Сценарий урока музыки в 1 классе .Тема "Оркестр"
Оценка 4.9

Сценарий урока музыки в 1 классе .Тема "Оркестр"

Оценка 4.9
Документация +2
docx
музыка
1 кл—2 кл
22.07.2024
Сценарий урока музыки в 1 классе .Тема "Оркестр"
знакомство с понятием оркестр , его виды , какие инструменты входят в состав , их тембры, роль дирижера. Слушание фрагментов исполнения симфонического и народного оркестров, настройка оркестра перед спектаклем.
урок 1 класс тема Оркестр.docx

1 класс                                     УРОК                                      Дата

Тема урока: «Оркестр».

Задачи:  Обучающие: -  дать определение терминов «оркестр», «дирижер»;

- рассмотреть виды оркестров – симфонический и народный;

- отметить особую роль дирижера, особенности звучания оркестра в создании музыкальных картин;

- дать понятие о тембрах инструмента.

Развивающие: - развивать у учащихся музыкальные способности,

- умения содержательно и лаконично излагать свои мысли об искусстве,

- “вжиться” в художественный образ,

- проявлять оригинальность в трактовке произведений искусства;

Воспитательные: - приобщать учащихся к «золотому фонду» классической музыки,

- способствовать становлению музыкального вкуса.

Коррекционные: - коррегировать сенсорную деятельность и мелкую моторику;

- коррекция слухового восприятия на основе упражнений на внимание

Оборудование:компьютер, мультимедиа, диск, кассета, музыкальный центр.

 В и д е о р я д : фрагменты исполнения симфонического и народного оркестров, настройка оркестра перед спектаклем.

Х О Д   У Р О К А

Орг. Момент: Муз. Приветствие

Пение :распевка по звукам Т 5/3 по слогам ( ма-мэ-ми—мо-му), на мелодии дет. Песен, попевки « Сом», эхо «А я по лугу..»

1.     Беседа о видах и составах ансамблей с элементами игры и активного слушания произведений.

- Здравствуйте ребята. Давайте вспомним значения слов «дуэт», «трио», «квартет».

   Демонстрируются видеофрагменты, позволяющие наглядно осознать смысл вопросов и найти правильные ответы. Можно предложить детям расположить картинки по группам – дуэт, трио, квартет (это могут быть иллюстрации к сказкам, стихам и т.д.). Таким образом достигается закрепление зрительного образа (двое, трое, четверо) и музыкальных терминов.

- Мы уже знаем, как называются группы музыкантов с небольшим количеством участников. А если исполнителей гораздо больше – 15, 20,30?

   Для этого в музыке есть специальное название. И звучит оно так – оркестр. Прислушайтесь к этому слову: так и кажется, будто загремели литавры, раздались голоса скрипок и кларнетов, вдалеке послышался звон струн арфы. А почему? Потому что оркестр – это группа музыкантов, играющих вместе на различных типах инструментов. Посмотрите на эту картинку. (показать изображение оркестра и дирижера)

- Как вы думаете, эти исполнители сидят кто как хочет, или есть определенный порядок? (есть определенный порядок, исполнители с одинаковыми инструментами сидят рядом). Такое размещение необходимо, чтобы исполнители одной группы инструментов хорошо слышали своих соседей и играли одновременно. Взгляните, какой большой оркестр, как много разных инструментов, интересно, как им удается играть так согласованно? Как вы думаете, кто в оркестре самый главный? (Музыкант, который стоит перед оркестром, отдельно) Обратите внимание, у этого музыканта в руках не инструмент, а … палочка.

   Самый главный музыкант в оркестре и называется особо – дирижер. При помощи дирижерской палочки он объединяет всех исполнителей в единое целое. Дирижер должен всех видеть, всех слышать, показывать музыкантам время вступления и следить за качеством исполнением. Дирижер стоит перед оркестром на возвышении – кафедре, помогая музыкантам и певцам выступать согласованно, иначе невозможно добиться желаемого эффекта.

   Давайте посмотрим на работу дирижера.  (видеофрагмент звучания симфонического оркестра).

