Сценарий занятия «Образ будущего. Ко Дню знаний» (5 – 7 класс)
Цели занятия:
формирование у обучающихся осознанного и глубокого понимания значимости образа будущего как ориентира для личного и общественного развития;
воспитание чувства ответственности за будущее своей страны, осознание роли каждого человека в построении сильной и независимой России;
развитие понимания ценности образования как основного инструмента для достижения жизненных целей и преодоления вызовов, стоящих перед современным обществом.
Формирующиеся ценности: патриотизм, созидательный труд.
Основные смыслы:
Иметь образ будущего – значит иметь ориентир, направление движения, позитивный образ будущего задаёт определённость жизни и наполняет её смыслами.
Образ будущего страны – сильная и независимая Россия. Будущее страны зависит от каждого из нас уже сейчас.
Образование – фундамент будущего. Знания – это возможность найти своё место в обществе и быть полезным людям и стране.
Россия – страна возможностей, где каждый может реализовать свои способности и внести вклад в общее будущее страны.
Форма занятия: беседа, обсуждение, работа в группах. Занятие включает просмотр видеоматериалов, выполнение творческих заданий.
Сценарий
Мотивационная часть
Учитель поздравляет школьников с началом нового учебного года и организует просмотр приветственного видеоролика. Содержание видеоролика: обращение ведущего, обозначающее тему занятия, ее актуальность, ценностно-смысловые установки.
Учитель может спросить у ребят, с каким настроением они входят в новый учебный год, чего они ожидают, что интересного, как они предполагают, будет в этом году.
Демонстрация обращения В. В. Путина к школьникам.
В прошлом году мы с вами говорили о том, как важно помнить историю нашей страны и гордиться её достижениями. Давайте вспомним, о каких великих достижениях России мы говорили? Для этого ответим на вопросы викторины:
Интерактивное задание № 1 «Викторина».
1. Какое событие стало началом космической эры и укрепило лидерство СССР в космосе?
Полёт Юрия Гагарина в космос
2. Кто создал первую периодическую таблицу химических элементов, которая используется учёными всего мира?
Дмитрий Менделеев
3. Какое достижение Ивана Федорова оказало влияние на распространение знаний в России?
Публикация первой печатной книги на русском языке
4. Какое географическое открытие совершили Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев?
Открытие Антарктиды
5. Чем знаменита экспедиция Семёна Челюскина?
Он достиг самой северной точки Евразии, названной в его честь
Посмотрите, как каждое событие прошлого отразилось на будущем России, в котором мы с вами как раз и живём! Так же и ваши знания, которые вы получаете сейчас, могут повлиять на будущее! А теперь давайте посмотрим короткий ролик о том, как наша страна с её богатым наследием и ресурсами формирует образ справедливого и процветающего будущего для всего мира.
Демонстрация видеофрагмента «Россия. Образ будущего»
Дикторский текст
Весь мир в предвкушении будущего. Но какое оно, наше завтра? Как мы видим и чувствуем его? В каком пространстве хотим жить и созидать? И без чего это невозможно? Будущее видится прогрессивным, бесконфликтным и справедливым. В котором человеку будет комфортно и безопасно. И это способна подарить наша страна. Энергетика — основа цивилизации, без которой не было бы условий для развития человечества. В России, помимо углеводородов, существует энергия рек, ветра и солнца. Мы исследуем и осваиваем наши бескрайние просторы, чтобы жить в согласии с природой и ее ценностями. И берем ее энергию, чтобы наполнять заводы и машины. Но энергия важна не только фабрикам и технике. Главное - без нее не может человек. Энергию человек получает из пищи. Поэтому сегодня как никогда важно обеспечить каждого качественными продуктами питания. Уже сейчас Россия - один из крупнейших поставщиков зерновых! А дальше - только больше. Мы проложили трассы и железнодорожные магистрали, Транссиб и БАМ, чтобы всё - от руды до продуктов питания - поставлять в различные города с наименьшими затратами. И верим, что скоро до Дальнего Востока будет рукой подать - ведь истинное будущее за Северным морским путем. А как же современные технологии? В России есть всё, что нужно: от собственных сервисов, поисковых систем и социальных сетей - до национальных доменов и антивирусов. А еще - наша страна красива, щедра и гостеприимна. Здесь многие столетия живут бок-о-бок люди 190 национальностей. Россию можно познавать десятки лет, но так и не узнать по-настоящему, каждый раз открывая что-то удивительное и уникальное. Но главное наше богатство - люди, с которыми невозможное становится возможным. Вот он, настоящий образ будущего. В огромной многомиллионной стране, которая носит гордое название - Россия.
Какой вы увидели нашу страну? Назовите прилагательные, которыми вы можете её охарактеризовать?
Ответы обучающихся
(сильная, независимая, высокотехнологичная, гибкая, неконфликтная, справедливая, щедрая, гостеприимная и т. п.).
А как вы думаете, какие технологии могут наиболее сильно повлиять на наше будущее?
Ответы обучающихся
(Возобновляемая энергия – использование энергии ветра, солнца и рек. Безопасные атомные станции – новая ядерная энергетика. Современные фермы и производство еды – обеспечение мира продовольствием. Развитие транспортных путей – новые дороги и морские маршруты, например, Северный морской путь. Цифровые технологии – создание своих приложений, соцсетей и спутников. Космос – запуск спутников и развитие навигации, как ГЛОНАСС).
