1 класс УРОК Дата
Тема урока: «Оркестр».
Задачи: Обучающие: - дать определение терминов «оркестр», «дирижер»;
- рассмотреть виды оркестров – симфонический и народный;
- отметить особую роль дирижера, особенности звучания оркестра в создании музыкальных картин;
- дать понятие о тембрах инструмента.
Развивающие: - развивать у учащихся музыкальные способности,
- умения содержательно и лаконично излагать свои мысли об искусстве,
- “вжиться” в художественный образ,
-
проявлять оригинальность в трактовке произведений искусства;
Воспитательные: - приобщать учащихся к «золотому фонду»
классической музыки,
- способствовать становлению музыкального вкуса.
Коррекционные: - коррегировать сенсорную деятельность и мелкую моторику;
- коррекция слухового восприятия на основе упражнений на внимание
Оборудование:компьютер, мультимедиа, диск, кассета, музыкальный центр.
В и д е о р я д : фрагменты исполнения симфонического и народного оркестров, настройка оркестра перед спектаклем.
Х О Д У Р О К А
Орг. Момент: Муз. Приветствие
Пение :распевка по звукам Т 5/3 по слогам ( ма-мэ-ми—мо-му), на мелодии дет. Песен, попевки « Сом», эхо «А я по лугу..»
1. Беседа о видах и составах ансамблей с элементами игры и активного слушания произведений.
- Здравствуйте ребята. Давайте вспомним значения слов «дуэт», «трио», «квартет».
Демонстрируются видеофрагменты, позволяющие наглядно осознать смысл вопросов и найти правильные ответы. Можно предложить детям расположить картинки по группам – дуэт, трио, квартет (это могут быть иллюстрации к сказкам, стихам и т.д.). Таким образом достигается закрепление зрительного образа (двое, трое, четверо) и музыкальных терминов.
- Мы уже знаем, как называются группы музыкантов с небольшим количеством участников. А если исполнителей гораздо больше – 15, 20,30?
Для этого в музыке есть специальное название. И звучит оно так – оркестр. Прислушайтесь к этому слову: так и кажется, будто загремели литавры, раздались голоса скрипок и кларнетов, вдалеке послышался звон струн арфы. А почему? Потому что оркестр – это группа музыкантов, играющих вместе на различных типах инструментов. Посмотрите на эту картинку. (показать изображение оркестра и дирижера)
- Как вы думаете, эти исполнители сидят кто как хочет, или есть определенный порядок? (есть определенный порядок, исполнители с одинаковыми инструментами сидят рядом). Такое размещение необходимо, чтобы исполнители одной группы инструментов хорошо слышали своих соседей и играли одновременно. Взгляните, какой большой оркестр, как много разных инструментов, интересно, как им удается играть так согласованно? Как вы думаете, кто в оркестре самый главный? (Музыкант, который стоит перед оркестром, отдельно) Обратите внимание, у этого музыканта в руках не инструмент, а … палочка.
Самый главный музыкант в оркестре и называется особо – дирижер. При помощи дирижерской палочки он объединяет всех исполнителей в единое целое. Дирижер должен всех видеть, всех слышать, показывать музыкантам время вступления и следить за качеством исполнением. Дирижер стоит перед оркестром на возвышении – кафедре, помогая музыкантам и певцам выступать согласованно, иначе невозможно добиться желаемого эффекта.
Давайте посмотрим на работу дирижера. (видеофрагмент звучания симфонического оркестра).
- А теперь представим себе, что наш класс – это оркестр.
И г р а « Д и р и ж е р». ( Выбирается один ученик – дирижер. Весь класс мерно хлопает в ладоши, а тот, на кого укажет дирижер, поднимается и четко проговаривает : «Я солист, пою один, сам себе я господин».)
- Мы с вами видели симфонический оркестр. Он может играть музыку сам, а может сопровождать музыку спектакля. В этом случае оркестр располагается в специальной нише перед сценой. Ее называют оркестровой ямой.
Демонстрация изображения народного оркестра.
- Скажите, отличается ли этот оркестр от первого? Если да, то чем? (Да, отличается. Здесь другие инструменты)
- Верно. Это оркестр народных инструментов. Посмотрите, у них даже другая одежда, более яркая, нарядная, украшенная узорами. Такой оркестр обычно исполняет русские народные песни и пляски. Давайте послушаем плясовую.
Звучит фрагмент плясовой. Можно раздать детям ложки, треугольники, бубны и др. и попросить их отмечать с помощью инструментов сильные доли.
- Каков характер этой музыки? (задорный, веселый, радостный)
- Замечательно. Обратите внимание, как много у исполнителей бубнов, трещоток, колокольчиков. Эти на первый взгляд немудреные инструменты способны в руках мастера придать музыке праздничный, задорный характер.
Но и лирические, протяжные мелодии тоже под силу этому оркестру.
Звучит фрагмент хороводной.
- Давайте с вами попробуем подвигаться под эту музыку.
Учитель выстраивает детей в две цепочки. Ведущий каждой цепочки описывает в движении свою фигуру – круг, змейку и т.д. Если дети пассивны, то можно образовать одну цепочку с учителем во главе.
- Как вы думаете, народному оркестру нужен дирижер? (да) Почему? ( Потому, что в этом оркестре много исполнителей). Правильно. А еще потому, что в народных мелодиях часто меняется настроение: только что было спокойное, лирическое, и вдруг – плясовая. Дирижер дает знак: внимание, приготовились. Посмотрите еще раз на оркестр, много ли в нем инструментов? (много) А зачем столько? ( чтобы было громко) И не только. У каждого инструмента своя окраска голоса – тембр, который играет в музыке ту же роль, что и краски в изобразительном искусстве. Послушайте голоса четырех инструментов – флейты, виолончели, трубы и барабана – и выберите для каждого инструмента свой цвет. Учтите, что цвет одного и того же инструмента у каждого из вас будет своим, не похожим на тот, что выбрали другие. Это потому, что мы с вами тоже непохожи друг на друга.
О б о б щ е н н а я б е с е д а
- Что нового вы узнали на уроке?
- Как называется большая группа музыкантов, играющих на разных инструментах? (оркестр)
- Кто такой дирижер? (тот, кто руководит оркестром)
- Где стоит дирижер? (на кафедре перед оркестром)
- Какие виды оркестров вы знаете? (симфонический и народный)
- Какую роль играет тембр? (это окраска звука).
Викторина «Ансамбль и оркестр»
1. Ансамбль из трех исполнителей. (Трио).
|
|
|
|
2. Руководитель оркестра. (Дирижер)
|
|
|
|
|
|
|
3. Ансамбль из трех исполнителей. (Квартет)
|
|
|
|
|
|
|
4. Произведение, состоящее из музыки и сло.в (Песня)
|
|
|
|
|
5. Артист, исполняющий самостоятельную партию. (Солист)
|
|
|
|
|
|
6. Союз двух исполнителей. (Дуэт)
|
|
|
|
7. Часть песни с повторяющимся текстом. (Припев)
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.