Рабочая программа для обучающихся 5 класса по духовно-нравственному направлению
Оценка 5

Рабочая программа для обучающихся 5 класса по духовно-нравственному направлению

Оценка 5
Образовательные программы
docx
воспитательная работа +1
06.01.2021
Рабочая программа для обучающихся 5 класса по духовно-нравственному направлению
Программа для обучающихся 5 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) соответствует требованиям ФГОС
Внеурочка 5 класс 20-21 у.г.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

1.      Пояснительная записка

      2. Общая характеристика программы: 

3.      Описание места учебного предмета в учебном плане 

4.      Цели и задачи реализации программы.

5.      Результаты освоения курса «Россия начинается с меня»

6.      Содержание курса «Россия начинается с меня»

7.      Тематическое планирование

8.      Методическое обеспечение программы 

 

1. Пояснительная записка 

В общественной атмосфере сегодняшнего дня, когда бескорыстие, милосердие, доброта, патриотизм стали дефицитом, духовно-нравственное возрождение человека – это проблема, от решения которой зависит будущее страны. Поэтому основная  задача образования и воспитания  ─  возрождение духовно-патриотического самосознания, пробуждение интереса к национальной культуре, формирование  активной жизненной позиции подрастающего поколения, приобщении  его к нравственным, духовным ценностям, традициям своего народа, воспитание гражданственности, патриотизма. Школа должна привить обучающимся ответственное отношение к труду, хороший художественный вкус, воспитывать лучшие нравственные качества, любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям и природе, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам; способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей. Чтобы приобщить детей к углубленному традиционному наследию, воспитать неравнодушного гражданина своей страны разработана данная программа по формированию гражданственности. Она имеет важное воспитательное значение, так как показывает нравственное и эстетическое богатство традиционной культуры, способствует формированию осознанного чувства, основанного на понимании духовных ценностей, рождённых веками исторического пути любого народа.

        Программа внеурочной деятельности “ Россия начинается с меня” по духовно-нравственному направлению разработана для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5 класса в соответствии с новыми требованиями ФГОС.Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся.  Актуальность программы заключается в усилении внимания на развитие и воспитание личности обучающихся, обеспечивающих формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, воспитания нравственности ребенка, освоения основных социальных ролей, норм и правил. Новизна программы состоит в том, что она обеспечивает овладение ключевыми компетенциями  школьников в воспитательном аспекте необходимых для гармоничного развития личности.  

    Настоящая рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Россия начинается с меня» разработана в соответствии с: 

Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012, № 273-ФЗ; 

        - Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ Нытвенской школы-интернат.

- Устав Нытвенской школы-интерната. 

2. Общая характеристика программы: 

Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) такая деятельность оптимальна, так как стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности, является повышенная восприимчивость к усвоению духовных ценностей.  

Школьный возраст – это возраст начала осознанного восприятия добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости.  

 Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная. 

При проведении занятий в рамках данной программы предусматривается использовать следующие формы организации деятельности: беседы на нравственные темы; чтение отрывков из художественных произведений с последующим анализом; анализ смыслового содержания пословиц, поговорок; продолжение тематического рассказа; учебно-игровые упражнения творческого и подражательного характера; разыгрывание и анализ ситуации; тренинги; игры; ролевые игры, мини-конкурсы и  другие. 

Методика работы с обучающимися строится с позиции личностно-ориентированного взаимодействия. При проведении практикумов акцент делается на самостоятельность, поисковую и творческую активность.  

Все занятия, предусмотренные данной программой, содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей, в сочетании с практическими заданиями, необходимыми для формирования нравственных привычек. 

        Предполагаемая организация деятельности по программе будет способствовать достижению обучающимися личностных, базовых учебных действий и предметных результатов. 

В процессе освоения Программы обучающиеся получат знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что станет предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания школьника. 

Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, школьники будут осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. 

 

Обсуждение произведений художественной литературы – все это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия. 

 

 

 

 

 

 

3. Описание места учебного предмета в учебном плане

      Программа рассчитана на 1 год и реализуется во внеурочной деятельности с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

 5 класса.  

С учётом направленности программы занятия проводятся 1 раз в неделю (34 часа в год).  

Место проведения занятий: учебные кабинеты, библиотека. 

 

 

4. Цели и задачи реализации программы.

Цели программы достигаются совместными усилиями семьи, школы, общественных организаций. Данная программа имеет интегрированный характер. В целях реализации поставленных задач предложено следующее направление: духовно-нравственное. Цель программы – воспитание гражданина, любящего свою Родину, преданного своему Отечеству, человека высокой культуры и нравственности.

Основные задачи

- Создание комфортной обстановки, благоприятных условий для социализации и успешного развития индивидуальных способностей каждого ученика с учётом интересов и имеющегося жизненного опыта; 

-Формирование толерантности, подготовка обучающихся к бесконфликтному, конструктивному взаимодействию с другими людьми;  

-Создание условий для нравственного самовыражения личности. 

