МКУ ДО «Дом детского творчества» г. Новопавловска
Методическая разработка
Сценарий спектакля «Новогодние приключения Буратино»
Театральная студия «Золотой ключик»
Разработала педагог доп. образования
Сидорова О.Г.
г. Новопавловск, 2022
Пояснительная записка
Способность к творчеству – одна из самых универсальных способностей человека, которая может быть реализована в любой сфере деятельности, и чем раньше произойдёт встреча ребёнка с каким-либо видом искусства, тем процесс развития этой способности будет интенсивнее.
Как известно, театр является одной из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни, основанной на восприятии мира через образы. Специфическим средством выражения смысла и содержания в театре выступает сценическое представление, возникающее в процессе игрового взаимодействия актёров.
Детская театральная студия является средством художественно-эстетического развития ребенка. Союз музыки и театра, включающий в себя сценографию, костюмы, постановку, актерскую игру и пение – далеко не полный перечень искусств, объединившихся с целью донести до юного зрителя-слушателя содержание музыкального спектакля.
По своей природе театральное искусство наиболее близко детской ролевой игре, которая складывается как основа относительно самостоятельного функционирования детского сообщества и уже к школьному возрасту занимает позицию ведущей деятельности детей. Важнейшим компонентом детской игры, как и театра, выступает роль, посредством которой происходит освоение и познание окружающей действительности и её художественное отражение. Музыкальный компонент театральных занятий расширяет развивающие и воспитательные возможности театра, усиливает эффект эмоционального воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребёнка, поскольку к театральному языку мимики и жестов добавляется закодированный музыкальный язык мыслей и чувств. В этом случае у детей увеличивается количество и объём сенсорно-перцептивных анализаторов (зрительных, слуховых, двигательных). Природная предрасположенность детей к «напеванию» и «пританцовыванию» объясняет их живой интерес к восприятию музыкально-театрального действа и участию в нём. Удовлетворение этих возрастных потребностей в музыкально-театральном творчестве освобождает ребенка от закомплексованности, дает ему ощущение своей особенности, приносит ребенку массу радостных минут и огромное наслаждение. Восприятие «поющих слов» в музыкальном спектакле становится более осознанным и чувственным за счёт подключения сенсорных систем. А собственная включённость в действие позволяет ребёнку смотреть не только на сцену, но и «в себя», уловить своё переживание, зафиксировать его и оценить, что в целом способствует развитию у детей таких психических качеств личности как эмпатия и рефлексия. У ребенка пробуждается желание ощутить в себе Художника-Творца, расширить границы своего Я, обогатить свое понимание окружающего Мира и углубить осознание своего места в нем.
Реализация личностных и творческих возможностей обучающихся в музыкально-театральной деятельности, создание психологически комфортной атмосферы взаимодействия обучающихся и педагога в коллективе посредством музыкального спектакля.
Основные задачи:
Образовательные:
познакомить с навыками актерского мастерства
получить навыки коллективного творчества
Развивающие:
развитие творческой, креативной личности (эмоциональной и музыкально-творческой активности в процессе разбора и исполнения спектакля);
развитие интереса к искусству в целом: изобразительного, музыкального, пластического и т.д.
Воспитательные:
формирование чувства ответственности в процессе коллективного творчества;
формирование процессов социальной, интеллектуальной и трудовой адаптации.
Наиболее эффективными формами организации детей являются коллективная, подгрупповая и индивидуальная.
В результате участия в музыкальном спектакле дети смогут получить и применить на практике:
основы сценического поведения (элементы сценической речи, движения);
навык диалогичного поведения, с учетом вымышленной ситуации, сюжетности действия, то есть выявления целей и мотивов каждого поворота сценической истории;
навыки исполнительского мастерства актера, вокалиста;
первоначальные обобщённые представления о понятиях «художественный образ», «средства создания художественного образа», а также формируются конкретные элементарные навыки создания этого образа различными художественно-сценическими и музыкальными средствами;
умения психофизического и эмоционального раскрепощения посредством активизации мышц лица и тела;
устойчивый интерес к театральному искусству вообще и к музыкальному театру в частности.
