Содержание
1. Пояснительная записка
2. Общая характеристика программы:
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
4. Цели и задачи реализации программы.
5. Результаты освоения курса «Россия начинается с меня»
6. Содержание курса «Россия начинается с меня»
7. Тематическое планирование
8. Методическое обеспечение программы
1. Пояснительная записка
В общественной атмосфере сегодняшнего дня, когда бескорыстие, милосердие, доброта, патриотизм стали дефицитом, духовно-нравственное возрождение человека – это проблема, от решения которой зависит будущее страны. Поэтому основная задача образования и воспитания ─ возрождение духовно-патриотического самосознания, пробуждение интереса к национальной культуре, формирование активной жизненной позиции подрастающего поколения, приобщении его к нравственным, духовным ценностям, традициям своего народа, воспитание гражданственности, патриотизма. Школа должна привить обучающимся ответственное отношение к труду, хороший художественный вкус, воспитывать лучшие нравственные качества, любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям и природе, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам; способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей. Чтобы приобщить детей к углубленному традиционному наследию, воспитать неравнодушного гражданина своей страны разработана данная программа по формированию гражданственности. Она имеет важное воспитательное значение, так как показывает нравственное и эстетическое богатство традиционной культуры, способствует формированию осознанного чувства, основанного на понимании духовных ценностей, рождённых веками исторического пути любого народа.
Программа внеурочной деятельности “ Россия начинается с меня” по духовно-нравственному направлению разработана для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5 класса в соответствии с новыми требованиями ФГОС.Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Актуальность программы заключается в усилении внимания на развитие и воспитание личности обучающихся, обеспечивающих формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, воспитания нравственности ребенка, освоения основных социальных ролей, норм и правил. Новизна программы состоит в том, что она обеспечивает овладение ключевыми компетенциями школьников в воспитательном аспекте необходимых для гармоничного развития личности.
Настоящая рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Россия начинается с меня» разработана в соответствии с:
- Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012, № 273-ФЗ;
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ Нытвенской школы-интернат.
- Устав Нытвенской школы-интерната.
2. Общая характеристика программы:
Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) такая деятельность оптимальна, так как стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности, является повышенная восприимчивость к усвоению духовных ценностей.
Школьный возраст – это возраст начала осознанного восприятия добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости.
Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
При проведении занятий в рамках данной программы предусматривается использовать следующие формы организации деятельности: беседы на нравственные темы; чтение отрывков из художественных произведений с последующим анализом; анализ смыслового содержания пословиц, поговорок; продолжение тематического рассказа; учебно-игровые упражнения творческого и подражательного характера; разыгрывание и анализ ситуации; тренинги; игры; ролевые игры, мини-конкурсы и другие.
Методика работы с обучающимися строится с позиции личностно-ориентированного взаимодействия. При проведении практикумов акцент делается на самостоятельность, поисковую и творческую активность.
Все занятия, предусмотренные данной программой, содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей, в сочетании с практическими заданиями, необходимыми для формирования нравственных привычек.
Предполагаемая организация деятельности по программе будет способствовать достижению обучающимися личностных, базовых учебных действий и предметных результатов.
В процессе освоения Программы обучающиеся получат знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что станет предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания школьника.
Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, школьники будут осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
Обсуждение произведений художественной литературы – все это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год и реализуется во внеурочной деятельности с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
5 класса.
С учётом направленности программы занятия проводятся 1 раз в неделю (34 часа в год).
Место проведения занятий: учебные кабинеты, библиотека.
4. Цели и задачи реализации программы.
Цели программы достигаются совместными усилиями семьи, школы, общественных организаций. Данная программа имеет интегрированный характер. В целях реализации поставленных задач предложено следующее направление: духовно-нравственное. Цель программы – воспитание гражданина, любящего свою Родину, преданного своему Отечеству, человека высокой культуры и нравственности.
Основные задачи
- Создание комфортной обстановки, благоприятных условий для социализации и успешного развития индивидуальных способностей каждого ученика с учётом интересов и имеющегося жизненного опыта;
-Формирование толерантности, подготовка обучающихся к бесконфликтному, конструктивному взаимодействию с другими людьми;
-Создание условий для нравственного самовыражения личности.
-Развитие духовно-нравственных ценностей и утверждение их в сознании и поведении учащихся через духовное возрождение народных обычаев, семейных традиций.
-Привитие чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации, исторических святынь Отечества;
-Воспитание любви к школе, району, краю, Отечеству; воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям своего народа;
Программа реализуется на основе следующих принципов:
Принцип целостности учебно-воспитательной деятельности.
