Сценарий тематического вечера, посвященного Исааку Ньютону (1643 – 1727) «Суд времени».
Оценка 4.9

Сценарий тематического вечера, посвященного Исааку Ньютону (1643 – 1727) «Суд времени».

Оценка 4.9
pdf
21.01.2020
Сценарий тематического вечера, посвященного Исааку Ньютону (1643 – 1727) «Суд  времени».
Вечер Суд времени.pdf

 

Сценарий тематического вечера, посвященного Исааку Ньютону (1643 – 1727)

«Суд  времени».

 

Цель вечера: познакомить учащихся с жизнедеятельностью английского ученого И. Ньютона; заинтересовать личностью великого ученого и общественного деятеля; развивать умение анализировать факты, делать выводы; показать роль И. Ньютона в истории развития естествознания. 

 

Оборудование: 

. Литература:

1.     Энциклопедический словарь юного математика. Педагогика – М. 1985.

2.     Детская энциклопедия т.2. Мир небесных тел. Числа и фигуры. Педагогика – М. 1972.

3.     Я. Голованов. Этюды об ученых. Молодая гвардия – М. 1983.

4.     П.С. Кудрявцев. История физики, том 1. Учпедгиз – М. 1956. II. Музыкальное оформление: 

Классическая музыка XVII – XVIII вв. Генделя, Баха, Вивальди.

Магнитофон. 

III.   Театральное оформление: 

1.     Костюмы Англии конца XVII начала XVIII века. Костюмы судей. 

2.     Реквизит: свечи, перья, старинные рукописи, гонг.

IV.   Плакаты: портрет И. Ньютона.

Высказывания:

«Первый период нового естествознания заканчивается в области неорганического мира – Ньютоном».

Ф. Энгельс

 

«Труды Ньютона являются основой огромной части точных наук нашего времени». 

Б.Л. Вандер-Варден «Не знаю, как на меня посмотрит мир, но самому себе я представляюсь мальчиком, играющим на морском берегу и приходящим в восхищение, когда ему удается порой найти более гладкий, нежели обыкновенный, камушек или красивую раковину; между тем громадный океан сокровенной истины простирается передо мной».

И. Ньютон

«С исторической точки зрения Ньютон является самой значительной фигурой XVIII века».

Б.Л. Вандер-Варден «Ньютон дал математическим доктринам новые оригинальные принципы грандиозного значения».

Ж.Б.Ж. Фурье.

             Действующие лица: 

             Ведущий.

             3 судьи. 

             Историк. 

             Миссис Смит  - мать И. Ньютона.

             Мисс Екатерина Бартон – племянница И. Ньютона.

             Мисс Сторей – соседская девочка.              Канцлер.              Лорд Монтегю.

 

( В зале и на сцене полумрак: освещен лишь портрет И. Ньютона и плакаты высказывания. Под музыку Генделя в зале появляется ведущий с микрофоном. Ведущий задает зрителям вопрос: «Что вы можете сказать о Ньютоне?» Ответы односложны.)

       ВЕДУЩИЙ: Чтобы выяснить, что же это за личность, проведем сегодня здесь «Суд времени», ведь недаром говорят, что время рассудит все.

     Встать! Суд идет! 

    (Сцена освещается. Выходят 3 судьи, усаживаются за судейский стол.)    1 СУДЬЯ: На рассмотрение суда подано 2 характеристики И. Ньютона. 

Заслушиваем их.

2                   СУДЬЯ (читает): Этот человек сформулировал основные законы механики, открыл закон всемирного тяготения, законы разложения белого света и выдвинул корпускулярно – волновую теорию света, сконструировал один из первых термометров, впервые построил отражательный телескоп. Лагранж сказал о нем: «Он самый счастливый – систему мира можно установить только один раз».