-Развитие духовно-нравственных ценностей и утверждение их в сознании и поведении учащихся через духовное возрождение народных обычаев, семейных традиций. 

-Привитие чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации, исторических святынь Отечества;

-Воспитание любви к школе, району, краю, Отечеству; воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям своего народа;

Программа реализуется на основе следующих принципов:

Принцип целостности учебно-воспитательной деятельности.

Принцип сотрудничества.

Деятельностный подход.

Личностно-ориентированный подход.

Формы организации внеурочной деятельности: практическое занятие, экскурсии, групповая работа, ролевые игры, проектная работа; фронтальная, индивидуальная, коллективная форма организации внеурочной деятельности.

 

 

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности 

Данная программа внеурочной деятельности способствует формированию у обучающихся личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий. 

В сфере личностных универсальных учебных действий будет формироваться внутренняя позиция школьника, ориентация на моральные нормы и их выполнение. 

В сфере регулятивных универсальных учебных действий будет формироваться способность контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. 

В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся получат знания об основных категориях и понятиях этики, основных положительных нравственных качествах человека.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий будет формироваться умение учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию.

 

- ценностное отношения к своей семье и еѐ родословной, толерантность в отношениях с представителями разных национальностей;

- любовь к своему народу, родному языку, к своим родным и близким;

- приобретение первоначальных знаний об обществе, государстве.

- у детей будут сформированы понятия «Родина», «Отечество», «семья».

- ребята за год учѐбы научатся проявлять активность в мероприятиях, помогать друг другу;

- укрепится положительная мотивация, интерес к учѐбе;

- дети посетят много интересных мест, где повысят свой интеллектуальный уровень, прикоснутся к прекрасному, поделятся впечатлениями.

Предполагаемые формы подведения итогов реализации данной программы: анкетирование, проектные работы, итоговое мероприятие.

Содержание курса«Россия начинается с меня»

1 раздел: «С чего начинается Родина?»Воспитание любви к родной школе, краю, стране; знакомство с географическим положением, развитие чувства патриотизма; развитие личности гражданина, защитника Отечества, ответственного отношения к семье, к людям; осознание своей значимости в судьбах нашей страны. Формирование ценности знания, ориентированного на идею педагогики сотрудничества; воспитание положительного отношения к труду как важной ценности, развитие потребности в творческом труде; организация самообслуживания, трудовые десанты; профориентация. Формирование ценностного отношения к семье, её традициям; знакомство с понятием культура поведения; воспитание почтения и любви к родителям и окружающим; организация сотрудничества по вопросам формирования духовно-нравственных качеств и культуры поведения обучающихся; знакомство с историей своей родословной, составление генеалогического древа; привитие простейших навыков самоанализа.

2 раздел: «Мы живем в правовом государстве». Предлагаемый раздел рассчитан на то, что ребенок ознакомился с: государственными символами нашей страны, правами и обязанностями родителей и детей, политикой государства и видными политическими деятелями.
Программа предполагает комплексный подход к развитию личности, предусматривая тесную связь нравственного, трудового и политического воспитания. Чем младше возраст детей, тем глубже и разносторонней должна быть эта связь.

3 раздел: «Культурное наследие нашей страны.» Раскрытие духовно-нравственной стороны познания окружающего мира, его богатства, красоты и разнообразия; воспитание чувства ответственности; формирование средствами предметов художественно-эстетического цикла разносторонней личности, способной отличать внешнюю красоту от внутренней, стремящуюся к гармонии; осознание себя частью единого общества.

4 раздел: «Праздники». Предлагаемый раздел рассчитан на ознакомление ребенком с разными направлениями праздников: государственными, семейными религиозными, профессиональными. На занятии «Традиции проведения семейных праздников» ребята играют в игры, разгадывают кроссворды, участвуют в конкурсах. На последнем уроке ребята своими руками делают подарки и дарят их друг другу. В процессе работы обучающиеся учатся договариваться, приходить к единому мнению, сотрудничать.

5 раздел: «Никто не забыт, ничто не забыто!» Этот раздел рассчитан на то, что ребята соприкасаются с историей нашей страны, а именно: с самой жестокой из войн – Великой Отечественной войной. Ребята осваивают понятие «города-герои» Яркие, красочные презентации погружают учащихся в атмосферу блокадного Ленинграда.

6 раздел: «Родина» в творчестве поэтов и писателей».Этот раздел рассчитан на то, что к ребенку осмысление великого и дорогого понятия «Родина» приходит через художественное слово. Обучающиеся знакомятся с творчеством великих писателей и поэтов, посвятивших Родине свои произведения. Анализируя и обсуждая наиболее значимые строки, ребята приходят к выводу о том, насколько необъятна и многогранна любовь к Родине. Мероприятие «Россия – Родина моя!» подводит итог данной  работы.

Тематическое планирование «Россия начинается с меня»

№п\п

Раздел.

Тема

Кол-во часов

Дата

Виды деятельности

1.

