Сценарий "Зимушка-зима"
Оценка 4.9

Сценарий "Зимушка-зима"

Оценка 4.9
docx
28.08.2020
Сценарий "Зимушка-зима"
Сценарий КонноваЗимушка-зима.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ «ПОДРОСТОК»

 

 

 

 

Сценарий

конкурсно-игровой программы

«Зимушка-зима»

(возраст   детей 10-12 лет)

 

 

 

 

 

 

 Автор-составитель:

Коннова Ирина Михайловна, педагог

первой квалификационной категории, отдела

     народных промыслов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оренбург,

2020

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Данное мероприятие может быть проведено педагогами дополнительного образования в дни зимних каникул, в период проведения конкурса «Вифлеемская звезда», который связан с такими праздниками как Рождество и Новый год. А эти праздники ассоциируются у детей с красавицей-зимой с русскими народными обычаями и традициями, а также устным народным творчеством.

 

Цель:Учиться работать в команде, заинтересовать детей в изучении устного народного творчества.

 

Задачи:

- Познакомить с устным народным творчеством, традициями и обычаями русского народа.

- Способствовать воспитанию уважения к культуре родной страны.

- Способствовать развитию интереса к устному народному творчеству.

 

Место проведения, аудитория, адресность: кабинеты детских творческих объединений;  учащиеся творческих объединений отдела народных промыслов  9-11 лет.

 

Оснащение:

1.     Выставка творческих работ детей и педагогов, посвященных зимней тематике, Рождеству, Новому году.

2.     Жетоны (круги, квадраты, треугольники разноцветные).

3.     Сладкие призы.

4.     Магнитофон, музыкальные записи по зимней тематике.

 

Предварительная работа: подготовить  к выставке детские творческие работы, связанные с темой зимы, зимних праздников. Сделать разноцветные жетоны в виде круга, квадрата, треугольника. Приобрести сладкие призы. Сделать музыкальные записи по зимней тематике.

 

Условия проведения игры: деление группы на команды, выбор капитанов команд. Побеждает команда, которая собрала больше жетонов- наград.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход мероприятия:

 

Перед началом конкурсно-игровой программы дети знакомятся с выставкой творческих работ по декоративно-прикладному творчеству «Вифлеемская звезда».

 

 Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим разговор о временах года и устном народном творчестве, связанном с ними. Наше мероприятие будет проходить в форме конкурса. Все конкурсные задания будут связаны с  зимой. Конкурс будет включать 5 заданий. За правильно выполненное задание команда получает жетон. Команда, которая получит большее количество жетонов-наград, станет победительницей и получит сладкий приз. Мне сегодня будет помогать ведущий (педагог называет имя ученика).

 

Ведущий:Зимушка-зима, так ласково называл   русский народ самое суровое время года. Сегодняшняя выставка, посвященная зимним праздникам Рождеству и Новому году,

Ребята, вы готовились к сегодняшнему конкурсу и представляете две команды: «Лютень» и «Сечень».

 

Конкурс капитанов

Внимание 1 задание.Капитаны участвуют в жеребьевке. Кому выпал номер 1, начинает первый отвечать на вопросы. Вопрос: Что означает название вашей команды? Оценивается полный ответ.

Предполагаемый ответ: По народному календарю зимние месяцы называют:

Лютень или студень – декабрь. Древнерусское название декабря – лютень, студень – за лютую морозную пору, за длительную стужу.

 

Сечень или просинец – январь. Наши предки называли январь Сечень, оправляясь в лес подрубать вымороженные деревья, а за синеву неба – просинец.

 

Вьюговей, бокогрей- февраль. Февраль по народному календарю двуликий месяц: и вьюговей и бокогрей. День от дня сновится все светлее.

 

Педагог: Команда «________________» награждается жетоном за правильный, полный ответ.

 

Мозговой штурм

Ведущий:А сейчас мы переходим ко второму заданию. Кто больше назовет зимних примет. За каждый правильный ответ  - жетон. Команда № 1 начинает, команда № 2 продолжает.

 

 

Предполагаемые ответы:

1.     Большие хлопья снега – к оттепели.

