Терренкур «В гости к Лету»
Цель образовательного терренкура:
– оздоровление организма воспитанников, повышение уровня двигательной активности, познавательно-исследовательская деятельность детей и взрослых.
Задачи:
Образовательная:
- упражнение детей в основных движениях.
Развивающая:
- развитие у них выносливости, ловкости, координации движений, навыков самоорганизации.
Воспитательная:
- воспитание любознательности, ответственного отношения к прогулкам на природе, чувства коллективизма, взаимопомощи.
Продолжительность: 45 – 60 минут.
Участники: дети средней группы.
Возрастная категория:
Дети 5 – 6 лет.
Словарная работа:
Закаливание, рассада, коврижка, посыпка, зной.
Персонажи терренкура:
Лето, Цветочная Фея, клоун Клепа, Карлсон.
Материалы и оборудование:
Массажные дорожки, карта – маршрут, обручи – 5 шт., мяч, гимнастическая скамейка, иллюстрации цветов, листы бумаги по количеству детей, восковые мелки, корзина с рассадой цветов, лейки, лопатки, вода для полива рассады, совочки, формочки, ведерки, мыльные пузыри по количеству детей, венки из ромашек, аудиозаписи: «Песенка про лето», авторы и исполнители «Волшебники двора», детская эстрадная студия г. Воронеж, «Вальс цветов», П. И. Чайковский, «Детский сад» из к/ф «Усатый нянь», «Вместе весело шагать», В. Шаинский, «Солнечные зайчики» авторы: Е. Поплянова, В. М. Татаринов, «Здравствуй, лето!» авторы: Е. Жданова, Г. Лебедева, «Голоса птиц», аптечка.
Провести с детьми инструктажи по технике безопасности:
Инструкции: № 4, 7, 14, 19, 21 (приложение)
Дидактические и подвижные игры:
«Назови цветок», «Аромат цветов», «Мы руками хлоп – хлоп», «Кто быстрее», «Совушка», «Веселый пляс», «Вопрос – ответ».
Предварительная работа:
Беседы:
«Здравствуй, лето!», «Разноцветная сказка», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!», «Ах, лето красное!», «Полезные продукты – овощи фрукты», «Мы занимаемся физкультурой», «Зачем нужна зарядка» и др.
Наблюдения:
За травой, листвой, первыми цветами, насекомыми, птицами, погодой.
Эксперименты:
С водой, песком, почвой.
Чтение художественной литературы:
В. Берестов «Как я плавать научился», А. Барто «Зарядка», «На прогулку», Б. Заходер «Гимнастика для головастика», В. Суслов «Про Юру и физкультуру», С. Михалков «Веселый турист», Братья Гримм «Заяц и Еж», Е. Трутнева «Лето», К. Ушинский «Когда наступает лето», И. Суриков «Лето», В. Берестов «Веселое лето», М. Пляцковский «Солнышко на память» и др.
Заучивание стихотворений и потешек:
«Дон! Дон! Дон!», Е. Серова «Одуванчик», «Кошачьи лапки» (из цикла «Наши цветы»), «Лесной наряд», шот. нар. песенка, пер. И. Токмаковой, «Купите лук», заучивание речевок
Подвижные игры:
«Солнышко и дождик», «Птички и кошка», «Солнце и тень», «День и ночь», «Котята и щенята», «Солнечные зайчики», «Жмурки», «Ручеек» и др.
Дидактические игры:
«Какое время года?», «Что это за насекомое?», «Собери цветок», «Нарисуй солнышко», «Третий лишний», «Собери мозаику с цветами».
Рисование:
«Солнышко», «Нарисуй лето», «Цветы небывалой красоты», «Солнечный денек».
Лепка:
«Улитка», «На солнечной полянке», «Ежик на зеленом лугу», «Орешки для белочки».
Слушание и разучивание песен о лете, на музыкальных занятиях:
«Солнечные зайчики», «Вместе весело шагать», «Вальс цветов», «Песенка про лето», «Здравствуй, лето!» и др.
Физкультурная деятельность:
Эстафета «Веселые старты», развлечения «Путешествие в страну спорта», «Будем здоровыми!», спортивный праздник «Сильные, смелый, ловкие, умелые!».