3                   СУДЬЯ (читает): Этот человек жил в знаменательную эпоху в истории Англии, принимал активное участие в политической борьбе, был членом парламента, возглавлял Английский монетный двор. Славная революция 1688 года пронизывает всю его деятельность.

1                   СУДЬЯ (задумчиво) : Но эти характеристики плохо вяжутся друг с другом. Облик великого ученого, погруженного в свои мысли и образ политического деятеля, борца! Что ж, суду предстоит непростая задача. Заслушаем свидетелей по этому делу. Благодаря тому, что у нас сегодня «Суд Времени», мы можем приглашать в зал суда людей разных эпох и народов – времени неподвластны смерть и расстояние.

2                   СУДЬЯ: Вызываем миссис Смит. Расскажите-ка нам о детстве Вашего сына. 

(входит чопорно одетая англичанка конца XVII века, представительница «середняцкой прослойки»).

   МИССИС СМИТ: Исаак родился под самое Рождество 1643 года, когда его отца не было в живых (промокает глаза платком).

1   СУДЬЯ: Так значит, он родился почти через год после смерти Галилея и почти через 100 лет после смерти Коперника.

2   СУДЬЯ (согласно кивая): Да, за 6 лет до его рождения вышло «Рассуждение о методе» Декарта. Бэкон умер за 16 лет до его рождения, а Гюйгенс был тринадцатилетним мальчиком. 

   МИССИС СМИТ: Я очень переживала смерть мужа и родила сына раньше времени. Он был слаб и болезнен. Священник, крестивший его, сказал, что этот младенец не жилец на этом свете, но ошибся (улыбается).

3   СУДЬЯ: И как ошибся! Исаак Ньютон прожил целых 84 года! 

   МИССИС СМИТ: Сын мой был так мал: мне казалось, что его можно было выкупать в большом пивной кружке. Я жила с сыном 3 года, затем вторично вышла замуж за пастора Смита и переехала жить к мужу в Норт-Уитом. Малыш остался на попечении бабушки. Странный он был ребенок! Одинокий, предоставленный сам себе, склонный к мечтательности (вздыхает).

   Он занимался поэзией и живописью, мастерил воздушных змеев, ветряную мельницу, водяные часы. Он избегал общества сверстников, но охотно дружил с соседской девочкой Сторей, моложе его двумя годами. Ах, эта детская дружба!… (задумывается).

   (Под звуки музыки Вивальди на сцене появляется Сторей, исполняющая танцевальную романтическую композицию, в конце которой она кладет цветы к портрету И. Ньютона и смущенно убегает).

   МИССИС СМИТ: Позже он влюбился  в Сторей, но материальная необеспеченность помешала Исааку жениться на Сторей, и он до конца своей жизни остался холостяком.

1   СУДЬЯ: Миссис Смит, я попрошу не отвлекаться от темы. 

   МИССИС СМИТ: В 12 лет мы определили Исаака в школу. Учился он плохо по началу и часто болел. Его били товарищи… Однажды он был избит так, что потерял сознание. После этого случая Исаака подменили – он решил выделиться своими успехами. Упорство принесло свои плоды – Исаак занял первое место в классе и удержал его до окончания школы. Повторно овдовев, я пыталась привлечь сына к делам имения, но из него был плохой помощник (вздыхает). Он больше занимался математикой, чем сельским хозяйством. Он готовился поступать в Кембридж; в университет. Толку дома от него было мало, и я отпустила его, хотя и не было денег на учебу. Решила – пусть сам устраивается в жизни. Больше мы никогда с ним не виделись! Мне нечего добавить. 

2   СУДЬЯ: Необходимо уточнить, что из себя представлял тогда Кембриджский университет, куда отправился Ньютон. Быть может там разгадка?! Вызовем на «Суд Времени» Историка. 

