РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИИСТЕРСТВО ОЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«РОСТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ НЕСЛЫШАЩИХ УЧАЩИХСЯ»
«Сад Добра»
Воспитатель высшей категории
Мамонова В.А.
г. Ростов-на-Дону
2021 – 2022 уч. год
«Отвечай добром на зло – и ты уничтожишь в человеке
все то удовольствие, которое он видит во зле».
Л.Н. Толстой.
«САД ДОБРА»
Форма проведения классного часа:
ü беседа с использованием информационно-коммуникационных, игровых и здоровьесберегающих технологий.
Цель:
Ø формирование нравственных личностных качеств младших школьников (доброта, желание помогать людям и всему живому окружающему миру), этических норм поведения в обществе;
Ø развитие эмоционально-ценностной сферы;
Ø способствовать преодолению барьеров в общении.
Задачи:
· познакомить с этимологией слов «вежливость», «доброта»;
· сформировать в сознании детей понятия «вежливость и доброта»;
· расширить знания школьников о доброте и её роли в жизни каждого
человека;
· воспитывать у детей желание делать добро.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация в программе Point; запись песни «Если добрый ты» из мультфильма «День рождения кота Леопольда»; клип «Дорогою добра, лист ватмана, сердечки из красной бумаги, клей.
Слайд1
Воспитатель:
- Я чувствую радость оттого, что мы собрались и что мы все вместе. И я говорю вам:
Добрый вечер; я рада вас все видеть сегодня на нашем мероприятии
А теперь поговорим о прекрасном.
- О чём?.. Я думаю, вы догадаетесь, обратив своё внимание на экран.
Слайд 2
- Это ветка цветущей сакуры. В далёкой Японии на языке цветов цветущая сакура обозначает вежливость, доброту и благородство.
- Так о чём мы будем говорить?
- Правильно. Сегодня мы будем вести разговор о том, каким должен быть человек, о его отношении к людям и всему, что его окружает.
Слайд 3-4 (звучит песня «Если добрый ты…»)
- Каждому на руку кладу «орешек», предлагаю покатать его в ладошках, таким образом массируя зоны восприятия и мышления «Су Джок»).
- На что похож «орешек»?
- Он похож на нашу Землю. А мы часть нашей Земли.
- А кто знает, сколько таких «Я» живёт на нашей планете?
Слайд 5
- На нашей планете пять миллиардов жителей. Это очень много. Но каждый человек- это целый мир. Всем людям хватает места на Земле, хватает солнца, воздуха, воды, пищи. И вроде бы делить нечего, но люди постоянно находятся в состоянии войны. Почему это происходит?
- На Земле существует два мира: мир добра и мир зла. И каждый человек должен решить сам, в каком мире ему жить, какой мир строить. Говорят, что, если в человеке есть доброта, чуткость, доброжелательность, он как человек состоялся.
Ребята, а как думаете вы, что такое вежливость и доброта? (Ответы детей.)
Слайд 6
В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Добро – всё положительное, хорошее, полезное.
«Вежливость» - соблюдение правил приличий.
Слайд 7
Ученик:
Слово это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Слайд 8
Ученик:
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец ДОБРОТА.
Слайд 9
Воспитатель. Доброта в первую очередь должна жить в ваших сердцах.
Добрые сердца – это сады.
Добрые слова – корни.
Добрые мысли – цветы.
Добрые дела – плоды.
Слайд 10
Сегодня мы с вами попробуем создать сад доброты.
Для этого потребуется ваша вежливость, доброта, любовь, доверие.
И так, друг за другом по тропинке, с весёлым настроением отправляемся создавать наш сад.
Вместе, дружно, сообща, дерево за деревом, мы создадим этот сад.
Прежде чем начать, мы с вами вспомним «Азбуку вежливости и доброты»
Первый шаг к доброте – это доброе слово, или волшебное слово.
