрепятся. Он все сильнее врастал в землю и все шире распускал
свои листья.
– Извините меня, пожалуйста, я не загорожу вам солнышка, если раскрою здесь
свои листья? – спрашивал Цветок одуванчика. – А вам я не помешаю, милая
ромашка, если мой корешок прорастет в земле рядом с вашим?
Все были очарованы культурностью и вежливостью нового Цветка и, конечно же,
разрешали расти ему ввысь и вширь. В один из солнечных дней лепестки Цветка
чуть-чуть приоткрылись, и по всему лесу разнесся прекрасный и нежный аромат.
Некоторые пчелы, находившиеся поблизости, учуяв прекрасный запах Цветка,
сразу же прилетели, чтобы попробовать новый цветочный нектар. Цветок был
удивительной формы. Он был похож на кувшинчик с очень узким горлышком. Несколько
пчел по очереди залезло в него, а обратно ни одна не вылезла...
– Наверное, нектар у нового Цветка очень вкусный, раз пчелы даже лететь домой
не хотят, – думали соседние травинки и полевые цветы.
А на следующий день все повторилось. Новые пчелы прилетали к Цветку, заползали
внутрь и больше не появлялись. Так продолжалось много дней.
– Куда же все пчелы деваются? Как они там внутри цветка все помещаются? –
удивленно спрашивали травинки и цветы друг друга, но ответа никто не знал.
В конце концов ромашка решила задать Цветку вопрос.
– Скажи, где все пчелы, почему они не выползают наружу – спросила она.
– Им так приятно внутри меня и так нравится мой сок, что они до самой ночи не
хотят улетать домой, а выползают только тогда, когда становится совсем темно и
все уже спят, – ответил Цветок. А пока пусть наработавшиеся пчелки хорошенько
отдохнут во мне, они ведь за день так сильно устают, – нежно и ласково
произнес Цветок.
К вечеру подул сильный ветер. Он пригнул новый Цветок к самой земле, и из него
на землю вытекла приятно пахнущая желтая жидкость с наполовину съеденными
пчелами. После того как ветер раскрыл его страшную тайну, Цветок сильно
изменился и уже не был добрым и ласковым, как раньше. Нет, он не испортился, а
просто перестал лицемерить, притворяясь хорошим, и стал самим собой. Долго
скрывая свои коварные замыслы, он успел укрепиться корнями в земле, вырасти и
набраться сил, и теперь ему некого было бояться. Всем растениям вдруг стало
ясно, кому они дали вырасти на своей полянке.
http://rudocs.exdat.com/docs/index-485163.html?page=41
В чем проявлялось лицемерие и двуличие Цветка?
Всегда ли можно рассмотреть, распознать лицемерие?
Почему Цветок вдруг перестал лицемерить и притворяться хорошим?
Эта сказка может быть иллюстрацией высказывания Рабиндраната Тагора «Паутина притворяется, что ловит росинки, — а сама ловит мух».
Посмотрите мультфильм «Мой друг зонтик» Слайд 6
https://www.youtube.com/watch?v=3hsSsDdfEaE
Что вы можете сказать о поведении поросенка?
Чьё поведение можно изменить? Почему? Поймет поросёнок что поступал плохо?
4 этап. Практико-деятельностный
Для того чтобы быть готовыми к встрече с лицемерием и помочь детям разбираться в людях, подумаем, с какой целью люди лицемерят?
Всегда ли эта цель одинаковая?
Какие же цели преследуют лицемеры?
Часто основная цель скрыть истинные мотивы своих поступков и своего настоящего я от окружающих людей. С помощью такого поведения человек пытается добиться для себя каких-то благ, что-то получить часто за счет окружающих.
1. Баба-Яга (в некоторых вариантах Ведьма) - часто моет и привечает героя, но мечтает съесть или задания дает заведомо невыполнимые (в надежде на тоже). Например: "Пряничный домик" сказка братьев Гримм
2. Старшие братья или старшие сестры главных героев - обманывают восхищаясь, лгут или вообще убивают и грабят (приходится воскрешать героя живой водой). Сказка "Молодильные яблоки".
3. Змея, волк, крокодил - просят о помощи, хвалят, а потом пытаются съесть или укусить. Сказки: "Волчье слово", "Змея и человек", "Крокодильи слезы".
