Урок 5. В.В. Розанов «Русский Нил»
Цель: провести анализ фрагмента очерка В.В.Розанова «Русский Нил», выявить основную мысль произведения, выявить значение Волги в жизни русского народа.
Задачи:
Обучающие: способствовать формированию мыслительной деятельности учащихся, максимальному выявлению и использованию индивидуального опыта ребенка;
Развивающие: способствовать развитию творческих способностей, наблюдательности, образного мышления, речи; совершенствовать навыки функциональной грамотности;
Воспитательные: воспитывать любовь к национальному богатству родной страны, чувство патриотизма.
Планируемые результаты.
Личностные: осознанно готовятся к урокам литературного чтения, выполняют задания. Предметные: учатся находить ответы в тексте, вспоминают и применяют литературоведческие термины.
Познавательные: учатся находить ответы на вопросы; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую;
Регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают ее, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу. Коммуникативные: отвечают на вопросы учителя, одноклассников, аргументируют свою точку зрения.
Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков.
Оборудование: учебник «Родная литература 8 класс», авторы: О.М. Александрова, М.А.Аристова и др.//Москва «Просвещение», рабочие листы (РЛ), компьютер, медийная доска, презентация.
Ход урока.
Работа с фотографиями монумента «Мать-Волга». Изображение в РЛ.
-Перед вами монумент, возведенный в России. Попробуйте определить, где именно он находится, как называется?
Примерные ответы учащихся: в России, на реке, русская женщина, крестьянка, матушка, мать….
-Монумент «Мать-Волга» находится г.Рыбинске (на Волге). 2 б.
Авторы проекта – московские скульпторы Шапошников, Малашкина и архитектор Донских.
- Как вы думаете, почему именно крестьянка ассоциируется с рекой? Почему именно эпитет «Мать»?
- Сегодня мы проанализируем фрагмент очерка В.В. Розанова «Русский Нил» и на основе данного произведения постараемся глубже ответить на этот вопрос. А также определить, почему именно с Нилом сравнивает автор нашу русскую реку.
1. Презентация о писателе
«публицист» - писатель, пишущий об актуальных проблемах и явлениях текущей жизни общества; эссеист.
Работа с РЛ: «очерк» - небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (вариант ответа № 1). За верный ответ – 1 балл (самооценка)
- Выберите верные варианты. На основании каких признаков В.В.Розанов сравнивает Волгу с Нилом? (1 абзац, стр. 60) (вариант ответа - № 2, 3 2 балла).
- В предложенных ответах было предположение, что Волга и Нил имеют одинаковую длину. Сейчас мы на основании данных о длине рек мира и России попробуем определить, почему это ответ неверный.
- Выпишите из 2 абзаца ключевые слова и словосочетания, характеризующую Волгу как «матушку» и «кормилицу» (2 абзац, стр. 61): родит из себя неизмеримое хозяйство, неисчислимые источники пропитания, ту помощь в работе, открыла для труда неизмеримое поприще (4 б)
Поприще - старорусская путевая мера для измерения больших расстояний, имеющая несколько числовых соответствий
- Дайте определение понятию эпитет
Можем ли мы назвать выражения «Волга-матушка», «Волга-кормилица» эпитетами, характеризующими что-то родное ? Свою точку зрения обоснуйте, опираясь на лингвистические знания и 3 абзац очерка.(3 б)
Эпитет – это образное красочное определение, слова «матушка», «кормилица» являются приложениями, определениями. Матушка, кормилица – самый родной и близкий человек.
- Прокомментируйте высказывание писателя: «”Волжский хлеб” – в смысле источников труда – питателен, здоров, свеж и есть воистину «Божий дар»?
(устный ответ) (стр. 62)
Копи - устаревшее название сооружения для наземной и подземной разработки полезных ископаемых
- Какое впечатление детства о волжском городе Костроме было господствующим? (№ 3 Идущий дождь, 1 б)
- С помощью каких изобразительных средств автор передает дождливую погоду на Волге? Приведите примеры из текста (стр. 62-63) (не менее 5) (5 б)
Мгла небесная, входила мглою в душу, ужасный дождь, ужасная мгла, целая маленькая космология, пессимизм…
Космология - раздел астрономии, изучающий свойства и эволюцию Вселенной в целом
- «Течёт небо на землю, течёт и все молчит. И не остановить его, и не будет этому конца». Когда же настал конец текущему небу? (№ 3. Когда двух маленьких братьев перевезли из Костромы в Симбирск., 1 б)
- Найдите в тексте слова, которые подтверждают мысль о том, что писатель не разлюбил свое родное место, что оно ему дорого…
У писателя началась другая жизнь, но в старости ему захотелось пережить на родине этот трогательный сюжет многих великих русских поэтов.
Дайте развернутый ответ на вопрос.
Согласны ли вы с утверждением В.В. Розанова, что Волга- это «русский Нил»? Аргументируйте свой ответ, опираясь на текст очерка, а также на произведения, изученные в разделе «Родные просторы» (до 5 б)
- Оцените себя (не считая последнего задания), сколько баллов вы набрали?
Самооценка учащихся
20-21 балл – «5» 16-19 баллов – 4 10-15 баллов – «3»
Оценка выставляется с учетом устных ответов учащихся с места.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.