Индивидуальная работа с детьми:
Упражнять Егора К. и Николь С. в равновесии при ходьбе по гимнастической скамейке;
Дениса А. и Арину Р. в прыжках на двух ногах;
Алису В. в умении отгадывать загадки, Наташу Ф. – в ответах на вопросы.
Формы работы с родителями:
Создание семейных стенгазет «Мы за здоровый образ жизни».
Памятка для родителей «Рекомендации на лето».
Выставка семейного творчества «Безопасное лето!», «Лето красное – время прекрасное»
Консультации и беседы «Солнце хорошо, но в меру!», «Лето – время путешествий», «Опасные насекомые», «Одежда детей летом», «ЗОЖ в семье», «Полезные продукты детям.»
Ход терренкура:
Вводная часть:
Ведущий:
- Ребята, мы сегодня отправляемся с вами в путешествие.
- А вы любите путешествовать?
Дети:
Да!
Ведущий:
- Почему?
Дети:
- Это очень интересно.
- Узнаешь, что - то новое.
- Путешествовать с друзьями очень весело.
Ведущий:
- Вы знаете куда мы отправимся сегодня?
(читает стихотворение)
Очень добрым, очень светлым,
Золотистым ясным днём
Все пойдем мы в гости к лету,
К лету красному пойдём!
Дети:
Мы пойдем в гости к лету!
Ведущий:
Правильно! Сегодня мы пойдем в гости к лету!
Дорогие ребята! Лето услышит, как вы читаете стихи, поете песни, увидит вас весёлыми, закалёнными, ловкими и умелыми и будет очень радо!
- Давайте громко прочитаем стихи.
Дети читают стихи:
1 ребенок:
Мы лета долго ждали,
Казалось, целый год!
Всё ждали, всё мечтали,
Когда оно придёт!
2 ребенок:
Здравствуй, лето! Здравствуй, лето!
Ярким солнцем все согрето!
В лес зеленый побежим,
На полянке полежим.
3 ребенок:
Здравствуй, ягода лесная!
Здравствуй, белка озорная!
Снова лето к нам пришло!
Все дети:
Это очень хорошо!
Ведущий:
По тропинке, по дорожке
Дружно вместе мы идем.
Пусть шагают наши ножки!
В гости к лету всех зовем!
Дети с воспитателем под песню «Вместе весело шагать» автор М. Матусовский, музыка В. Шаинского, идут к станции «Оздоровительная»
1. Станция «Оздоровительная»
Задачи:
- упражнять детей в ходьбе с высоким подниманием колен;
- содействовать оздоровлению организма детей, применяя приемы массажа при ходьбе по массажным дорожкам, наступая на всю стопу, прыжкам из обруча в обруч;
- развивать чувство равновесия в ходьбе по гимнастической скамейке;
- воспитывать у детей положительное отношение к физкультурно-оздоровительной деятельности.
Продолжительность - 10 минут
Ведущий:
Каждый день по утрам
Делаем зарядку.
Очень нравится нам
Делать по порядку.
Весело шагать.
Руки поднимать.
Приседать и вставать.
Бегать и скакать.
Дети выполняют движения.
Ведущий:
Здоровье в порядке?
Все дети:
Спасибо зарядке!
Ведущий:
С кем, ребята, вы дружны?
Знать об этом все должны!
Дети:
Солнце, воздух и вода —
Наши лучшие друзья!
Ведущий:
А теперь за мной шагаем
Упражнения выполняем
1-2-3-4-5,
Чур, друзья не отставать!
- Ходьба «Змейкой», со сменой темпа.
- Ходьба с высоким подниманием колен.
- Ходьба по гимнастической скамейке (равновесие)
- Упражнение «Кочки» (прыжки из обруча в обруч).
- Ходьба корригирующая (профилактика плоскостопия) на «Дорожке здоровья».
Ведущий:
Всем спасибо!
Постарались!
Со мной дружно занимались.
А теперь пора вперед!
Лето красное нас ждет!
Дети с ведущим идут к станции «Цветочная»
Читают речевку:
Почему мы ловкие?