4. Лиса - самый лицемерный персонаж русских сказок. Она и петуха обманывает под видом друга, который говорит хорошие слова, и крестьян, и волка. «Колобок», «Лисичка со скалочкой», «Лиса и волк», такую же лису мы видим в басне И.А. Крылов "Ворона и лисица".
Да, совершенно верно, такое поведение можно проиллюстрировать.
Слайды 7,8,9
Ласковый взгляд, а на сердце яд. Речи у него сладки, да кусают за пятки.
Бархатный весь, а жальце есть.
Ярким примером лицемерия, почти его гимном может быть песня лисы Алисы и кота Базилио. Слайды 10
http://www.youtube.com/watch?v=1OlI3AyZcbY
Очень часто лицемерят перед людьми, от которых в чем-то зависят: начальниками, учителями, более успешными товарищами и т.д.
Об этом одна из сказок Г.Х Андерсена "Голый король».
Такое проявление лицемерия мы видим и в комедии «Ревизор» Н.В. Гоголя. Двоедушие и «хамелеонство» проявляется во всех жителях городка.
А герой А.С.Грибоедова «Горе от ума» Молчалин выслуживается и унижается перед влиятельными гостями в доме Фамусова, ведь они могут быть полезными в его продвижении по службе. Он полагает, что, пока «в чинах мы небольших», «надобно зависеть от других». Именно поэтому Молчалин живет по принципу «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь».
Лицемерие может быть вызвано желанием понравиться кому-то, стать более интересным в глазах каких-то людей. И человек начинает «играть роль» несвойственную ему.
Или для создания нужного для себя имиджа совершаются «благородные» поступки только в присутствии «зрителей». И здесь можно привести слова Святителя Феофана
«Лицемерие начинается с того момента, когда является намерение не добро делать, а показать только себя делающим добро».
Слайды 11
Лицемерие начинается с того момента, когда является намерение не добро делать, а показать только себя делающим добро».
Святитель Феофан
Причиной лицемерности иногда является страх: страх быть
непонятым, осмеянным. Именно он заставляет человека казаться не тем, кем он
есть на самом деле. Боясь оказаться чужим среди людей, с которыми он находится,
человек принимает чуждые для него правила. Стараясь поступать так, как ведут
себя окружающие его люди. Только этим обманом притворщики наносят себе большой
вред, причиняя душевные страдания и боль. Это подтвердил в своё время Леонардо
да Винчи:
«В
числе глупцов есть некая секта, называемая лицемерами, которые беспрерывно
учатся обманывать себя и других, но больше других, чем себя, а в
действительности обманывают больше самих себя, чем других».
Значит, мы понимаем, что лицемерность - это постоянное притворство. это жизнь под страхом разоблачения. это выдуманная добродетель напоказ, качество, которое не красит.
5 этап. Рефлексивный
В чем проявляется лицемерие в детском возрасте?
Когда чаще всего лицемерят дети?
Да, один из примеров это поросёнок из мультфильма.
6 этап. Решение задачи
А можно ли бороться с лицемерием?
Давайте посмотрим, как это происходит в мультфильме.
Послушайте окончание сказки «Вежливый цветок»
«Но что делать – никто не знал, пока кто-то не вспомнил про
растущий неподалеку вьюнок. Растения дружно попросили его обвить своими
быстрорастущими и вьющимися стебельками опасный лицемерный Цветок и крепко
обвязать его лепестки. Вьюнок тут же решил выполнить просьбу растений и
принялся за свою обычную работу. Он стал быстро расти, и через несколько дней
его длинные стебли, как змеи, обвились вокруг опасного Цветка. Вьюнок снизу
доверху опутал Цветок и крепко скрутил его лепестки, не давая ему заманивать
пчел.
Очень скоро Цветок стал вянуть и постепенно засох. А трава и полевые цветы еще
долго вспоминали лицемерие и двуличие Цветка, который умело притворяясь
добрым и вежливым, скрывал свои ужасные замыслы и страшные дела.»
Слайд 12
Что же надо делать в жизни, чтобы дети поняли, что лицемерие – это зло? Как преодолеть лицемерность, если уже появились признаки этого явления?
Попробуем составить советы, как научить ребенка понимать пагубность лицемерия и узнавать его проявление в жизни.
1. Очень важен пример родителей. «Лицемерие не составляет первой обязанности родителя». Джордж Бернард Шоу. Сначала проанализировать свое поведение. Всегда ли мы сами ведем себя честно. Избегать своих личных примеров лицемерия.
