Программа «Здоровая Россия»
Тема занятия: «Курить – здоровью вредить!»
Форма занятия: беседа с элементами ролевой игры
Сонова Е.В, воспитатель 4 «Г»,
ОЧУ «Газпром школа»
Цель: познакомить учеников с фактами, свидетельствующими о вреде курения; способствовать выработке отрицательного отношения к курению; дать необходимые поведенческие приёмы, позволяющие уклониться от вредного воздействия сверстников.
Единица содержания: осознание отрицательного влияния курения на развитие личности; способы профилактики курения
Ход занятия:
1.Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности 5 мин |
|
Задача: обеспечение мотивации, принятие цели, готовности к активной деятельности Метод: репродуктивный/продуктивный Форма работы: фронтальная/парная/индивидуальная/ |
|
Деятельность воспитателя |
Деятельность ученика |
Рефлексия в начале Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Прежде, чем мы начнём наше занятие, предлагаю Вам для получения хорошего настроения сыграть в игру «Поменяйтесь местами». Воспитатель в роли водящего.
Воспитатель включает ролик из мультфильма «Ну, погоди!» (Приложение 1) и просит ребят сформулировать тему занятия.
– Как вы думаете, какова тема классного часа?
|
Ученики играют в игру.
Смотрят ролик, формулируют тему занятия
Тема нашего сегодняшнего занятия: “Курить – здоровью вредить!”
|
2. Усвоение нового материала 15 мин |
|
Задача: обеспечение самостоятельного выполнения заданий, применения знаний и способов действий в изменённой ситуации Метод: репродуктивный/продуктивный Форма работы: фронтальная/групповая/индивидуальная/ |
|
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Воспитатель: Вы не раз слышали о вреде курения. Сегодня мы поговорим о коварном враге человечества никотине, узнаем как табак попал в Европу и какой вред здоровью приносит эта вредная привычка – курение. - Как же люди познакомились с табаком? Обратимся к истории. Воспитатель: - Никотин – вещество, содержащееся в листьях и стеблях табака. При курении оно вдыхается с дымом, через лёгкие попадает в кровяное русло, затем - в центральную нервную систему. Для человека смертельная доза никотина составляет от 50 до 100 мг, то есть 2-3 капли. Именно эта доза поступает в организм человека при выкуривании 20-25 сигарет. Одна сигарета содержит примерно 6-8 мг никотина, из которых 3-4 мг попадают в кровь. Таким образом, если в течение 30 лет курильщик выкуривает примерно 20 тысяч сигарет, то он поглощает целых 800 граммов никотина! Воспитатель: Просмотр фильма «Тайна едкого дыма» ( с сайта «Общее дело» (Приложение 3) и попробуем ответить на вопросы:
- Что вы узнали о табачном дыме?
- Как влияет дым на окружающих?
- На какие органы влияет табачный дым?
- Каковы последствия курения табака?
|
Заранее подготовленные ученики рассказывают историю появления табака для курения (Приложение2), остальные слушают.
Слушают информацию о вреде никотина.
Смотрят фильм. Отвечают на вопросы. Примерные ответы детей:
- Дым состоит из мельчайших частиц, большая часть которых невидима.
- Разрушает организм, мы становимся пассивным курильщиком.
- На зубы, на лёгкие, на кожу.
- Болезни, изменения в сосудах.
|
3. Проверка усвоения 20 мин |
|
Задача: обеспечение самостоятельного выполнения заданий, применения знаний и способов действий в изменённой ситуации Метод: репродуктивный/продуктивный Форма работы: фронтальная/групповая/индивидуальная/ |
|
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
- Воспитатель организует анализ полученной информации, предлагая заполнить таблицу «Курение – «за» и «против» (Приложение 4).
- Как вы думаете, ребята, неужели курение обладает такой магической силой, что может сделать человека взрослым, современным, уравновешенным?
Воспитатель: - Значит люди скрывают от себя истинную причину курения. Давайте выясним, в чём она всё-таки состоит? Я прочту Вам цитату из книги английского врача Аллена Карра, который написал популярную книгу «Лёгкий способ бросить курить». В этой книге он называет сигарету «коварной ловушкой» и вот так объясняет, почему люди попадают в эту ловушку. «Никотин – бесцветное, маслянистое вещество, содержащееся в табаке и вызывающее у курильщиков зависимость. Этот наркотик вызывает самое быстрое привыкание из всех известных человечеству веществ: чтобы пристраститься к нему, может потребоваться лишь одна сигарета. Каждая затяжка сигаретой поставляет через лёгкие в мозг небольшую дозу никотина, действующую намного быстрее, чем, например, доза героина. Которую наркоман вводит в вену. Если, куря сигарету, вы делаете 20 затяжек, вы получаете 20 доз наркотика». Итак, истинная причина курения – это наркотическая зависимость.
Воспитатель: - Ребята, давайте сделаем вывод о том, что такое курение и запишем его на доске.
