Аксиомы науки о безопасности жизнедеятельности в техносфере

Аксиомы науки о безопасности жизнедеятельности в техносфере

Документация +5
docx
ОБЖ +2
5 кл—11 кл +1
15.02.2020
Актуальность работы заключается в том, что современный человек, в своей повседневной жизни неотделим от мира машин, что нашло отражение в термине «техносфера», понимаемом как мир техники, искусственная, созданная человеком среда, входящая в биосферу и взаимодействующая с ним. И это взаимодействие со временем становится все более драматичным. Последние десятилетия отмечены резким ростом числа аварий, человеческих жертв, размеров экономического ущерба, деградации природной среде. Жизнедеятельность человека протекает в постоянном контакте со средой обитания, окружающими предметами, людьми. Среда обитания может оказывать благотворное или неблагоприятное влияние на состояние здоровья человека, его самочувствие и работоспособность.

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Аксиомы науки о безопасности жизнедеятельности в техносфере.docx

 

 

 

 

 

Аксиомы науки о безопасности жизнедеятельности в техносфере

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………3-4

Понятие и общие представления о проблеме ………………………………..5

Аксиоматика БЖД……………………………………………………………...6-7

Безопасность как одна из потребностей человека ………………………… 8-9

Принципы, методы и средства обеспечения безопасности жизнедеятельности…………………………………………………………….9-17

Понятие опасности…………………………………………………………  17-18

Классификация опасности………………………………………………….18-19

Источники формирования опасностей…………………………………….19-20

Заключение………………………………………………………………….  21-22

Список использованной литературы……………………………………….23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность работы заключается в том, что современный человек, в своей повседневной жизни неотделим от мира машин, что нашло отражение в термине «техносфера», понимаемом как мир техники, искусственная, созданная человеком среда, входящая в биосферу и взаимодействующая с ним. И это взаимодействие со временем становится все более драматичным.  Последние десятилетия отмечены резким ростом числа аварий, человеческих жертв, размеров экономического ущерба, деградации природной среде.

Жизнедеятельность человека протекает в постоянном контакте со средой обитания, окружающими предметами, людьми. Среда обитания может оказывать благотворное или неблагоприятное влияние на состояние здоровья человека, его самочувствие и работоспособность.

Проблема защиты человека от опасностей в разных условиях его жизнедеятельности возникла одновременно с появлением на Земле наших далеких предков. На заре человечества людям угрожали опасные природные явления, представители биологического мира. С течением времени стали появляться опасности, творцом которых стал сам человек.

Подверженность опасностям и способы их нейтрализации - В наши дни эта тема выходит на первый план.

С возникновением науки возникла вера в мощь человеческого разума, при помощи которого человечество стало бороться с существующими опасностями. Развилась медицина; человек в какой-то мере научился ограждать себя от разрушительного воздействия природных стихий; государства со всей серьезностью разрабатывали способы обороны от агрессии других государств. Мир воспринимался как механизм, и, поняв, как он работает, человек хотел научиться им управлять.

«Бесконечный прогресс», основанный на экспансии знаний, сопровождается новыми, прежде не существовавшими опасностями вплоть до угрозы уничтожения человечества. Общество и культура больше не могут в наши дни ориентироваться на старые механистические представления, на традиционные формы самозащиты. Следует смотреть в глаза новым опасностям, которые порождены самим разумом, необходимо искать средства самосохранения в условиях экспансии техники и науки.

В современном мире вокруг человека существует множество опасностей природного, техногенного, социального, экологического и др. характера. По сведениям Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Российской Федерации, ежегодно от стихийных бедствий страдают 15-20 тыс. человек. В стране ежегодно регистрируются более 3-5 тыс. производственных и около 50 тыс. бытовых травм. При этом более 20 тыс. человек становятся инвалидами и более 2 тыс. погибают. Гораздо больше российских граждан (около 250 тыс.) ежегодно погибают от опасностей социально-криминального характера. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), смертность от несчастных случаев занимает третье место после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний.

Основная цель безопасности жизнедеятельности – защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности.

