Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 7 п. Малокубанского
МО Новопокровский район Краснодарского края
Урок Мужества
«День Героев России»
Герой не тот, что грудь горою.
И голос – во! И руки – во!
Не громким голосом героя мы измеряем рост его,
Другой, глядишь, и скажет скупо,
И вид не тот, и ростом мал,
Но как высок его поступок!
Как звонок мужества металл!
Учитель начальных классов:
Благова Людмила Викторовна
Цели:
ü Дать знания об Отечестве и его героях в разные исторические времена.
ü Способствовать расширению представлений о подвиге нашего народа во время Великой Отечественной войны.
ü Воспитание и формирование у учащихся гражданственности и патриотизма через привлечения внимания детей к памятным датам.
ü Побуждать детей к осмыслению общечеловеческих ценностей,
к выработке личного отношения к ним.
Начать создавать проект, в котором дети, в процессе исследования узнают больше об истории своей семьи, о своих близких.
Оборудование:
1) Компьютер, интерактивная доска.
2) Видеофрагменты «Вставай, страна огромная…», «Журавли».
3) Презентация к классному часу.
4) Титульный лист с заготовкой книги.
5) Клей.
6) Раздаточный материал: листья берёзы из бумаги.
7) Ватман.
8) Заготовки лепестков гвоздики из гофрированной бумаги.
Ход мероприятия:
1. Создание психологической комфортности.
Учитель: Я хочу сказать вам: «Здравствуйте!» Здравие – это здоровье, а значит «здравствуйте» - это «будьте здоровы!». А теперь поприветствуем друг друга, встанем в круг друг к другу поближе, почувствуем крепкое плечо своего товарища. Аплодисменты прекрасной половине нашего класса…. (девочкам), а теперь самым мужественным и смелым…(мальчикам), а теперь всем нам, таким разным и интересным.
2 .Введение в тему.
Учитель:
Героями
становятся
лишь чистые мечтой.
Они не переводятся,
и на Руси Святой.
-Ребята,
кого вы считаете героями? Как вы думаете, какой дате посвящен наш урок мужества?Какое памятное событие отмечает наша страна 9 декабря?
(Ответы детей)
Учитель: Совершенно верно, 9
декабря наша страна отмечает День Героев России.
Слайд 2 « Страницы истории».
Учитель:История этого события уходит корнями далеко в прошлое нашей Родины.
Впервые 9 декабря 1769 г.(26 ноября ст.ст.), в день памяти Святого Георгия Победоносца
по указу императрицы Елизаветы II был основан Орден Святого Георгия Победоносца. В самом начале нашего века Орден Святого Георгия вновь стал являться самой высокой боевой наградой за заслуги перед Отечеством.С 2007 года 9 декабря становится памятной
датой - днём памяти Героев Отечества.
Учитель: Кого же сегодня мы называем героем?
(Ответы детей)
Учитель:В разных словарях значение этого слова трактуется по
разному.
Если задуматься и внимательно присмотреться, то оказывается что герои – это обычные люди, наши соседи, друзья и знакомые. Просто так случилось, что оказав
шись там,где комуто угрожала опасность, они не растерялись, не стали думать о последствиях, а просто кинулись на помощь. Герои это люди, которые меньше всего думают о себе и делают что-то ради себя. Их жизненная цель – жить ради других. Героями никто не рождается, но каждому даётся возможность им
стать.
Слайд 3 «Геро́й Росси́йской Федера́ции»
Учитель: Геро́й Росси́йской Федера́ции — государственная награда. Медаль «Золотая Звезда» является знаком особого отличия обладателей этого высокого звания.
Слайд 4 «Первый Герой России».
Учитель:
Впервые это звание получил Осканов Суламбек Сусаркулович, лётчик, человек с большой буквы, герой. Он, не раздумывая, отдал свою жизнь за тысячу других, не дав рухнуть самолёту на жилой посёлок.
Много разных людей удостоены звания Героя России, это люди различных профессий, статусов, званий, пола и возраста.
Всегда ли подвиг – удел взрослых и обязательно ли для этого быть на войне?
(ответы детей)
Да, война многих сделала героями. Дети военных лет. Война не оставила им шанса на счастливое детство. Кто-то умирал от голода и непосильного труда в тылу, кто-то вносил свою лепту в великое дело победы в партизанских отрядах и на полях сражений. Героические подвиги и имена некоторых из них дошли до нашего времени, а кто-то так и остался неизвестным героем.
Слайд 5 «Повзрослели они до поры»
(фрагмент видеоролика)
Слава защитникам маленьким нашим,
Слава героям за Родину павшим!