- К сожалению, многие из детей начинают курить под влиянием друзей. Им не хочется курить, но они не знают, как отказаться. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Умей сказать «нет». В этой игре пары наших ребят разыграют сценку предложения закурить. Все остальные будут внимательно следить за диалогом и решат, кто победил в словесной дуэли.
Воспитатель комментирует каждый диалог (комментарии в Приложении 5) Воспитатель: Что же делать, если, пока не уверен в себе и не можешь противостоять давлению товарищей? Психологи дают такие советы: - Просто сказать «нет» без объяснения. - Отказаться и объяснить причину отказа. - Отказаться и уйти. - Говорить, как заезженная пластинка», на все уговоры отвечать «нет», «не буду». - Не обращать внимания на предложения закурить. - Постараться объединиться с кем-то, кто тоже не курит. - Постараться избегать курящих компаний.
|
Заполняют таблицу
Примерные ответы детей: - Нет, курящий ребёнок все равно выглядит ребёнком, а не взрослым. - Сигарета не делает человека современным, курили и раньше. - Табачный дым не успокаивает, а делает человека ещё более раздражительным. (Ученики могут использовать аргументы «Против» из таблицы)
Слушают и делают выводы.
Один из учеников записывает: «Курение – это вредная и опасная привычка, коварная ловушка, никотиновая зависимость!»
Заранее подготовленные пары учеников разыгрывают сценки (Приложение 5), остальные ученики голосованием решают, кто победил. |
3.Итог на рефлексивной основе 5 мин |
|
Задача: обеспечить анализ, оценку собственной деятельности каждым обучающимся с учётом поставленных в начале урока целей, получение обучающимися информации о реальных образовательных результатах, определение личной комфортности на уроке, выражение степени удовлетворённости индивидуальной и совместной деятельностью и мотивация к её дальнейшему продолжению Метод: репродуктивный/продуктивный |
|
Воспитатель: наше занятие подошло к концу. Как вы считаете, было ли полезным наш сегодняшний разговор? Что он вам дал?
|
Ученики высказываются, подводят итоги занятия Примерные ответы: - Я узнал, что курение очень вредная и опасная привычка. - Я узнал, как отказаться курить и не обидеть друзей. - Я узнал. Что курение – это наркотическая зависимость. - Я узнал, что курение – это ловушка, в которую ни в коем случае нельзя попадать. |
|
Приложения к занятию
Приложение 1 Ролик из «Ну, погоди!» (Волк с сигаретой)
Ссылка на ролик:
https://youtu.be/q9Wizggqu0w
Приложение 2
Ученик 1. При раскопках в Гондурасе в древних храмах Центральной Америки были найдены первые изображения курильщиков табака, датируемые тысячным годом до н. э. Табак выращивали для местных лекарей. Он использовался как болеутоляющее средство и в религиозных ритуалах. Тогда же появились трубки и сигары.
Табак, как представитель дикой флоры был известен в древности в Европе, Азии, Африке. Листья его сжигали на костре, их дым оказывал на людей одурманивающее воздействие.
Ученик 2. Христофор Колумб был первым европейцем, столкнувшимся с табакокурением. Во время его первого путешествия в Новый Свет в 1492 году, он увидел, как жители острова Куба сосут плотно свёрнутые тлеющие листья какого-то растения. Растение это называлось каоба, а трубка для вдыхания курительной смеси – табако. Отсюда и произошло слово «табак».
В Старом Свете курение сразу же запретили, а в Турции за курение человека могли запросто посадить на кол. Персидский шах Аббас приказал сжечь торговца, который завёз табак в военный лагерь. Римский папа Урбан VIII отлучил от церкви тех, кто курил или нюхал табак, а однажды за курение он замуровал монахов в стену.
Ученик 3. В Россию табак попал в 1585 году контрабандным путём через Архангельск.
После опустошительного пожара Москвы в 1634 году, причиной которого оказалось курение, оно было запрещено под страхом смертной казни. Царь Михаил Фёдорович, дед Петра I, уличая кого-нибудь в курении первый раз, наказывал его 60 ударами палок по стопам. Если же наказанный продолжал курить, ему отрезали нос и уши. Но, не смотря на такие строгие меры, привычка курить уже прочно укоренилась. К концу XVIII века в мире не было страны, куда бы не проник табак.
Ученик 4. При царе Алексее Михайловиче, сыне Михаила Фёдоровича, борьба с потребителями сатанинского зелья усилилась. В специальном Уложении от 1649 года было велено всех, у кого будет найдено богомерзкое зелье, пытать и бить на козле кнутом, пока не признаются откуда получено. Частных торговцев табаком повелевалось наказывать: «пороть, резать носы, ссылать в дальние города»,
В 1698 году, при императоре Петре I, который приучился к табаку в Голландии и сам был заядлым курильщиком, сняли запрет на курение табака, обложив его пошлиной и большим налогом.
Ученик 5. Через много лет антикурильщики, не способные ничем «отомстить» Петру I, который стал внедрять табак на Руси, выдвинули версию, что простудившись, славный царь Пётр I именно вследствие слабости прокуренных лёгких не смог выздороветь и умер до срока, способный ещё много полезного сделать для России.