Чтобы добиться поставленной цели нужно решить ряд задач:

1.                 Дать точное определение понятиям «безопасность жизнедеятельности» и «техносфера»;

2.                 Определение аксиом в БЖД и в техносфере;

Рассмотреть принципы, методы и средства обеспечения безопасности жизнедеятельности

                 Понятия и общие представления о проблеме

бДля правильного раскрытия проблемы и дальнейшего анализа темы контрольной работы необходимо дать основные определения:

Согласно такому теоретическому подходу безопасность - это такое сочетание природных и социальных процессов, при котором здоровью и жизни человека, а также устоявшему общественному порядку ничто не угрожает. Но в реалиях жизни, как правило, такое идеальное состояние невозможно, всегда находятся факторы, нарушающие это равновесие. Поэтому под безопасностью можно также понимать минимальный уровень угроз для человека. Отсюда можно сделать вывод, что если существует безопасность, то существует и ее антагонист - опасность.

Безопасность жизнедеятельности - это область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие человеку, и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них в любых условиях обитания.

Риск - это степень вероятности вреда - болезни, травмы, смерти, аварии. Риск и определяет опасность.

Опасная ситуация - это неблагоприятная обстановка, в которой действуют вредные и опасные факторы различной природы, угрожающие здоровью, жизни человека, его имуществу и среде обитания.

Опасность — центральное понятие, под которым понимаются любые явления, угрожающие жизни и здоровью человека.

 


                        Аксиоматика БЖД

Основные положения теории безопасности жизнедеятельности представлены в виде ряда аксиом.

Аксиома 1. Любое действие и бездействие является потенциально опасным. То есть в системе взаимодействия человека и среды обитания невозможно достигнуть состояния абсолютной безопасности. Аксиома о потенциальной опасности БЖД также трактует, что если действие само по себе не несет ущерба, то оно может сформировать или повлечь за собой риск причинения вреда. Любая деятельность, использование любых средств и технологий несет в себе как позитивные, так и негативные свойства. Важно отметить, что вредные факторы часто бывают скрыты. Например: запыленность и загазованность атмосферы. Эти факторы возникают вследствие работы производственных предприятий, использования автомобилей и других средств, несущих одновременно и позитивное влияние.

Аксиома 2. Эффективность любой деятельности способно повысить создание максимальных условий комфорта. То есть любая деятельность может быть оптимизирована. Применительно к техносфере - возникновение неисправностей и дефектов оборудования, без устранения которых возникает риск травмирования. А несоблюдение правил эксплуатации может привести к загрязнению атмосферы и гидросферы.

Аксиома 3. Существует вероятность, что источник опасности может спонтанно потерять устойчивость или негативно влиять на объект на протяжении длительного времени. Эти свойства деятельности называются остаточным риском.

Аксиома 4. Остаточный риск является первопричиной потенциальных негативных воздействий на человека, техносферу и природную среду (биосферу).

Аксиома 5. Безопасность реальна, если негативные влияния на человека не превышают предельно допустимых значений с учетом их комплексного воздействия. Следующая аксиома фактически повторяет предыдущую, но относится к негативным воздействиям на окружающую среду.

Аксиома 6. Экологичность реальна, если негативные воздействия на биосферу не превышают предельно допустимых значений с учетом их комплексного воздействия.

Аксиома 7. Допустимые значения техногенных негативных воздействий обеспечиваются соблюдением требований экологичности и безопасности к техническим системам, технологиям и их региональным комплексам, а также применением систем экобиозащиты.

Аксиома 8. Системы экобиозащиты на технических объектах и в технологических процессах должны обладать приоритетом ввода в эксплуатацию и средствами контроля режимов работы.

Аксиома 9. Безопасная и экологичная эксплуатация технических средств и производств реализуется при соответствии квалификации и психофизических показателей оператора требованиям разработчика технической системы и при соблюдении оператором норм и правил безопасности и экологичности.

При обеспечении безопасности конкретной деятельности решаются следующие задачи:

·                     идентификация (детальный анализ) опасностей, присущих конкретной деятельности;

·                     разработка мероприятий по защите человека и среды обитания от выявленных опасностей,

·                     разработка мер ликвидации последствий реализации опасности (оказание первой и квалифицированной медицинскую помощи пострадавшим, аварийно-восстановительные работы и т.п.).

 

             Безопасность как одна из основных потребностей человека

 

Рис.1

        Американский психолог Абрахам Маслоу создал свою знаменитую пирамиду человеческих потребностей, то есть иерархию потребностей по степени важности для человека. (см. рис.1). По представленной шкале мы видим, что потребность в безопасности у нас стоит на втором месте после физиологической, то есть является также одной их базовых.