Слайд 11
Поэтическая игра «Словарь вежливых слов»
Растает ледяная глыба
От слова доброго (спасибо).
Зазеленеет старый пень
Когда услышит (добрый день).
Если больше есть не в силах
Скажем маме мы (спасибо)
Когда нас бранят за шалости,
Говорим (прости, пожалуйста).
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят (до свидания)!
Слайд 12.
Игра «Вежливо – невежливо»
- Попробуем определить, какие вы «знатоки» правил вежливости. Для этого проведём игру «Вежливо – невежливо». Я буду называть ситуацию, а вы должны определить, вежливыми или невежливыми были действия в ней. Если вежливыми были действия, то хлопаем в ладоши, а если нет, то – топаем ногами.
1. Поздороваться при встрече… (вежливо).
2. Толкнуть, не извиниться… (невежливо).
3. Не встать, обращаясь к взрослому…
4. Помочь поднять упавшую вещь…
5. Не уступить место пожилому…
6. Пропустить вперёд девочек, когда вы заходите в класс, в раздевалку…
7. Выкрикивать с места во время урока...
Ребята, а какого человека можно назвать добрым? (Ответы детей)
· Добрый человек – это тот, кто любит людей и животных, который готов в трудную минуту прийти на помощь.
· Добрый человек любит природу и бережёт её.
· Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу.
· Добрый человек старается быть аккуратным, быть вежливым и внимательным в общении с друзьями и взрослыми.
Чья доброта помогает вам расти?
В русском языке есть много слов, в которых спряталось «добро».
Слайд 13
«Где спряталось добро»
Добродушный, доброта, добросердечный, доброжелательный, добрососедство, добропорядочный, доброго здоровья, добросовестный, добрый день и др.)
Слайд 14.
Посадим первое дерево «Где спряталось добро»
Воспитатель. В народе всегда относились к доброте по-особому. Недаром говорят: «Доброе слово и кошке приятно».
Слайд 15.
Сейчас мы с вами сыграем в игру «Собери пословицы».
Слайд 16.
Посадим второе дерево «Пословицы о вежливости и доброте»
Воспитатель.
- Жизнь, достойная человека, - это жизнь, построенная на добре. Каждый день жизнь предоставляет нам шанс быть достойным, добрым человеком: идёте ли вы по улице, садитесь ли вы в автобус, делаете ли какие – либо домашние дела. Издавна фантазией людей были созданы представители зла, такие как Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Соловей – разбойник, и представители добрых сил. Сейчас будут появляться сказочные персонажи.
Слайд 17 (По щелчку «мышки» поочерёдно будут проявляться персонажи)
- Назовите их. (Царевна-лягушка, золотая рыбка, Золушка, Дюймовочка, доктор Айболит, Муха-Цокотуха, Гена-крокодил, Красная Шапочка.)
На кого из сказочных героев вы хотели бы быть похожими?
Слайд 18.
Посадим дерево третье «Добрые сказки»
Слайд 19.
Игра: «Доброе солнышко»
- В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Как солнце, доброта озаряет своими лучами и дарит людям теплоту, заботливость и внимание.
- Лучиком солнышка я буду дотрагиваться до вас, а вы должны будете рассказать, какое доброе дело вы совершили за последнее время.
Воспитатель выборочно дотрагивается “Волшебной палочкой” до ребят.
- Видите, ребята, как много добрых дел вы совершили.
Слайд 20-23
Посадим четвертое дерево «Доброе солнышко»
Стихотворение М. Садовского «Доброе сердце».
Я как-то в дом принёс щенка,
Бездомного бродягу,
Чтоб подкормить его слегка,
Голодного беднягу.
«Ну, что ж», - сказала мама, - пусть
он поживёт немножко,
в глазах его такая грусть!
Найдётся супа ложка…
Я во дворе нашёл потом
Котёнка чуть живого,
Его принёс я тоже в дом,
Сказала мама снова:
- Ну, что ж, - сказала мама, - пусть
он поживёт немножко,
в глазах его такая грусть!