Ученик 6. В 1716 году на продажу табака в России была установлена монополия, приносившая доход казне. В Крыму появилась плантация табака. Первая табачная фабрика была построена на Украине, в Ахтырке, а в 1852 году такая фабрика появилась в Петербурге. С 1870 года в Москве начала работать табачная фабрика «Ява». Развивалась табачная отрасль – новая доходная отрасль промышленности.
Ученик 7. С историей табака тесно связано имя Жана Нико, который прославился во Франции благодаря умелому использованию табачных листьев в медицине. Он преподнёс французской королеве Екатерине Медичи табачное растение, листья которого, по его уверениям, обладали свойством «выгонять и уничтожать болезни головы и мозга». В знак благодарности королева назвала «чудодейственное лекарство» именем Нико – «Nikotina tabacum».
Приложение 3 Фильм «Тайна едкого дыма» с сайта общественной организации «Общее дело»
Ссылка:
https://xn----9sbkcac6brh7h.xn--p1ai/video/multy/
Приложение 4 Таблица
«Курение – «за» и «против»»
«Против» |
«За» |
Отнимает жизнь Добавляет болезни Отравляет организм Ухудшает внешность Вянет кожа Сипнет голос Желтеют зубы Отнимает деньги Отравляет некурящих Мешает работе и бизнесу Причина пожаров Это немодно Запрещено законом |
За компанию Из любопытства По незнанию Чтобы успокоить нервы Чтобы казаться старше, взрослее Чтобы казаться современным Чтобы лучше работала голова |
Приложение 5 к ролевой игре «Умей сказать «нет»».
Диалог 1
Миша. Давай закурим!
Саша. Я не могу.
Миша. Почему?
Саша. Родители увидят.
Миша. А мы отойдём в угол.
Саша. Мне нельзя, у меня сердце болит.
Миша. Но ты же не умрёшь от одной сигареты.
Саша. А я сигареты без фильтра не курю.
Миша. У меня с двойным фильтром.
Саша. Да я спички забыл.
Миша. У меня есть зажигалка.
Саша. Соседи из окон нас увидят.
Миша А мы пойдём в подвал.
(Саша молчит, не зная, что ответить.)
Воспитатель: Как вы считаете, кто оказался сильнее в этом споре?
Ученики: Миша.
Воспитатель: Как ни странно, Саша ни разу не сказал : «Я не хочу». А ведь этого было достаточно, чтобы Миша от него отстал. Ведь если Миша его друг, он должен уважать его желания. Иначе о какой дружбе речь? Отговорки Саши сумбурны и случайны. Когда человек обосновывает свой отказ таким образом, возникает впечатление, что он вот-вот согласится. Если вы действительно решили отказаться, выберете самое весомое, с вашей точки зрения, объяснение и настаивайте на нём.
Диалог 2
Катя. У меня есть сигареты, давай покурим.
Лена. Ой, нет, не могу!
Катя. А почему?
Лена. От меня будет пахнуть табаком.
Катя. Ну и что?
Лена. Родители узнают.
Катя. А ты к ним не подходи.
Лена. Моя собака учует. Она не выносит запах табака. Я приду домой, она меня обнюхает и убежит, а родители спросят, почему это собака о меня убежала. Потому что я курила.
Катя. А ты надушись.
Лена. Тогда родители обо всём догадаются.
(Катя не знает, что ещё предложить).
Воспитатель: Как вы считаете, кто оказался сильнее в этом споре?
Ученики: Лена
Воспитатель: В этом диалоге Лена настаивала на своей версии, что родители её разоблачат в любом случае. Если бы катя продолжала настаивать, это бы было неуважением к семье Лены. Поэтому диалог прекратился.
Диалог 3
Серёжа. На, кури.
Дима. Я не буду.
Серёжа. А что тогда сюда пришёл?
Дима. Просто так.
Серёжа. Ну, тогда иди отсюда.
(Дима уходит).
Воспитатель: Как вы считаете, кто оказался сильнее в этом споре?
Ученики: затрудняются ответить.
Воспитатель: В этой сценке вроде бы сильнее оказался Дима, но ему придётся уйти и потерять уважение группы. Он мог бы сказать: «Уже бросил» или « Что-то сейчас не хочется», но рано или поздно нужно будет закурить.
Давайте повторим этот диалог по-другому.
Диалог 4
Серёжа. На, кури.
Дима. Не хочу!
Серёжа. Кури, за компанию!
Дима. Отстань, кури сам, если хочешь!
Серёжа. А что тогда сюда пришёл?
Дима. Захотел и пришёл.
Серёжа. Ну тогда иди отсюда.
Дима. Не хочу.
Воспитатель: Вот сейчас Дима оказался сильнее. Но так может себя вести только человек, уверенный в себе. Человек, которого уважают в группе. Грубое давление сверстники оказывают чаще всего на тех, кого не очень уважают. А за что могут уважать?
Примерные ответы учеников:
- За спортивные достижения
- За силу
- За смелость
- За то, что хорошо разбирается в чём-то
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.