Сценарий урока мужества: Хранители истории
Оценка 4.8

Сценарий урока мужества: Хранители истории

Оценка 4.8
docx
26.03.2022
Сценарий урока мужества: Хранители истории
Сценарий урока мужества для старшеклассников
Сценарий урока памяти __Хранители истории_ (1).docx

Сценарий Урока памяти: «Хранители истории»

 

Составитель : учитель истории и обществознания Степанкова Н.С.

 

Ход мероприятия:

Звучит звукозапись (Пенье птиц, звуки бомбежки, «От советского Информбюро», «Вставая страна огромная»: первые строки звучат, затихая»

Ученик :

Сороковые, роковые,

Военные и фронтовые,

Где извещенья похоронные

И перестуки эшелонные.

 

Как это было! Как совпало —

Война, беда, мечта и юность!

 

Учитель:  Время стремительно бежит вперед… Скоро весна…День Победы. С победного 1945 года прошло 75 лет (целая человеческая жизнь, мирная жизнь) И сегодня, здесь, в этом кабинете собрались поколения людей, никогда не видевших войны. Нас с вами часто называют наследниками Победы, но что это значит «наследники Победы» и какая историческая миссия лежит на тех, кто знает о войне только из книг, фильмов, на уроках истории. Сегодня вместе мы попробуем ответить на этот вопрос?

Весь урок звучит лейтмотивом мелодия песни «Журавли».

1 БЛОК. ВОЙНА В ЦИФРАХ.

Ученик :

До сих пор не совсем понимаю,

Как же я, и худа, и мала,

Сквозь пожары к победному Маю

В кирзачах стопудовых дошла.

 

И откуда взялось столько силы

Даже в самых слабейших из нас?..

Что гадать!— Был и есть у России

Вечной прочности вечный запас.

 

Учитель: Сложно, переоценить подвиг русских солдат, которые самоотверженно защищали Родину. Но ещё сложнее представить те масштабы, с которыми захлестнула нашу страну эта война.Только цифры остаются непредвзятыми. С их помощью вы сможете нарисовать себе самую полную картину произошедшего.Я предложила нашим экспертам -историкам собрать короткие, но на ваш взгляд самые значимые сведения о войне.

Ученик:

·        57 стран приняли участие в войне.

·        3 млн км² составила общая площадь боевых действий

·        1,7 млрд человек — общая численность населения государств, участвовавших в войне.

Ученик:

·        1418 дней продолжалась Великая Отечественная война

·        34,5 млн солдат насчитывала Красная армия. Добровольцев, которые формально не подлежали призыву, было бесчисленное количество;

·        1 млн партизан действовали в тылу врага. 

Ученик:По разным данным за военные годы на промышленных предприятиях было изготовлено более 130 тысяч самолётов, 105 000 танков , 660 000 пушек и миномётов,  Более 50% всего бюджета страны шло на военное производство.

Учитель: А чьими руками это все производилось? 34 миллиона мужчин на войне. А кто остались? Женщины, старики, дети, ваши сверстники работали у станка по 18 часов в любую погоду, голодные иногда засыпали на рабочем месте, не было сил идти домой.

Ученик:

• Всего 150 дней должно было уйти на разгром СССР согласно немецкому плану «Барбаросса», на 165 день блицкриг был остановлен в ходе битвы за Москву.

• Более 7 млн человек в общей сложности поучаствовало в Московской битве. Для сравнения.

• Около 1 млн бомб, снарядов и мин сбросили немецкие войска на Сталинград в ходе битвы за город. Суммарная мощность взрывов в несколько раз превышает мощность ядерных бомб, которые были сброшены на Хиросиму и Нагасаки.

Ученик:

·        1500 танков участвовали в крупнейшей танковой битве войны — Сражении под Прохоровкой. 

·        1126 дней в общей сложности продлилось самое продолжительное сражение Великой Отечественной — Ленинградская битва. Из них на блокаду города ушёл 871 день.

