Сценарий «В поисках затерянного города Доброград»
Хробастова Жана Владимировна,
учитель начальных классов МОУ «ТСШ№14»
Цель: формировать у детей представления о доброте, как важном качестве человека.
Задачи:
1.Развивать умение отличать плохое от хорошего; стимулировать стремление детей совершать добрые поступки.
2.Воспитывать у детей любовь и доброжелательное отношение к окружающему миру, близким людям.
3.Расширять знания школьников о доброте, вежливых словах и их применении в жизненных ситуациях.
4.Пробуждать интерес к чтению книг о дружбе, доброте.
5.С помощью игровых приемов и заданий творческого характера помочь учащимся в овладении нравственными нормами.
Оборудование и материалы:
-на классной доске изображены дома затерянного города;
-буквы названия города «ДОБРОГРАД»;
-картинки с изображением сказочных персонажей;
-карточки с пословицами о доброте;
-карточки со словами «грубый»-…, «злой»-…, «грустный»-…, «горе»-…, «вражда»-…, «обман»-…, «жадный»-… --карточки со стихами Остера «Вредные советы»; --тучи со словами: вражда, предательство, грусть, жадность, трусость, обида, ссора, безжалостность; -облака и желтого цвета лучики для написания слов: любовь, забота, дружба, отвага, жалость, сочувствие, сопереживание, радость, чуткость --аудиозапись песен «Если добрый ты», «Твори добро», «Герои волшебных сказок - буклет «Правила доброты»
Ход мероприятия.
I. Вступление
(Звучит песня кота Леопольда «Если добрый ты…»)
1 Ведущий. Я спешу сказать вам – «Здравствуйте!»,
Чтоб пожелать здоровья доброго.
2 Ведущий. Я спешу сказать вам - «Благости!»,
Чтоб пожелать вам счастья нового.
1 Ведущий. Я спешу сказать вам – «Радости!
Удач, успехов и везения!»
2 Ведущий. Чтоб пожелать всем вам
Прекраснейшего настроения!
1 Ведущий. Итак, друзья, мы начинаем…
Вы узнали песню Кота Леопольда. О чём его песня? (Ответы детей)
Согласны ли вы с тем, что добрым быть хорошо? (Ответы детей)
Что же такое добро? (Ответы детей).
2 Ведущий. Знаете, а добро бывает разное. Одно добро — это сокровища: книги, картины, игрушки, драгоценности. Такое добро можно увидеть и даже руками потрогать. Другое добро можно услышать — это музыка, задушевные стихи, нежные слова. Но есть такое добро, которое должен иметь каждый человек: и вы, и я, и наши друзья – это доброе сердце, добрую душу, чтобы всем помогать, жалеть тех, кто попал в беду.
1 Ведущий. Если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся. А если человек любит только себя, он не имеет ни товарищей, ни друзей, и, когда приходят тяжелые жизненные испытания, он остается один, переживает чувство отчаяния, страдает.
2 Ведущий. Добро в первую очередь связано с умением радоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой. Когда мы говорим о человеке «добрый», то имеем в виду, что он готов прийти на помощь другому, делая это не ради выгоды, не напоказ, а бескорыстно, по велению сердца.
1 Ведущий. Говорят, что доброта бывает разная.
Самая маленькая доброта -пассивная: человек не ударит слабого, не прервет робкого, не заденет самолюбия легкоранимого, не пройдет мимо зла.
Более ценный вид доброты - когда добрые чувства не только не разрешают делать зло, но и заставляют совершать добрые дела. Это уже доброта активная.
Третий вид доброты - доброта созидательная. Это самая высокая ступень ее, самая прекрасная. Самое бескорыстное, благородное ее направление. Она свойственна людям, умеющим по-настоящему чувствовать несправедливость, зло, унижение одного человека другим.
II. Основная часть
2 Ведущий. На электронную почту нашей школы пришло сообщение с просьбой отыскать затерянный город и узнать его название.
