МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ «ПОДРОСТОК»
Сценарий
конкурсно-игровой программы
«Зимушка-зима»
(возраст детей 10-12 лет)
Автор-составитель:
Коннова Ирина Михайловна, педагог
первой квалификационной категории, отдела
народных промыслов
Оренбург,
2020
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данное мероприятие может быть проведено педагогами дополнительного образования в дни зимних каникул, в период проведения конкурса «Вифлеемская звезда», который связан с такими праздниками как Рождество и Новый год. А эти праздники ассоциируются у детей с красавицей-зимой с русскими народными обычаями и традициями, а также устным народным творчеством.
Цель:Учиться работать в команде, заинтересовать детей в изучении устного народного творчества.
Задачи:
- Познакомить с устным народным творчеством, традициями и обычаями русского народа.
- Способствовать воспитанию уважения к культуре родной страны.
- Способствовать развитию интереса к устному народному творчеству.
Место проведения, аудитория, адресность: кабинеты детских творческих объединений; учащиеся творческих объединений отдела народных промыслов 9-11 лет.
Оснащение:
1. Выставка творческих работ детей и педагогов, посвященных зимней тематике, Рождеству, Новому году.
2. Жетоны (круги, квадраты, треугольники разноцветные).
3. Сладкие призы.
4. Магнитофон, музыкальные записи по зимней тематике.
Предварительная работа: подготовить к выставке детские творческие работы, связанные с темой зимы, зимних праздников. Сделать разноцветные жетоны в виде круга, квадрата, треугольника. Приобрести сладкие призы. Сделать музыкальные записи по зимней тематике.
Условия проведения игры: деление группы на команды, выбор капитанов команд. Побеждает команда, которая собрала больше жетонов- наград.
Ход мероприятия:
Перед началом конкурсно-игровой программы дети знакомятся с выставкой творческих работ по декоративно-прикладному творчеству «Вифлеемская звезда».
Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим разговор о временах года и устном народном творчестве, связанном с ними. Наше мероприятие будет проходить в форме конкурса. Все конкурсные задания будут связаны с зимой. Конкурс будет включать 5 заданий. За правильно выполненное задание команда получает жетон. Команда, которая получит большее количество жетонов-наград, станет победительницей и получит сладкий приз. Мне сегодня будет помогать ведущий (педагог называет имя ученика).
Ведущий:Зимушка-зима, так ласково называл русский народ самое суровое время года. Сегодняшняя выставка, посвященная зимним праздникам Рождеству и Новому году,
Ребята, вы готовились к сегодняшнему конкурсу и представляете две команды: «Лютень» и «Сечень».
Конкурс капитанов
Внимание 1 задание.Капитаны участвуют в жеребьевке. Кому выпал номер 1, начинает первый отвечать на вопросы. Вопрос: Что означает название вашей команды? Оценивается полный ответ.
Предполагаемый ответ: По народному календарю зимние месяцы называют:
Лютень или студень – декабрь. Древнерусское название декабря – лютень, студень – за лютую морозную пору, за длительную стужу.
Сечень или просинец – январь. Наши предки называли январь Сечень, оправляясь в лес подрубать вымороженные деревья, а за синеву неба – просинец.
Вьюговей, бокогрей- февраль. Февраль по народному календарю двуликий месяц: и вьюговей и бокогрей. День от дня сновится все светлее.
Педагог: Команда «________________» награждается жетоном за правильный, полный ответ.
Мозговой штурм
Ведущий:А сейчас мы переходим ко второму заданию. Кто больше назовет зимних примет. За каждый правильный ответ - жетон. Команда № 1 начинает, команда № 2 продолжает.
Предполагаемые ответы:
1. Большие хлопья снега – к оттепели.
2. Выпадает снег – к потеплению.
3. Дневной снег не лежит, а первый надежный снег выпадает ночью.
4. Кошка морду лапой закрывает - --к метели.
5. Частые звезды - к теплому снегу, редкие – к ненастью и вьюге.
6. Красный огонь в печи – к морозу.
7. На утренней зорьке солнце красно – на метель.
8. Ясное небо к морозу.
9. Дрова горят с треском – к морозу.
10. Закат в облаках – к снегопаду.
11. Иней на деревьях – к морозам, туман к - оттепели.
12. Кошка долго и крепко спит – к теплу.
13. Белые облака зимой – к ветру, синие – к теплу.
Педагог: Ребята, а сейчас давайте немного отвлечемся, отдохнем. Капитаны команд проведут подвижные игры с вами.
Предполагаемые подвижные игры:
«Горячо-холодно» - водящий выходит из комнаты, остальные прячут какой-либо предмет в комнате. Затем приглашают водящего и предлагают найти спрятанный предмет. Во время поисков играющие предупреждают водящего: «тепло», «горячо», если приближается к предмету, «холодно», если удаляется от него. Предупреждать можно не только словами, но и тихой или громкой музыкой, звоном колокольчика. Когда предмет найден, выбирают нового водящего.