Почему мы смелые?
Потому что каждый день
Мы зарядку делаем!
2. Станция «Цветочная»
Задачи:
- учить детей отвечать на вопросы воспитателя;
- развивать мышление, умение замечать изменения;
- упражнять в отгадывании загадок, умении называть знакомые цветы: ромашка, ландыш, колокольчик, василек;
- воспитывать любовь к природе, трудолюбие, умение доводить начатое дело до конца, радоваться результату.
Продолжительность - 15 минут
Поляна одуванчиков
Ведущий:
Вот поляна перед нами.
А на ней растут цветы,
Небывалой красоты!
Посмотрите там и тут,
Что за цветочки здесь растут?
Дети:
Одуванчики.
Звучит «Вальс цветов», П. И. Чайковского, появляется Цветочная фея.
Цветочная фея:
Здравствуйте, дети!
Цветочной феей меня называют.
Я о цветах, ребята, все знаю!
Хочу я с вами поиграть
И о цветах загадки загадать.
Дидактическая игра «Назови цветок»
Фея загадывает детям загадки:
В ясный солнечный денек
Золотой расцвел цветок.
Золотой и молодой
За неделю стал седой.
Дети:
Одуванчик
(Ребенок находит иллюстрацию и показывает фее)
Цветочная фея:
Стоит в поле кудряшка –
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое?
Дети:
Ромашка.
(Ребенок находит иллюстрацию и показывает фее)
Цветочная фея:
Колосится в поле рожь
Там, во ржи меня найдешь.
Ярко – синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый.
Дети:
Василек.
(Ребенок находит иллюстрацию и показывает фее)
Цветочная фея:
На зеленом шнурочке
Белые звоночки.
Дети:
Ландыши.
(Ребенок находит иллюстрацию и показывает фее)
Цветочная фея:
Все загадки отгадали
И цветы вы все назвали.
Цветочная фея:
Вас хочу отблагодарить
и подарок подарить.
Только вы глаза свои закройте
и посчитайте до пяти.
Дети:
1-2-3-4-5
Цветочная фея:
Глазки можно открывать
и подарки получать.
Показывает детям корзину с рассадой цветов.
Цветочная фея:
Чтоб было больше красоты,
Нужно посадить цветы!
Цветочная фея:
А что нужно цветам, чтобы они хорошо росли?
Дети:
Земля, солнце и вода.
Цветочная фея:
Солнце, воздух и вода необходимы для жизни и роста всем растениям.
Труд «Посадим цветы»
Дети с воспитателем и Цветочной Феей садят цветы на клумбу, поливают их.
Цветочная фея:
Какие вы молодцы! Как хорошо мы с вами посадили цветы. Теперь они всех будут радовать своей красотой.
Дыхательная гимнастика «Аромат цветов»
Цветочная фея:
Сколько здесь цветов у нас!
Их понюхаем сейчас!
Аромат цветов вдыхаем,
(глубокий вдох носом)
И дыханье затаим.
(задержать дыхание)
А теперь мы выдыхаем,
(выдох через рот со звуком, а-а-а)
Отдыхаем, отдыхаем!
(повторить 3 – 4 раза)
Цветочная фея:
А теперь вам в путь пора,
До свиданья, детвора!
Дети прощаются с феей.
Дети с ведущим под музыку «Песенка про лето», авторы и исполнители «Волшебники двора», детская эстрадная студия г. Воронеж, идут к следующей станции.
3. Станция «Музыкальная»
Задачи:
- упражнять в ритмичном выполнении знакомых музыкально-ритмических движений;
- обогащать музыкальные впечатления детей;
- развивать навыки эмоционального общения друг с другом, певческие навыки;
- воспитывать интерес к пению, любовь к музыке.
Продолжительность - 6 минут
Под веселую музыку к детям выбегает клоун.
Клоун:
Всем привет!
А вот и я!
Вы узнали, же меня?
Дети:
Да!
Клоун Клепа!
Клоун Клепа:
Будем вместе веселиться, песни петь, со мной кружиться?
Дети:
Да!
Клоун Клепа:
В круг быстрее все вставайте.
Веселый танец начинайте!