Принцип сотрудничества.
Деятельностный подход.
Личностно-ориентированный подход.
Формы организации внеурочной деятельности: практическое занятие, экскурсии, групповая работа, ролевые игры, проектная работа; фронтальная, индивидуальная, коллективная форма организации внеурочной деятельности.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Данная программа внеурочной деятельности способствует формированию у обучающихся личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий.
В сфере личностных универсальных учебных действий будет формироваться внутренняя позиция школьника, ориентация на моральные нормы и их выполнение.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий будет формироваться способность контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся получат знания об основных категориях и понятиях этики, основных положительных нравственных качествах человека.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий будет формироваться умение учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию.
- ценностное отношения к своей семье и еѐ родословной, толерантность в отношениях с представителями разных национальностей;
- любовь к своему народу, родному языку, к своим родным и близким;
- приобретение первоначальных знаний об обществе, государстве.
- у детей будут сформированы понятия «Родина», «Отечество», «семья».
- ребята за год учѐбы научатся проявлять активность в мероприятиях, помогать друг другу;
- укрепится положительная мотивация, интерес к учѐбе;
- дети посетят много интересных мест, где повысят свой интеллектуальный уровень, прикоснутся к прекрасному, поделятся впечатлениями.
Предполагаемые формы подведения итогов реализации данной программы: анкетирование, проектные работы, итоговое мероприятие.
Содержание курса«Россия начинается с меня»
1 раздел: «С чего начинается Родина?»Воспитание любви к родной школе, краю, стране; знакомство с географическим положением, развитие чувства патриотизма; развитие личности гражданина, защитника Отечества, ответственного отношения к семье, к людям; осознание своей значимости в судьбах нашей страны. Формирование ценности знания, ориентированного на идею педагогики сотрудничества; воспитание положительного отношения к труду как важной ценности, развитие потребности в творческом труде; организация самообслуживания, трудовые десанты; профориентация. Формирование ценностного отношения к семье, её традициям; знакомство с понятием культура поведения; воспитание почтения и любви к родителям и окружающим; организация сотрудничества по вопросам формирования духовно-нравственных качеств и культуры поведения обучающихся; знакомство с историей своей родословной, составление генеалогического древа; привитие простейших навыков самоанализа.
2 раздел: «Мы живем в
правовом государстве». Предлагаемый раздел рассчитан на то, что ребенок
ознакомился с: государственными символами нашей страны, правами и обязанностями
родителей и детей, политикой государства и видными политическими деятелями.
Программа предполагает комплексный подход к развитию личности, предусматривая
тесную связь нравственного, трудового и политического воспитания. Чем младше
возраст детей, тем глубже и разносторонней должна быть эта связь.
3 раздел: «Культурное наследие нашей страны.» Раскрытие духовно-нравственной стороны познания окружающего мира, его богатства, красоты и разнообразия; воспитание чувства ответственности; формирование средствами предметов художественно-эстетического цикла разносторонней личности, способной отличать внешнюю красоту от внутренней, стремящуюся к гармонии; осознание себя частью единого общества.
4 раздел: «Праздники». Предлагаемый раздел рассчитан на ознакомление ребенком с разными направлениями праздников: государственными, семейными религиозными, профессиональными. На занятии «Традиции проведения семейных праздников» ребята играют в игры, разгадывают кроссворды, участвуют в конкурсах. На последнем уроке ребята своими руками делают подарки и дарят их друг другу. В процессе работы обучающиеся учатся договариваться, приходить к единому мнению, сотрудничать.
5 раздел: «Никто не забыт, ничто не забыто!» Этот раздел рассчитан на то, что ребята соприкасаются с историей нашей страны, а именно: с самой жестокой из войн – Великой Отечественной войной. Ребята осваивают понятие «города-герои» Яркие, красочные презентации погружают учащихся в атмосферу блокадного Ленинграда.
6 раздел: «Родина» в творчестве поэтов и писателей».Этот раздел рассчитан на то, что к ребенку осмысление великого и дорогого понятия «Родина» приходит через художественное слово. Обучающиеся знакомятся с творчеством великих писателей и поэтов, посвятивших Родине свои произведения. Анализируя и обсуждая наиболее значимые строки, ребята приходят к выводу о том, насколько необъятна и многогранна любовь к Родине. Мероприятие «Россия – Родина моя!» подводит итог данной работы.