2.     Выпадает снег – к потеплению.

3.     Дневной снег не лежит, а первый надежный снег выпадает ночью.

4.     Кошка морду лапой закрывает  - --к метели.

5.     Частые звезды - к теплому снегу, редкие – к ненастью и вьюге.

6.     Красный огонь в печи – к морозу.

7.     На утренней зорьке солнце красно – на метель.

8.     Ясное небо к морозу.

9.     Дрова горят с треском – к морозу.

10.   Закат в облаках – к снегопаду.

11.   Иней на деревьях – к морозам, туман к  - оттепели.

12.   Кошка долго и крепко спит – к теплу.

13.   Белые облака зимой – к ветру, синие – к теплу.

 

Педагог: Ребята, а сейчас давайте немного отвлечемся, отдохнем. Капитаны команд проведут подвижные игры с вами.

 

Предполагаемые подвижные игры:

«Горячо-холодно» - водящий выходит из комнаты, остальные прячут какой-либо предмет в комнате. Затем приглашают водящего и предлагают найти спрятанный предмет. Во время поисков  играющие предупреждают водящего: «тепло», «горячо», если приближается к предмету, «холодно», если удаляется от него. Предупреждать можно не только словами, но и тихой или громкой музыкой, звоном колокольчика. Когда предмет найден, выбирают нового водящего.

 

«Корчага» - жребием выбирают Корчагу и водящего. Корчагу накрывают платком и сажают в центр круга, образуемого участниками игры. Водящий по секрету от Корчаги дает всем играющим названия: «птичка», «цветок» и т.п. Затем он встает возле корчаги и вызывает по очереди каждого из игроков, произнося  его новое имя. Вызванный подходит к сидящему,слегкаударяет его рукой и, возвратившись на место, хлопает в ладони.После этого водящий снимает с Корчаги платок и спрашивает, кто его ударил. Если тот отгадывает, на его место садится ударивший, если нет, Корчага остается в центре круга, и  игра продолжается.

 

Ведущий:Ребята, мы немного отдохнули,  а теперь – Внимание!3 задание! За каждый правильный ответ, по традиции,  – жетон.

Какой месяц «год кончает – зиму начинает»? Назовите  его приметы, а также приметы других месяцев зимы.

Предполагаемые ответы: Декабрь, его приметы.

1.                 Декабрь – стужайло: на всю зиму студит.

2.                 Декабрь узоры на окнах расписывает.

3.                 Солнце в декабре светит, но не греет.

4.                 Декабрь – пора хмурого неба и рано вечеряющих дней.

5.                 Январю морозы – февралю – метели.

6.                 Январь – в лесу глухая пора.

7.                 Если январь холодный, то июль будет сухой и жаркий, не жди грибов до поздней осени.

8.                 В январе висит много частых сосулек, очень длинных – урожай будет хороший.

9.                 В конце декабря солнце на лето, зима на мороз поворачивают.

10.            В феврале зима с весной встречается впервой.

11.            Теплый февраль приносит холодную весну.

12.            Февральский снег весною пахнет.

13.            Февраль богат снегом, апрель водою.

14. Високосный февраль – самый тяжелый месяц.

 

Ведущий:А теперь, мы переходим к 4 заданию. Ребята, устное народное творчество у русского народа очень богатое. Давайте посмотрим, кто из вас  больше назовет пословиц и поговорок о месяцах зимы. Напоминаю, за каждый правильный ответ – жетон.

Предполагаемые ответы:

1.     Декабрь – шапка зимы.

2.     Декабрь – канун новогодья.

3.      Год декабрем кончается, а зима начинается.

4.     Зимой солнце, что мачеха, светит, да не греет.

5.     Январь всему году запевала.

6.     Январь – матовей, трескун, снеговик. Январь перелом зимы, темная зорька года.

7.     В январе растет день – растет холод.

8.     У февраля два друга: метель да вьюга.

9.     Белее зима – зеленее лето.

10. Февраль – месяц лютый, спрашивает, как обуты.

