Тема: Озеро Байкал.
Предметные результаты:
*знать местонахождение озера Байкал;
*показывать его на карте России, Мира;
*перечислять особенности озера Байкал как объекта Всемирного природного наследия.
Метапредметные результаты:
*рассказывать об уникальных особенностях озера Байкал, флоре, фауне и особых экологических проблемах;
Личностные результаты:
*понимать значение озера Байкал как уникального природного явления не только России, но и мира;
*проявлять интерес к ландшафту, флоре и фауне озера, к его экологическим проблемам, к знакомству с ним на основе книг, альбомов, циклов теле- и радиопередач, с помощью Интернета и других электронных носителей информации.
Оборудование.
Карта РФ, значки для обозначения на карте Москвы, Иркутска, Улан-Удэ, озера Байкал, изображения животных и растений Байкала, бумажные куклы и костюмы народов, живущих у озера Байкал, макет в виде круга с отрезанной частью из синего картона, презентация о Байкале, нетбуки, логотип «Юнеско».
Ход урока:
Оргмомент
I Актуализация знаний:
- Ребята, как называются достопримечательности природы и культуры, подлежащие обязательной охране? (Всемирное наследие, дети приводят примеры объектов В.Н.)
- С каким объектом Всемирного наследия мы с вами познакомились на прошлом уроке? (Московский Кремль, дети объясняют важность Кремля для каждого жителя нашей страны, называют главные достопримечательности).
II Постановка проблемы
- Сегодня мы продолжим наше виртуальное путешествие по России, туда, где встает солнце. В какую сторону отправимся? (на восток)
- А вот куда именно, узнаете из стихотворения Марка Сергеева «А что это такое?»
А что это такое? Такое голубое,
Холодное, как льдина, прозрачно, как стекло?
Быть может, это небо за сосны зацепилось,
По скалам покатилось и на землю стекло?
А что это такое? Такое золотое?
Блестящее, как зеркало, слепящее глаза?
Быть может, это солнце легло поспать под скалы,
Оно лежит устало, закрыв свои глаза?
А что это такое? Все время в непокое,
Быть может, это туча застряла среди скал?
А это и не туча,
А это и не небо,
А это и не солнце,
А озеро БАЙКАЛ! (сделать паузу, один из учеников догадается о названии).
(открыть карту на СМАРТ)
- Кто из вас может показать озеро Байкал? Где оно находится? (ответы детей)
III Целеполагание:
Дети формулируют тему урока, ставят цели: узнать об озере Байкал, где находится, историю появления, названия, какие реки питают и вытекают, какие народы живут у берегов Байкала. Узнать, почему является объектом Всемирного наследия.
IV Открытие нового знания.
- Как видите, работы очень много, поэтому мы разделимся на группы. Прочитайте названия на ваших столах и на доске (Историки – история, географы – география, зоологи – животный мир, ботаники – растительный мир, экологи – экология).
- Чем будет заниматься каждая группа? (Распределение ролей в каждой группе. Выбор представителя, который подойдет за заданием, будет выходить к доске представлять результаты работы, оценивать ответы других групп).
- Ко мне подходят представители каждой группы и получают конверт с заданием. (только после того, как определены представители!!!).
Озвучить время выполнения задания в группах – 15 минут.
1-я гр. – ГЕОГРАФЫ (определить местонахождение озера Байкал, на каком расстоянии находится от Москвы, от Екатеринбурга. Определить максимальную глубину озера, какие реки впадают и вытекают. Показать на карте крупные города – Иркутск и Улан-Удэ.)
2-я гр. – ИСТОРИКИ (как появилось озеро, какие народы живут возле него, названия озера в различных языках. Упор на бурятах. Собрать и представить бумажную куклу в национальном костюме.)
3-я гр. – БОТАНИКИ (узнать о растительном мире озера, заповедниках)
4-я гр. – ЗООЛОГИ (узнать, какие виды животных обитают на Байкале, заповедники. Сообщение о байкальской нерпе и баргузинском соболе).
5-я гр. – ЭКОЛОГИ (причины загрязнения озера, данные о целлюлозном комбинате, его влиянии на флору и фауну озера).
Все группы работают по учебнику + дополнительные материалы из нетбуков!!!
V Физминутка:
К озеру мы все спустились.
Освежились и умылись.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно.
Все как один плывём как дельфин.
Вышли на берег крутой.
И отправились домой.
VI Представление результатов работы в группах:
Как только группа готова, ее представитель выходит к доске и приклеивает зеленую карточку.
Каждый представитель группы выходит к карте (на СМАРТ-доске):
- Каждая группа внимательно слушает выступления и оценивает их с помощью капель. Если вы согласны с выступающим, вам нравится его ответ – каплю этой группе прикрепляете на доску. Если нет – не даете каплю, объясняете почему.
Географы - отмечает города Иркутск и Улан-Удэ (слайд 2), данные о глубине Байкала, протяженности. Отметить реку Ангару – дочь Байкала – зачитать на своем листе, где в тексте им надо вставить пропущенные слова!!!
Историки – (с опорой на свой текст!!!) рассказывают о названиях озера в других языках, какие народы жили возле Байкала. Показывают куклу в национальном бурятском костюме – (слайд 3);
Ботаники – представляют растения, растущие у озера Байкал. Текст, что многие растения – эндемики, т.е. больше нигде не встречаются на планете (слайд 4);
Зоологи – изображения животных, обитающих на Байкале, рассказ о нерпе (слайд 5, 6, 7);
Экологи – данные о причинах загрязнения озера (слайд 8).
Проводят опыт с водой и стаканом на столе учителя.
VII Закрепление
- Мы все хорошо потрудились, все большие молодцы! Давайте попробуем объяснить, почему же озеро Байкал – объект Всемирного наследия?
Учащиеся делают вывод об уникальности озера Байкал, как самом древнем озере планеты, хранилище запасов пресной воды, заповеднике для редких растений и животных, необходимости сохранения озера для будущих потомков.
VIII Рефлексия:
- выполнение теста в группе на карточках. Ответ на 5 вопросов:
1. Какие крупные города расположены вблизи озера Байкал?
2. Как называется народ, который живет на берегах озера Байкал с древних времен?
3. Назовите уникальные растения Байкала?
4. Назовите, какие животные обитают на берегах или в воде озера Байкал?
5. Перечислите проблемы озера Байкал?
IX Самооценка:
- Оцените, пожалуйста, работу своей группы и работу каждого участника (специальная карточка оценки). Справились ли вы с заданием, были ли у вас допущены ошибки? С помощью сигнальной карточки оцените, как ваша группа сегодня работала (карточки «трудно», «скучно», «интересно», «дружно»).
XI Домашнее задание: с. 100-103 учебника читать, отвечать на вопросы.
- Спасибо за урок!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.