«Корчага» - жребием выбирают Корчагу и водящего. Корчагу накрывают платком и сажают в центр круга, образуемого участниками игры. Водящий по секрету от Корчаги дает всем играющим названия: «птичка», «цветок» и т.п. Затем он встает возле корчаги и вызывает по очереди каждого из игроков, произнося его новое имя. Вызванный подходит к сидящему,слегкаударяет его рукой и, возвратившись на место, хлопает в ладони.После этого водящий снимает с Корчаги платок и спрашивает, кто его ударил. Если тот отгадывает, на его место садится ударивший, если нет, Корчага остается в центре круга, и игра продолжается.
Ведущий:Ребята, мы немного отдохнули, а теперь – Внимание!3 задание! За каждый правильный ответ, по традиции, – жетон.
Какой месяц «год кончает – зиму начинает»? Назовите его приметы, а также приметы других месяцев зимы.
Предполагаемые ответы: Декабрь, его приметы.
1. Декабрь – стужайло: на всю зиму студит.
2. Декабрь узоры на окнах расписывает.
3. Солнце в декабре светит, но не греет.
4. Декабрь – пора хмурого неба и рано вечеряющих дней.
5. Январю морозы – февралю – метели.
6. Январь – в лесу глухая пора.
7. Если январь холодный, то июль будет сухой и жаркий, не жди грибов до поздней осени.
8. В январе висит много частых сосулек, очень длинных – урожай будет хороший.
9. В конце декабря солнце на лето, зима на мороз поворачивают.
10. В феврале зима с весной встречается впервой.
11. Теплый февраль приносит холодную весну.
12. Февральский снег весною пахнет.
13. Февраль богат снегом, апрель водою.
14. Високосный февраль – самый тяжелый месяц.
Ведущий:А теперь, мы переходим к 4 заданию. Ребята, устное народное творчество у русского народа очень богатое. Давайте посмотрим, кто из вас больше назовет пословиц и поговорок о месяцах зимы. Напоминаю, за каждый правильный ответ – жетон.
Предполагаемые ответы:
1. Декабрь – шапка зимы.
2. Декабрь – канун новогодья.
3. Год декабрем кончается, а зима начинается.
4. Зимой солнце, что мачеха, светит, да не греет.
5. Январь всему году запевала.
6. Январь – матовей, трескун, снеговик. Январь перелом зимы, темная зорька года.
7. В январе растет день – растет холод.
8. У февраля два друга: метель да вьюга.
9. Белее зима – зеленее лето.
10. Февраль – месяц лютый, спрашивает, как обуты.
Блиц-турнир:
Педагог: Ребята, вот мы и подошли к заключительному 5 заданию.Это будет конкурс загадок. Он будет проведен как блиц-турнир. Вопрос – сразу ответ. За каждый правильный ответ команда получает жетон. Если команда не отгадывает загадку, это может сделать команда-соперница, за что она получает жетон.
Вопросы команде «Лютень»:
1. Назовите-ка, ребятки, месяц в этой вот загадке:
Дни его всех дней короче, всех ночей длиннее,
На поля и на луга до весны легли снега.
Только месяц наш пройдет, мы встречаем Новый год. (Декабрь)
2. Наступили холода, обернулась в лед вода,
Длинноухий зайка серый обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь, в спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Зимой)
3.Кто мостит на реке мосток без топора, без гвоздей и досок? (Мороз)
4.И не снег, и не лед, а серебром зимой деревья уберет. (Иней)
5.Он слетает белой стаей и сверкает на лету,
Он звездой прохладной тает на ладони и во рту. (Снег)
6.Мои новые дружки и блестящи, и легки,
И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся. (Коньки)
7. Мы проворные сестрицы, быстро бегать мастерицы,
В дождь - лежим, в снег – бежим, уж такой у нас режим. (Лыжи)
8. Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка
За веревочку-узду через двор его веду,
С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу. (Санки)
Вопросы команде «Сечень»:
9.Я прихожу с подарками, блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная, на Новый год я главная. (Елка)
10.Избушка новая, для всех столовая, зовет обедать, крошек отведать. (Кормушка)
11.Щиплет уши, щиплет нос, лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадет не вода уж, а лед.
Даже птице не летится, от мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету, что, скажи, за месяц это? (Январь)
12.На первую ступеньку стал месяц молодой,
К двенадцатой ступеньке пришел старик седой. (Год и 12 месяцев)
13.Бежит по снегу, а следу нету. (Поземка)
14.Невидимкой, осторожно он является ко мне,
И рисует, как художник, он узоры на окне.
Это – клен, а это – ива, вот и пальма предо мной.
Как рисует он красиво белой краскою одной. (Мороз)
15.Снег мешками валит с неба, с дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели на деревню налетели.
По ночам мороз силен, днем капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это? (Февраль)
16.Торопился ручеек прыгнуть вниз,
Зацепился за сучок и повис. (Сосулька)
Педагог: Ребята, пришло время подвести итоги. Давайте подсчитает жетоны. У кого больше, тот и победитель.
Ведущий: Команда «Лютень» набрала ___ жетонов, команда «Сечень» ___жетонов.
Победила команда «_________». Им вручается сладкий приз – торт.
Педагог:Вот и подошла наша игра-конкурс к концу. Сегодня вы показали себя настоящими знатоками русского устного народного творчества. Я думаю, что народное искусство и народная мудрость всегда будет в ваших умах и сердцах.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.