С личиком детским, но с подвигом дерзким,
Слава мальчишкам, девчонкам Советским
Читает учащийся:
-Уходили мальчики – на плечах шинели,
Уходили мальчики – храбро песни пели,
Убивали мальчиков за побег на месте,
Не продали мальчики совести и чести...
Слайд 6 «Пионеры герои (на фоне песни «От героев былых времён…» меняются фотографии пионеров-героев).
Слайд 7 «Марат Казей» (далее на каждом слайде о пионерахгероях будет фрагмент видеоролика, в конце которого на чёрном фоне выходит картинка с надписью «Я помню! Я горжусь!»)
Слайд 8 «Валя Котик»
Слайд 9
Дети - герои идя на войну,
Насмерть стояли спасая страну!
Слайд 10 «Юта Бондаровская»
Слайд 11 «Зина Портнова»
Слайд 12
Были они многостойкими, дерзкими,
Были замучены пытками зверскими.
Слайд 13 «Володя Дубинин»
Слайд 14 «Лёня Голиков»
Слайд 15 «Нам остаётся помнить…»
Слайд 16
Суровые годы военных времён.
Преступный фашизм трибуналом клеймён.
Не смеет он больше шагать по планете,
Пусть в мире без войн улыбаются дети!
Слайд 17
Учитель: Есть ли сегодня в нашей жизни место подвигу? Можно ли его совершить в мирное время и стать
героем? И каждый ли на это способен?
(Ответы детей)
Учитель: Совершали ли вы или ваши друзья, знакомые отважные поступки? Считаете ли вы себя или их героями? Почему? Есть ли примеры для подражания, люди, на которых хочется быть похожим?
Сегодня очень важно знать, что в жизни всегда есть место подвигу, что рядом с тобой живут твои ровесники, которые в любую минуту придут на помощь.
Сегодня вы услышите подлинные истории о детях-героях нашего времени.
Слайд 18 «Церемония награждения в Совете Федерации детей-героев
нашего времени»
Подготовленные учащиеся сообщают о героях
нашего времени.
Слайды 19-20 «ЖЕНЯ ТАБАКОВ» (показ каждого слайда о современных детях-героях заканчивается надписью "Мы гордимся тобой!"
Самым юным героем России является семилетний мальчик Женя Табаков. Женя был первым ребёнком, удостоенным этой высокой награды, Орден Мужества.
Женя погиб, защищая свою 12-летнюю сестру от преступника. Сестра спаслась, а Женя умер от ножевых ранений.
Жениным именем названа школа, в которой он учился, а имя его навечно внесено в списки учащихся.Мы гордимся тобой, Женя!
Слайд 21 -22 «Данил Садыков»
12-тилетний подросток отдал свою жизнь, спасая 9-тилетнего ребёнка, пораженного электрическим током и без сознания упавшего в фонтан. За проявленное мужество и самоотверженность Данил Садыков награждён Орденом Мужества.
Посмертно.Мы гордимся тобой, Данил!
Слайд 23 «Дима Некрасов»
Дима Некрасов - 10 летний подросток , спасший жизни 17 человек. Мальчик первым почувствовал дым, проснулся и увидел пожар в комнате общежития. Была ночь, и все люди спокойно спали. Дима не покинул общежитие, пока не разбудил всех.
Мы гордимся тобой, Дима!
Слайд 24 «Лена Тюкавкина»
Лена Тюкавкина – маленькая, хрупкая 7-летняя девочка спасла из горящего дома своего младшего брата. Дети спокойно играли в комнате в тот момент, когда на кухне загорелся газовый баллон.Увидев пожар, Лена не растерялась. Она высунула из окна своего трёхлетнего братика и только потом вылезла сама.
Слайд 25 «Евгений Гуринов»
В один из тёплых летних дней 15-летний кадет Евгений Гуринов прогуливался по улице своего родного города Воронежа. Вдруг он увидел, как в пруду тонет человек и не раздумывая бросился его
спасать. Мы гордимся тобой, Женя!
Слайд 26 «Сережа Кундель»
Сережа Кундель простой Донецкий подросток, которому пришлось в свои 10 лет испытать на себе ужас войны.
Вдом Серёжи 11 августа 2014 г. попал снаряд. От дома остались одни руины, под которыми была заживо похоронена Серёжина мама. Мальчик бросился спасать её. Он раскопал отверстие, чтобы воздух поступал, и мама могла дышать. Мальчик добрался до соседей и позвал их на помощь. Мы гордимся тобой,Серёжа!