умения коллективных действий (контроль и оценка собственных действий и действий товарищей, соизмерение своих действий с действиями других детей, взаимодействие);
Сценарий спектакля « НОВОГОДНИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ
БУРАТИНО»
( По мотивам сказки А.Толстого "Золотой ключик.)
ДЕЙСТВУЮЩИЕ
ЛИЦА :
СКАЗОЧНИК
БУРАТИНО
ПАПА КАРЛО
КАРАБАС-БАРАБАС
ЛИСА АЛИСА
КОТ БАЗИЛИО
ЧЕРЕПАХА ТОРТИЛА
ЗАЗЫВАЛА
ПЬЕРО
МАЛЬВИНА
АРЛЕКИН
АРТЕМОН
СВЕРЧОК
ЛЯГУШАТА
Сцена 1.
Музыка 1 Песня
Папы Карло
СКАЗОЧНИК
: Жил-был человек по имени Карло. Он был беден и
одинок. И вот однажды, он сказал себе : « Ну что я живу один ? Сделаю-ка я себе
из дерева мальчонку. Все мне старику веселее будет.» И стал Карло вырезать из
дерева мальчика.
( Дом Папы Карло. Он сидит и строгает полено. На стене висит нарисованный
очаг. Папа Карло незаметно убирает полено, и также незаметно должен появиться
Буратино)
КАРЛ0:
Ну вот, какой ты егоза! Не крутился бы, нос получился бы нормальным! А так ты
будешь называться у меня – Буратино.
БУРАТИНО : Буратино, так Буратино! А ты кто?
КАРЛО : Я – Папа Карло.
БУРАТИНО : Ну что ж, отлично! (Оглядывается, тычет носом в
нарисованный очаг ). А это что ?
КАРЛО : Это нарисованный очаг. Он очень давно здесь висит.
БУРАТИНО
: А что за этим очагом?
КАРЛО : Так, какая-то железная дверь, но от нее давно потерян
ключ, и я не знаю, что за ней находится.
БУРАТИНО : А-а-а ! Здесь, навер-рно, какая-то тайна ! Хорошо
бы узнать!
КАРЛО : Какой ты любопытный, Буратино !
БУРАТИНО : Интер-ресно! Папа Карло! Можно я пойду погуляю?
КАРЛО : Буратино!
Прежде тебе надо пойти школу. Ведь ты не умеешь ни читать, ни писать.
БУРАТИНО : Ну ладно, тогда я пойду в школу.
КАРЛО : Подожди ! Я пойду в чулан и поищу для тебя азбуку ! По ней ты будешь учиться читать. ( Карло у ходит, а Буратино играет у елки )
Сверчок: Эй,
Буратино, ты зря веселишься, не получится сегодня праздника, ёлка
отменяется.
БУРАТИНО :
Это почему праздник отменяется? Нет, нет, я так не согласен,
посмотри, сколько ребят на праздник пришло. Мы будем веселиться.
И вообще, ты кто?
Сверчок: Я – Говорящий сверчок, живу в этом зале уже
много лет и прежде, чем я уйду отсюда, выслушай мой полезный совет!
БУРАТИНО : Оччччень мне нужны советы старого Сверчка….
Сверчок: Жаль мне тебя, Буратино
БУРАТИНО : Это еще почему?
Сверчок: Потому, что у тебя глупая деревянная голова, и ты не сможешь справиться с важным заданием…
БУРАТИНО : Каким еще важным заданием?
Сверчок: А таким! Для того, чтобы Новый год наступил и на нашей елочке зажглись яркие огоньки, ты должен найти золотой ключик. Но ты точно не справишься…
БУРАТИНО : Справлюсь, справлюсь! Мне помогут мои друзья! Только скажи, где же мне найти этот ключик?