Моя родина – Россия. Понятия «родина», «страна», «государство».

1

 

Групповая работа

2.

Малая родина

1

 

 

3.

Моя семья. История ее возникновения.

1

 

 

Проектная работа

4.

День пожилого человека (поздравление ветеранов)

1

 

Поздравление ветеранов.

5.

«Знакомьтесь: пятиклассник» 

1

 

Праздник

6.

«Поговорим о воспитанности

1

 

 

Беседа

7.

Понятия «родственники», «предки», «потомки»

1

 

 

Проектная работа

8.

Генеалогическое древо моей семьи

1

 

 

Проектная работа

9.

Роль семьи в жизни человека

1

 

Ролевая игра

10.

День народного единстваИстория праздника. Что означает название этого праздника? 

1

 

 

 

11.

Беседа «Красивые и некрасивые поступки» 

1

 

 

 

12.

Государственные символы нашей страны: герб, гимн, флаг.

1

 

Групповая работа

13.

Славим руки матери! 

1

 

Беседа

14.

Права и обязанности родителей, детей.

1

 

 

Беседа

15.

Новый год у ворот.

1

 

 

16.

«История школы в лицах и фактах» 

1

 

 

Беседа

17.

Что такое доброта?

1

 

 

 

18.

«Без друзей меня чуть-чуть». Бескорыстная дружба. Бережное отношение друг к другу.

1

 

Беседа с элементами игры

19.

Видные политические деятели.

1

 

Встреча с интересными людьми

20.

 «Чтоб защитником стать»

1

 

Беседа

21.

Герои России 

1

 

Беседа

22.

Москва – столица нашей Родины. Московский Кремль.

1

 

Беседа

23.

Понятие «праздник».

1

 

Беседа

24.

Государственные, семейные, религиозные, профессиональные.

1

 

Проектная работа.

25.

«Традиции и праздники». Традиции, праздники России.

1

 

(Представление докладов).

26.

Подарки.

1

 

Практическая работа.

27.

Подарки.

1

 

Экскурсия в магазин.

28.

Великая Отечественная война 1941-1945гг. в истории нашего народа.

1

 

Беседа

29.

Города-герои

1

 

Беседа

30.

«Родина» в творчестве поэтов и писателей. Пословицы и поговорки о Родине.

1

 

 

31.

Стихи о Родине

1

 

Конкурс чтецов

32.

 «Россия – Родина моя!» Рассказы о Родине.

1

 

 

33.

«Ветеран живет рядом»

1

 

Встреча с интересными людьми

34

 

День здоровья и спорта

1

 

 

 

 Методическое обеспечение программы 

Техническое оснащение образовательного процесса: наглядные материалы (репродукции картин, фоторепродукции), аудиозаписи музыкальных произведений, видеозаписи (классической литературы, социальных явлений), аудио/видео аппаратура (музыкальный центр, телевизор), мультимедийная техника (ноутбук, проектор, колонки). 

Список литературных источников 

Литература для учителя 

1.                              Внеурочная деятельность в школе [Электронный ресурс] – Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru  

2.                              Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. 

3.                              Андреев А.А Методика «Изучение удовлетворённости учащегося школьной жизнью», Москва,2010. 

4.                              Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э. Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9. 

5.                              Курочкина, И.Н. Как научить поступать нравственно  / И.Н. Курочкина. -3-е изд. - М.: Флинта, 2003. -128 с. 

6.                              Степанов  Е.Н. «Изучение уровня удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения». Москва, 2009 

7.                              Тисленкова, И.А. Духовно-нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей  / И.А. Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. – 108 с. 

8.                              Шемшурина, А.И. Нравственное воспитание школьников: методические рекомендации ./ А.И. Шемшурина // Этическое воспитание.-2005-№1. 

9.                              Шемшурина, А.И. Программа духовно-нравственного воспитания школьников в работе классного руководителя [Текст]./ А.И. Шемшурина // Этическое воспитание.-2006-№2. 

10.                          Щуркова, Н.Е. Диагностика воспитанности [Текст] / Н.Е. Щуркова. - М.,2007. – 107 с. 

11.                          Шилова М.И.,Методика «Изучение воспитанности учащихся», Москва, 2005 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Рабочая программа для обучающихся 5 класса по духовно-нравственному направлению

Рабочая программа для обучающихся 5 класса по духовно-нравственному направлению

Содержание 1. Пояснительная записка 2

Содержание 1. Пояснительная записка 2

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Описание места учебного предмета в учебном плане

Описание места учебного предмета в учебном плане

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Мы живем в правовом государстве»

Мы живем в правовом государстве»

Проектная работа 4

Проектная работа 4

Подарки. 1 Экскурсия в магазин

Подарки. 1 Экскурсия в магазин

Шемшурина , А.И. Программа духовно-нравственного воспитания школьников в работе классного руководителя [Текст ]

Шемшурина , А.И. Программа духовно-нравственного воспитания школьников в работе классного руководителя [Текст ]
Скачать файл