Сценарий занятия "Курить - здоровью вредить" в рамках программы "Здоровая Россия"
Оценка 4.7

Сценарий занятия "Курить - здоровью вредить" в рамках программы "Здоровая Россия"

Оценка 4.7
Мероприятия
doc
воспитание
03.11.2022
Сценарий занятия "Курить - здоровью вредить" в рамках программы "Здоровая Россия"
Сценарий предназначен для учащихся 4-5 классов с целью пропаганды здорового образа жизни.
Сонова Е.В. Сценарий Курить- здоровью вредить.doc

Программа «Здоровая Россия»

Тема занятия: «Курить – здоровью вредить!»

Форма занятия: беседа с элементами ролевой игры

Сонова Е.В, воспитатель 4 «Г»,

ОЧУ «Газпром школа»

    Цель: познакомить учеников с фактами, свидетельствующими о вреде курения; способствовать выработке отрицательного отношения к курению; дать необходимые поведенческие приёмы, позволяющие уклониться от вредного воздействия сверстников.

Единица содержания: осознание отрицательного влияния курения на развитие личности; способы профилактики курения

Ход занятия:

1.Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности 5 мин

Задача: обеспечение мотивации, принятие цели, готовности к активной деятельности

Метод: репродуктивный/продуктивный

Форма работы: фронтальная/парная/индивидуальная/

Деятельность воспитателя

Деятельность ученика

Рефлексия в начале

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Прежде, чем мы начнём наше занятие, предлагаю Вам для получения хорошего настроения сыграть в игру «Поменяйтесь местами». Воспитатель в роли водящего.

 

 

Воспитатель включает ролик из мультфильма «Ну, погоди!» (Приложение 1) и просит ребят сформулировать тему занятия.

 

– Как вы думаете, какова тема классного часа?
– О чем сегодня будем говорить?

 

 

 

Ученики играют в игру.

 

 

 

 

 

Смотрят ролик, формулируют тему занятия

 

 

Тема нашего сегодняшнего занятия: “Курить – здоровью вредить!”

 

2. Усвоение нового материала 15 мин

Задача: обеспечение самостоятельного выполнения заданий, применения знаний и способов действий в изменённой ситуации

Метод: репродуктивный/продуктивный

Форма работы: фронтальная/групповая/индивидуальная/

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Воспитатель:

Вы не раз слышали о вреде курения.

Сегодня мы поговорим о коварном враге человечества никотине, узнаем   как табак попал в Европу и какой вред здоровью приносит эта вредная привычка – курение.

- Как же люди познакомились с табаком?

Обратимся к истории.

Воспитатель:

- Никотин – вещество, содержащееся в листьях и стеблях табака. При курении оно вдыхается с дымом, через лёгкие попадает в кровяное русло, затем -  в центральную нервную систему.

Для человека смертельная доза никотина составляет от 50 до 100 мг, то есть 2-3 капли. Именно эта доза поступает в организм человека при выкуривании 20-25 сигарет. Одна сигарета содержит примерно 6-8 мг никотина, из которых 3-4 мг попадают в кровь. Таким образом, если в течение 30 лет курильщик выкуривает примерно 20 тысяч сигарет, то он поглощает целых 800 граммов никотина!

Воспитатель:

Просмотр фильма «Тайна едкого дыма» ( с сайта «Общее дело» (Приложение 3) и попробуем ответить на вопросы:

 

- Что вы узнали о табачном дыме?

 

- Как влияет дым на окружающих?

 

- На какие органы влияет табачный дым?

 

- Каковы последствия курения табака?

 

 

 

 

 

 

 

 

Заранее подготовленные ученики рассказывают историю появления табака для курения (Приложение2), остальные слушают.

 

 

 

Слушают информацию о вреде никотина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смотрят фильм. Отвечают на вопросы.

Примерные ответы детей:

 

 

 

- Дым состоит из мельчайших частиц, большая часть которых невидима.

 

- Разрушает организм, мы становимся пассивным курильщиком.

 

- На зубы, на лёгкие, на кожу.

 

 

- Болезни, изменения в сосудах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Проверка усвоения 20 мин

Задача: обеспечение самостоятельного выполнения заданий, применения знаний  и способов действий в изменённой ситуации

Метод: репродуктивный/продуктивный

Форма работы: фронтальная/групповая/индивидуальная/

Деятельность учителя

Деятельность ученика

 

 - Воспитатель организует анализ полученной информации, предлагая заполнить таблицу «Курение – «за» и «против» (Приложение 4).