1 Ведущий. Давным-давно жил на свете один удивительный сказочник. Жил он в необычном городе, где сочинял свои сказки. Добрый сказочник хотел, чтобы всюду царили красота и добро. Но как часто бывает в сказках, злые волшебники заколдовали этот город.
2 Ведущий. Сегодня вы сможете стать добрыми волшебниками и помочь жителям этого города. Для этого вам потребуется смекалка, находчивость, взаимовыручка, дружба, доброта, любовь и доверие. Вместе, дружно, сообща, мы узнаем название города.
(На доске изображены дома, в каждом доме сказочные персонажи. В начале выполнения заданий эти персонажи отрицательные, когда ребята решают поставленную задачу, появляется положительный сказочный персонаж и вручает одну букву из названия города.)
1 задание. «Собери пословицы». (Дом с персонажами Мыши и кот Леопольд)
1 Ведущий. Предлагаем вам выполнить задание и освободить сказочного героя, у которого вы узнаете первую букву в названии города.
2 Ведущий. «Собери пословицы». (Детям предлагаются карточки со словами из пословиц, которые они должны собрать.)
Доброта, что солнце.
Доброе слово, что ясный день.
Добрый человек придет, словно свет принесет.
Добрый человек лучше каменного моста.
Жизнь дана на добрые дела.
1 Ведущий. От кота Леопольда получаем букву «Д».
2 задание. «Добрые сказки» (Дом с персонажами Бабы Яги и Алёнушки)
2 Ведущий. Непросто, быть вежливым и культурным человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только родители, учителя, но и старые, добрые сказки.
Угадаем героев сказки и определим добрый герой или злой.
1 Ведущий. -Я очень люблю свою бабушку, которая живет за лесом. Я забочусь о ней, и часто ношу ей пирожки. (Красная Шапочка)
2
Ведущий. -
Я в трудную минуту всегда рядом со своим хозяином. Ради его счастья мне
пришлось померяться умом с Людоедом. (Кот в сапогах)
1
Ведущий. -Чтобы
спасти любимого отца, я отправилась на остров к Чудовищу, хозяину аленького
цветочка. (Настенька)
2
Ведущий. -Я,
несмотря на свой рост в дюйм, спасла ласточку. (Дюймовочка)
1
Ведущий. -Этот
сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по
городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого
Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло)
2 Ведущий. - Он лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки. (Айболит)
1 Ведущий. - Это были любимые цветы девочки, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена. (Герда)
2 Ведущий. - Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику. (Женя из Цветика-семицветика)
Вы большие молодцы, знаете про добрых людей много за это получаете букву «О»
3 задание «Добрые слова». (Дом с персонажами Снежная Королева и Герда) 1 Ведущий. Ребята, а какие слова могут обидеть? (Ответы детей.) -Правильно. Плохие слова. А ласковое, доброе слово душу согреет. 2 Ведущий. Следующее задание - подобрать к словам антонимы: «грубый»-…, «злой»-…, «грустный»-…, «горе»-…, «вражда»-…, «обман»-…, «жадный» -… (вежливый, добрый, весёлый, радость, мир, доверие, щедрый.) 1 Ведущий. Молодцы, знаете много добрых слов, появляется буква «Б»
4 задание «Вредные советы» (Дом с персонажами Шапокляк и Гена с Чебурашкой) |
2 Ведущий. - Шапокляк пользуется «Вредными советами» из книги Григория Остера. Внимательно послушайте их и скажите, что в них неправильного, вредного и как по-настоящему нужно поступить в данных ситуациях.
Советы:
1 Ведущий. Бей друзей без передышки
Каждый день по полчаса,
И твоя мускулатура
Станет крепче кирпича.
2 Ведущий. А могучими руками,
Ты, когда придут враги,
Сможешь в трудную минуту
Защитить своих друзей.
1 Ведущий. Если друг твой самый лучший
Поскользнулся и упал,
Покажи на друга пальцем
И хватайся за живот.
2 Ведущий. Пусть он видит, лежа в луже,
-Ты ничуть не огорчен.
Настоящий друг не любит
Огорчать своих друзей.