Ученик:Фашисты разрушили 1710 городов, свыше 70 тысяч деревень и сёл, 132 тысячи промышленных предприятий. За один день войны погибало 18655 человек, за час – 777 человек, за минуту 13 человек

Ученик:всего за вторую мировую войну планета Земля потеряла более 55 миллионов человек, а более 90 миллионов человек сделала калеками. От голода умерли 641 803 человек 

УЧИТЕЛЬ: ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ, ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ? А ЕЩЕ ЕСЛИ РАЗДЕЛИТЬ ВСЮ НАШУ ТЕРРИТОРИЮ, ПОЛУЧИТЬСЯ - 30 УБИТЫХ НА КАЖДЫЕ 2 МЕТРА НАШЕЙ ЗЕМЛИ. СРЕДИ ЭТИХ ЖЕРТВ 3,5 ТЫС. ЖИТЕЛЕЙ НАШЕГО ГОРОДА. БАТАЙСК БЫЛ РАЗРУШЕН ДО ОСНОВАНИЯ, ВЗОРВАНЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ПУТИ, УНИЧТОЖЕНЫ ШКОЛЫ, БОЛЬНИЦА, ПРЕДПРИЯТИЯ, 3 ТЫСЯЧИ ДОМОВ.  ЭТО ЦЕНА ОБЩЕЙ ПОБЕДЫ. А ОБЩАЯ ПОБЕДА СКЛАДЫВАЕТСЯ ИЗ ГЕРОИЗМА КАЖДОГО.

Ученик:

 • 32 уничтоженных судна на счету контр-адмирала советского флота Александра Шабалина. .

• 37 танков и САУ подбили братья Дмитрий и Яков Луканины, лучшие командир и наводчик артиллерии Великой Отечественной войны.

Ученик:

 52 уничтоженных танка за спиной у аса Дмитрия Лавриненко. В первые дни его танк вышел из строя. На протяжении всех боевых действий его машина горела трижды. Однако это не помешало ему поставить свой рекорд за невероятные сроки — всего 2,5 месяца ушло на подрыв 52 вражеских танков.

Ученик:64 сбитых самолёта на счету у Ивана Кожедуба. Он признан наиболее результативным лётчиком-истребителем и трижды представлен к званию Героя Советского Союза.

Ученик:702 вражеских солдата убил снайпер Михаил Сурков. До сих пор неизвестно, почему Михаил не был представлен к званию Героя Советского Союза, однако сам снайпер говорил, что лучшей наградой для него является избавление Родины от врагов.

920 солдат сразил пулемётом Ханпаша Нурадилов. Был тяжело ранен в ходе Сталинградской битвы, но так и не оставил орудия до самой смерти.

Ученик: Каждый пятый из советских воинов за мужество и проявленный героизм был награждён орденами и медалями, многие получили их посмертно.

• 12000 людям присвоен статус героя советского союза.

Ученик:

Пять пионеров СССР были удостоены высшего звания Героя Советского Союза. Свыше 200 детей и подростков получили медаль «Партизану ВОВ»,

УЧИТЕЛЬ: ЭТО ИСТОРИЯ, КОТОРУЮ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И ПОНИМАТЬ -ПРИЧЁМ КАК СЕРДЦЕМ, ТАК И УМОМ. ЭТИ ПРАВДИВЫЕ ФАКТЫ ДАЮТ ПОЛНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СОБЫТИЯХ ВОЕННЫХ ЛЕТ И О ПОДВИГАХ НАШИХ ГЕРОЕВ.

2 блок: Постановка проблемы.

Ученик:

Люди! Покуда сердцастучатся, —помните!

Какоюценойзавоёвано счастье, —пожалуйста,помните!

Детям своимрасскажите о них,чтобзапомнили!