 

- Как вы думаете, ребята, неужели курение обладает такой магической силой, что может сделать человека взрослым, современным, уравновешенным?

 

 

 

 

 

 

Воспитатель:

- Значит люди скрывают от себя истинную причину курения. Давайте выясним, в чём она всё-таки состоит?

Я прочту Вам цитату из книги английского врача Аллена Карра, который написал популярную книгу «Лёгкий способ бросить курить». В этой книге он называет сигарету «коварной ловушкой» и вот так объясняет, почему люди попадают в эту ловушку.

«Никотин – бесцветное, маслянистое вещество, содержащееся в табаке и вызывающее у курильщиков зависимость. Этот наркотик вызывает самое быстрое привыкание из всех известных человечеству веществ: чтобы пристраститься к нему, может потребоваться лишь одна сигарета.

Каждая затяжка сигаретой поставляет через лёгкие в мозг небольшую дозу никотина, действующую намного быстрее, чем, например, доза героина. Которую наркоман вводит в вену.

Если, куря сигарету, вы делаете 20 затяжек, вы получаете 20 доз наркотика».

Итак, истинная причина курения – это наркотическая зависимость.

 

Воспитатель:

- Ребята, давайте сделаем вывод о том, что такое курение и запишем его на доске.

 

 

 

- К сожалению, многие из детей начинают курить под влиянием друзей. Им не хочется курить, но они не знают, как отказаться.

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Умей сказать «нет». В этой игре пары наших ребят разыграют сценку предложения закурить. Все остальные будут внимательно следить за диалогом и решат, кто победил в словесной дуэли.

 

Воспитатель комментирует каждый диалог (комментарии в Приложении 5)

Воспитатель: Что же делать, если, пока не уверен в себе и не можешь противостоять давлению товарищей?

Психологи дают такие советы:

- Просто сказать «нет» без объяснения.

- Отказаться и объяснить причину отказа.

- Отказаться и уйти.

- Говорить, как заезженная пластинка», на все уговоры отвечать «нет», «не буду».

- Не обращать внимания на предложения закурить.

- Постараться объединиться с кем-то, кто тоже не курит.

- Постараться избегать курящих компаний.

 

 

 

Заполняют таблицу

 

 

Примерные ответы детей:

- Нет, курящий ребёнок все равно выглядит ребёнком, а не взрослым.

- Сигарета не делает человека современным, курили и раньше.

- Табачный дым не успокаивает, а делает человека ещё более раздражительным.

(Ученики могут использовать аргументы «Против» из таблицы)

 

 

 

 

Слушают и делают выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Один из учеников записывает:

«Курение – это вредная и опасная привычка, коварная ловушка, никотиновая зависимость!»

 

Заранее подготовленные пары учеников разыгрывают сценки (Приложение 5), остальные ученики голосованием решают, кто победил.

3.Итог на рефлексивной основе 5 мин

Задача: обеспечить анализ, оценку собственной деятельности каждым обучающимся с учётом поставленных в начале урока целей, получение обучающимися информации о реальных образовательных результатах, определение личной комфортности на уроке, выражение степени удовлетворённости индивидуальной и совместной деятельностью и мотивация к её дальнейшему продолжению

Метод: репродуктивный/продуктивный

Воспитатель: наше занятие подошло к концу. Как вы считаете, было ли полезным наш сегодняшний разговор? Что он вам дал?

 

 

Ученики высказываются, подводят итоги занятия

Примерные ответы:

- Я узнал, что курение очень вредная и опасная привычка.

- Я узнал, как отказаться курить и не обидеть друзей.

- Я узнал. Что курение – это наркотическая зависимость.

- Я узнал, что курение – это ловушка, в которую ни в коем случае нельзя попадать.

 

 

 

 

 

Приложения к занятию

 

Приложение 1 Ролик из «Ну, погоди!» (Волк с сигаретой)

 

Ссылка на ролик:

https://youtu.be/q9Wizggqu0w

 

 

 

Приложение 2

 

Ученик 1. При раскопках в Гондурасе в древних храмах Центральной Америки были найдены первые изображения курильщиков табака, датируемые тысячным годом до н. э. Табак выращивали для местных лекарей. Он использовался как болеутоляющее средство и в религиозных ритуалах. Тогда же появились трубки и сигары.