Тематическое планирование «Россия начинается с меня»
№п\п |
Раздел. Тема |
Кол-во часов |
Дата |
Виды деятельности |
1. |
Моя родина – Россия. Понятия «родина», «страна», «государство». |
1 |
|
Групповая работа |
2. |
Малая родина |
1 |
|
|
3. |
Моя семья. История ее возникновения. |
1
|
|
Проектная работа |
4. |
День пожилого человека (поздравление ветеранов) |
1 |
|
Поздравление ветеранов. |
5. |
«Знакомьтесь: пятиклассник» |
1 |
|
Праздник |
6. |
«Поговорим о воспитанности |
1
|
|
Беседа |
7. |
Понятия «родственники», «предки», «потомки» |
1
|
|
Проектная работа |
8. |
Генеалогическое древо моей семьи |
1
|
|
Проектная работа |
9. |
Роль семьи в жизни человека |
1 |
|
Ролевая игра |
10. |
День народного единства. История праздника. Что означает название этого праздника? |
1
|
|
|
11. |
Беседа «Красивые и некрасивые поступки» |
1
|
|
|
12. |
Государственные символы нашей страны: герб, гимн, флаг. |
1 |
|
Групповая работа |
13. |
Славим руки матери! |
1 |
|
Беседа |
14. |
Права и обязанности родителей, детей. |
1
|
|
Беседа |
15. |
Новый год у ворот. |
1 |
|
|
16. |
«История школы в лицах и фактах» |
1
|
|
Беседа |
17. |
Что такое доброта? |
1
|
|
|
18. |
«Без друзей меня чуть-чуть». Бескорыстная дружба. Бережное отношение друг к другу. |
1 |
|
Беседа с элементами игры |
19. |
Видные политические деятели. |
1 |
|
Встреча с интересными людьми |
20. |
«Чтоб защитником стать» |
1 |
|
Беседа |
21. |
Герои России |
1 |
|
Беседа |
22. |
Москва – столица нашей Родины. Московский Кремль. |
1 |
|
Беседа |
23. |
Понятие «праздник». |
1 |
|
Беседа |
24. |
Государственные, семейные, религиозные, профессиональные. |
1 |
|
Проектная работа. |
25. |
«Традиции и праздники». Традиции, праздники России. |
1 |
|
(Представление докладов). |
26. |
Подарки. |
1 |
|
Практическая работа. |
27. |
Подарки. |
1 |
|
Экскурсия в магазин. |
28. |
Великая Отечественная война 1941-1945гг. в истории нашего народа. |
1 |
|
Беседа |
29. |
Города-герои |
1 |
|
Беседа |
30. |
«Родина» в творчестве поэтов и писателей. Пословицы и поговорки о Родине. |
1 |
|
|
31. |
Стихи о Родине |
1 |
|
Конкурс чтецов |
32. |
«Россия – Родина моя!» Рассказы о Родине. |
1 |
|
|
33. |
«Ветеран живет рядом» |
1 |
|
Встреча с интересными людьми |
34
|
День здоровья и спорта |
1 |
|
|
Методическое обеспечение программы
Техническое оснащение образовательного процесса: наглядные материалы (репродукции картин, фоторепродукции), аудиозаписи музыкальных произведений, видеозаписи (классической литературы, социальных явлений), аудио/видео аппаратура (музыкальный центр, телевизор), мультимедийная техника (ноутбук, проектор, колонки).
Список литературных источников
Литература для учителя
1. Внеурочная деятельность в школе [Электронный ресурс] – Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru
2. Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова.
3. Андреев А.А Методика «Изучение удовлетворённости учащегося школьной жизнью», Москва,2010.
4. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э. Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.
5. Курочкина, И.Н. Как научить поступать нравственно / И.Н. Курочкина. -3-е изд. - М.: Флинта, 2003. -128 с.
6. Степанов Е.Н. «Изучение уровня удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения». Москва, 2009
7. Тисленкова, И.А. Духовно-нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А. Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. – 108 с.
8. Шемшурина, А.И. Нравственное воспитание школьников: методические рекомендации ./ А.И. Шемшурина // Этическое воспитание.-2005-№1.
9. Шемшурина, А.И. Программа духовно-нравственного воспитания школьников в работе классного руководителя [Текст]./ А.И. Шемшурина // Этическое воспитание.-2006-№2.
10. Щуркова, Н.Е. Диагностика воспитанности [Текст] / Н.Е. Щуркова. - М.,2007. – 107 с.
11. Шилова М.И.,Методика «Изучение воспитанности учащихся», Москва, 2005
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.