(выходит Историк – наш современник со старинной книгой в руках, к которой он время от времени обращается для цитирования и уточнения деталей).    ИСТОРИК: Ньютон родился в разгар гражданской войны между сторонниками парламента и роялистскими войсками Карла I. Ему было 6 лет, когда в зимнее хмурое утро 1649 года сверкнул топор палача, обезглавившего Стюарта. Его детские и отроческие годы протекают при протекторате Кромвеля. В первый год Реставрации он поступает в Кембридж. Университеты в то время играли выдающуюся роль в политической жизни. Кембридж был оплотом партии торговой буржуазии – вигов. Ньютон поступил в Кембридж в 1660 году, в качестве субсайзера – так назывались бедные слушатели университета, которые не могли оплачивать свое обучение. Им разрешалось посещать лекции, но они должны были прислуживать членам колледжа. Положение субсайзера было унизительно, но давало право бесплатно учиться в университете. 

   В 1655 году Ньютон – магистр искусств. Но в этом году эпидемия чумы прервала его пребывание в Кембридже. 

3   СУДЬЯ: Да, 1655-68 годы были для Англии очень страшные. Только в Лондоне было сожжено 31 тысяча трупов. Поэтому понятно, что Ньютон уехал из Кембриджа и провел эти годы в своем имении, в уединении от людей. 

1   СУДЬЯ: В «Суд Времени» вызывается племянница Исаака Ньютона Екатерина Бартон, жившая с ним в те годы в его родной деревушке Вульсторпе.     (входит молодая англичанка, жительница фермерского поместья XVIII века).

   МИСС БАРТОН: Эти два года Исаак жил в нашем именьи безвыездно. Мы все боялись чумы. К нам не приезжали знакомые. Исаак работал сверх всякой меры. В нашем домике с крутой крышей и родились дифференциальное и интегральное исчисления. Там на грубом деревенском столе он раскладывал линзой солнечный свет, познавая тайну спектра. 

   ИСТОРИК (замечает со своего места, глядя в книгу): Эти годы так и хочется назвать «болдинской осенью» Ньютона. Академик П.Л. Капица много позже скажет: «В жизни гения есть что-то вечное, что никогда не теряет интереса, что заставляет людей интересоваться жизнью великих людей».     МИСС БАРТОН: Да-да! Вы верно о яблоне? У нас под самыми окнами росла та самая знаменитая в мире яблоня, с которой однажды с глухим стуком упало самое знаменитое в мире яблоко, подсказав Исааку закон всемирного тяготения! 

2   СУДЬЯ (удивленно): Так значит, все же яблоко было? 

   МИСС БАРТОН (на приглушенном фоне мелодии «Шутки» Баха): Конечно! Ведь об этом же, правда уже после смерти Исаака, рассказал и Вольтер. То же подтверждают и воспоминания друга тех же лет Исаака сэра Стакли. Идея гравитации пришла в голову Ньютона именно под той яблоней в нашем саду.

   ИСТОРИК (под ту же мелодию): Должен заметить, что великий Гаусс сердился, когда при нем поминали Ньютоновское яблоко: «Не понимаю, - писал он (историк читает по книге) – как можно предполагать, чтобы этот случай мог ускорить или замедлить это открытие. Вероятно, дело происходило таким образом: однажды к Ньютону пришел глупый и нахальный человек и пристал с вопросом, каким образом он мог пройти к своему великому открытию. Ньютон, увидев с кем он имеет дело, и, желая отвязаться, ответил, что «ему пало на нос яблоко», и это совершенно удовлетворило любознательность того господина».

3   СУДЬЯ: Так что же легендарное яблоко – это просто красивый символ? Шутка?! (громче звучит мелодия «Шутки» Баха, все персонажи удивленно перешептываются, пожимая плечами). 

1                   СУДЬЯ: Так или иначе, но в течение 93 лет после смерти Ньютона ни один человек не уходил из его дома в Вульструпе без того, чтобы не взглянуть на легендарную яблоню. 