УЧИТЕЛЬ : ТАК НАМ КАЗАЛОСЬ, ЧТО ЭТИ СЛОВА НАВСЕГДА БУДУТ АКТУАЛЬНЫ, НО СЕГОДНЯ СЛЫШНЫ ДРУГИЕ ГОЛОСА!ВОТ ВЫДЕРЖКА ИЗ ОДНОГО ЧАТА: «А, СТОИЛО ВСЕ ТАКИХ ЖЕРТВ? МОЖНО БЫЛО ОТСТУПИТЬ ЗА УРАЛ, ТАМ СОБРАЛИСЬ БЫ С СИЛАМИ И НАЧАЛИ НАСТУПЛЕНИЕ. МАТУШКА РОССИЯ ВЕЛИКА, ПЛЮС ГЕНЕРАЛ МОРОЗ И РУССКОЕ БЕЗДОРОЖЬЕ. ЛЮДЕЙ БЫ СБЕРЕГЛИ, А РЕЗУЛЬТАТ ТОТ ЖЕ, МОЖЕТ ПРОСТО ПОПОЗЖЕ»

Я ПРЕДЛАГАЮ ВАМ ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС БЛОГЕРА С ПОМОЩЬЮ ТЕХ АРГУМЕНТОВ, КОТОРЫЕ ВЫ ПОДГОТОВИЛИ.

Ученик:

Аргумент 1. Секретным документом нацистской Германии накануне войны стал генеральный план «Ост» – план порабощения и уничтожения народов СССР, еврейского и славянского населения завоеванных территорий.

Ученик:Фюрер заявлял, что война против СССР будет «полной противопо­ложностью нормальной войне на Западе и Севере Европы», в ней предусматривается «то­тальное разрушение», «уничтожение России как государства.

Ученик:Советским гражданам было уготовано либо изг­нание в Сибирь без средств к существованию, либо участь рабов арийских хозяев. Гитлер разъяснял: «Одна из основных задач германского государственного правления заключается в том, чтобы навсегда предотвра­тить всеми возможными средствами развитие славянских рас»

Ученик:Разговор Гимлера с Гитлером, посвящен­ный уничтожению населения Ленинграда, конкретизирует план следующим образом: «Город нужно будет лишь взять в кольцо, подвергнуть артиллерийскому обстрелу и взять измором...». «Фюрер дал распоря­жение о запрете немецким солдатам вступать на территорию Москвы. Город будет окру­жен и стерт с лица земли».

УЧИТЕЛЬ: ПОТЕРИ ГРАЖДАНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В ЗОНЕ ОККУПАЦИИ — 13 684 700 ЧЕЛОВЕК, СРЕДИ НИХ: ЗА ВРЕМЯ ОККУПАЦИИ 606 ЧЕЛОВЕК ИЗ БАТАЙСКА И ПРИГОРОДОВ БЫЛИ ЗАМУЧЕНЫ В ФАШИСТСКИХ ЗАСТЕНКАХ, 69 УГНАНЫ В ГЕРМАНИЮ.

Ученик:

Аргумент 2. Документы свидетельствуют, что турецкое правительство на определённом этапе войны (в случае падения Сталинграда) планировало вступление в войну на стороне Стран Оси и было готово к нападению на Советский Союз осенью 1942 года.

Ученик:На собрании императорского совещания, прошедшего 2 июля 1941 года, японское руководство приняло курс на подготовку решения проблемы «Севера»: "  Если германо-советская война будет развиваться в направлении, благоприятном для нашей империи, мы, прибегнув к вооруженной силе, разрешим северную проблему и обеспечим безопасность северных границ".