Верно, эти технологии, действительно, могут изменить наш мир, и важно не только следить за ними, но и быть готовыми к изменениям. Образ будущего — это то, что мы можем начать формировать уже сейчас.
Основная часть
Ну что же, современные технологии – фундамент будущего. А каким же оно может быть, это будущее? Давайте помечтаем!
Интерактивное задание № 2 «Собери образ будущего».
На экране демонстрируется ряд картинок, каждая из которых символизирует важные элементы будущего, при нажатии на них появляется название изображённого объекта. При повторном нажатии появляется вариант роли России в данной сфере в будущем.
Посмотрите на экран, вы видите картинки, которые нейросеть изобразила по запросу «Россия будущего». Предположите, что изображено на картинке.
(После ответов обучающихся учитель нажимает на картинку и появляется правильный вариант ответа и название сферы деятельности, например, космос.)
Предположите, какую роль будет играть наша страна в данной сфере в будущем, какие произойдут изменения. Затем мы посмотрим, что по этому поводу думает нейросеть.
Ферма будущего
Космическая станция будущего
Ледокол будущего
Центр обработки информации
Солнечная энергостанция
Автобус будущего
Вот такой образ будущего мы вместе с вами собрали. Все эти элементы важны для создания мира, в котором мы хотим жить – мира, где технологии помогают нам развиваться, где растёт и преумножается сильная и независимая Россия!
Интерактивное задание № 3 «Мост из настоящего в будущее».
Чтобы узнать, каким будет будущее для каждого из нас, попробуем вместе построить «Мост в будущее». На экране вы видите образ моста, где один берег символизирует «Настоящее», а другой – «Будущее». Мост состоит из «кирпичиков» — шагов и действий, которые вы можете сделать уже сейчас, чтобы достичь определённых целей в будущем. Ученики соединяют между собой действия или навыки, которые они могут развивать в настоящем, и их результат в будущем.
Блоки стороны «Настоящего»:
Как вы думаете, можно ли точно знать заранее, какие знания тебе понадобятся в будущем? Ответы обучающихся.
Верно, ведь мы с вами учим так много разных наук! И человек продолжает учиться всю свою жизнь! А сейчас можно участвовать в проектах «Движение первых», «Большая перемена», «Больше, чем путешествие», «Россия – страна возможностей», можно стать участником Национальной технологической олимпиады для школьников.
В Национальной технологической олимпиаде шесть направлений: виртуальная реальность, искусственный интеллект, компьютерные игры, космос, роботы и среда обитания. Можно выбрать самое интересное!
Для предварительной регистрации вы можете перейти по QR коду.
Каждый из нас может начать строить своё будущее уже сейчас. Знания, умения и добрые дела – это те «кирпичики», которые ведут нас к успеху, и только от нас зависит, какой вклад мы сделаем в будущее.
Заключительная часть
Мы с вами обсудили, как действия в настоящем могут повлиять на наше будущее, словно мы строим мост. Но ведь важную роль в нашем будущем играет и школа – то место, куда мы приходим каждый день. Давайте представим, какой будет школа в будущем!
Вы видите обычную школу.
Давайте представим, какой будет наша школа через 50 лет. Что появится нового, а что не изменится:
1. Какие новые предметы появятся?
2. Смогут ли роботы заменить учителей?
3. Можно ли будет школьные знания сразу загружать в мозг?
4. Будет ли в школе домашнее задание и как оно может выглядеть?
5. Как изменится школьная форма, останется ли она?
6. Как изменятся школьные мероприятия и внеурочная деятельность в будущем?
7. Будет ли школьное расписание одинаковым для всех, или каждый сможет учиться в удобное для себя время?
Ответы обучающихся.
А что бы вы хотели, чтобы в школе будущего осталось неизменным?
Ответы обучающихся.
(Учитель в качестве итога обсуждения может подчеркнуть, что традиции, любовь учителей и наставников к своим ученикам и своему делу, школьная дружба, взаимовыручка – это то вечное и ценное, что было, есть и будет всегда!)
А как вы думаете, можем ли мы сейчас повлиять на то, какой будет наша школа в будущем?
Ответы обучающихся.
От каждого из нас зависит, какой будет школа будущего, и какой будет наша страна! Помните, что каждый из вас — это будущее России. Наше занятие завершилось, но работа над образом будущего у нас с вами только начинается! Пусть этот учебный год будет для вас шагом вперёд на пути к вашим мечтам и к созданию светлого будущего для всей России!
Связь с учебными предметами
История.
Изучение тем, связанных с развитием промышленности и сельского хозяйства в нашей стране, размышления о том, как развитие промышленности и упорный труд помогли создать мощную экономическую базу для будущего страны. Это поможет понять, как современные достижения могут повлиять на будущее России.
Обществознание.
Темы, связанные с изучением гражданского общества и его роли в развитии государства, помогут пониманию того факта, что активная гражданская позиция и участие в жизни общества способствуют созданию будущего для всей страны.
Литература.
Знакомство с произведениями отечественной литературы, в которых герои стремятся изменить будущее, помогает понять, как личные усилия и стремление к идеалам могут влиять на будущее. Такие образы формируют у читателей собственный образ будущего.
Использованный материал:
https://razgovor.edsoo.ru/topic/103/grade/57/
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.