И не стойте, не скучайте,
А за мною повторяйте!
Ритмическая гимнастика.
«Мы руками хлоп –хлоп»
Клоун Клепа:
Очень классно танцевали,
Вы, ребята не устали?
Дети:
Нет!
Клоун Клепа:
Песню дружно мы споем,
Как мы весело живем!
Девочки надевают на голову венки из ромашек.
Дети поют песню «Светит солнышко для всех», В. Н. Орлова
Клоун Клепа:
Было весело мне с вами,
Песню спели и сплясали!
А теперь вам в путь пора,
Лето ждет вас всех, друзья!
Дети прощаются с Клепой.
Идут с ведущим на станцию «Песочную»
Читают речевку:
Ведущий:
Кто шагает дружно в ряд?
Дети:
Это наш большой отряд!
Сильные и смелые,
Ловкие, умелые!
Солнце, воздух и вода
Наши лучшие друзья!
4. Станция «Песочная»
Задачи:
- учить детей отвечать на вопросы воспитателя, продолжать знакомить со свойствами песка;
- развивать мыслительную активность, умение сравнивать, делать выводы;
- развивать мелкую моторику, воображение, творчество, фантазию при лепке фигур из песка;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу желание помочь товарищу, интерес к совместной деятельности.
Продолжительность - 12 минут
Детей встречает Карлсон:
Здравствуйте, детишки!
Девчонки и мальчишки!
Дети:
Здравствуй, Карлсон!
Карлсон:
Я красивый, шустрый, умный,
Замечательный и шумный.
И, конечно же, известно,
Что со мной всем интересно!
Я воспитанный, в меру упитанный мужчина хочу вам загадку загадать!
Вы, отгадывать умеете?
Дети:
Да!
Карлсон:
Ну, тогда слушайте!
Зеленеют луга,
В небе радуга – дуга
Солнцем озеро согрето,
Всех зовет купаться…
Дети:
Лето.
Карлсон:
В гости к лету вы идете, а подарочки несете?
Дети:
Нет!
Карлсон:
А давайте все вместе сделаем подарки для лета? Согласны?!
Дети:
Да!
Карлсон:
А что же мы сделаем из песка?
Дети:
Давайте сделаем угощение для Лета.
Печенье, пряники, коврижки, торты!
Карлсон:
Какой песок хорошо лепится?
Дети:
Сырой, влажный, мокрый.
Карлсон:
Что можно сделать сухим песком?
Дети:
Присыпать поделку, как сахаром или посыпкой.
Карлсон:
Какая хорошая идея! Я думаю, что Лето очень обрадуется, когда увидит ваши подарки!
Чтоб работа закипела, принимаемся за дело!
Дети берут формочки, совочки, лопатки, ведерки и лепят из песка.
Карлсон:
Какие вы молодцы! Какое красивое угощение сделали! Лето будет радо!
До свидания, друзья!
Рад был встрече с вами я!
Дети:
До свидания, Карлсон!
Дети под музыку «Детский сад», из к/ф «Усатый нянь», А. Рыбникова идут к следующей станции «Спортивной»
5. Станция «Спортивная»
Задачи:
- развивать физические качества, двигательную активность детей, укреплять здоровье;
- упражнять детей в основных движениях;
- воспитывать смелость, ловкость, умение соблюдать правила игры, дружеские отношения.
Продолжительность - 10 минут
Ведущий:
Чтоб получше нам размяться,
Будем глубже наклоняться.
Наклоняемся вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вперёд и назад.)
Вот ещё одно заданье —
Выполняем приседанья.
Не ленитесь приседать!
Раз-два-три-четыре-пять. (Приседания.)
Мы шагаем дружно, бодро,
Но пора закончить отдых. (Ходьба на месте.)
Эстафета «Кто быстрее»
П/игра «Совушка»
Ведущий:
Вот уже конец пути,
Нужно быстро нам идти!
Дети поют песню «Солнечные зайчики», музыка Е. Попляновой, слова В. М. Татаринова, и идут к следующей станции «Летней»
6. Станция «Летняя»
Задачи:
- создать тёплую и дружескую атмосферу;
- развивать мышление детей при ответах на вопросы;
- совершенствовать умения и навыки, полученные на музыкальных занятиях
- воспитывать любовь к природе, развивать творческие способности детей.