Ученик : Суть стратегического замысла:

- предполагалось рядом последовательных ударов японских сил на главных направлениях разгромить войска Красной Армии в Приморье, Приамурье и Забайкалье и заставить их капитулировать; захватить стратегические военные, промышленные объекты, продовольственные базы и коммуникации;

Ученик:

Большое внимание уделялось Военно-воздушным силам, они должны были ликвидировать советские ВВС в первые часы войны внезапным ударом;задача – за 6 месяцев пробиться к Байкалу и завершить основную операцию;

УЧЕНИК: НАШИ ЭКСПЕРТЫ ПРИШЛИ К ВЫВОДУ, ЧТО СДАЧА ОСНОВНЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ЦЕНТРОВ, ГОРОДОВ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЧАСТИ РОССИИ ПОЛОЖИЛИ БЫ НАЧАЛО ТОТАЛЬНОМУ УНИЧТОЖЕНИЮ НАРОДОВ РОССИИ, УНИЧТОЖЕНИЮ ЕЕ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ  И СПРОВОЦИРОВАЛО БЫ ВОЙНУ НА НЕСКОЛЬКО ФРОНТОВ : ЮЖНЫЙ С ТУРЦИЕЙ, ВОСТОЧНОЙ С ЯПОНИЕЙ. ЭТО СДЕЛАЛО БЫ НАШУ ПОБЕДУ И ВЫЖИВАНИЯ НАС КАК НАРОДА ПРОБЛЕМАТИЧНЫМИ!

Ученик:

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

 

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова, -

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

 

БЛОК 3. ИСТОРИЯ ВОЙНЫ В ИСТОРИИ СЕМЬИ.

УЧИТЕЛЬ : Сейчас на западе предпринимаются попытки переписать историю войны и победы: то вдруг выясняется, что главным условием Победы стало открытие второго фронта, то узнаем, что узников Освенцима, оказывается, освобождали украинцы, то, наоборот, власти Латвии заявляют, что концлагерь Саласпилс никогда не был лагерем смерти, а всего лишь был исправительно-трудовым лагерем, и закрывают глаза на десятки тысяч зверски замученных там взрослых и детей, а поляки напрочь забывают, что во время войны именно советские войска под руководством маршала Конева спасли от разрушения прекраснейший город Краков, и убирают памятник маршалу и переименовывают площадь, названную в его честь. Но мы не должны ничего забывать и не давать обиду нашу историю, нашу победу.

Напомним о наших земляках:

Ученики:

Николай Рябус, собрав радиоприемник, со своими товарищами тайно слушал Москву, а потом распространял сводки Совинформбюро среди населения

Машинист Н. Мезинов выводил из строя паровозы и сигналил ракетницей советским бомбардировщикам. Другой машинист, М. Гончаров, в начале января 43-го разобрал дизель, якобы, для ремонта. Этот «ремонт» нарушил работу депо, сорвал график движения поездов...

Василий Чебанок, работая во время оккупации заведующим мастерской, тормозил ремонт тракторов, пряча у себя запчасти. Из девяти, взятых в ремонт тракторов, ни один починен не был!

Григорий Семин, работая в паровозном депо слесарем, вместе с машинистом Воскресовым, поджег здание северного депо. Они были арестованы гестаповцами, но Семину удалось бежать.

Раиса Истомина, работая в конторе паровозного депо, выдавала фиктивные справки о работе в Рейхсбане молодым батайчанам, чем уберегла более трех десятков человек от отправки в Германию! А две справки женщина выдала советским летчикам, сделавшим вынужденную остановку на оккупированной территории.

Учитель: У россиян память оказалась и тверже, и крепче — а как иначе, ведь война оставила след практически в каждой российской семье. У кого-то деды и прадеды воевали, у кого-то — работали в тылу, партизанили, в госпиталях спасали жизни солдат и офицеров…

 Сегодня с историей своих родных ветерановпознакомят: выступление обучающихся с проектами : « История моей семьи – история нашей Победы!»