Табак, как представитель дикой флоры был известен в древности в Европе, Азии, Африке. Листья его сжигали на костре, их дым оказывал на людей одурманивающее воздействие.

 

Ученик 2. Христофор Колумб был первым европейцем, столкнувшимся с табакокурением. Во время его первого путешествия в Новый Свет в 1492 году, он увидел, как жители острова Куба сосут плотно свёрнутые тлеющие листья какого-то растения. Растение это называлось каоба, а трубка для вдыхания курительной смеси – табако. Отсюда и произошло слово «табак».

            В Старом Свете курение сразу же запретили, а в Турции за курение человека могли запросто посадить на кол. Персидский шах Аббас приказал сжечь торговца, который завёз табак в военный лагерь. Римский папа Урбан VIII отлучил от церкви тех, кто курил или нюхал табак, а однажды за курение он замуровал монахов в стену.

 

Ученик 3. В Россию табак попал в 1585 году контрабандным путём через Архангельск.

            После опустошительного пожара Москвы в 1634 году, причиной которого оказалось курение, оно было запрещено под страхом смертной казни. Царь Михаил Фёдорович, дед Петра I, уличая кого-нибудь в курении первый раз, наказывал его 60 ударами палок по стопам. Если же наказанный продолжал курить, ему отрезали нос и уши. Но, не смотря на такие строгие меры, привычка курить уже прочно укоренилась. К концу XVIII века в мире не было страны, куда бы не проник табак.

 

Ученик 4. При царе Алексее Михайловиче, сыне Михаила Фёдоровича, борьба с потребителями сатанинского зелья усилилась. В специальном Уложении от 1649 года было велено всех, у кого будет найдено богомерзкое зелье, пытать и бить на козле кнутом, пока не признаются откуда получено. Частных торговцев табаком повелевалось наказывать: «пороть, резать носы, ссылать в дальние города»,

            В 1698 году, при императоре Петре I, который приучился к табаку в Голландии и сам был заядлым курильщиком, сняли запрет на курение табака, обложив его пошлиной и большим налогом.

 

Ученик 5. Через много лет антикурильщики, не способные ничем «отомстить» Петру I, который стал внедрять табак на Руси, выдвинули версию, что простудившись, славный царь Пётр I именно вследствие слабости прокуренных лёгких не смог выздороветь и умер до срока, способный ещё много полезного сделать для России.

 

Ученик 6. В 1716 году на продажу табака в России была установлена монополия, приносившая доход казне. В Крыму появилась плантация табака. Первая табачная фабрика была построена на Украине, в Ахтырке, а в 1852 году такая фабрика появилась в Петербурге. С 1870 года в Москве начала работать табачная фабрика «Ява». Развивалась табачная отрасль – новая доходная отрасль промышленности.

 

Ученик 7. С историей табака тесно связано имя Жана Нико, который прославился во Франции благодаря умелому использованию табачных листьев в медицине. Он преподнёс французской королеве Екатерине Медичи табачное растение, листья которого, по его уверениям, обладали свойством «выгонять и уничтожать болезни головы и мозга». В знак благодарности королева назвала «чудодейственное лекарство» именем Нико – «Nikotina tabacum».

 

Приложение 3 Фильм «Тайна едкого дыма» с сайта общественной организации «Общее дело»

Ссылка:
https://xn----9sbkcac6brh7h.xn--p1ai/video/multy/

 

 

Приложение 4 Таблица

 

«Курение – «за» и «против»»

 

«Против»

«За»

Отнимает жизнь

Добавляет болезни

Отравляет организм

Ухудшает внешность

Вянет кожа

Сипнет голос

Желтеют зубы

Отнимает деньги

Отравляет некурящих

Мешает работе и бизнесу

Причина пожаров

Это немодно

Запрещено законом

За компанию

Из любопытства

По незнанию

Чтобы успокоить нервы

Чтобы казаться старше, взрослее

Чтобы казаться современным

Чтобы лучше работала голова

 

Приложение 5 к ролевой игре «Умей сказать «нет»».

 

Диалог 1

 

Миша. Давай закурим!

Саша. Я не могу.

Миша. Почему?

Саша. Родители увидят.