2. Выражать свою любовь к ребенку не за что-то определённо позитивное, а за то, что это – просто наш ребенок.
3. Не завышать требования к ребенку. Иначе он научится добиваться результата любимыми способами, чтобы соответствовать ожиданиям родителей. Так, малыш начинает считать, что стоит всегда носить маску того, что от него ожидают.
4. Показывать уникальность ребенка. Повышать его самооценку. Личность с адекватной самооценкой не будет стыдиться своей точки зрения.
5. Учить самостоятельно делать выбор и удерживаться от критики, если нам не всегда нравятся его решения. Хвалить ребенка не только за те успехи, которые нам кажутся важными и значимыми, но и за достижения, которые считает ценными он сам. Малыш должен твердо знать, что с его мнением в доме считаются, а его выбор уважают.
6. Учить не подстраиваться под ожидания окружающих, если они могут изменить его в худшую сторону, преодолевать в себе чувство страха перед мнением окружающих, из которого рождается лицемерность.
7. Пробовать объяснять, как тяжело всё время изображать того, кем на самом деле не являешься, приводить наглядные примеры из литературы, мультфильмов, фильмов, из жизни.
8. Учить доверять себе, не отклоняться от своих представлений о добре и зле, смотреть на себя со стороны, ставить себя на место других, применяя золотое правило: «Относись к другому так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе».
9. Не осуждать других: в некоторых ситуациях можно оказаться не лучше их; просто надо по возможности оказать посильную помощь.
10. Учить наблюдать за поведением людей, как тот или иной человек, относится к другим. Время от времени (особенно в трудностях и испытаниях) человек показывает свое лицо По-настоящему добрый человек старается быть хорошим всегда и вести себя красиво. А лицемер, притворяющийся добрым, если ему что-то надо, будет хорошим, а потом может запросто поступить некрасиво и плохо.
Надеюсь, что составленные совместно рекомендации помогут нам бороться с таким отрицательным качеством как лицемерие.
И в заключении хочу привести слова Василия Сухомлинского и Мольера. Слайды 13, 14
«Говори о человеке, поступке, явлении, событии то, что ты думаешь. Никогда не стремись угадать, каких слов от тебя кто то ожидает. Это стремление может сделать из тебя лицемера, подхалима и в конечном счете — подлеца».
Василий Сухомлинский
Лжеправедники есть, как есть лжехрабрецы.
Бахвальством не грешат отважные бойцы,
А праведники те, что подают пример нам,
Не занимаются кривляньем лицемерным.
Мольер (Жан Батист Поклен)
Смеюсь навзрыд среди кривых зеркал,
Меня, должно быть, ловко разыграли:
Крючки носов и до ушей оскал -
Как на венецианском карнавале
Вокруг меня смыкается кольцо,
Меня хватают, вовлекают в пляску.
Так-так, мое нормальное лицо
Все остальные приняли за маску.
Петарды, конфетти! Но все не так...
И маски на меня глядят с укором.
Они кричат, что я опять не в такт,
Что наступаю на ноги партнерам.
Что делать мне? Бежать, да поскорей?
А может, вместе с ними веселиться?
Надеюсь я - под маскою зверей
Бывают человеческие лица.
Все
в масках, париках - все, как один.
Кто сказочен, а кто - литературен.
Сосед мой справа - грустный арлекин,
Другой палач, а каждый третий - дурень.
Я в хоровод вступаю хохоча,
Но все-таки мне неспокойно с ними, -
А вдруг кому-то маска палача
Понравится, и он ее не снимет?
Вдруг арлекин навеки загрустит,
Любуясь сам своим лицом печальным?
Что, если дурень свой дурацкий вид
Так и забудет на лице нормальном?
Смеются злые маски надо мной,
Веселые - те начинают злиться,
За маской пряча, словно за стеной,
Свои людские подлинные лица.
За музами гоняюсь по пятам,
Но ни одну не попрошу открыться:
Что, если маски сброшены, а там
Все те же полумаски-полулица?
Я в тайну масок все-таки проник.
Уверен я, что мой анализ точен:
И маска равнодушья у иных -
Защита от плевков и от пощечин.
Но если был без маски подлецом,
Носи ее. А вы? У вас все ясно.
Зачем скрываться под чужим лицом,
Когда свое, воистину, прекрасно?
Как доброго лица не прозевать,
Как честных угадать наверняка мне?
Они решили маски надевать,
Чтоб не разбить свое лицо о камни.
Владимир Высоцкий
.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.