Эта потребность заложена в человека природой, она проявляется и активизируется на рефлекторном уровне.

Те люди, у которых все в жизни есть стабильность, семья, теплый дом, хорошая машина, надежная охрана, достаточно денег плюс - чувствуют себя в безопасности в том смысле, что им не нужно каждый день сражаться за жизнь. Соответственно, их внимание концентрируется на достижении более высоких целей: на познавательных, эстетических потребностях, самореализации. А, например, бездомному некогда стремиться к гармонии и реализовывать таланты, он постоянно голоден и хочет пить, его безопасность все время под угрозой.

Стремление быть в безопасности может проявляться и в желании завести надежного спутника жизни, найти хорошую работу с социальными гарантиями, оформить брак, купить надежный дом и т.д. То есть человек в таком случае как бы получает гарантии, что его жизнь и дальше будет благополучной.

Таким образом, потребность чувствовать себя в безопасности – одна из важнейших для человека, если она удовлетворяется, то дальше есть пути для развития личности и стремления к прекрасному.

                   Принципы, методы и средства обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Принципы безопасности жизнедеятельности – это основные направления деятельности, элементарные составляющие процесса обеспечения безопасности.

Теоретическое и познавательное значение принципов состоит в том, что с их помощью определяется уровень знаний об опасностях окружающего мира и, следовательно, формируются требования по проведению защитных мероприятий и методы их расчета. Принципы БЖД позволяют находить оптимальные решения защиты от опасностей на основе сравнительного анализа конкурирующих вариантов. Они отражают многообразие путей и методов обеспечения безопасности в системе «Человек-среда обитания», включающее как чисто организационные мероприятия, конкретные технические решения, так и обеспечение адекватного управления, гарантирующего устойчивость системы, а также некоторые методологические положения, обозначающие направление поиска решений.

Принципы БЖД могут быть применены в различных сферах: технике, медицине, организации труда и отдыха. По сфере реализации, т.е. в зависимости от того, где они применяются принципы БЖД могут быть подразделены на инженерно-технические, методические, медико-биологические.

По признаку реализации, т.е. по тому, как, каким образом они осуществляются принципы БЖД подразделяются на следующие группы:

·                     ориентирующие, т.е. дающие общее направление поисков решений в области безопасности; к ориентирующим принципам относятся, в частности, принцип системного подхода, профессионального отбора, принцип нормирования негативных воздействий и т.п.

·                     управленческие; к ним относятся принцип контроля, принцип стимулирования деятельности, направленной на повышение безопасности, принципы ответственности, обратных связей и др.

·                     организационные; среди этих принципов можно назвать так называемую защиту временем, когда регламентируется время, в течение которого допускается воздействие на человека негативных факторов, принцип рациональной организации труда, рациональных режимов работы, организация санитарно-защитных зон и др.

·                     технические; эта группа принципов подразумевает использование конкретных технических решений для повышения безопасности.

На последней группе принципов следует остановиться как на особенно многочисленной и разнообразной. К техническим принципам относятся такие как:

защита количеством (снижение количественных характеристик негативных воздействий, например, интенсивности шума), или так называемое снижение негативного фактора в источнике за счет проектирования более совершенных, экологичных технических устройств (автомобильные двигатели с низким содержанием вредных веществ в выхлопных газах, мониторы компьютеров, обладающие незначительными уровнями электромагнитного излучения в окружающую среду и т.п.);

защита расстоянием, использующая тот факт, что интенсивность ряда негативных воздействий убывает с расстоянием;

защита с помощью ограждений;

экранирование;

блокировка;

герметизация;

принцип слабого звена (применение предохранителей, например, плавких предохранителей в электрической цепи, размыкающих цепь при возникновении аварийного режима, предохранительных клапанов, мембран, которые в опасной ситуации сбрасывают избыточное давление и т.п.).

Принципы обеспечения безопасности необходимо рассматривать во взаимосвязи, т. е. как элементы, дополняющие друг друга.

Некоторые принципы относятся к нескольким классам одновременно. Принципы обеспечения БЖД образуют систему, и в тоже время каждый принцип обладает относительной самостоятельностью.

Методы обеспечения БЖД. 