1 Ведущий. Если что-нибудь случилось,
И никто не виноват,
Не ходи туда, иначе
Виноватым будешь ты.
2 Ведущий. Спрячься где-нибудь в сторонке.
А потом иди домой.
И про то, что видел это,
Никому не говори.
1 Ведущий. Девчонок надо никогда
Нигде не замечать.
И не давать прохода им
Нигде и никогда.
2 Ведущий. Им надо ножки подставлять,
Пугать из-за угла,
Чтоб сразу поняли они:
До них вам дела нет.
1 Ведущий. Девчонку встретил - быстро ей
Показывай язык.
Пускай не думает она,
Что ты в нее влюблен.
2 Ведущий. -Молодцы! Вы успешно справились с ловушками. Скажите, у какого человека больше друзей - у доброго или злого? (Ответы детей) Получите букву «Р»
Физкультминутка под песню «Герои волшебных сказок» (Дом с персонажами Бармалей и Айболит)
(При выполнении движений ребята должны ещё и мимикой лица показать положительный герой или отрицательный)
В сказку нас ведёт дорога.
Эй, ребята, не зевать!
Что Мальвина нам покажет,
То и будем выполнять.
Как из моря выходили тридцать три богатыря.
Как скакал Иван Царевич три года и три дня.
Как Белоснежка танцевала с гномами в саду.
А Кощей над златом чахнет в сказочном лесу.
Как мышка хвостиком разбила ценное яйцо.
А Буратино залез носом прямо в полотно.
Как из лампы Аладдина вылезает джин.
Как джигит поймал Шайтана, вбив в осину клин.
А как съела колобка хитрая лиса.
Как варила в котелке снадобье Яга.
А как Золушка спешила поскорей домой.
Как летает Змей Горыныч тёмною порой.
Как принцесса целовалась с бедным пастухом.
А как ловит рыбу волк в проруби хвостом.
Как рыдает Несмеяна, затопив дворец.
А царевна на горошине считает всё овец
Появляется буква «О»
5 задание «Угадай последнее слово» (Дом с персонажами Карабас Барабас и Мальвина с Буратино)
1Ведущий. Слышали ли вы когда-нибудь о вежливости? Кого можно назвать вежливым человеком? (Ответы детей)
Вежливость и доброта — понятия неразделимые. Добрый человек всегда вежлив. Он никого не обидит грубым словом или поступком. Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой. Чтобы стать вежливым, надо знать вежливые слова и уметь ими пользоваться.
2 Ведущий. Продолжите предложения, угадав последнее слово. Но хочу предупредить, что это не обычные, а «волшебные», вежливые слова.
1. Растает даже ледяная глыба от слова тёплого… («спасибо»)
2. Зазеленеет старый пень, когда услышит… («добрый день»)
3. Если больше есть не в силах, скажем маме мы… («спасибо»)
4. Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь… («здравствуйте»)
5. Когда нас бранят за шалости, говорим… («простите, пожалуйста»)
6. Во всех странах на прощанье говорят всем … («до свидания»)
7. Если невежей прослыть не хотите, очень прошу вас, будьте мудры, вежливым словом просьбу начните: «Будьте … (любезны), будьте ... (добры)»
8. Нечаянно мы толкнули Витю и все сказали… («извините»).
1 Ведущий. Молодцы, давайте никогда не будем забывать добрые слова, будем чаще говорить их друг другу. Открывается буква «Г»
6 задание «Притчи» (Дом с персонажами Волк и Красная Шапочка)
2 Ведущий. Послушайте притчу о добре и зле.
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
- Какой вывод мы можем сделать для себя? (Ответы детей)
1 Ведущий. А вот ещё одна притча.
Однажды Добро пришло к Злу в гости. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара в чашку положила соль. Добро попробовало солёный чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило его за угощение. А когда Добро уходило от Зла, оно сказало:
«Что – то сахар у вас не очень сладкий, нате вам деньги, купите себе конфет к чаю». Зло перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги. Так Добро отплатило Злу добром за зло.