Сверчок: К сожалению, даже я не знаю ответ на этот вопрос. Прощай, Буратино.
КАРЛО : Вот, Буратино, я нашёл для тебя азбуку!
БУРАТИНО
: Спасибо, папа Карло! Ну,
всё, я пошел ?
КАРЛО : Иди, сынок. И смотри, будь прилежным учеником.
( Буратино уходит. Карло машет ему рукой.).
Сцена2.
ЗАЗЫВАЛА : Кукольный театр Карабаса-Барабаса ! Кукольный театр Карабаса-Барабаса ! Спешите ! Спешите ! Все на представление !
БУРАТИНО
: А что, нельзя посмотреть что-ли, я только одним глазком
взгляну и сразу в школу.
Музыка 2 Песня Карабас и куклы (в
конце песни Карабас засыпает, сидя на стуле, громко храпит.)
ПЬЕРО : Здравствуйте, почтеннейшая публика! Меня зовут Пьеро! Сейчас мы
разыграем перед вами комедию, меня будут колотить палками, давать пощечины, на
ваших глазах я получу 33 подзатыльника (плачет)
АРЛЕКИН: Здрасьте! (дает подзатыльник) Что ты плачешь, дуралей?
ПЬЕРО : Я плачу потому, что хочу жениться…
АРЛЕКИН: Ха! А почему ты не женился?
ПЬЕРО : Потому, что моя невеста от меня убежала...
АРЛЕКИН: Ха-ха-ха, видали дуралея?
А как зовут твою невесту? (дает Пьеро подзатыльник)
ПЬЕРО : Её зовут Мальвина или девочка с голубыми волосами.
Мальвина сбежала в чужие края
Мальвина пропала, невеста моя.( плачет ).
БУРАТИНО : А ну
прекрати (
Все куклы тоже начинают плакать. Просыпается Карабас – Барабас и начинает размахивать
плеткой, кричать и хлестать во все стороны ).
КАРАБАС – БАРАБАС : Проклятые куклы ! Вот вам !
БУРАТИНО : Не бей их !
КАРАБАС – БАРАБАС : А это еще кто такой ?
БУРАТИНО : Я – Буратино.
КАРАБАС – БАРАБАС : Противный деревянный мальчишка !
Ты помешал моему представлению и тоже получишь от меня плетки ! (
замахивается ).
А ну, живо полезай в очаг! (Карабас чихает, Буратино падает)
БУРАТИНО: Но
синьор, я не могу этого
сделать, однажды я уже пытался и проткнул его носом.
КАРАБАС – БАРАБАС: Нарисованый очаг? У папы Карло?? Так значит у него в каморке находится потайная…(прикрывает рот рукой)
БУРАТИНО
: Что вы сказали сеньор, что потайная….
КАРАБАС – БАРАБАС: Ничего
я не сказал, деточка, тебе послышалось, и вам послышалось.
( В это время Лиса и Кот подслушивают и подглядывают)
КАРАБАС – БАРАБАС : Миленький, хорошенький Буратино !
Иди скорее к Папе Карло и скажи ему, чтобы он хранил этот нарисованный очаг, а
за это я дам тебе 5 золотых.
БУРАТИНО
: 5 золотых ?
КАРАБАС – БАРАБАС : Да, вот они ! Иди скорее !
( Буратино берет деньги (это должны быть 5 больших желтых кружков),
зажимает их в кулаке и выбегает из театра. Музыка.)
Музыка 3 Песня шепталка. (куклы и Карабас уходят)
Сцена 3.
Музыка 4 Песня Лисы Алисы и Кота
Базилио
( Музыка. На сцене Буратино. Он радостно бежит в припрыжку по сцене,
размахивая над собой рукой с 5-ю золотыми. Появляются Лиса Алиса и Кот Базилио.
Кот Базилио в темных очках, с палкой в руке, другую руку протягивает для
милостыни. Лиса Алиса и Кот Базилио под ручку движутся по сцене.)