Как известно, метод — это способ достижения цели. Здесь целью является обеспечение безопасности. Методы БЖД основаны на применении вышеперечисленных принципов. Пользуясь методами обеспечения БЖД, мы можем согласовать взаимодействие характеристик человека с окружающей средой (будь то система "человек - производственная среда", "человек - бытовая среда" или "человек - природная среда"), т.е. достичь определенного уровня безопасности.

В безопасности жизнедеятельности существуют 2 понятия:

1. ноксосфера (“ноксо”(лат.)- опасность);

2. гомосфера (сфера, в которой присутствует человек).

Опасность реализуется на пересечении этих 2 сфер. (см. Рис.2)

 

Рис.2

         Принято выделить четыре метода БЖД:

А-метод: пространственное или временнóе разделение гомосферы и ноксосферы (дистанционное управление, механизация, автоматизация)

Б-метод: нормализация ноксосферы, т.е. совершенствование среды, чаще производственной, приведение характеристик ноксосферы в соответствие с характеристиками человека. Б-метод реализуется в создании безопасной техники.

В-метод: используется тогда, когда А- и Б-методы не дают желаемого результат и требуемого уровня безопасности. Он подразумевает адаптацию человека к ноксосфере (обучение, тренировка, профессиональный отбор). 

Г- метод: сочетает в себе вышеупомянутые методы и используется чаще всего.

Средства БЖД — это конкретные средства защиты человека от различных опасностей. Средства защиты работающих в соответствии с ГОСТ 12.4.011-80 подразделяющиеся по характеру их применения на средства коллективной защиты (СКЗ) и средства индивидуальной защиты (СИЗ).

СКЗ классифицируется в зависимости опасных и вредных факторов (СКЗ от шума, вибрации и т.п.)

СИЗ классифицируется в основном в зависимости от защищаемых видов органов (СИЗ органов дыхания, рук, головы, лица, глаз, слуха и т.д.)

По техническому исполнению СКЗ могут быть разделены по следующим группам:

·                     ограждения;

·                     блокировочные устройства;

·                     тормозные устройства;

·                     предохранительные устройства;

·                     световая и звуковая сигнализация;

·                     приборы безопасности;

·                     знаки безопасности;

·                     устройства автоматического контроля;

·                     устройства дистанционного управления;

·                     заземление, зануление;

·                     вентиляция, отопление, кондиционирование.

К СИЗ относятся скафандры, противогазы, респираторы, шлемы (пневмошлемы, противошумовые), маски, рукавицы из специальных материалов, защитные очки, предохранительные пояса.

Средства безопасности должны обеспечивать нормальные условия для деятельности человека. Это требование должно быть в первую очередь учтено при создании СИЗ, поскольку многие СИЗ создают существенные неудобства и зачастую резко снижают работоспособность человека. Именно из-за этого от СИЗ часто отказываются в ущерб безопасности, а ведь они должны применяться в тех случаях, когда безопасность не достигается с помощью других средств (организационных, технических и др. решений применения СКЗ). Поэтому СИЗ обязательно должны оцениваться по защитным и функциональным показателям. 

К средствам БЖД следует также отнести так называемые приспособления для организации безопасности (например: лестницы, трапы, леса, подмостки, люльки и т.п.).

Совмещение гомосферы и ноксосферы с позиции безопасности недопустимо, но это не всегда удается. На основании анализа возможных опасностей и их последствий можно выявить общие закономерности, на базе которых сформулированы три наиболее общих метода защиты от опасностей:

I - Пространственное и (или) временное разделение гомосферы и ноксосферы. Это достигается средствами дистанционного управления, автоматизации, роботизации, специальной организации и др.

II - Нормализация ноксосферы путем исключения или уменьшения количественных характеристик опасности. Это совокупность мероприятий, защищающих человека от шума, газа, пыли и пр. средствами коллективной защиты.

III - Адаптация человека к условиям ноксосферы и повышение его защищенности. Метод реализует возможности профессионального отбора, обучения, психологического воздействия, применения средств индивидуальной защиты. В реальных условиях реализуется комбинация всех трех факторов.

Опасность. Определение и источники.

Опасность – любые предметы, явления и т.д., которые будут угрожать состоянию здоровья и жизни людей.

Источники:

- сам человек, его труд, деятельность, средства труда;

-окружающая среда;

-явления и процессы, возникающие в результате взаимодействия человека с окружающей средой.