Найдётся каши ложка…
Я под гнездом нашёл птенца,
Над ним вороны вились,
Я спрятал в шапку сорванца,
Мы с ним домой явились.
- Ну, что ж, - сказала мама, - пусть
он поживёт немножко,
в глазах его такая грусть!
Найдётся хлеба крошка…
Однажды я принёс ежа,
Ужа и черепаху,
И заяц в нашу дверь вбежал,
Наверное, со страху.
Сказала мама: - Пусть живут –
в квартире так чудесно,
а если потесниться, тут
и нам найдётся место!
Воспитатель. Какие добрые поступки совершил мальчик?
Сделаем вывод: Нельзя причинять даже самого маленького страдания ни одному живому существу. Достойны осуждения те бессердечные люди, которые выбрасывают на улицу кошек и собак, обрекая их на мучения. Проявляйте участие к бездомным животным, помогайте им выжить.
И если кому–то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
То день не напрасно был прожит,
Значит, живёшь ты не зря.
Слайд 24
Посадим пятое дерево «Добрые поступки»
Воспитатель. Скажите, а у какого человека больше друзей – у доброго или злого? (Ответы детей.)
- А вы хотите, чтобы у вас было много друзей? Давайте посадим в наш сад «дерево дружбы».
Слайд 25
Посадим шестое дерево «Дерево дружбы»
Воспитатель. Ребята, а какие слова могут обидеть? (Ответы детей)
- Правильно. Плохие слова. А ласковое, доброе слово душу согреет.
Сейчас мы сделаем так, что плохих слов вообще не будет.
Слайд 26
(Показ слайда с изображением солнца, на лучах которого записаны «плохие» слова.
Задание детям – подобрать к словам противоположные по смыслу слова, заменив «плохие» слова на «хорошие», добрые.)
Слайд 27.
Добрые слова
Слова “До свиданья!”,
“Спасибо!”, “Простите!”,
“Пожалуйста!”, “Здравствуйте!”
Щедро дарите.
Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым,
В троллейбусе, в парке,
И в школе, и дома.
Слова эти очень,
И очень важны,
Они человеку,
Как воздух, нужны.
Без них невозможно на свете прожить.
Слова эти нужно с улыбкой дарить.
Слайд 28.
Вот мы и создали дерево «Добрые слова»
Слайд 29
Воспитатель. Вот наш сад и наполнился «добрыми деревьями».
А как вы думаете, люди должны быть на Доброй земле?
Конечно, ведь весь животный и растительный мир планеты зависит от нас – людей. А если мы будем злыми и жестокими по отношению к природе, то и цветы все погибнут.
Так заботьтесь о своём саде, не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.
Слайд 30
Воспитатель. Я очень надеюсь, что с этой минуты на Земле стало больше добрых людей. Ребята, помните народная мудрость гласит: Доброго человека дела славят.
Слайд 31.Я всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.
Клип: Непоседы «Любовь и Доброта»
Слайд 32
Если наш разговор зажёг в ваших сердцах искорки доброты, давайте сделаем сердце. Мы дарим частичку нашего сердца всем присутствующим. (Дети из пазлов собирают сердце)
Слайд 33
Клип «Дорогою добра» (из к/ф "Маленький Мук", Ю. Энтин, Минков)
Слайд 34
Жизнь дана на добрые дела. Спешите делать добро!
Использованная литература:
1.Давыдова М.А. Доброе слово – что ясный день // Праздник в школе. 2002. №10 С.3-11.
2.Коровина И. Давайте будем дружить // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. 2004. №12. С.13-16
4.Полетавкина Л.Г. Вечер «Будьте добрыми и человечными!» //
ПедСовет. 2005. №3. С.10-13
5.Халилуллина В.А. Прикоснись ко мне добротой // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. 2005. №11. С.45-4
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.