 

Блиц-турнир:

Педагог: Ребята, вот мы и подошли к заключительному 5 заданию.Это будет  конкурс загадок. Он будет проведен как блиц-турнир. Вопрос – сразу ответ. За каждый правильный  ответ команда получает жетон. Если команда не отгадывает загадку, это может сделать команда-соперница, за что она получает жетон.

 

 

Вопросы команде «Лютень»:

1.   Назовите-ка, ребятки, месяц в этой вот загадке:

Дни его всех дней короче, всех ночей длиннее,

На поля и на луга до весны легли снега.

Только месяц наш пройдет, мы встречаем Новый год.  (Декабрь)

 

2. Наступили холода, обернулась в лед вода,

Длинноухий зайка серый обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь, в спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Зимой)

 

3.Кто мостит на реке мосток без топора, без гвоздей и досок? (Мороз)

 

4.И не снег, и не лед, а серебром зимой деревья уберет. (Иней)

 

5.Он слетает белой стаей и сверкает на лету,

Он звездой прохладной  тает на ладони и во рту. (Снег)

 

6.Мои новые дружки и блестящи, и легки,

И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся. (Коньки)

 

7. Мы проворные сестрицы, быстро бегать мастерицы,

В дождь  - лежим, в снег – бежим, уж такой у нас режим. (Лыжи)

 

8. Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка

За веревочку-узду через двор его веду,

С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу. (Санки)

 

Вопросы команде «Сечень»:

9.Я прихожу с подарками, блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная, на Новый год я главная. (Елка)

 

10.Избушка новая, для всех столовая, зовет обедать, крошек отведать. (Кормушка)

 

11.Щиплет уши, щиплет нос, лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду – упадет не вода уж, а лед.

Даже птице не летится, от мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету, что, скажи, за месяц это? (Январь)

 

12.На первую ступеньку стал месяц молодой,

К двенадцатой  ступеньке пришел старик седой. (Год и 12 месяцев)

 

13.Бежит по снегу, а следу нету. (Поземка)

 

14.Невидимкой, осторожно он является ко мне,

И рисует, как художник, он узоры на окне.

Это – клен, а это – ива, вот и пальма предо мной.

Как рисует он красиво белой краскою одной. (Мороз)

 

15.Снег мешками валит с неба, с дом стоят сугробы снега.

То бураны и метели на деревню налетели.

По ночам мороз силен, днем капели слышен звон.

День прибавился заметно.

Ну, так что за месяц это? (Февраль)

 

16.Торопился ручеек прыгнуть вниз,

Зацепился за сучок и повис. (Сосулька)

 

Педагог: Ребята, пришло время подвести итоги. Давайте подсчитает жетоны. У кого больше, тот и победитель.

 

Ведущий: Команда «Лютень» набрала ___ жетонов, команда «Сечень» ___жетонов.

Победила команда «_________». Им вручается сладкий приз – торт.

 

Педагог:Вот и подошла наша игра-конкурс к концу. Сегодня вы показали себя настоящими знатоками русского устного народного творчества. Я думаю, что народное искусство и народная мудрость всегда будет в ваших умах и сердцах.

 

 

 

 

 

 

 


 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данное мероприятие может быть проведено педагогами дополнительного образования в дни зимних каникул, в период проведения конкурса «Вифлеемская звезда», который связан с такими праздниками…

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данное мероприятие может быть проведено педагогами дополнительного образования в дни зимних каникул, в период проведения конкурса «Вифлеемская звезда», который связан с такими праздниками…

Ход мероприятия: Перед началом конкурсно-игровой программы дети знакомятся с выставкой творческих работ по декоративно-прикладному творчеству «Вифлеемская звезда»

Ход мероприятия: Перед началом конкурсно-игровой программы дети знакомятся с выставкой творческих работ по декоративно-прикладному творчеству «Вифлеемская звезда»

Предполагаемые ответы: 1.

Предполагаемые ответы: 1.

Солнце в декабре светит, но не греет

Солнце в декабре светит, но не греет

Наступили холода, обернулась в лед вода,

Наступили холода, обернулась в лед вода,

Снег мешками валит с неба, с дом стоят сугробы снега

Снег мешками валит с неба, с дом стоят сугробы снега
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.08.2020