Существует несколько способов классификации опасностей:

1. по происхождению опасности:

а) природные;

б) технические;

в) антропогенные;

г) экологические;

д) социальные;

е) биологические.

2. по локализации:

а) связанные с литосферой;

б) связанные с гидросферой;

в) связанные с атмосферой;

г) связанные с космосом.

3. По характеру воздействия на организм человека:

а) механические

б) физические

в) биологические

г) химические

д) психофизиогические

4. По времени проявлению отрицательных последствий:

а) импульсивные

б) кумулятивные

5.По приносимому ущербу:

а) экономические

б) экологические

в) социальные

г) технические

6. По сфере проявлений:

а) бытовые

б) спортивные

в) дорожно-транспортные

г) производственные

д) военные

7. По структуре:

а) простые

б) производственные

8.По реализованной энергии:

а) активные

б) пассивные

                                    Понятие опасности

        Если мы рассматриваем безопасность жизнедеятельности, то не можем оставить без внимания термин «опасность».

        Опасностью обладают все системы - имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты, а также характеристики, не соответствующие условиям жизнедеятельности человека.

Влиянию опасностей подвергается: человек, природная среда, материальные ценности.

Мир опасностей, угрожающих человеку, весьма широк и непрерывно нарастает. В производственных, городских, бытовых условиях на человека воздействует одновременно, как правило, несколько негативных факторов. Комплекс негативных факторов, действующих в пространстве в конкретный момент образует «поле опасностей».

Причинно-следственные поля опасностей, в которых находится человек.

Первый круг опасностей (непосредственно действующих на человека):

опасности, связанные с климатическими и погодными изменениями; содержанием вредных примесей в атмосферном воздухе, в воде и продуктах питания; возникающие при стихийных явлениях и техногенных авариях.

Опасности второго круга (воздействуют на источники опасностей первого круга). Это отходы объектов экономики и быта; технические средства, здания и сооружения, обладающие недостаточным уровнем безопасности.

Опасности третьего круга (не всегда выражены достаточно четко). Сюда можно отнести: отсутствие необходимых знаний и навыков у разработчиков технологических процессов; отсутствие эффективной системы руководства вопросами безопасности; недостаточная подготовка научных и руководящих кадров в области безопасности жизнедеятельности и др.

Опасности реализуются в виде энергии, веществ, информации. Опасное воздействие зависит: не только от его параметров, но и от способности объекта защиты воспринимать тот или иной поток вещества, энергии или информации. Например, воздействие шума на человека. Уровень звука 55 дБА не создает опасной ситуации для рабочего механического цеха, но является опасным для человека интеллектуального труда.

 

                  Классификация опасности.

 

Табл. 1 Классификация

Признак классификации

Вид (класс)

По происхождению

Естественные, антропогенные, техногенные

По видам потоков

Энергетические, информационные

По интенсивности потоков

Опасные, Чрезвычайно опасные

По длительности действия

Постоянные, Переменные, (периодические), Импульсные (кратковременные)

По видам зон действия

Производственные, Бытовые, Городские (транспортные и др.), ЧС.

По размерам зоны воздействия

Локальные, Региональные, Межрегиональные, Глобальные

По степени завершенности процесса воздействия опасности

Потенциальные, Реальные, Реализованные

 

Подробно рассмотрим классификацию по происхождению.

Естественные опасности - обусловлены климатическими и природными явл.

Техногенные опасности - создают элементы техносферы. Существует более 100 видов производственных опасностей (запыленность и загазованность воздуха, шум, вибрация, электромагнитные поля, ионизирующие излучения, неправильное освещение, электрический ток, высота, движущиеся механизмы).

В быту также имеется большая гамма негативных факторов: загрязненный воздух; вода с избыточным содержанием вредных примесей; шум, инфразвук; недоброкачественная пища; вибрации; электромагнитные излучения; табачный дым; бактерии, аллергены и др.

Анализ совокупности негативных факторов, действующих в настоящее время в техносфере, показывает, что основное влияние имеют техногенные, сформировавшиеся в результате преобразующей деятельности человека и изменений в биосферных процессах, обусловленных этой деятельностью. При этом большинство факторов носит характер прямого воздействия (яды, шум, вибрация и т.п.). Но в последние годы широкое распространение получают вторичные факторы (фотохимический смог, кислотные дожди и др.), которые возникают в среде обитания в результате химических и энергетических взаимодействий первичных факторов между собой или с компонентами биосферы.

