Сценарий выступление учителя русского языка и литературы
на первом родительском собрании в 5 классе.
«Особенности преподавания русского языка и литературы в 5 классе».
Подготовила: Учитель русского языка и литературы
I квалификационной категории
Захарова Вероника Валерьевна
Уважаемые родители, ваши дети закончили начальную школу и перешли в 5 класс. Вы, вероятно, готовы вздохнуть с облегчением: теперь они самостоятельные, меньше нуждаются в опеке и можно не сидеть с ними над уроками. Должна вас предупредить: так облегчённо вздыхать вам не придётся ещё долго, поскольку итоговая аттестация в форме ОГЭ (9 кл.) и ЕГЭ (11 кл.) требует серьёзной подготовки в течение всего периода обучения, а уровень сознательной мотивации к учёбе у школьников невысок. Это означает, что без пристального внимания со стороны родителей, их контроля и помощи детям не обойтись. Всё, что расскажу сегодня, имеет целью оказать методическую поддержку всем родителям, заинтересованным в том, чтобы у ребёнка были прочные знания и его не пугал бы экзамен, в какой бы форме он не проводился.
Далее я обзорно познакомлю вас с программами и учебниками по русскому языку и литературе, с моими требованиями, предложу вашему вниманию несколько памяток и отвечу на все вопросы.
Особенности программ и учебников по русскому языку.
Программа М.М. Разумовской. Распределение тем.
5 класс: повторение 1-4 кл., восполнение пробелов + новое: фонетика, лексика, основы синтаксиса и морфологии (существительное, прилагательное, глагол), орфография и пунктуация.
Памятка №1.
Требования к уроку.
1) Дневник, учебник, письменные принадлежности, в т.ч. ручка с зелёной пастой (ей проверяют работы самими ученики).
2) Тетради: 2 рабочих, 1 для контрольных работ, 1 для работ по развитию речи.
3) Справочник (общая тетрадь в клетку 96 л.): в нём на уроке под руководством учителя в форме таблиц, опорных конспектов с примерами и образцами всех видов разбора дети записывают весь изучаемый материал. Справочник заводится в 5 классе и пополняется до окончания школы.
4) Словарь для записи лингвистических терминов и словарных слов (является частью справочника).
Памятка №2.
Структура домашнего задания по русскому языку.
Домашнюю работу начинать с работы над ошибками, которые исправлены учителем.
1) Устное задание: пересказать лингвистический текст упражнения или выучить правило, теоретический материал, содержание таблицы по справочнику или учебнику.
2) Письменное задание: выполнить упражнение по учебнику со всеми заданиями.
Внимание! Решебник – вредитель! Но может и должен стать
помощником сомневающемуся ученику.
3) Письмо по памяти: выучить словарный диктант по упражнению, по орфографическому словарю, по разобранным рубрикам ЗСП или 1-3 предложения из указанного упражнения с разбором, или приготовиться к изложению-миниатюре (3-4 предложения). Внимание! Норма оценок за письмо по памяти более жёсткая: 1-2 ошибки «3», 3 и более – «2»
Памятка №3.
Структура урока русского языка.
Оргмомент: отчёт консультантов о готовности класса к уроку.
1) Проверка домашнего задания (всех 3 элементов) – устный опрос; взаимопроверка, самопроверка с выставлением оценок учащимися с пометами в тетради За уст. ответ. / Проверено в классе ; письмо по памяти П/п.
2) Изучение нового материала – работа в справочнике, словаре и рабочей тетради (изучение и закрепление материала сопровождается записыванием выводов с пометками на полях В1, В2 и т.д.).
3) Виды работ: тренировочные задания, самостоятельные С/р. и проверочные Пр./р. работы, тесты, мини-сочинения и изложения, работа над ошибками Р/о.
4) Домашнее задание.
Уроки контроля по русскому языку и развитию речи проводятся по плану по итогам изучения темы.
Памятка №4.
Как работать с рубрикой ЗСП – Значение Строение Правописание слова.
1) Уяснить толкование слова, его смысл, опираясь на толковый словарь.
2) Разобрать слово по составу, выделить в нём морфемы.
3) Запомнить, как слово пишется.
4) Списать слова из рубрики ЗСП, при этом к каждому добавлять по 1 однокоренному слову и по 1 словосочетанию или предложению.
Памятка №5.
Нормы оценок письменных работ (учитываются орфографические и пунктуационные ошибки)
«5» – 0/1 «3» – 4/4
«4» – 2/2 «2» – 5/5
Виды ошибок (пометки учителя на полях).
│ – орфографическая (написание слова)
˅ – пунктуационная (знак препинания)
Р – речевая (употребление слов)
Г – грамматическая (соединение слов)
Оценка на обложке тетради выставляется в дневник и журнал. Вы всегда можете быть в курсе за какую работу получена отметка и какие именно допущены ошибки.
Памятка №6.
Как работать над ошибками
1) орфографическими
– можно писать слово несколько раз и выделять орфограмму.
– нужно выписать слово, выделить и объяснить орфограмму, привести аналогичные примеры;
2) пунктуационными
– нужно объяснить постановку знаков препинания при помощи схемы предложения.
Особенности программ и учебников по литературе:
объять необъятное!
Программа В.Я. Коровиной.
Концентровая система: каждый год учебник-хрестоматия в 2 частях предлагает к изучению произведения от фольклора и древнерусской литературы до литературы XX века. Списочный состав авторов и их произведений: 40 позиций и более. И всё это за 2 ч / нед. в 5-8 кл., 3 ч / нед. в 9 кл., 4 ч / нед. в 10-11 кл. А с 2014/15 уч. года вводится экзаменационное сочинение в 11 кл. Выводы можете сделать сами.
Памятка №7.
Структура домашнего задания по литературе.
1) Устное задание: читать и пересказывать текст (виды пересказа: краткий, подробный, выборочный, актёрский – от лица героя), или выучить наизусть стихотворение, или выучить наизусть литературоведческие термины и определения.
2) Письменное задание: дать развёрнутый ответ на вопрос (2-3 предложения или написать сочинение-миниатюру (5-8 предложений).
3) Творческое задание: нарисовать иллюстрацию, портрет героя, обложку к произведению, или придумать и оформить кроссворд, викторину по произведению, или сочинить и оформить своё произведение на заданную тему.
Внимание! Задание №1 и №2 есть всегда, задания №3
по содержанию урока.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.