- Какой вывод мы можем сделать для себя? (Ответы детей)
- Молодцы ребята, своими ответами вы освободили Красную Шапочку и получили
букву «Р»
7 задание «Решение проблемных ситуаций». (Дом с персонажами Незнайка и его друзья)
2 Ведущий. Представьте себе, что Незнайка пришел в школу на урок, но забыл дома пенал.
Он попросил у своих одноклассников поделиться ручкой. На что один ученик ему ответил: «Мне мама не разрешает давать свои вещи». Другой сказал: «Ты её поломаешь», а третьим оказался ты……
-Как поступишь? (Ответы детей) Открыть букву «А»
1 Ведущий. Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.
— Почему ты не ешь? — спросил его Коля.
— Завтрак потерял…
— Плохо, — сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. — До обеда далеко ещё!
— А ты где его потерял? — спросил Миша.
— Не знаю… — тихо сказал Витя и отвернулся.
— Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, — сказал Миша. А Володя ничего не спросил. Он …
-Как вы думаете поступил Володя? (Ответы детей)
Открыть букву «Д»
9 задание «Напиши доброе пожелание»
(Над городом солнышко закрыто тучами, на тучах написаны слова: вражда, предательство, грусть, жадность, трусость, обида, ссора, безжалостность и др.)
1 Ведущий. Добрый человек, как солнышко, дарит окружающим тепло и свет. Чтобы в нашем городе всем было тепло и уютно, предлагаю на лучиках и облаках написать добрые слова, чтобы все тучи исчезли.
(Пока звучит добрая песня, ребята пишут свои слова такие, как любовь, забота, дружба, отвага, жалость, сочувствие, сопереживание, радость, чуткость и др.)
2 Ведущий.
Добро – словно солнечный лучик!
Согреет – и всё расцветёт.
Оно, как невидимый ключик
От дверцы, где радость живёт!
А зло – это чёрные тучи.
Друзей нет, как их не зови.
Со злом не встречаться вам лучше.
Желаю добра и любви!
1 Ведущий. Есть солнце на небе, а есть солнышко в каждом из вас. Это доброта, это любовь и желание помогать, согревать всех, как это делает солнце.
2 Ведущий. Вот мы и узнали как называется наш город-это ДОБРОГРАД. Мы освободили всех его сказочных жителей, потому что в каждой сказке добро всегда побеждает зло!
1 Ведущий. Все жители города Доброград благодарят вас за помощь и дарят свой «Свод правил» по которым они живут. (Ребятам вручается буклет)
-Ребята, давайте тоже стараться жить по этим правилам.
Правила доброты:
1.Помогать людям.
2. Защищать слабого.
3. Делиться последним с другом.
4. Не завидовать.
5. Прощать ошибки другим.
6. Беречь природу.
7. Уважать старших.
2 Ведущий. Давайте будем заботиться о своих друзьях, близких, говорить как можно чаще добрые слова и совершать добрые поступки.
Как бы жизнь не летела
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело ради счастья людей.
Чтобы сердце горело, а не тлело во мгле,
Делай доброе дело
Тем живём на земле.
1 Ведущий. А закончить нашу встречу нам бы хотелось песней «Твори добро». Кто знает слова, подпевайте.
Список использованной литературы:
1.Словарь русского языка. Под ред. С. Г. Бархударова, С. И. Ожегова, А. Б. Шапиро.
2.«Сборник загадок, пословиц и поговорок» Пособие для учителя. М.Т.Карпенко Москва Просвещение 1988г.
3. Давыдова М. А. Доброе слово - что ясный день // Праздник в школе. 2002.
4. Агапова И. Д., Давыдова М. А. Праздник в школе: Сценарии, конкурсы, викторины (1-5 кл.). - М.: Айрис-пресс, 2005
5. Г.Остер «Вредные советы» // Москва 1994 г.
6. В. Осеева «Три товарища и другие рассказы» // Издательство: Стрекоза, 2007г.
7. Притчи о добре и зле.
8.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Электронное издание (www.KM.ru)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.