2                   СУДЬЯ: В 1820 году сильная буря сломала старое дерево, и из его обломков сделали стул – новый предмет поклонения посетителей мемориального музея.

3                   СУДЬЯ: После чумных каникул осенью 1668 года Ньютон вернулся в Кембридж, но уже будучи автором многих серьезных научных работ. Он начал свою педагогическую деятельность в Кембриджском университете. 

   В суд вызывается Канцлер (входит суетливый человек).

   Извольте рассказать о деятельности Ньютона в университете.

   КАНЦЛЕР (боязливо, как бы оправдываясь): Честно говоря, лекции Ньютона не пользовались популярностью. Они были сложны для студентов. Через год Барроу уступил своему одаренному ученику кафедру математики, после чего Ньютон смог всерьез заняться научной работой. А еще через 2 года он был представлен в члены Лондонского Королевского общества за свою работу. Обстановка в университете в те годы оставалась напряженной. Был распущен слух о «папском заговоре», начались повальные обыски и аресты. Ньютон был человек осторожный, но очень твердо защищал позиции поднимающейся против короля буржуазии. Его девиз был: «Закон выше короля». Я хотел выполнить желание короля и предоставить должность католику (хотя это противоречиво закону…). Но ко мне прислали депутацию, в которой был Ньютон. Он твердо настаивал, что если король поступает против закона, то повиноваться его приказам не обязательно! И я уступил. Ньютон сыграл здесь свою роль.

   1 СУДЬЯ: В 1688 году совершилась «Славная революция». (звучит бравурная музыка). Был избран парламент, среди депутатов был и Ньютон.     Следующий свидетель – влиятельный деятель партии вигов – лорд Монтегю. (появляется уверенный в себе представитель английской торговой буржуазии). 

   ЛОРД МОНТЕГЮ: Парламент собрался в Лондоне. Обстановка была напряженная. Ньютон не мог оставаться безучастным. Он оставил Кембридж, но не смог добиться должности в Лондоне из-за политической обстановки. В те годы он очень много работал над главным трудом своей жизни – книгой «Математические начала натуральной философии». 

   ИСТОРИК: Простите лорд! Я хотел бы прервать Ваш рассказ словами В.Г. Белинского (ведь я то знаю, что произойдет дальше). Итак, Белинский писал: «У всякого человека есть своя история, а в истории свои критические моменты; и о человеке можно безошибочно судить только смотря по тому, как он действовал и каким он является в эти моменты, когда на весах судьбы лежала его и жизнь, и честь, и счастие. И чем выше человек, тем история его грандиознее, критические моменты ужаснее, а выход из них торжественнее и поразительнее». 

   (звучат торжественные аккорды).

   ЛОРД МОНТЕГЮ (берет в руки свечу, задумчиво смотрит на нее): Да, это был действительно критический момент. В 1692 году маленькая собачка Ньютона по кличке Алмаз в отсутствие хозяина опрокинула свечу на книгу рукописи, которые сгорели дотла. Ньютон был на грани психического заболевания. Не мог работать. 

2                   СУДЬЯ: Вряд ли какая-нибудь другая собака нанесла человечеству столь большой ущерб! 

   ЛОРД МОНТЕГЮ: Нам пришлось силой заставить Ньютона принимать лекарства и не зря! Здоровье его поправилось и Ньютону пришлось оказать своей Родине огромную услугу. Одной из важнейших задач «Славной революции» было оздоровление финансов. Англия была наводнена фальшивыми монетами. Король назначил меня на должность лорда канцлера казначейства. А я решил воспользоваться заслугами Ньютона в этом важном мероприятии по проведению денежной реформы. Ньютон ревностно занялся новыми обязанностями. Под его руководством в два года была перечеканена вся монета Англии. Должность смотрителя монетного двора давала ему 12-15 тысяч фунтов годового дохода. Наконец Ньютон смог жить безбедно.