Продолжительность - 7 минут
Под пение птиц, аудиозапись «Голоса птиц», выходит воспитатель в костюме Лета.
Лето:
Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
«Купайтесь!» — приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я — лето!
Ребенок:
Здравствуй, лето!
Здравствуй, лето!
Жарким солнышком согрето!
Здравствуй, поле и лесок!
Здравствуй, речка и песок!
Здравствуй, небо ясное!
Здравствуй, лето красное!
Лето:
Становитесь, дети, в круг,
Будем веселиться,
Будем вместе в хороводе
Радостно кружиться!
Дети встают в круг.
Музыкальная игра «Веселый пляс»
Ведущий:
Будем с летом мы дружить,
Будем спорт всегда любить!
Все ребята смелые,
Ловкие, умелые.
Лето:
С вами, дети поиграю,
Кто здесь умный я узнаю!
Игра «Вопрос - ответ» с мячом.
- что летом голубое, высокое, чистое? (небо)
- что в небе легкое, белое, пушистое? (облако)
- почему облака летают? (дует ветер)
- что летом греет, светит, припекает? (солнце)
- кто поет на деревьях? (птицы)
- что веет и приятно вас обдувает? (ветерок)
- что ветерок шевелит на деревьях? (листья)
Лето:
Молодцы!
На все вопросы ответили!
А сейчас нарисуйте, что в пути увидели, встретили.
Что вам понравилось, что вы запомнили.
Дети берут восковые мелки и бумагу.
Рефлексия «Нарисуйте, что увидели, запомнили и
о чем хотели бы рассказать друзьям»,
дети рисуют под детскую песню «Здравствуй, лето!», музыка Е. Ждановой,
слова Г. Лебедевой
Лето:
Вы картины рисовали,
Их друг другу показали
И скажу Вам по секрету:
«Лучше их ребята НЕТУ!»
Лето:
А теперь все танцевать!
Будем праздник продолжать!
Свободный танец лета с детьми «Вот оно какое наше лето», из м/ф «Дед Мороз и лето»
Лето:
Что такое лето?
Это много света,
Это поле, это лес,
Это тысяча чудес,
Это в небе облака,
Это быстрая река,
Это яркие цветы,
Это синь высоты.
Это в мире сто дорог
Для ребячьих быстрых ног.
Все — на отдых!
Все — на воздух!
Все на солнце загорать,
Обливаться, закаляться,
Физкультурой заниматься,
Крепкой сменой подрастать.
Лето:
Тёплого вам лета, хорошего настроения, много новых друзей!!!
Примите подарки от меня скорей.
Лето раздает детям мыльные пузыри.
Дети пускают мыльные пузыри.
Список использованной литературы:
1. Джилл Франкель Хаузер «Играем в науку» Москва 2017
2. Соломенникова О.А. «Ознакомление с природой в детском саду» Средняя группа Москва 2016г.
3. Журнал «Дошкольное воспитание №7» за 2016 г. Куликовская И.Э. «Детское экспериментирование»
4. Журнал «Дошкольное воспитание №8» за 2016
7. Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников» Москва 2016г.
8. Натарова В.И. «Моя страна» практическое пособие ТЦ «Учитель», Воронеж, 2005г.
9. Николаева С.Н. «Экологическое воспитание младших дошкольников» «Мозаика - синтез», 2000 г.
10. Уланова Л.А. «Методические рекомендации проведения прогулок» «Детство - пресс», С.-Петербург, 2008 г.
11. Давыдова О.И «Формируем предметно развивающую среду. Образовательные терренкуры на территории детского сада» / Справочник старшего воспитателя N 11, 2015г.
12. Аверина И.Е. – Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие / И.Е. Аверина. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 144 с.
13. Вавилова Е.Н. – Развитие основных движений у детей 3-7 лет. Система работы. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 160 с.
14. Вареник Е.Н. – Физкультурное-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
15. Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. – Игры, которые лечат. Для детей от 5 до 7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64 с.
16. Интернет ресурсы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.