Миша. А мы отойдём в угол.

Саша. Мне нельзя, у меня сердце болит.

Миша. Но ты же не умрёшь от одной сигареты.

Саша. А я сигареты без фильтра не курю.

Миша. У меня с двойным фильтром.

Саша. Да я спички забыл.

Миша. У меня есть зажигалка.

Саша. Соседи из окон нас увидят.

Миша А мы пойдём в подвал.

(Саша молчит, не зная, что ответить.)

 

Воспитатель: Как вы считаете, кто оказался сильнее в этом споре?

Ученики: Миша.

Воспитатель: Как ни странно, Саша ни разу не сказал : «Я не хочу». А ведь этого было достаточно, чтобы Миша от него отстал. Ведь если Миша его друг, он должен уважать его желания. Иначе о какой дружбе речь? Отговорки Саши сумбурны и случайны. Когда человек обосновывает свой отказ таким образом, возникает впечатление, что он вот-вот согласится. Если вы действительно решили отказаться, выберете самое весомое, с вашей точки зрения, объяснение и настаивайте на нём.

Диалог 2

 

Катя. У меня есть сигареты, давай покурим.

Лена. Ой, нет, не могу!

Катя. А почему?

Лена. От меня будет пахнуть табаком.

Катя. Ну и что?

Лена. Родители узнают.

Катя. А ты к ним не подходи.

Лена. Моя собака учует. Она не выносит запах табака. Я приду домой, она меня обнюхает и убежит, а родители спросят, почему это собака о меня убежала. Потому что я курила.

Катя. А ты надушись.

Лена. Тогда родители обо всём догадаются.

(Катя не знает, что ещё предложить).

 

Воспитатель: Как вы считаете, кто оказался сильнее в этом споре?

Ученики: Лена

Воспитатель: В этом диалоге Лена настаивала на своей версии, что родители её разоблачат в любом случае. Если бы катя продолжала настаивать, это бы было неуважением к семье Лены. Поэтому диалог прекратился.

 

Диалог 3

 

Серёжа. На, кури.

Дима. Я не буду.

Серёжа. А что тогда сюда пришёл?

Дима. Просто так.

Серёжа. Ну, тогда иди отсюда.

(Дима уходит).

 

Воспитатель: Как вы считаете, кто оказался сильнее в этом споре?

Ученики: затрудняются ответить.

Воспитатель: В этой сценке вроде бы сильнее оказался Дима, но ему придётся уйти и потерять уважение группы. Он мог бы сказать: «Уже бросил» или « Что-то сейчас не хочется», но рано или поздно нужно будет закурить.

 

 Давайте повторим этот диалог по-другому.

 

Диалог 4

 

Серёжа. На, кури.

Дима. Не хочу!

Серёжа. Кури, за компанию!

Дима. Отстань, кури сам, если хочешь!

Серёжа. А что тогда сюда пришёл?

Дима. Захотел и пришёл.

Серёжа. Ну тогда иди отсюда.

Дима. Не хочу.

 

Воспитатель: Вот сейчас Дима оказался сильнее. Но так может себя вести только человек, уверенный в себе. Человек, которого уважают в группе. Грубое давление сверстники оказывают чаще всего на тех, кого не очень уважают. А за что могут уважать?

 

Примерные ответы учеников:

- За спортивные достижения

- За силу

- За смелость

- За то, что хорошо разбирается в чём-то

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Программа «Здоровая Россия»

Программа «Здоровая Россия»

Одна сигарета содержит примерно 6-8 мг никотина, из которых 3-4 мг попадают в кровь

Одна сигарета содержит примерно 6-8 мг никотина, из которых 3-4 мг попадают в кровь

Аллена Карра, который написал популярную книгу «Лёгкий способ бросить курить»

Аллена Карра, который написал популярную книгу «Лёгкий способ бросить курить»

Воспитатель: наше занятие подошло к концу

Воспитатель: наше занятие подошло к концу

Частных торговцев табаком повелевалось наказывать: «пороть, резать носы, ссылать в дальние города»,

Частных торговцев табаком повелевалось наказывать: «пороть, резать носы, ссылать в дальние города»,

Миша. А мы отойдём в угол. Саша

Миша. А мы отойдём в угол. Саша

Диалог 4 Серёжа. На, кури.

Диалог 4 Серёжа. На, кури.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.11.2022