УЧИТЕЛЬ: ВОЙНА ОСТАЕТСЯ В ПАМЯТИ В СТИХАХ, ФИЛЬМАХ. ВОСПОМИНАНИЯХ, НО ОДНО ИЗ САМЫХ ЯРКИХ И ПРАВДИВЫХ СВИДЕТЕЛЬСТВ -ФРОНТОВЫЕ ПИСЬМА: ФРОНТОВЫЕ ПИСЬМА… ЭТО ИСТОРИЯ ВОЙНЫ…

БЛОК 4. АКЦИЯ «ПИСЬМА ПАМЯТИ»

Ученица: Иногда история обходится без карт и схем, без сводок и больших чисел, и своеобразие ее в том, что она проходит через сердце человека…Фронтовые письма еще одно свидетельство правды войны: По статистике военных лет, с 1941 по 1945 год в армию и на флот ежегодно доставлялось до 70 млн. Писем и примерно столько же шло с фронта родным и близким. Каждое письмо с фронта – это откровения людей, странички их радости и боли.

Ученица: Фронтовые письма.Они шли не в конвертах, на них не было марок. Они были сложены треугольниками, были и другие письма, написанные лаконичным канцелярским почерком: «Ваш муж (сын, брат) пал смертью храбрых в боях за нашу Родину».

Треугольником сложен потемневший листок,

В нем и горькое лето, и сигналы тревог,

В нем печаль отступленья в тот отчаянный год.

Рвется ветер осенний и команда: вперёд!

Даже смерть отступала, хоть на несколько дней,

Где солдатские письма шли дорогой своей.

Ученик:Они не ждали наград и благодарности, не считали ран и орденов.

Ученик:Они оставили на потом все: любовь, учебу, счастье.

Ученик: Они просто делали свою работу - спасали мир с надеждой и верой в Победу.

Ученик: Просто они поколение – ОСВОБОДИТЕЛЕЙ

Ученик:Амы, неужели мы станем поколением НЕБЛАГОДАРНЫХ ПОТОМКОВ?

Или у нас есть другой путь?

Ученик: В эти дни мы начинаем акцию «Письма памяти». В день Победы мы будем раздавать эти треугольники, в которых вложим напоминания о жертвах, подвигах и героизме нашего народа, а такжеобращение ветеранов к будущим поколениям. Сейчас   Мы проведем небольшой мастер класс по складыванию писем треугольников.

Учитель: Это обращение мы писали вместе с Ляшенко Ниной Николаевной, нашим давним другом, ветераном войны. К сожалению, она не смогла прийти из-за плохого самочувствия, но я зачитаю эти строки. Зачитывается письмо ветерана. Ученикираздают присутствующим письма памяти под песню «От героев былых времен» и видеоряд «Бессмертный полк»

Ученик: вместе с нашей школой, нашими родителями мы пройдем маршем «Бессмертного полка» и мы всегда будем поколением «Наследников Победы», Хранителями истории. Это наша миссия.

Презентация «Бессмертный полк, школа № 8»

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Сценарий Урока памяти: «Хранители истории »

Сценарий Урока памяти: «Хранители истории »

Ученик: · 1418 дней продолжалась

Ученик: · 1418 дней продолжалась

Ученик:всего за вторую мировую войну планета

Ученик:всего за вторую мировую войну планета

Пять пионеров СССР были удостоены высшего звания

Пять пионеров СССР были удостоены высшего звания

Фюрер дал распоря­жение о запрете немецким солдатам вступать на территорию

Фюрер дал распоря­жение о запрете немецким солдатам вступать на территорию

ЯПОНИЕЙ. ЭТО СДЕЛАЛО БЫ НАШУ ПОБЕДУ

ЯПОНИЕЙ. ЭТО СДЕЛАЛО БЫ НАШУ ПОБЕДУ

Германию! А две справки женщина выдала советским летчикам, сделавшим вынужденную остановку на оккупированной территории

Германию! А две справки женщина выдала советским летчикам, сделавшим вынужденную остановку на оккупированной территории

Ученик: Они просто делали свою работу - спасали мир с надеждой и верой в

Ученик: Они просто делали свою работу - спасали мир с надеждой и верой в
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2022