Уровни и масштабы воздействий негативных факторов постоянно нарастают и в ряде регионов техносферы достигли таких значений, когда человеку и природной среде угрожает опасность необратимых деструктивных изменений.

Антропогенные опасности - возникают в результате ошибочных или несанкционированных действий человека или групп людей.

 

             Источники формирования опасностей

         Источники формирования опасности.

1. сам человек, его труд, деятельность, средства труда;

2. окружающая среда;

3. явления и процессы возникающие в результате взаимодействия человека с окружающей средой.

 


 

                                           Заключение

       Современный человек формируется и существует в условиях стремительно меняющегося мира. Он находится под влиянием новых процессов, которые еще не осмыслены и не изучены. На сегодняшний день уже видна степень того, как человеческая деятельность может повлиять на окружающую действительность. Результаты этой деятельности уже приносят плоды в виде экологических катастроф, сниженного иммунитета населения планеты и других отрицательных факторов. Такое положение затрудняет в значительной степени удовлетворение потребности в безопасности.

Развитие техники наносит ущерб не только окружающей среде. Медицина способна не только лечить болезни, но и порождать их. Биологические эксперименты могут породить заболевания, распространяющиеся по всем континентам и странам. И от новых вирусов нет эффективных лекарств. Кроме того, чем выше уровень развития технологий, тем выше опасность масштабных техногенных катастроф. Это и аварии на атомных электростанциях, которые ряд стран для решения проблемы собственного энергообеспечения строят без особой оглядки на безопасность, и взрывы на химических предприятиях. Кроме того, человек становится зависимым от машин и технологий.

Мир опасностей в начале 21 века достиг своего наивысшего развития. Многообразие и высокие уровни опасностей, действующих на человека, характерны, прежде всего, для техносферы. Непрерывно нарастающие ухудшения здоровья и гибель людей от воздействия опасностей техносферы объективно требует от государства и общества принятия широких мер с использованием научного подхода в решении проблем безопасности жизнедеятельности человека. Люди гибнут в экстремальных условиях как по причине личной неподготовленности в условиях различных чрезвычайных ситуациях, так и по вине руководящего состава объектов экономики, который в силу некомпетентности, беспечности или пренебрежения своими должностными обязанностями не в состоянии поддерживать и совершенствовать безопасные условия деятельности для себя и своих подчиненных.

Овладения знаниями по курсу «Безопасность жизнедеятельности» позволит будущим специалистам не только грамотно действовать самим по сохранению своей безопасности, но и организовать действия своих подчиненных в очагах чрезвычайных ситуаций с обеспечением всех мер защиты. Кроме того, эти знания позволят выпускнику института при необходимости оказать помощь пострадавшим в чрезвычайной ситуации. Любая деятельность человека является потенциально опасной. Безопасность - состояние сложной системы, в частности человека, при котором исключена возможность негативного влияния на нее внешних или внутренних факторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            Список использованной литературы

1.     Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для бакалавров. 19-е изд.,пер. и доп./Э.А.Арустамов. – М.: Дашков и К, 2016. – 448 с.

2.     Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносфрная безопасность): Учебник для бакалавров/С.В. Белов. М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2013. – 682 с.

3.     Лобачев А.И. Безопасность жизнедеятельности. М.: Юрайт, 2006.

4.     Маринченко А.В. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. 6-е изд., доп. и перераб/ А.В. Маринченко, - М.: Дашков и К, 2015. – 496 с.

5.     Никифоров Л.Л. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие для бакалавров/ Л.Л. Никифоров, В.В. Персиянов. – М.: ИТК Дашков и К, 2015. – 496 с.

6.     Холостова Е.И.  Безопасность жизнедеятельности. Учебник для бакалавров/Е.И. Холостова, О.Г. Прохорова. – М.: ИТК Дашков и К, 2016. 456 с.

 

7.     https://studfiles.net/preview/6468053/page:3/

8.     https://infourok.ru/referat-po-obzh-aksiomatika-bzhd-3103335.html

9.     https://studopedia.su/10_165335_aksiomi-nauki-o-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti.html

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Олимпиада-аукцион для вас и ваших учеников с мгновенными наградами.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)