КОТ БАЗИЛИО : Подайте бедному слепому Коту Базилио и хромой
Лисе Алисе. Подайте бедному слепому…
( Лиса Алиса и Кот Базилио останавливаются около Буратино.)
ЛИСА АЛИСА : Добренький Буратино, подай милостыню бедному
слепому! У тебя ведь есть деньги ? Или у тебя нет ни сольдо?
БУРАТИНО : А вот это
вы видали! У меня есть ровно 5 золотых.
( Показывает. Лиса Алиса и Кот Базилио жадно тянут к ним руки ).
Но я их должен отдать Папе Карло ! ( Он прячет руки с золотыми за спину ).
ЛИСА АЛИСА : Глупенький Буратино, у тебя всего 5 золотых !
Ведь у тебя их может быть гораздо больше !
БУРАТИНО : Это как ?
ЛИСА АЛИСА : А вот так ! Мы знаем, как это сделать ! Если
хочешь, мы тебе расскажем ! Надо лунной ночью, а сегодня как раз такая ночь…
Так вот, надо лунной ночью пойти на Поле Чудес в Страну Дураков и зарыть там
свои монеты, и произнести слова : « Крэкс, Фэкс, Пэкс ! ». Ребята, а давайте
все вместе громко произнесем это заклинание« Крэкс, Фэкс, Пэкс ! », ну нееет,
так не пойдёт, а еще громче можете? « Крэкс, Фэкс, Пэкс ! ». Отлично
получилось! Потом нужно полить водой, а утром вырастет дерево, на котором будет
монет видимо-невидимо, ну, почти как эта Елка !
БУРАТИНО : А где находится эта Страна Дураков ?
Музыка 5 Песня Лисы Алисы и Кота Базилио
( Музыка. Буратино идет по сцене. Лиса Алиса и Кот Базилио идут, как будто,
в другую сторону, а затем поворачивают и, крадучись идут за ним, или просто
подсматривают.
Буратино оглядывается, закапывает деньги, поливает их, произносит слова «Крэкс,
Фэкс, Пэкс !» и ложится спать. Лиса Алиса и Кот Базилио тихонько выкапывают
деньги. Дерутся. Музыка заканчивается. Лиса Алиса хватает деньги.)
БАЗИЛИО : Отдай деньги !
ЛИСА АЛИСА : Тут всего пять монет, а пять на два не делится,
правда, ребята, не делится же? (ответы детей) Вот, слышишь Кот, что тебе
ребята говорят?
БАЗИЛИО : Давай дели! Мяу!
ЛИСА
АЛИСА : Хорошо, хорошо. Это мне ! Это тебе ! Это
мне ! Это тебе ! Это мне !
БАЗИЛИО : (внимательно смотрит на свои монеты) Ты меня
обманула !
ЛИСА АЛИСА : Почему обманула ? Давай сначала ! ( повторяет
прежнюю процедуру.) Это мне ! Это тебе ! Это мне ! Это тебе ! Это мне !
БАЗИЛИО : Ну
ты же опять меня обманула !
ЛИСА АЛИСА : Миленький,
любименький Кот Базилио !
Ну как я могу обмануть тебя, своего верного друга !
БАЗИЛИО : Ну ладно !
( Буратино просыпается и встает, видит, что его ямка раскопана и денег
нет.)
БУРАТИНО : У, обманщики ! (машет кулачком) Отдайте мои
деньги !
ЛИСА АЛИСА : Кот Базилио, подержи-ка его!
( Лиса Алиса и Кот Базилио хватают Буратино. Кот Базилио держит его, а Лиса
Алиса шлепает его по попе.)
ЛИСА АЛИСА : Вот тебе обманщики ! (шлепает)
КОТ БАЗИЛИО Вот тебе твои деньги ! (шлепает)
Не будь таким доверчивым ! (шлепает)
ЛИСА АЛИСА : Куда его, Кот Базилио?