- А теперь представим себе, что наш класс – это оркестр.

И г р а  « Д и р и ж е р». ( Выбирается один ученик – дирижер. Весь класс мерно хлопает в ладоши, а тот, на кого укажет дирижер, поднимается и четко проговаривает : «Я солист, пою один, сам себе я господин».)

- Мы с вами видели симфонический оркестр. Он может играть музыку сам, а может сопровождать музыку спектакля. В этом случае оркестр располагается в специальной нише перед сценой. Ее называют оркестровой ямой.

Демонстрация изображения народного оркестра.

- Скажите, отличается ли этот оркестр от первого? Если да, то чем? (Да, отличается. Здесь другие инструменты)

- Верно. Это оркестр народных инструментов. Посмотрите, у них даже другая одежда, более яркая, нарядная, украшенная узорами. Такой оркестр обычно исполняет русские народные песни и пляски. Давайте послушаем плясовую.

   Звучит фрагмент плясовой. Можно раздать детям ложки, треугольники, бубны и др. и попросить их отмечать с помощью инструментов сильные доли.

- Каков характер этой музыки? (задорный, веселый, радостный)

- Замечательно. Обратите внимание, как много у исполнителей бубнов, трещоток, колокольчиков. Эти на первый взгляд немудреные инструменты способны в руках мастера придать музыке праздничный, задорный характер.

 Но и лирические, протяжные мелодии тоже под силу этому оркестру.

   Звучит фрагмент хороводной.

- Давайте с вами попробуем подвигаться под эту музыку.

   Учитель выстраивает детей в две цепочки. Ведущий каждой цепочки описывает в движении свою фигуру – круг, змейку и т.д. Если дети пассивны, то можно образовать одну цепочку с учителем во главе.

 - Как вы думаете, народному оркестру нужен дирижер? (да) Почему? ( Потому, что в этом оркестре много исполнителей). Правильно. А еще потому, что в народных мелодиях часто меняется настроение: только что было спокойное, лирическое, и вдруг – плясовая. Дирижер дает знак: внимание, приготовились. Посмотрите еще раз на оркестр, много ли в нем инструментов? (много) А зачем столько? ( чтобы было громко) И не только. У каждого инструмента своя окраска голоса – тембр, который играет в музыке ту же роль, что и краски в изобразительном искусстве. Послушайте голоса четырех инструментов – флейты, виолончели, трубы и барабана – и выберите для каждого инструмента свой цвет. Учтите, что цвет одного и того же инструмента у каждого из вас будет своим, не похожим на тот, что выбрали другие. Это потому, что мы с вами тоже непохожи друг на друга.

 О б о б щ е н н а я    б е с е д а

- Что нового вы узнали на уроке?

- Как называется большая группа музыкантов, играющих на разных инструментах? (оркестр)

- Кто такой дирижер? (тот, кто руководит оркестром)

- Где стоит дирижер? (на кафедре перед оркестром)

- Какие виды оркестров вы знаете? (симфонический и народный)

- Какую роль играет тембр? (это окраска звука).

 

 

Викторина «Ансамбль и оркестр»

1.      Ансамбль из трех исполнителей. (Трио).

 

 

 

 

  

2.      Руководитель оркестра. (Дирижер)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.      Ансамбль из трех исполнителей. (Квартет)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.      Произведение, состоящее из музыки и сло.в (Песня)

 

 

 

 

 

 

 

5.      Артист, исполняющий самостоятельную партию. (Солист)

 

 

 

 

 

 

 

 

6.      Союз двух исполнителей. (Дуэт)

 

 

 

 

 

 

7.      Часть песни с повторяющимся текстом. (Припев)

 

 

 

 

 

 

 

 


 

УРОК

УРОК

Мы уже знаем, как называются группы музыкантов с небольшим количеством участников

Мы уже знаем, как называются группы музыкантов с небольшим количеством участников

Давайте послушаем плясовую.

Давайте послушаем плясовую.

Викторина «Ансамбль и оркестр» 1

Викторина «Ансамбль и оркестр» 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.07.2024