Слайды 27-30 «Кто ещё получил медали?» (Учитель на фоне спокойной музыки зачитывает имена и поступки награждённых детей)
Слайд 31 «Эти дети- настоящие герои».
Естественно, это всего лишь малая часть имен самоотверженных детей, которые готовы ценой своих жизней прийти на помощь.
Просмотр музыкального видеоклипа «Дорога добра».
В тысячелетней истории России было немало военных лет. Но какие бы враги ни бросали вызов, победа была за нами! Наша сила во все времена была в людях, в их великой национальной гордости, беспримерном патриотизме и любви к Родине.
(Ученица читает стихотворение Евгении Трушиной «О знаменитых россиянах»)
Славных лиц в России много:
Тех, кто край родной любя,
Укреплял державу строго,
Не жалел в трудах себя.
Нить истории прекрасна
Златом добрых славных дел.
Жизнь того лишь не напрасна,
За отчизну кто радел.
Учитель: Сейчас мы разделимся на 2 команды и проявим выдержку, смекалку при выполнении заданий.
Мозговой штурм
(класс делится на 2 команды по 4 человека).
1задание: Отгадай загадку.
1. С ним присягу принимает, из него врага стреляет,
Каждый в армии солдат свой имеет (автомат)
2. Полководец смело в бой позовет его с собой,
Крикнет командир «Вперед», и оно не подведет. ( войско,армия)
3. Мы охранять её должны, от недругов со стороны. (граница)
4. Его в награду герою дают за подвиг порою, Воинской доблести знак. Он называется как? (орден)
2 задание: Собери пословицу
1. Тот герой, кто за Родину горой.
2. Герой никогда не умрет, он вечно в народе живет.
3. Кто храбр да стоек, тот десятерых стоит.
4. Тот побеждает, кто смерть презирает.
3 задание: Качества героя.
Перечислите за 1 минуту качества, которыми должен обладать настоящий герой.
4 задание: творческое «Цветы героям»
Каждая команда по схеме должна сделать гвоздики из гофрированной бумаги и приклеить к букету на ватмане.
3. Создание проекта.
Учитель: Семья - маленькая частичка нашего государства. Во многих семьях есть свои герои, совершившие подвиг.
- Каждый из вас может рассказать о членах своей семьи что-нибудь интересное.
- И поэтому я предлагаю вам создать проект – книгу под названием «В жизни есть место подвигу», в которую вы поместите истории о своих семьях. На страницы книги можно поместить фотографии, рисунки, рассказы о своих родных, которыми вы гордитесь. И сейчас мы начнем оформлять обложку этой книги.На обложке изображена берёзка.
Знаете почему? Это символ России. Но она грустная, без листьев. А листочки лежат у вас на партах. Но они не простые, на них записаны качества, присущие людям.
Предлагаю выбрать листочки с качествами, которые помогают людям совершать добрые дела.
Дети выбирают листочки со словами: смелость, отвага, честь, самопожертвование, патриотизм и приклеивают к своим деревцам.
- Листочки с какими словами остались у вас? (трусость, равнодушие)
Нужны ли нам такие качества? Выбросим их в мусорную корзину.
- Ребята, мы закончили оформление титульного листа вашего проекта. Я надеюсь, что вы до конца учебного года закончите работу и вас получится замечательная книга, в которой на долгие годы сохранится память о добрых делах ваших близких.
4. Итог урока.
Учитель: А сейчас давайте вспомним, чему мы посвятили наш классный час.
(Ответы детей).
Учитель: Правильно, мы говорили, что подвиг можно совершить в любом возрасте и в любое время.
Герой не тот, что грудь горою.
И голос – во! И руки – во!
Не громким голосом героя мы измеряем рост его,
Другой, глядишь, и скажет скупо,
И вид не тот, и ростом мал,
Но как высок его поступок!
Как звонок мужества металл!
4. Рефлексия.
Учитель: Выбери любой вопрос и ответь на него.
Что я получил от этого дня?
За что ты можешь себя похвалить?
За что ты можешь похвалить одноклассников?
Что чувствовал?
Что приобрел?
Что меня удивило?
Считаете ли вы, что мы не напрасно эти минуты вместе?
Для меня было открытием то, что…
Источники материалов:
1. http://izhig.ru/awards-russia/medal-gold-star.php
2. https://www.stihi.ru/2012/05/23/883
3. http://www.yar.kp.ru/daily/26458.5/3328688/
4. www.zanimatika.narod.ru/RF34_3.htm
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.