КОТ БАЗИЛИО
: Бросим его в речку !
ЛИСА АЛИСА : Правильно ! Раз, два, три !
Музыка 6( Они хватают Буратино, раскачивают его на счет: раз, два,
три и кидают в речку. )
КАРЛ0: Буратинооо!
Где же запропастился этот мальчишка? Чувствует моё сердце, что он попал в беду.
СКАЗОЧНИК
: Итак, маленький доверчивый Буратино оказался в реке.
Но ведь он был деревянный и не мог утонуть. Поэтому его понесло течением вниз
по реке.
А в этой реке жила старая черепаха Тортила. Она-то и выловила Буратино из речки.
Сцена 4. (Сидит Буратино. Рядом с ним Черепаха Тортила,
которую выкатывают лягушата)
ЧЕРЕПАХА ТОРТИЛА: Так это ты - безмозглый дурачек, которого обманули кот и лиса?
БУРАТИНО: А ты кто такая, чтобы клеветать на моих друзей? Черепаха что-ли?
ЧЕРЕПАХА ТОРТИЛА: Во-первых, не говори со мной на ты, ведь я на 300 лет старше тебя и в 300 раз лучше знаю жизнь, но ты этого не поймешь, потому, что ты бросил школу и даже не умеешь считать.
БУРАТИНО: Когда у меня были деньги я умел считать аж до 5.
ЧЕРЕПАХА ТОРТИЛА: А зачем тебе деньги?
БУРАТИНО: Я хочу купить театр. А вот вам чего-нибудь хочется?
Музыка 7 Песня Тортилы
Ну ничего, не расстраивайся, Буратино!
Я подарю тебе Золотой ключик ! ( протягивает Золотой Ключик )
Он обязательно принесет тебе счастье!
Музыка 8
БУРАТИНО: Спасибо,
Тортиллочка! Ты даже не представляешь, как ты мне помогла!
СКАЗОЧНИК: И Буратино пустился в обратный путь. По дороге ему
повстречался Пьеро. Дорога проходила мимо маленького домика, в котором жила
девочка Мальвина с голубыми волосами.
Буратино вспомнил, как про нее читал стихи грустный Пьеро и решил зайти к ней в
гости.
Сцена 5.
( Сидит Мальвина, пишет. Входит Буратино.)
МАЛЬВИНА: Артемон, Артемон, смотри кто пришел!
ПЬЕРО: О простите
недостойного поэта, который позволит себе исполнить песню. Эта песня для вас!
Музыка 9 Песня Пьеро
БУРАТИНО: Браво! Браво! А меня зовут Буратино.
Меня Папа Карло послал в школу, а я попал в театр Карабаса – Барабаса !
МАЛЬВИНА: А мы от этого злого Карабаса - Барабаса убежали.
АРТЕМОН: Он все время размахивает плеткой!
БУРАТИНО : И мне от него чуть не досталось!
МАЛЬВИНА: А ты что, никогда не ходил в школу?
БУРАТИНО: Нет, никогда.
МАЛЬВИНА: Значит, ты даже не умеешь ни читать, ни писать?
БУРАТИНО: Нет, не умею.
МАЛЬВИНА: Тогда садись и пиши!
Я буду тебя учить ! Итак, у вас в кармане 2 яблока.
БУРАТИНО : Врёте! (хлопает себя по карманам)
МАЛЬВИНА : Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось?
БУРАТИНО
: Два.
МАЛЬВИНА : Неправильно, подумайте ещё.
БУРАТИНО : Но ведь я не отдам некту яблоко, хоть он дерись.
МАЛЬВИНА:
Да-а, с математикой у нас не вышло. Ну
вот, посадил кляксу! Еще одну!
МАЛЬВИНА: Придется тебя за твои безобразия посадить в чулан!
(Мальвина берет Буратино ухо и ведет в чулан.)