   ИСТОРИК: Хочу заметить для соотечественников, что в апреле 1695 года к Ньютону на Монетный двор трижды приезжал необыкновенный гость, чтобы познакомиться с техникой чеканки монет. Окружавшие называли его «десятником», но относились с высоким уважением. Так встретились царь Петр и Исаак Ньютон. Как жгуче интересно было бы узнать, о чем говорили два этих великих человека! Известно только, что когда Ньютон составлял список адресов, по которым следует разослать его «Математические начала», он специально пометил: «Шесть – царю для него самого и для главных библиотек Московии». 

3                   СУДЬЯ: В 1705 году королева Анна возводит Ньютона в рыцарское достоинство, он занимает богатую квартир, держит 6 слуг, имеет карету для выездов.

1                   СУДЬЯ: Однако живет он по-прежнему одиноко. (слышатся отголоски музыки Вивальди, под которую исполнялась танцевальная композиция). Хозяйством заведует его племянница Екатерина Бартон. Верность единственному романтическому образу он сохранил навсегда. Даже в старости навещал старушку, в которую превратилась девочка.

2                   СУДЬЯ: На восьмидесятом году жизни Ньютон начал страдать каменной болезнью, от которой и умер в ночь с 20 на 21 марта 1727 года восьмидесяти четырех лет отроду.

   (Звучит музыка Генделя. Горят свечи. Все персонажи встают).

   МИСС БАРТОН: Похороны его состоялись в Лондоне с большой пышностью. По указу короля Георга I его похоронили в Вестминстерском аббатстве. В конце жизни Ньютон получил то признание и независимость, которых так не хватало ему в долгой, необеспеченной жизни. 

3                   СУДЬЯ: (все судья и персонажи стоят) «Суд времени», изучив все факты, связанные с жизнью Ньютона, пришел к выводу, что характер Ньютона сложился в трудных условиях житейской борьбы и сложной политической обстановке. Ньютон, вопреки всем невзгодам, выполнил свое великое дело как ученый и гражданин. Он умирал в полном сознании совершенного и мог с полным правом сказать о своем смертном одре:

   «FECI QUOD POTUI, FACIANT MELIORA POTENTES».

   Может быть не все поняли? 

   ВСЕ ХОРОМ: «СДЕЛАЛ ЧТО МОГ, ПУСТЬ ДРУГИЕ СДЕЛАЮТ ЛУЧШЕ».

   (Звучит музыка Генделя).

Сценарий тематического вечера, посвященного Исааку Ньютону (1643 – 1727) «Суд времени».

Сценарий тематического вечера, посвященного Исааку Ньютону (1643 – 1727) «Суд  времени».

Сценарий тематического вечера, посвященного Исааку Ньютону (1643 – 1727) «Суд времени».

Сценарий тематического вечера, посвященного Исааку Ньютону (1643 – 1727) «Суд  времени».

Сценарий тематического вечера, посвященного Исааку Ньютону (1643 – 1727) «Суд времени».

Сценарий тематического вечера, посвященного Исааку Ньютону (1643 – 1727) «Суд  времени».

Сценарий тематического вечера, посвященного Исааку Ньютону (1643 – 1727) «Суд времени».

Сценарий тематического вечера, посвященного Исааку Ньютону (1643 – 1727) «Суд  времени».

Сценарий тематического вечера, посвященного Исааку Ньютону (1643 – 1727) «Суд времени».

Сценарий тематического вечера, посвященного Исааку Ньютону (1643 – 1727) «Суд  времени».

Сценарий тематического вечера, посвященного Исааку Ньютону (1643 – 1727) «Суд времени».

Сценарий тематического вечера, посвященного Исааку Ньютону (1643 – 1727) «Суд  времени».

Сценарий тематического вечера, посвященного Исааку Ньютону (1643 – 1727) «Суд времени».

Сценарий тематического вечера, посвященного Исааку Ньютону (1643 – 1727) «Суд  времени».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2020