БУРАТИНО: Вот так
дела! Ребенок может ещё азбуку не освоил, а они ему чернильницу суют.
Сцена 6. Выходят Кот Базилио и Лиса Алиса. Идут к елке, рассматривают игрушки.
БАЗИЛИО: Алиса, а как ты думаешь, золото настоящее?
ЛИСА
АЛИСА: Даже не знаю, но мне здесь очень нравится!
КАРАБАС-БАРАБАС: Как хорошо, что я вас повстречал! Вы-то мне и
нужны.
БАЗИЛИО: А что случилось?
ЛИСА АЛИСА: Да, что случилось-то?
КАРАБАС-БАРАБАС: Я узнал, что Черепаха Тортила отдала Золотой
Ключик Буратино! Этому дрянному деревянному мальчишке! А я его как раз ищу!
БАЗИЛИО: Кого ищешь? Буратино?
КАРАБАС-БАРАБАС: Нет, Золотой ключик!
БАЗИЛИО: А зачем он тебе?
КАБАРАС-БАРАБАС: Он открывает железную дверь за нарисованным
очагом в каморке Папы Карло! Я думаю, что там находятся… сокровища! А еще с
его помощью они елку зажечь собираются! Вот!
ЛИСА АЛИСА: Везет же этому Буратино! Мы ж его бросили в речку!
А он, мало того, что не утонул, так еще получил Золотой Ключик!
КАРАБАС-БАРАБАС:
Ну как, поможете мне поймать Буратино, а я вас за это
щедро вознагражу!
ЛИСА АЛИСА: Пойдем, Базилио! Поможем нашему другу найти
Буратино
( Появляется Буратино, Мальвина, Пьеро и Артемон)
КАРАБАС – БАРАБАС : Ага, попались!
МАЛЬВИНА: Ой, боюсь, боюсь.
КАРАБАС – БАРАБАС: Ага, малявки, боитесь! И правильно делаете, вот отберу у вас сейчас ключик, и не наступит Новый год! Буду у вас вместо Деда Мороза! Ха-ха-ха!
БУРАТИНО: Артемон - делай разминку, Пьеро – читай свои самые гадкие стишки, а ты Мальвина, хохочи громче!
ПЬЕРО: Лису Алису жалко, плачет по ней палка.
ЛИСА АЛИСА: Что? Нахал!
ПЬЕРО: Кот Базилио нищий, вор, гнусный котище!
КОТ: (поднимая шляпу) Неправда ваша.
ВСЕ: Карабас - Барабас, не боимся больше вас.
КАРАБАС – БАРАБАС: Буратино! Отдай
Золотой Ключик! Он мой!
БУРАТИНО: Нет, не отдам!
Мне его подарила Черепаха Тортила ! И мы с его помощью должны сегодня зажечь
огни на нашей елочке (убирает руки с Ключом назад.)
ВСЕ: Отдай!
БУРАТИНО : Нет ! ( Все бросаются на Буратино.)
МАЛЬВИНА : На помощь!
БУРАТИНО : Папа Карло !
( Появляется Папа Карло)
КАРЛО : Я здесь, мой мальчик ! Ну вот, наконец-то я тебя
нашел !
А что это у тебя за ключ ?
БУРАТИНО : Это Золотой Ключик! Мне его подарила Черепаха
Тортила! Я выполнил задание старого Сверчка и теперь Новый год наступит
вовремя, а в этом зале загорятся яркие огоньки.
КАРЛО : Я горжусь
тобой, мой мальчик и обещаю отвести тебя и твоих друзей в новый театр, ключик
от которого тебе подарила Черепаха Тортилла!
Мальвина : Буратино, неужели у нас будет свой кукольный театр?
БУРАТИНО: Конечно!
Арлекин: А как мы его
назовём?
ВСЕ ВМЕСТЕ: Золотой ключик!
Музыка 10 Песня Буратино
КОНЕЦ
СПЕКТАКЛЯ.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.